Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зимина М.Д. 1 Сурков М.Г. 1 Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
В статье поднимается проблема нравственно-патриотического воспитания молодежи. По мнению авторов статьи, именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Авторы статьи убеждены в том, что литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков. Замечательной находкой выступает интеграция уроков внеклассного чтения с воспитательными мероприятиями, направленными на становление юного россиянина. В статье даются практические рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения. Среди наиболее эффективных названы такие методические приемы, как ведение читательских дневников, организация устных журналов, читательских конференций, театрализация, иллюстрирование, работа над проектом. Целесообразны уроки-исследования, на которых происходит знакомство с элементами литературоведческого анализа, сопоставление литературных произведений.
патриотизм
художественная литература
круг детского чтения
российские писатели
младшая школа
начальная школа.
1. Аверкин В.Н. Патриотизм – это наше…что?: беседа с ректором НИРО В.Н. Аверкиным /беседовала Т. С. Данилова // Образование info. – 2013. – № 2. – С. 1-2 ; № 3. – С. 2.
2. Агапова И.С. Патриотическое воспитание в школе. – М: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. – 2006. – № 2. – С.374-376.
4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
5. Жесткова Е.А. Читательская компетентность младших школьников и условия ее формирования // Информация и образование: границы коммуникаций. Сб. статей по материалам Междунар. науч. конф. 8–12 июля 2014 г. Горно-Алтайск, Г.-Алтайский гос. ун-т. – Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та, 2014. – С.25-26.
6. Жесткова Е.А. Особенности работы над языком художественного произведения в начальной школе // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 351-355.
7. Советский энциклопедический словарь. Воспитание. 4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.

На современном временном отрезке, когда идеалы прошлых лет утрачены, а новые не имеют четких границ, вопрос о воспитании патриотических чувств звучит наиболее актуально.

Патриотизм изначально присущ большинству людей. Это возвышенное чувство любви к народу и Родине. В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение патриотизму: «это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [1].

В педагогическом словаре «патриотизм» определяется как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [7].

По мнению В.Н. Аверкина, «патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и всем его достижениям, в первую очередь к тем, которые обеспечивают человеку достойную жизнь, причем в сравнении не с собственным прошлым, а с лучшими мировыми образцами [1].

В.В. Путин, выступая на организационном совещании в апреле 2016 года, выразил уверенность в том, что, объединив усилия, можно вырастить поколение, которое знает свою страну, чувствует сопричастность к её судьбе, к ответственности за ее будущее и главное – верит в нее.  Президент не просто выделил первоочередную задачу педагогов, он обозначил планы патриотического воспитания: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». 

Созвучен словам президента социальный заказ системе образования, сформированный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Среди базовых национальных ценностей в Концепции на особом месте находится патриотизм. Перед общеобразовательными учреждениями стоит задача «воспитывать гражданина и патриота, которому присуще чувство гордости за своё Отечество, малую родину, обладающего активной гражданской позицией, готовностью к служению Отечеству» [4].

Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Заложенные у ученика начальной школы аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина.У младших школьников необходимо постоянно воспитывать чувство гордости за свою Родину, страну и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [3]. При этом необходимо рассказывать об истории родного края и открывать детям имена людей, которые прожили достойную жизнь и являются примером для подражания в наши дни. Если регулярно обращаться к материалам, направленным на воспитание патриотических чувств, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот» [2].

Слова Д.С. Лихачёва звучат в унисон с современными направлениями: «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [6].

       Одной из основных ценностей нашей страны, ее гордостью является русская литература. Неисчерпаемо ее влияние на духовный мир младшего школьника, на выбор нравственных ориентиров. Художественная литература – наиглавнейший инструмент в руках учителя, способный воспитать патриота [5].

Необходимо вводить в круг детского чтения именно те книги, которые повествуют о родной земле, о стране, о людях, трудящихся на благо Отчизны. Замечательные детские писатели: А.П. Гайдар, В.А. Осеева, В.А Каверин, Ю.И. Коваль, Л.А. Кассиль, В.Ю. Драгунский, А.Л. Барто – не только своими рассказами, но и всей своей жизнью показывали пример служения Отчизне. Вероятно, по этой причине их повести и рассказы не утратили своей значимости и в наше время. Пройдя испытание временем (произведения Гайдара в течение нескольких лет были изъяты из школьной программы), они вновь возвращаются в учебники современной школы, потому что действительно интересны детям, учат любить Родину и воспитывают те качества, которые ценятся в человеке. Секрет этих книг в том, что в них говорится о самом главном, будто негромко и задушевно звучат в строках мысли и надежды самих авторов, с удовольствием раскрывающих ребяческие тайны. Они помогают научиться всем сердцем любить родную землю так, как любят ее сами. Через своих героев – озорных и серьёзных, отважных и робких – писатели показывают пример всеобщего патриотизма, отваги. Они учат добру, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций [6].

Во все образовательные организации направлен перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, составленный в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 № 08-709. В нем красной нитью проходит мысль о том, что использование в образовательной деятельности лучших отечественных произведений способствует воспитанию патриотизма. В приложении к письму список, состоящий из произведений для детского чтения. Часть произведений уже включена в учебники и изучается на уроках литературного чтения.

Над использованием других произведений учителю необходимо поразмыслить и продумать внеклассную работу таким образом, чтобы знакомство с литературным наследием не сводилось к формальному рекомендательному списку «для внеклассного чтения».

Замечательной находкой выступает интеграция уроков внеклассного чтения с воспитательными мероприятиями, направленными на становление юного россиянина.

В воспитательной системе любого педагога необходимо найти место для изучения произведений Л. Чарской, В. Коржикова, А. Алексина, В. Крапивина. Герои их произведений – мальчишки и девчонки, которые учатся жить в обществе, быть терпимыми, справедливыми, честными, налаживают взаимоотношения. Историческая повесть Л. Чарской «Смелая жизнь» о жизни первой в России женщины-офицера Надежды Андреевны Дуровой – прямое подтверждение верного служения Отчизне. Героиня повести «Записки маленькой гимназистки» обладает талантом доброты, она утверждает своим поведением, что человек способен изменить окружающий его мир к лучшему. Девочки из произведений Чарской притягательны и симпатичны юным читательницам.

А подрастающим мальчишкам будут интересны и понятны действия героев рассказов классика современной литературы В. Крапивина «Минное заграждение», «Риск», «Алька» и др. Вот уже полвека существуют в литературе «крапивинские мальчики» – смелые и бескорыстные, выделяющиеся среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащие туда, где труднее всего.  «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Эти слова героев Крапивина не просто звучат в его произведениях, а зовут за собой, становятся девизом всей жизни.

Приключенческая повесть В. Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина» призывает бороться с ложью и лицемерием, ленью и корыстью. С ее веселых и ярких страниц звучит призыв любить свою Родину и трудиться для ее процветания.

Рассказы и повести А. Алексина «озарены светом истинной человеческой любви». Герои его книг собственным примером учат доброте и нравственности. Писатель уверен, что подвиг нельзя совершить по расписанию. Это подтверждают своими действиями мальчишки и девчонки, «живущие по совести, по обостренному чувству любви к людям, к стране».

Эти книги учат размышлять и анализировать, сравнивать свои поступки с действиями героев книг. При работе над произведениями можно организовать устный журнал, читательскую конференцию, где дети получат возможность высказать свое отношение к героям, оценить их действия и поступки, поделиться впечатлениями о прочитанном. В ходе данных мероприятий учитель задает вопросы, заставляющие детей задуматься над определенными проблемами произведения.

Одним из действенных методов является театрализация отрывка из произведения. Ребята, вживаясь в роль, принимают внутреннюю позицию героя, отношение автора к событиям, более детально рассматривают произведение. На таких уроках школьники могут быть не только актерами, но и сценаристами, режиссерами, составляющими киносценарий, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п. [5].

При организации урока-исследования происходит знакомство с элементами литературоведческого анализа, сопоставление литературных произведений.

И, конечно же, необходимо учить детей составлению письменных отзывов о прочитанном. Здесь несомненную помощь оказывает ведение «Читательского дневника», в котором младшим школьникам предстоит написать несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Но при этом ребенок анализирует произведение, находит главное и учится выражать свои мысли.

Кроме того, учитель, планируя воспитательные мероприятия по сплочению классного коллектива, умению дружить, воспитанию взаимопонимания, смело может использовать литературные произведения. Яркими живыми иллюстрациями выступят отрывки из прочитанных книг. На примере героев ребята смогут учиться жить и действовать.

Изучая природу родного края, учитель начальных классов обязательно обратится к ярким произведениям В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, И. Акимушкина. А как же иначе? Книги этих авторов помогают увидеть удивительное в обыденном, дорожить каждой травинкой и заботиться о «братьях наших меньших».

При изучении произведений о родной природе целесообразно применять метод проектов. Знакомясь с книгой В. Бианки «Лесная газета», в ходе литературного чтения целесообразно провести интегрированный урок с окружающим миром. Понятие «колесо года», отражающее циклическое изменение в природе, рассмотрено автором не в форме обычных рассказов. Бианки выбрал для книги структуру настоящей газеты. Рубрики – передовая статья, телеграммы спецкоров, объявления, рассказы и викторины – призывают маленького читателя попробовать свои силы в деятельности журналиста. В ходе урока дети получат возможность поработать над газетой. Учитывая желание учеников, учитель делит их на группы. Каждая группа пробует свои силы в определенном жанре. Школьники подбирают материал для отдельных рубрик, готовят иллюстрации. Опираясь на прочитанное, ученики благодаря книге приобретут ощущение своей значимости и положительный результат. А продуктом проектной деятельности является «изданная» ими газета.

Светлые, добрые повести К. Булычева, Е. Велтистова научат не только мечтать и дружить, отвечать за свои поступки, но и приоткроют «дверь» в мир фантастики. Кроме того, в произведениях писателей-фантастов нашли отражение реальные научные открытия российских ученых. При изучении этих книг можно провести викторины и интеллектуальные игры: «Вопрос на засыпку», «Своя игра», где наряду с вопросами по прочитанному ребятам можно задать и вопросы, раскрывающие достижения современной науки и техники.

Исторические произведения О. Тихомирова, А. Ишимовой рассказывают о героических страницах нашей Родины, о великих полководцах и битвах. Имена героев древности становятся для младших школьников именами реальных людей, защищавших Россию, созидавших ее.

Книга А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», написанная почти два столетия назад, и сейчас не утратила своей актуальности и притягательности. Автор учит детей добру, неприятию эгоизма, ставит на высокую ступень любовь к труду, к природе, ко всему живому. Ишимова использует разные формы: прямое обращение к детям, беседу с читателями, разговор  взрослых и юных действующих лиц, воспитывая у маленьких читателей уважительное отношение к культуре своих предков.

Рассказы О. Тихомирова «Александр Невский», «Михайло Ломоносов», «Сказ об Иване Болотникове», написанные изначально для журнала «Мурзилка», сейчас издаются отдельными книгами. В них интересным и доступным языком рассказывается о подвигах простого русского народа под предводительством великих полководцев.

Произведения о Великой Отечественной войне занимают отдельное место в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В этот список входят замечательные рассказы С. Баруздина, А. Толстого, стихи С. Маршака.

С. Баруздин – писатель, прошедший Великую Отечественную войну. В основу его фронтовых рассказов положены реальные события. Но это не ужасы войны, а забавные и поучительные случаи. Рассказ «Простуженный ежик» о том, как солдаты лечили ежа, а в «Сложном поручении» – история о раненом бегемоте. Они не просто помогают сохранить память о предках, защищавших Отечество, но напоминают о нравственном долге – любить и беречь свою Родину.

Произведение А. Толстого «Рассказы Ивана Сударева» адресовано взрослому читателю, но оно понятно и ученикам начальной школы. В рассказе «Русский характер» каждый герой – личность. Писатель восхищается русскими людьми, стойкими и верными, любящими и нежными. «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота». Произведением Толстой доказывает, что русский народ победить невозможно.

Стихи С. Маршака «Мальчик из села Поповки», «Баллада о памятнике» посвящены событиям второй мировой войны. В гражданской лирике поэта прослеживается горечь утрат и радость Победы. Стихотворение «Путь славы» не просто яркий гимн Великой Победе, в нем звучат исторические имена и великие битвы русского народа.

При работе с этими произведениями может быть использована такая форма, как рисование иллюстраций. Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой ими информации. По рисункам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях. В каком объеме обучающиеся восприняли информацию. Рисунки отражают отношение к прочитанному [6].

Чтение художественных произведений открывает новые возможности для формирования активного личностного отношения учащихся, потому что использование литературных произведений в воспитательных и педагогических целях является одним из способов воздействия на высшие психические функции и личность ребенка. Изучение на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе художественных произведений – эффективное средство воспитания социально значимых качеств и развития личности и мотивации учащихся. При чтении детских книг происходит знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников.


Библиографическая ссылка

Зимина М.Д., Сурков М.Г., Жесткова Е.А. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26109 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674