Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Левшина Н.И. 1 Санникова Л.Н. 1 Юревич С.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Традиционно право на внешнюю оценку качества работы образовательных организаций было закреплено за руководителями и специалистами вышестоящих ин¬станций. Современное управление при оценке качества работы организаций, оказывающих социальные ус¬луги, все больше ориентируется на мнение населения. Дошкольные образовательные организации активно переходят на различные виды независимых экспертиз оценки предоставляемых услуг, предлагая проявить должную инициативу непосредственным потребителям услуг, представителям родительской общественности. Однако возникает вопрос – действительно ли родители воспитанников или их законные представители готовы объективно и компетентно высказать свое мнение по поводу качества предоставляемых им услуг и насколько это «полезно» для развития дошкольных образовательных организаций. В рамках статьи представлен анализ ответов родителей воспитанников дошкольных организаций в городе Магнитогорске на вопросы анкет, направленных на оценку их удовлетворенности услугами учреждения, и сделаны соответствующие выводы.
независимая оценка качества образования
общественная экспертиза качества дошкольного образования
1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Эффективный контракт как средство оценки деятельности педагога дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 289–293.
2. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С. 85–97.
3. Гогоберидзе А.Г., Новицкая В.А. Общественно-профессиональная экспертиза программы «Детство»: первые результаты // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сборник науч. статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 66–74.
4. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 263–268.
5. Меренков А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – С. 101–110.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. – М., 2013. – Режим доступа: rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 20.12.2016).
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015). – 2012. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174 (дата обращения: 20.12.2016).

Актуальность

Современная государственная политика в области дошкольного образования нацелена на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства. Об этом свидетельствуют правовые, идеологические и организационные документы последних лет.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует понятие «Управление системой образования» (статья 89, пункты 2.6, 2.7), включая в него, наряду с «государственной регламентацией образовательной деятельно­сти» (процедуры лицензирования образовательной деятельно­сти, государственной аккредитации образовательной деятель­ности, государственного контроля (надзора) в сфере образова­ния), «независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию» [7]. Таким образом, следует отметить такое направление в политике образования, как смещение акцентов в сторону поддержки проведения общественных и независимых оценочных процедур, выявляющих качество образования.

Важным документом, несомненно, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [6], отражающий социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, выступающий ориентиром развития, инстру­ментом и одновременно критерием оценки качества системы дошколь­ного образования для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. Следовательно, его реализация предполагает активное привлечение общественности и педагогического сообщества к процедурам оценки (экспертизы) качества дошкольного образования через установление соответствия реализуемых основных образовательных программ (ООП) и созданных членами педагогического коллектива дошкольной организации психолого-педагогических условий реализации ООП общественным и профессиональным ожиданиям в решении задач социализации и индивидуализации ребенка на этапе дошкольного детства [4].

Удовлетворенность родителей деятельностью образовательной организации и достижениями ребенка выступает, таким образом, ведущим критерием качества дошкольного образования. Вовлеченность родителей в образовательной пространство учреждений – обязательное требование современного развития общества.

Методологической основой исследования выступают: концепции качества образования (В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, В.А. Кальней, В.С. Лазарев, А.Н. Майоров, В.М. Полонский, М.М. Поташник, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.); работы в области управления качеством дошкольного образования (С.Ф. Багаутдинова, К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Е.С. Комарова, О.А. Сафонова, Л.И. Фалюшина и др.); образовательная квалиметрия как область научного знания, изучающая проблематику количественного оценивания качества образования (А.И. Субетто); исследования, объектом которых выступает общественно-профессиональная экспертиза качества образования (В.И. Захарова, Ю.В. Новоселецкая, А.Н. Попов, М.С. Таратухина, Л.Н. Хананашвили и др.).

Однако в целом, несмотря на важность проблемы общественно-профессиональной экспертизы качества образования, конкретных социологических и управленческих исследований по изучению оценки родителями качества дошкольного образования сравнительно немного.

Объект нашего исследования  – качество образования – трактуется ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [7].

Качество образования в дошкольной образовательной организации исследователи рассматривают как удовлетворение потребностей потребителей (государства, общества, детей и их родителей) в образовательных услугах, соответствие его определенным нормам или спецификации [1].

Независимая общественно-профессиональная экспертиза в сфере дошкольного образования – это процесс, ведущими характеристиками которого выступают саморегуляция и добровольность организации. Среди многообразия задач, которые успешно решаются посредством проведения общественно-профессиональной экспертизы наиболее значимыми, по мнению А.Г. Гогоберидзе и В.А. Новицкой, являются: «активизация процессов стратегического развития и повышения качества работы дошкольной образовательной организации; повышение ответственности дошкольных образовательных организаций за качество решения организационных задач; рост конкурентоспособности детского сада, обусловливающей качество образования; обеспечение   информирования общественности, всех заинтересованных сторон, государственного органа о качестве образования в дошкольных образовательных организациях; реализация механизмов создания родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества дошкольного образования; обеспечение соответствия требований, предъявляемых к качеству дошкольного образования в детском саду, ожиданиям потребителей образовательных услуг; формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления дошкольным образованием» [3].

Результаты исследования

Рекомендации для использования инструментов при проведении общественно-профессиональной оценки качества дошкольного образования разработаны Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО). Авторами рекомендаций определен механизм, предполагающий двухступенчатую систему оценки качества, где в качестве первого шага (первой ступени) выступает самоанализ ДОО. В качестве наиболее доступного и эффективного экспертного метода для оценки родителями качества дошкольного образования выступает метод «Дельфи», предусматривающий анонимный опрос экспертов (родителей) по специальным анкетам с последующей статистической обработкой материала. Были использованы данные рекомендации и анкеты, разработанные ФГАУ ФИРО, проанализированы образовательные запросы и образовательные ожидания родителей в отношении дошкольного образования.

Анализу были подвергнуты 31 дошкольная образовательная организация (ДОО) г. Магнитогорска, из них: общеразвивающего вида – 29 %; центр развития ребенка – 39 %; комбинированного вида  – 9 %; присмотра и оздоровления  – 6 %; другие дошкольные учреждения – 17 %. В качестве объекта исследования выбраны родители 314 дошкольников, посещающих детские сады г. Магнитогорска. Объем выборки составил 538 человек.

В анкету были включены вопросы, касающиеся условий, созданных в ДОО; участия родителей в жизни ДОО; оценки родителями взаимоотношений между субъектами образовательного процесса в ДОО; оценки родителями качества оказываемых в дошкольном образовательном учреждении услуг. В ходе анкетирования родителям предлагалось по трехбалльной шкале дать оценку удовлетворенности качеством дошкольного образования: а) полностью удовлетворяет; б) частично удовлетворяет; в) не удовлетворяет. Заполнение анкет респондентами осуществля­лось самостоятельно. Исходя из того, что оценка показателей работы ДОО по каждой позиции колеблется в интервале от +2 до 0, можно сделать выводы о степени удовлетворенности родителей разными аспектами деятельности сотрудников.

Для получения обобщенного мнения родителей о качестве дошкольного образования проанализированы полученные данные. В исследовании авторы сконцентрировали внимание на качественно-количественных характеристиках оценки родителями качества дошкольного образования.

В первую очередь отмечено, какой процент родителей от общего количества сдал анкеты. Этот показатель (97 %) косвенно свидетельствует о качестве работы ДОО с родителями, о заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОО. Анализ результатов анкетирования позволяет утверждать, что большинство родителей любят и заботятся о своих детях, ориентированы на их воспитание и образование.

Оценка условий, созданных в ДОО. В ходе опроса родителям предлагалось по трехбалльной шкале дать оценку удовлетворенности условиями, созданными в ДОО для развития ребенка. Анализируя ответы по данной группе вопросов, можно сделать следующие выводы. Родители более всего удовлетворены материально-технической оснащенностью ДОО. Родители с удовлетворением отмечают разнообразие игрушек, строительных наборов, материалов для изобразительной деятельности, конструирования, познавательно-исследовательской деятельности. При этом оснащенность групповых помещений, музыкального и спортивного залов оценивают значительно выше, чем оснащенность спортивной площадки на территории детского сада. Следует согласиться, что набор физкультурного оборудования для реализации двигательной активности детей на площадке детского сада несколько ограничен. Опрос показал: питание в детском саду полностью удовлетворяет 59 % родителей, частично – 35 % опрошенных. Однако, 6 % родителей заявили, что не удовлетворены питанием. В качестве причины неудовлетворенности указаны однообразность питания, недостаточное количество в меню (рационе) овощей и фруктов.

Оценка участия родителей в жизни ДОО. В анкету для родителей были включены вопросы, касающиеся участия родителей в жизни дошкольной образовательной организации. Эти вопросы оказались достаточно сложны для респондентов, многих родителей затрудняли ответы на них. Общественная составляющая в управлении ДОО оценивается родителями низко. Удовлетворены участием в управлении ДОО только 38 % опрошенных, не удовлетворены 47 % респондентов. 58 % родителей уверены, что их мнение в принятии решений в управлении ДОО не учитывается. Вместе с тем вопрос «Создаются ли в дошкольном образовательном учреждении условия для вашего участия в решении вопросов организации жизни ребенка в детском саду?» оценивается достаточно высоко (61 % положительных ответов). Это свидетельствует о том, что работа по вовлечению родителей в деятельность ДОО проводится, но, вероятно, недостаточно эффективно. В большей степени родители привлекаются к участию в образовательном процессе детского сада. Их мнение учитывается при организации воспитательных мероприятий (53 % положительных ответов). Большинство родителей (59 % всегда и 35 % редко) посещают мероприятия, организованные для детей. Следует заметить, что участие родителей в данных мероприятиях носит пассивный, созерцательный характер. Такие родители многим интересуются, но активно не участвуют в жизни детского сада, хотя могут выполнять отдельные рекомендации и поручения воспитателей. Формой взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи выступают родительские собрания. Именно здесь решаются наиболее значимые вопросы жизни и деятельности детского сада, вопросы управления, развития ДОО. На родительском собрании максимально может быть проявлена активная позиция родителей. Однако регулярно посещают родительские собрания 2/3 родителей (66 %), 30 % посещают время от времени, 4 % не посещают родительских собраний. Причинами непосещения собраний указываются: плотный график работы, посещение собраний бабушками и пр. Следует заметить, что делегирующая модель родительства, когда повседневная забота о детях, ответственность за их воспитание чаще передается другим людям (бабушкам, няням), наблюдается все чаще.

Оценка родителями взаимоотношений между субъектами образовательного процесса в ДОО. Проблема взаимоотношения участников образования является сегодня одной из самых острых проблем. Тот факт, что только 1 % родителей определяют отношения с воспитателями группы, которую посещает их ребенок, как конфликтные, свидетельствует о профессиональной компетентности педагогов, о внимании руководителей к данному вопросу. Выявленные оценки позволяют сделать вывод: большинству воспитателей (60 %) удается наладить отношения сотрудничества с родителями. Именно эти отношения определяют комфортность пребывания ребенка в группе, позволяют преодолевать множество проблем, используя ресурсы человеческого взаимодействия. Однако для части педагогов, несмотря на профессиональный долг и должностные обязанности, характерна некоторая оппозиционность в отношениях с родителями, скептицизм и недоверие к воспитательным возможностям семьи. Об этом свидетельствует достаточно большая доля нейтральных отношений (39 %) родителей с воспитателями группы. С другой стороны, причина подобных отношений кроется в неготовности родителей к партнерскому взаимодействию, предполагающему активность и инициативу всех участников образования.

Следует заметить, что всегда есть отдельные родители, которые инициативны, активны и готовы к сотрудничеству с воспитателями дошкольного учреждения. Есть и родители, чья готовность к взаимодействию носит потенциальный характер: им сложно первыми проявить инициативу, установить контакт с воспитателем, выйти на доверительное, откровенное общение, стать партнерами в совместном воспитании ребенка. Педагогам следует помнить, что установление партнерских отношений с родителями есть их профессиональная обязанность. Обращает на себя внимание доля нейтральных отношений (67 %) во взаимоотношениях родителей одной группы. Это также свидетельствует о недостаточной работе педагогов по сплочению родительского сообщества, о формальном отношении к задаче организации взаимодействия с семьей. Важным во взаимодействии детского сада и семьи является вопрос информационной открытости, обратной связи. Родителям было предложено выбрать два источника, откуда они получают информацию о результатах освоения ребенком содержания образовательной программы, особенностях организации образовательного процесса. Ответы респондентов разделились следующим образом: 87 % родителей получают информацию от воспитателя группы; 27 %  – из новостной ленты на официальном сайте детского сада; 27 %  – на родительских собраниях; 6 %  – при встречах со специалистами дошкольного образовательного учреждения. Никто из респондентов не отметил, что получает информацию через SMS-рассылки. Отрадно, что родители предпочитают получать информацию от воспитателей. Это свидетельствует о доверии к педагогам, о признании их профессиональной компетентности.

Оценка родителями качества оказываемых в ДОО услуг. Анализ ответов показывает, что проблема качества образовательных услуг выдвигается в число первоочередных. Качеством воспитания и обучения в детском саду полностью удовлетворен только каждый второй родитель (52 %). Каждый десятый родитель не удовлетворен качеством образовательного процесса. При этом большинство родителей не осознают психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка, не понимают значения последствий своего влияния на ребенка в дошкольном детстве. Решение непосредственных задач обучения и воспитания дошкольников родители охотно перекладывают на воспитателей дошкольных учреждений. Только около 36 % родителей готовы заниматься с детьми самостоятельно. Для оценки такого фактора, как содержание образовательных услуг, нужно быть профессионалом. Зачастую родители недовольны не столько содержанием образовательных услуг для их детей, сколько равнодушием, халатностью, грубостью сотрудников. Более того, недовольство родителей не всегда вызвано объективными факторами. Многое зависит от ожиданий родителей, которые зачастую весьма завышены. Значительно более высоко родители оценивают качество дополнительных образовательных услуг, оказываемых в ДОО, 58 % указали, что оно соответствует высокому уровню, родители полностью удовлетворены; 37 % дали менее высокую оценку и отметили, что удовлетворены частично; наконец, 5 % охарактеризовали качество дополнительных образовательных услуг как низкое и выразили неудовлетворенность им. Родители считают, что именно этот вид деятельности обеспечивает развитие интересов, способностей детей. Однако для родителей не столько важно наличие кружков, но и качество руководителей этих кружков. Большинство родителей придерживается мнения о том, что качество главным образом определяется квалификацией и усилиями педагога. Профессиональные качества педагогов оцениваются родителями неоднозначно. Удовлетворены полностью профессиональными качествами педагогов, работающих с детьми, 58 % родителей. Родителям сложно оценить профессиональные знания педагогов. Оцениваются чаще всего поведенческие характеристики, такие как ласковое, приветливое, заботливое отношение к ребенку, дружелюбное, уважительное, вежливое общение с родителями. Респонденты высоко оценивают культуру речи педагогов, умение воспитателей поддержать, успокоить, подбодрить расстроенных детей. Достаточно высокие требования предъявляют родители к культуре внешнего вида педагогов, соблюдению этических норм. Вместе с тем 33 % родителей дошкольников удовлетворены частично профессионализмом воспитателей, с некоторым недоверием относятся к их педагогическим возможностям и компетентности в решении задач воспитания и образования детей. С этим связаны крайне редкие обращения родителей за помощью к воспитателю. Всего 18 % родителей склонны обращаться за советом и консультацией к педагогам ДОО. Родители предпочитают получать информацию о воспитании ребенка от друзей (64 %), из Интернета (12 %), читают специальную литературу (10 %). От 45 до 65 % родителей дошкольников неуверенны в правильности своей воспитательной позиции – в том, правильные ли методы они выбирают, когда добиваются послушания, наказывают и поощряют своего ребенка, поощряют или сдерживают его самостоятельность.

Выводы

Проведенный анализ подтвердил основную гипотезу, согласно которой общественная оценка качества дошкольного образования позволяет выявить состояние и значимые тенденции в развитии дошкольного образования как на институциональном, так и муниципальном уровнях. Исследование показало: анализ родительских оценок по группам оказывается более информативным и дает более существенную информацию, чем усредненная оценка по дошкольной образовательной организации, хотя и она представляет определенную ценность для организации диалога с родителями и вовлечении семьи в образовательный процесс дошкольной образовательной организации; средняя оценка по совокупности дошкольных образовательных организаций теряет свою информативность и адресную отнесенность. Вместе с тем оценка качества дошкольного образования со стороны родительской общественности нужна и органам управления образованием для принятия тех или иных решений; низка педагогическая культура родителей, отсутствуют самостоятельные представления о целях и смыслах дошкольного образования. Зачастую притязания родителей необоснованно завышены; в корректировке нуждается содержание анкет; анкетирование родителей должно обязательно сопровождаться изучением мнения педагогов по аналогичным вопросам.


Библиографическая ссылка

Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26131 (дата обращения: 18.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074