Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТЕНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пышнограй Г.В. 1 Бронникова Л.М. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
В настоящей статье автор обосновывает актуальность проблемы формирования ИКТ-компетентности бакалавров педагогического образования. В качестве одного из путей решения обозначенной проблемы предлагается структурно-функциональная модель, содержащая целевой (генеральная цель, задачи), базовый (принципы и подходы формирования ИКТ-компетентности), содержательно-технологический (содержание, организационные формы и средства) и оценочно-результативный (критерии, диагностический инструментарий, уровни сформированности ИКТ-компетентности) блоки. Каждый блок структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности подробно описан. В статье представлены структура и содержание ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования: мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Описаны уровни развития ИКТ-компетентности бакалавра: общепользовательский, общепедагогический, предметно ориентированный. Более подробно автор останавливается на функциях каждого блока структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности и функциях ИКТ-компетентности будущего учителя. Уделено некоторое внимание возможностям реализации модели в процессе подготовки учителя математики. Представленные результаты могут быть полезны преподавателям вузов, учителям школ, студентам педагогических вузов.
компетентность
информационно-коммуникационный технологии
ИКТ-компетентность
бакалавр педагогического образования
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
1. Давлетбаева Р.Г. Психолого-педагогическая компетентность учителя [Электронный ресурс] // Вестник Башкирск. ун-та. - 2009. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-kompetentnost-uchitelya (дата обращения: 11.02.2017).
2. Пышнограй Г.В. Использование современного программного обеспечения при изучении темы «Расстояние от точки до подпространства» в курсе функционального анализа / Г.В. Пышнограй, Л.М. Бронникова, Е.Н. Титова // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. - № 2/1. – С. 50-53.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование : утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 04.12.2015 г., № 1426 [Электронный ресурс]. - URL: www.fgosvo.ru.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования : утвержден Приказом Министерства образования и наук Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. – М., 2012. – 33 с.
5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] // Информационное общество. – URL: http:// emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452 de1cad0c3256c4d005253d0.

Период современного развития общества характеризуется значительным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Процесс информатизации неизбежно проникает и в сферу образования, требуя применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Это сказывается на подготовке будущих педагогов. Можно констатировать, что современная школа постепенно обновляется программным обеспечением, электронными учебниками, новым оборудованием (компьютеры, проекторы, интерактивные доски и др.) и др. Однако, как показывает педагогическая практика, учитель не всегда может оптимально использовать это в образовательном процессе. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность учителя является сегодня необходимым. При этом навыки работы в области ИКТ должно формироваться еще в средней и высшей школе [3; 4]. В современной психолого-педагогической литературе профессионализм педагога рассматривается как совокупность предметно-методической, психолого-педагогической компетентностей и ИКТ-компетентности [1]. Таким образом, формирование ИКТ-компетенции бакалавров педагогического образования является актуальной проблемой современного высшего образования.

Широкое применение ИКТ в образовании определяется рядом факторов. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества [5]. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» [3] требует от выпускника умения формировать образовательную среду для обеспечения качества образования с применением ИТ, а также делает акцент на использовании в учебном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и др.

Под ИКТ-компетентностью бакалавра педагогического образования мы понимаем не только уверенное владение различными информационными инструментами, цифровыми технологиями, но и мотивированное и эффективное их применение в учебной и профессиональной деятельности. Другими словами, компетентный в области ИКТ будущий педагог готов использовать свои знания, умения, навыки и способы деятельности в решении профессиональных задач с использованием средств и методов ИКТ:

- выполнять деятельность по сбору, обработке, передаче и хранению информационного ресурса с целью автоматизации процесса использования методического обеспечения в учебном процессе;

- оценивать и реализовывать возможности электронных образовательных ресурсов и размещенных в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения;

- организовывать информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;

- создавать и использовать диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении с использованием средств ИКТ;

- осуществлять образовательную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

На основании роли и места ИКТ-компетентности бакалавра в образовательном процессе и его жизни выделим ее функции: 1) познавательную – дополнение и углубление уже имеющихся системы знаний, умений, навыков, способов и опыта профессиональной деятельности; 2) развивающую – развитие профессиональной компетентности, в том числе интеллекта, способностей, самостоятельности, инициативы и др., т.е. стремление к всестороннему и гармоническому развитию личности, профессионализму; 3) оценочную – оценивание и реализация своего потенциала, своих профессиональных способностей, перспектив, образовательной и профессиональной траектории, осознание личного смысла непрерывного саморазвития для успешности в современном мире; 4) адаптивную – адаптация к условиям и деятельности в современном мире, соответствие требованиям социального заказа, требованиям профессионального стандарта, конкурентоспособность на рынке труда.

Развитие ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования рассматривается нами с позиций метода педагогического моделирования и предлагается структурно-функциональная модель, способствующая выявлению сущностных характеристик ИКТ-компетентности через раскрытие его структуры, а также раскрытию функциональной направленности каждого компонента. Структурно функциональная модель формирования ИКТ-компетентности бакалавра содержит целевой (генеральная цель, задачи), базовый (принципы и подходы формирования ИКТ-компетентности), содержательно-технологический (содержание, организационные формы и средства) и оценочно-результативный (критерии, диагностический инструментарий, уровни сформированности ИКТ-компетентности) блоки. Уточним содержание каждого из выделенных блоков рассматриваемой модели.

Целевой блок определяет функции остальных блоков и представлен двумя компонентами: генеральная цель и задачи. Генеральная цель – сформировать ИКТ-компетентность бакалавра, конкретизируется задачами:

  1. Формировать мотивацию к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, осознание возможностей ИКТ в учебной и профессиональной деятельности.
  2. Формировать умение и готовность работать с информационным ресурсом (создавать, хранить, оценивать эффективность, реализовывать и др.).
  3. Формировать навыки создания информационных ресурсов (обучающих, контролирующих, корректирующих и др.).
  4. Формировать готовность осуществлять образовательную деятельность с использованием средств ИКТ с учетом особенностей конкретного учебного предмета.
  5. Формировать способность организовывать информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса и интерактивным средством посредством ИКТ.

При этом цель конкретизируется требованиями ФГОС ВО, профессиональным стандартом педагога и социальным заказом общества на подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере образования. Целевой блок, как моделеобразующий, определяет функции остальных блоков.

Базовый блок включает в себя принципы формирования ИКТ-компетентности бакалавров: целостности, непрерывности, деятельности, саморазвития; и подходы: компетентностный (И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.), деятельностный (Л.И. Божович, О.Б. Епишева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), проблемный подход (Ч. Куписевич, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Указанные подходы определили совокупность принципов.

Принцип целостности заключается в следующем: формирование всех составляющих ИКТ-компетентности должно носить целостностный характер, необходимо одновременно уделять внимание всем и каждому компоненту ИКТ-компетентности будущего педагога. При этом данный процесс должен носить междисциплинарный характер.

Принцип непрерывности заключается в следующем: в связи с постоянным совершенствованием информационных технологий сформированная даже на самом высоком уровне ИКТ-компетентность требует непрерывного совершенствования.

Принцип деятельности заключается в следующем: формирование и проявление ИКТ-компетентности происходит непосредственно в опыте собственной преобразовательной деятельности бакалавра педагогического образования.

Принцип саморазвития заключается в следующем: в процессе формирования ИКТ-компетентности бакалавра необходимо создание условий, способствующих поддержанию стремления к осмыслению личностной значимости приобретения указанной компетентности, потребности в реализации своего потенциала, непрерывном профессиональном саморазвитии.

Функциями базового блока структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования являются: 1) обеспечивать представление о процессе комплексного овладения ИКТ-компетентностью бакалавра педагогического образования, имеющем личностно-деятельностный характер; 2) предоставлять возможность конструировать цели, содержание образования и образовательные технологии в системном виде, ориентированные на процесс формирования ИКТ-компетентности будущего педагога.

Выбранные подходы и принципы определяют наполнение содержательно-технологического блока структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности (структура и содержание ИКТ-компетентности, организационные формы и средства). В структуре ИКТ-компетентности мы (традиционно в рамках компетентностного подхода) выделяем мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Мотивационный компонент содержит потребности и мотивы к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, образованию и самообразованию в области использования ИКТ в учебной и профессиональной деятельности. Среди регулирующих функций мотивационного компонента мы выделяем: побуждающую (прежде, чем личность начнет действовать, она должна войти в состояние активности); смыслообразующую (заключается в придании данного вида деятельности глубокого личностного смысла); организующую (связана с целеполаганием: осознанные мотивы могут превратиться в мотивы-цели).

Когнитивный компонент включает в себя знания аппаратного и программного обеспечения (основные устройства компьютера; виды программного обеспечения); знания о компьютерных сетях и Интернете (понятие локальной сети, навигация в сети к общим ресурсам, права доступа, работы с файлами и принтерами в сети; программные средства просмотра веб-страниц, основные принципы поиска информации в сети Интернет и др.); знания о возможностях и особенностях применения современных ИКТ в процессе обучения, включая вопросы обеспечения информационной безопасности (компьютерные вирусы; основные методы обеспечения безопасности, понятие о резервном копировании и восстановлении информации и др.), знания о возможностях пакетов прикладных программ.

Деятельностный компонент – навыки работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера; работы с информационно-телекоммуникационными сетями; работа с файлами и папками; навыки действий при сбоях; использование справочной системы; управление электронной почтой; работа с офисным программным обеспечением (работы в текстовом редакторе; с электронными таблицами; подготовка презентаций; использование графических объектов в электронных документах; работа с базами данных), владение пакетами прикладных программ и др.

Среди организационных форм и средств формирования ИКТ-компетентности будущего педагога мы выделяем: а) разумное сочетание очной подготовки и самостоятельной работы обучающихся на основе материалов (подготовленных преподавателем), рассчитанных на дистанционное образование; б) создание бакалаврами мультимедийной продукции в процессе подготовки к практическим, семинарским и лабораторным занятиям (презентаций, видеофрагментов, веб-страниц, электронного портфолио бакалавра и др.) и регулярное использование ИКТ-устройств (компьютер, принтер, сканер, проектор и др.) на занятиях; в) использование в образовательном процессе различного рода коммуникаций (обмен устными, письменными и звуковыми сообщениями, выступление перед аудиторией дистанционно, выступление с аудио- и видеоподдержкой, обсуждение на форуме и др.), т.е. организация разнообразного образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательного учреждения (в том числе знакомство бакалавров с информационным пространством современной школы).

Функциями содержательно-технологического блока структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования являются: 1) экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний, умений, навыков, опыта деятельности в области использования ИКТ в образовательном процессе; 2) ориентирования – осведомленность о современных средствах ИКТ, их возможностях в учебном процессе, позиционирование себя в профессии и обществе с помощью средств ИКТ; 3) саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего профессионального опыта, творческих качеств, формирование ИКТ-грамотности и профессиональной компетентности; преодоление профессиональной узости; 4) коммуникативная – установление связей между различными участниками образовательного процесса, науками, профессиями; 5) омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции; 6) психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности продвижению человечества в области процессов информатизации (в том числе, в образовании).

Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования составляют критерии, диагностический инструментарий и уровни сформированности ИКТ-компетентности.

Критериями при создании диагностического инструментария для измерения уровня сформированности ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования выступили: а) навыки работы с информационными ресурсами (сбор, обработка, передача, хранение) в учебном процессе; б) ориентирование в многообразии электронных образовательных ресурсов, в том числе размещенных в сети Интернет; в) использование различных форм информационного взаимодействия между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ; г) опыт создания и использования методического обеспечения учебного процесса, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения знаний обучаемых с использованием средств ИКТ; д) использование средств ИКТ в образовательном процессе в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

ИКТ-компетентность будущего педагога может быть сформирована на трех уровнях:

  • Общепользовательский: использование приемов и соблюдение правил работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, техники безопасности и др.; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; владение аудиовидеотекстовой коммуникацией (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками); навыки поиска в Интернете и базах данных; систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
  • Общепедагогический: осознание целесообразности использования ИКТ на уроке; готовность и способность эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе, в т.ч. при разработке уроков, для мониторинга развития обучающихся, для взаимодействия с коллегами или родителями и др.; использование ИКТ для организации помощи обучающимся, для обучения на дистанционных курсах и обмена педагогическим опытом;  навыки использования ИКТ для организации социальной деятельности обучающихся.
  • Предметно ориентированный: способность оценивать качество цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам их использования; опыт постановки и проведения эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета; навыки обработки числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации; знание качественных информационных источников своего предмета; освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию своего учебного предмета, готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели формирования ИКТ-компетентности бакалавра педагогического образования имеет следующие функции: 1) отражает и развивает личностные смыслы бакалавра в направлении использования ИКТ в образовательном процессе; 2) характеризует деятельностный компонент ИКТ-компетентности будущего учителя, степень его «оспособленности» и практической подготовленности; 3) определяет минимальный опыт профессиональной деятельности бакалавра, задает интегральные характеристики качества профессиональной подготовки обучающихся; 4) позволяет построить чёткие измерители по проверке успешности овладения ИКТ-компетентностью будущих учителей.

Таким образом, процесс формирования ИКТ-компетентности будущего учителя носит  развивающий характер. В конечном счете учитель-предметник должен обладать предметно ориентированной ИКТ-компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность. В частности, для учителей математики увлекательные возможности открывает использование интерактивной анимированной графики при построении чертежей для решения задач по геометрии. Использование возможностей электронных таблиц поможет сделать построение и исследование графиков функций занимательным занятием. Нами рассмотрен пример использования современного программного обеспечения при изучении темы «Расстояние от точки до подпространства» в курсе функционального анализа [2], который являлся одним из подтверждений эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. ИКТ обладают рядом уникальных на сегодняшний день возможностей. Однако, с другой стороны, это в значительной мере поднимает требования к современному учителю. Готовить к эффективному использованию ИКТ в профессиональной деятельности необходимо еще со студенческой скамьи. Одним из путей решения этой проблемы является предложенная структурно-функциональная модель, апробированная в процессе обучения бакалавров педагогического образования и получившая положительный результат.


Библиографическая ссылка

Пышнограй Г.В., Бронникова Л.М. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТЕНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26146 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674