Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одинцова Л.А. 1 Григорьева О.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
2 Алтайский государственный педагогический университет
В настоящей статье на основе анализа теории и международного опыта становления и развития непрерывного образования выяснена его сущность, основные этапы его реализации. Выявлены знания и умения, необходимые каждому человеку для включения в процесс непрерывного образования. Определена роль высших учебных заведений в формировании и реализации непрерывного образования в нашей стране: подготовка обучающихся к осуществлению самообразовательной деятельности, для чего необходимо не только добиться усвоения знаний предметных и знаний о видах профессиональной деятельности, сформировать определенные приемы её осуществления, но и в процессе мотивации добиться осознания личной значимости усвоения самообразовательной деятельности будущими бакалаврами. В качестве одного из средств реализации такой подготовки выбрана самостоятельная работа студентов. Определен инструментарий дидактической поддержки организации самостоятельной работы, ориентированной на формирование самообразовательной деятельности. Для осуществления контроля, самоконтроля за результатами самостоятельной работы предлагается использовать технологию портфолио. Эффективность использования созданной системы дидактического обеспечения подготовки к самообразовательной деятельности подтверждена личным опытом в процессе преподавания математического анализа в педагогическом университете.
самостоятельная работа
непрерывное образование
образовательный процесс
учебная деятельность
самообразовательная деятельность
самообразовательная компетентность
1. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 2 (18). – С. 147-154.
2. Григорьев Н.Ф. Университет как системообразующий элемент региональной системы непрерывного образования: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 1999.
3. Григорьева О.Ю. Технология «Портфолио» в процессе обучения математике в вузе: учебно-методическое пособие / О.Ю. Григорьева. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 49 с.
4. Жарикова Л.И. Генезис понятия «непрерывное образование» // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 146-150.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 74-82.
6. Одинцова Л.А., Бронникова Л.М. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21658 (дата обращения: 26.01.2017).
7. Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. – М.: Изд-во МПГУ, 1991. – 196 с.

В современном постиндустриальном обществе основой деятельности специалиста в любой сфере становятся не только усвоенные научные знания, а прежде всего профессиональный опыт. Следовательно, вместо требований к квалификации специалиста появляются требования к его компетентности, способности применять правильные решения в непрерывно меняющихся производственных условиях, способности организовывать свою деятельность в сотрудничестве с другими членами трудового коллектива. Отсюда вытекает необходимость постоянного пополнения знаний и опыта профессиональной деятельности, что обосновывает важную задачу современного образования – обеспечение возможностей непрерывного развития способностей каждого члена общества, которую призвано решить непрерывное образование.

Идея непрерывного образования, возникшая в трудах Аристотеля, Платона, Конфуция, развивалась и как феномен практики, и как педагогическая концепция. Существенный вклад в ее разработку внесли Э. Фор, Р. Даве, М.Я. Кореяли, Ф. Кумбс и др. Впервые концептуальную идею непрерывного образования представил в 1965 г. на конференции ЮНЕСКО ее теоретик П. Ленгранд.

Изучив развитие понятия непрерывного образования и современные его трактовки, изложенные в работах М.В. Германа [1], Л.И. Жариковой [4], Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк [5], А.Н. Орлова [7], за основу в настоящем исследовании выберем трактовку, предложенную А.Н. Орловым: «Непрерывное образование – это целенаправленный процесс, объединяющий и гармонизирующий образовательные воздействия на всестороннее развитие членов общества в течение всей жизни в системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих их общекультурную и профессиональную подготовку, исходя из общественных и личных потребностей и запросов» [7, с. 27].

Отсюда сразу становится ясной цель непрерывного образования: обеспечение постоянного развития, творческого обновления каждому человеку в соответствие с его потребностями, склонностями, постоянно меняющимися потребностями общества и государства в конкурентоспособных, мобильных, творческих специалистах в различных сферах деятельности.

Целью настоящей статьи является: выяснение роли высших учебных заведений в системе непрерывного образования, выявление функций самостоятельной работы студентов в условиях реализации непрерывного образования, определение необходимого ее дидактического обеспечения.

Анализ выделенных Р. Даве признаков непрерывного образования [2, с. 23] позволяет сформировать следующие основные принципы его организации: демократичности, открытости, опережения, мобильности, непрерывности, самоуправляемости.

Изучение зарубежного опыта реализации непрерывного образования свидетельствует о наличии различных путей его осуществления, однако просматривается и общая тенденция перехода от теоретического образования, основанного на усвоении знаний, к практическому, предполагающему овладение практическими умениями осуществления профессиональной деятельности, тенденция усиления личностной ориентации образования.

Профессиональное становление и развитие личности осуществляется в процессе непрерывного профессионального образования, реализующего последовательность преемственных программ на следующих уровнях образования: дошкольное и школьное, начальное, среднее, высшее, последипломное и дополнительное образование. Последипломное и дополнительное образование ориентированы на обучение взрослых и осуществляются соответственно в форме: формального, неформального и информального образования, осуществляемых соответственно: по лицензированным программам в образовательных учреждениях; в институтах повышения квалификации и переподготовки кадров, на предприятиях и организациях в отделах развития образования; попутно в ходе освоения профессии.

Для создания и успешного функционирования системы непрерывного образования в нашей стране необходимо, прежде всего:

- обеспечить преемственность содержания и средств его реализации на различных ступенях профессионального образования;

- разработать единые требования к созданию программ каждой ступени

профессионального образования в различных регионах для обеспечения возможностей мобильности обучающимся;

- создать условия для формирования самообразовательной компетентности

обучающихся в условиях среднего и высшего профессионального образования как основы реализации всех последующих ступеней непрерывного образования.

Во всех развитых странах значительная роль в реализации непрерывного образования отводится университетам, в которых имеются отделения, где силами профессорско-преподавательского состава организуется повышение квалификации и переподготовка специалистов различного профиля.

Попытаемся взглянуть на роль университета в системе непрерывного образования с несколько иных позиций. В процессе обучения в университете студент должен получить хорошую теоретическую подготовку, позволяющую ему овладеть практическими умениями осуществления будущей профессиональной деятельности, которые он иллюстрирует, выходя на производственную практику.

После окончания вуза специалист должен будет продолжать овладевать профессиональной деятельностью, совершенствовать ее, а в случае необходимости – осуществить переподготовку и овладеть новой профессией. А для этого ему уже в университете важно научиться учиться, овладевать умениями и навыками самообразовательной деятельности.

Как известно, содержание образования в средних и высших образовательных учреждениях определяется государственными стандартами, на основании которых создаются образовательные программы каждого образовательного учреждения. Для создания комфортных условий обучения на каждой ступени образования программы образовательных учреждений более высокой ступени должны учитывать уровень подготовленности выпускников образовательных заведений более низкого уровня. Изучив стартовые возможности студентов первого курса, образовательное учреждение может предложить студентам спектр дисциплин по выбору, способствующих ликвидации пробелов в усвоении базовых знаний и основ учебной и профессиональной деятельности. Это в значительной мере будет способствовать мотивации и успешности усвоения образовательных программ более высокого уровня, включению в образовательную, квазипрофессиональную и профессиональную деятельность.

В то же время высшие учебные заведения должны заботиться о мотивировании и подготовке студентов к продолжению образования после получения диплома. Проблема подготовки студентов вузов к продолжению образования имеет различные аспекты рассмотрения: 1) подготовка преподавательского состава к реализации непрерывного образования в рамках повышения квалификации; 2) выявление методического инструментария подготовки к реализации непрерывного образования; 3) создание дидактического обеспечения подготовки студентов к реализации непрерывного образования.

Согласованность образовательных программ средних и высших профессиональных образовательных учреждений на межрегиональном уровне необходима для удовлетворения интересов и потребностей каждого человека в реализации выбранных индивидуальных траекторий образования, для чего важно обеспечить ему возможность перехода из одного учебного заведения в другое, из одной формы повышения квалификации в другую.

Для того чтобы выбрать индивидуальную образовательную траекторию и реализовать ее в течение жизни, человек должен обладать умениями организации самообразовательной деятельности, которые должны быть сформированы на уровне среднего и высшего профессионального образования.

Опираясь на требования к непрерывному образованию [2], выясним, что должен уметь и чем должен владеть человек, чтобы разработать и реализовать в течение всей жизни индивидуальную траекторию образования. Для продвижения вперед в своем личностном и профессиональном развитии ему необходимо уметь:

- анализировать результаты достигнутого уровня образования и личностного развития;

- выявлять ближайшую и дальнейшую перспективу своего личностного и профессионального совершенствования, исходя из личных возможностей и потребностей, потребностей общества и государства в специалистах соответствующего профиля и уровня подготовки;

- разрабатывать план своего дальнейшего личностного развития и профессионального роста;

- применять усвоенные приемы и методы организации самообразовательной деятельности.

Все это позволит успешно овладевать новейшими приемами профессиональной деятельности не только во время обучения в различных образовательных учреждениях, учреждениях повышения квалификации, но и в период между различными стадиями обучения самостоятельно разбираться в научной литературе, овладевать новейшими технологиями и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Обучать приемам самообразовательной деятельности целесообразно в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Тем более стандарты высшего образования нового поколения значительную долю трудоёмкости образовательных программ отводят самостоятельной работе студентов. Четко продуманная структура самостоятельной работы, формы, методы и средства ее организации позволят осуществить подготовку к самообразовательной деятельности.

Под самостоятельной работой мы понимаем особого рода учебную деятельность, осуществляемую в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия студентов и преподавателя на основе разработанного преподавателем дидактического обеспечения, включающего систему специальных заданий, ориентированных на освоение и развитие самообразовательной деятельности [6].

Указанная система обязательно должна включать задания на выполнение следующих действий:

  • отыскание научной информации по различным источникам;
  • выявление всех сущностных характеристик научного понятия;
  • выявление и аргументацию всех этапов доказательства утверждения и всех этапов решения задачи с обязательным обоснованием возможности применения известных научных положений к обоснованию рассматриваемого утверждения;
  • осуществление анализа своей деятельности по доказательству утверждения или решения задачи;
  • постановку научной проблемы и поиск путей ее решения;
  • объяснение проведенного доказательства утверждения или решения задачи партнерам по рабочей группе или всей студенческой аудитории;
  • поиск и исправление ошибок и неточностей в рассуждениях товарищей;
  • планирование выполнения индивидуального или группового задания с указанием сроков выполнения отдельных этапов и распределения обязанностей в группе;
  • рефлексия усвоения знаний и приемов деятельности.

В качестве основных принципов организации самостоятельной работы как средства развития самообразовательной деятельности выберем следующие:

  • гармонизация теоретической и практической подготовки специалистов;
  • взаимосвязи и взаимодополняемости контактной и внеконтактной самостоятельной работы студентов;
  • контроля и оценивания результатов деятельности обучающихся как мотивации последующей деятельности;
  • реализации взаимодействия обучающихся и обучающих;
  • управляемости и самоуправляемости учебной деятельности студентов;
  • рефлексия усвоения знаний и видов деятельности.

Итак, при организации самостоятельной работы студентов, ориентированной на подготовку к самообразовательной деятельности в системе непрерывного образования, среди выделенных нами её функций на первый план выходят самообразовательная, саморазвивающая и самовоспитательная.

Для успешной реализации указанных функций в образовательном процессе нами разработаны соответствующие средства дидактической поддержки: технологические карты по каждому разделу курса, электронные лекционные курсы, ориентирующие на использование различных приемов организации самостоятельной учебной деятельности, систему вопросов для самоконтроля усвоения теоретического материала, систему заданий для различных видов самостоятельных работ, задачники-практикумы по использованию теории к решению задач, памятки по организации внеконтактной самостоятельной работы (памятки по выполнению различных заданий поискового, исследовательского характера, разработке проектов). Важную роль в системе дидактического обеспечения самообразовательной деятельности играют критерии оценивания всех видов самостоятельных работ, содержащиеся в технологических картах дисциплины.

Остановимся далее на описании возможностей оценки уровня сформированности самообразовательной компетентности студентов в процессе реализации технологии «Портфолио». Разработанное методическое обеспечение реализации технологии «Портфолио» [3] позволяет представить в целом выполнение студентами аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ по математическим дисциплинам, увидеть личностное продвижение обучающихся, уровень усвоения предметных знаний и знаний о видах деятельности, уровень освоения деятельности в рамках изучения дисциплины [3]. Последним этапом в реализации технологии портфолио является этап оценки, на этом этапе происходит оценка портфолио студентом, преподавателем, экспертами.

Эта оценка должна отметить развитие обучающегося в соответствии с действующим стандартом. На основе определений самообразовательной деятельности, компетентности самообразования для оценки уровня сформированности последней нами была выделена эталонная система признаков: мотивационный, когнитивный, поведенческий, самостоятельность. Методами осуществления оценки обозначенных признаков являлись: анкетирование (мотивационный признак), тестирование (когнитивный признак), технология портфолио (признаки «поведенческий» и «самостоятельность»).

На этапе оформления портфолио студенты, в соответствии с нашим подходом, работают с рабочим портфолио, где собраны все продукты деятельности. Содержание оценочного портфолио выбирается из рабочего портфолио и представляется для оценки преподавателю и экспертам-студентам. Для оценки портфолио преподаватель по выделенным критериям разрабатывает систему показателей, характеризующих каждый из них и процедуры оценки. В разработанной нами смысловой структуре критериев сформированности самообразовательной компетентности выделены четыре критерия. Поэтому оценка сформированности самообразовательной компетентности осуществляется по совокупности показателей, характеризующих все критерии.

Портфолио включает два типа материалов: документы и комментарии к ним. Под документами, включающимися в портфолио, мы подразумеваем все так называемые продукты-результаты самостоятельной работы студентов (пример, домашняя работа по какой-либо теме, схема, кроссворд, самостоятельная работа и т.д.). Каждый документ сопровождается комментарием. Комментарии к документам портфолио оформляются после изучения памятки по их составлению к материалам, представленным во всех частях портфолио: инвариантной, вариативной, рефлексивной. Главная цель каждого комментария – осознание своей деятельности, рефлексия своего продвижения при изучении дисциплины. Вопросы, представленные в памятке, носят рекомендательный характер и нацеливают студента на последовательность описания своих действий. Критерии оценки работы над портфолио разрабатывались в соответствии с измерительной подструктурой и норма-образцами эталонных признаков сформированности самообразовательной компетентности, включающих показатели сформированности всех ее компонентов (мотивации, знаний, деятельности). Таким образом, оценка портфолио осуществлялась на основании качественных характеристик критериев, разработанных для каждого вида документов, при этом учитывался вес составляющих его документов.

В заключение отметим, что личный опыт авторов по разработке содержания, дидактического сопровождения самостоятельной работы, ориентированной на формирование всех компонентов самообразовательной компетентности, использование технологии портфолио для рефлексии и оценивания результатов своей деятельности студентами свидетельствует о наличии положительных сдвигов в осознанном усвоении знаний, различных видов самообразовательной деятельности (предметной и профессиональной).


Библиографическая ссылка

Одинцова Л.А., Григорьева О.Ю. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26158 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674