Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Кузьмина Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Трансформационные процессы в высшем образовании с целью придания ему нового качества не могли не затронуть иноязычную подготовку студентов неязыковых направлений. Стратегия ее обновления, которая обсуждается в статье, выдвигает в качестве приоритета в обучении иностранным языкам данной категории обучающихся ориентацию на их личностное развитие и на использование для этого ресурсов иноязычного образовательного пространства вуза. Возможности иноязычного образовательного пространства позволяют максимально реализовать потенциал иноязычной подготовки для расширения горизонтов личностного развития студентов и обеспечить тем самым становление профессионала, способного использовать иностранный язык для своего непрерывного развития и саморазвития. На основе анализа нормативных документов, регламентирующих образовательные процессы в современных условиях, а также перспективных исследований на пересечении педагогики высшего образования и актуальных разработок в обучении иностранным языкам, сформулированы основные закономерности осуществления иноязычной подготовки в иноязычном образовательном пространстве вуза, которые включают атрибутивные закономерности, закономерности обусловленности и закономерности эффективности. На основе данных закономерностей разработана система общих принципов иноязычной подготовки, определяемых особенностями современного образовательного контекста, и специфических принципов иноязычной подготовки, реализуемой в иноязычном образовательном пространстве вуза. Организация иноязычной подготовки с учетом выделенных закономерностей и принципов позволяет достигать максимальной эффективности процесса обучения иностранному языку в вузе, способствует повышению уровня владения им студентами, а также обеспечивает удовлетворение вариативных личностных и профессиональных потребностей обучающихся в иностранном языке.
иноязычная подготовка
иноязычное образовательное пространство вуза
закономерности и принципы
профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам
1. Бобыкина И.А. Новые приоритеты обучения иностранным языкам в контексте изменений в высшей школе [Текст] / И.А. Бобыкина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 37 (328). – С. 70-72.
2. Высшее образование: повестка 2008–2016 / А.А. Волков, Д.В. Ливанов, А.А. Фурсенко // Эксперт. – 2007. – № 32 (573). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/expert/2007/32/vyssheeobrasovanie 2008 (дата обращения: 02.06.2016).
3. Ефремов А.Ю. Ценностные основания общекультурных компетенций в концепции педагогической самоорганизации [Текст] / А.Ю. Ефремов // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 2. – С.109-115.
4. Исаева Т.Е. Приоритетность задач по формированию общих компетенций по отношению к профессиональным. – [Электронный ресурс]. URL:http://www.t21.rgups.ru/doc2011/2/05.doc (дата обращения: 22.03.2013).
5. Кряучюнене Р.Р. Возможности обучения иностранным языкам как многофункционального феномена для развития личностных компетенций / Р.Р. Кряучюнене // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/xi/25889 (дата обращения: 02.06.2016).
6. Кузьмина Л.Г. Иностранные языки в современной парадигме высшего образования: стратегия перемен: монография [Текст] / Л.Г. Кузьмина. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. – 182 с.
7. Тарасова О.И. Общество современного социотехноса: парадоксы «модернизации» современного образования [Текст] / О.И. Тарасова // Евразийский форум. Научный журнал. – 2015. – № 1 (7). – С.155-159.
8. Тевелевич А.М. Концепция программы повышения квалификации «Методика профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам» [Текст] / А.М. Тевелевич // Материалы 3 международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. – М., 2008. – С.117-119.
9. Фомин Н.В. Компетентностная модель конкурентоспособного специалиста как ориентир высшего профессионального образования [Текст] / Н.В. Фомин // Вестник Брянского государственного университета. – 2009. – № 1. – С.85-90.
10. Хомутова Т.Н. Иноязычное образование в вузе: состояние, проблемы, решения / Т.Н. Хомутова [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». – 2013. – Т. 10, № 1. – С.101-105.

Новые условия жизни в постоянно меняющемся мире и новые возможности, которые открываются в нем перед людьми благодаря процессам глобализации, как никогда ярко высветили проблему обеспечения способности индивида к эффективному функционированию в данных условиях, потребовали формирования качественно новых черт человека XXI века, что закономерно привело к смене образовательной парадигмы, ориентировав ее на обеспечение личностного развития индивида (в противовес бытовавшего ранее представления об образовании как средстве удовлетворения запросов общества в специалистах разного уровня и рода). Данные объективные тенденции запустили трансформационные процессы в высшем образовании с целью придания ему нового качества, и те значительные изменения, к которым они привели, не могут не затронуть и иноязычную подготовку студентов неязыковых факультетов, которая, как известно, является обязательным компонентом содержания высшего образования.

Целью данной статьи является попытка восполнить имеющиеся в педагогической теории пробелы, касающиеся организации целостного процесса иноязычной подготовки в вузе, и рассмотреть ее основные закономерности и принципы, которые отвечали бы потребностям настоящего этапа реформирования высшего образования и которые базировались бы на всех тех инновациях, которые отличают современный уровень развития педагогической науки.

В контексте рассматриваемых проблем со всей очевидностью встает вопрос о необходимости обновления иноязычной подготовки студентов неязыковых факультетов в новой, обращенной к человеку философии образования. Некоторыми специалистами в области обучения иностранным языкам уже высказывается требование пересмотра ключевых положений традиционного «профильно-ориентированного обучения иностранным языкам», для того чтобы владение иностранным языком специалистом с высшим образованием максимально способствовало его профессиональной реализации [1;5; 8; 10].

Анализ нормативных документов, регламентирующих образовательные процессы в современных условиях, показывает, что за иностранным языком на неязыковых направлениях подготовки закреплена роль средства развития общекультурных компетенций. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, иноязычная подготовка в вузе преимущественно ориентирована на развитие у обучающихся коммуникативных, межкультурных, социальных, личностных, информационных компетенций, а не профессиональных, как может показаться, с позиций традиционного «профильно-ориентированного обучения иностранным языкам». Именно поэтому в рамках настоящего исследования решение стратегических вопросов обновления иноязычной подготовки предлагается искать в плоскости развития данных компетенций, поскольку именно они лежат в основе любой профессиональной деятельности и, по мнению многих специалистов, в том числе и работодателей, в условиях постиндустриального (информационного) общества оказываются как никогда востребованными [2; 3; 4; 7; 9]. Иностранный язык может обеспечить обучающимся дополнительные ресурсы для интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и личностного развития, расширить возможности для присвоения ими смыслов и ценностей гуманитарной культуры, способствовать формированию мировоззрения и социальных качеств личности профессионала, отвечающих требованиям эпохи и соответствующих культуре общества. Однако, представляется, что данные задачи могут быть решены только в том случае, если для этого будут объединены все имеющиеся в вузе возможности, обеспечивающие повышение уровня владения иностранным языком студентами и его эффективное использование для удовлетворения своих личностных и профессиональных потребностей. Другими словами, обновление иноязычной подготовки в современном образовательном контексте возможно лишь на основе интеграции всех возможностей для личностного развития студента, которые ему обеспечивает «иноязычное образовательное пространство вуза» (термин наш. – Л.К.; об этом см. [6]).

В данной связи возникает вопрос, каковы же основные закономерности и принципы иноязычной подготовки, которая реализуется в условиях иноязычного образовательного пространства вуза?

Данные общие тенденции осуществления иноязычной подготовки как педагогической системы, а также выведенные из них принципы ее функционирования были сформулированы на основе анализа перспективных исследований на пересечении разных научных областей: педагогики высшего образования и, в частности, усиления его «человекоразмерной» составляющей (Д.А. Ендовицкий А.А. Лютых и В.А. Тонких, И.Г. Лунева, В.Г. Тахтамышев), в сфере пространственно-средового подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, А.А. Веряев, Э.Ф. Зеер, Н.К. Сергеев, М.И. Ситникова, И.Д. Фрумин, И.К. Шалаев, Е.А. Ямбург и др.), а также в русле актуальных разработок в обучении иностранным языкам (В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Р. Мильруд, A. Duff, G. Harmer, T. Hutchinson, A. Maley и др.). 

Среди закономерностей, обозначающих существенные, необходимые, объективные и константные повторяющиеся связи между компонентами иноязычной подготовки как педагогической системы, реализующейся в иноязычном образовательном пространстве вуза, которые отражают механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования, были выделены 1) атрибутивные закономерности, 2) закономерности обусловленности и 3) закономерности эффективности.

Атрибутивными закономерностями, определяющими характерные особенности иноязычной подготовки в условиях иноязычного образовательного пространства вуза, являются следующие положения:

  • иноязычное образовательное пространство выступает одновременно и как условие, и как средство личностного и профессионального развития студентов;
  • оно представляет собой сложный феномен, обладающий целостностью, обеспечивающей достижение системного эффекта – личностного и профессионального развития обучающихся;
  • иноязычная подготовка, реализуемая «внутри» иноязычного образовательного пространства вуза, выступает как целостная совокупность форм и средств приобретения, углубления и расширения общей культуры личности обучающегося, заинтересованной в становлении своей социальной зрелости и профессиональной компетентности;
  • потенциал иностранных языков, обучение которым происходит в рамках основных образовательных программ высшего образования, увеличивается за счет ресурсов дополнительных образовательных программ, реализуемых в вузе для удовлетворения индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в иностранном языке, а также за счет возможностей, которые обучающийся получает в процессе собственной активности, например, в процессе занятий в клубах и кружках по интересам, в волонтерской деятельности, при посещении культурных мероприятий, участвуя в различных конкурсах и олимпиадах или общаясь в сетях, используя для всех этих видов деятельности, в той или иной форме, изучаемый иностранный язык.

Закономерности обусловленности, которые показывают взаимосвязь системы иноязычной подготовки с факторами, объективно существующими и оказывающими непосредственное влияние на ее функционирование (т.е. нормативными документами по образованию), можно представить следующим образом:

  • комплексная цель иноязычной подготовки – служить средством личностного и профессионального развития обучающихся – реализуется в контексте усиления гуманитарной составляющей непрерывного высшего образования;
  • вектор личностного и профессионального развития обучающихся также согласуется с целевыми установками Федеральных государственных образовательных стандартов в отношении содержания учебного процесса по иностранным языкам, а также с современными приоритетами в области теории обучения иностранным языкам в высшей школе;
  • иноязычная подготовка, реализуемая «внутри» иноязычного образовательного пространства вуза, используя стратегии формального, неформального и информального образования, включает обучающихся в деятельность различных образовательных и социально-педагогических структур («подпространств» иноязычного образовательного пространства вуза), обеспечивая тем самым насыщение ситуационно-событийной среды для личностного развития и саморазвития обучающихся, необходимой для развития у современного человека способности обучаться самостоятельно в течение всей жизни.

И наконец, к закономерностям эффективности, которые гарантируют иноязычной подготовке достижение высокого уровня результативности для личностного и профессионального развития и саморазвития студентов, можно отнести следующие положения:

  • иноязычное образовательное пространство обеспечивает эффективность обучения иностранным языкам, поскольку позволяет моделировать «в пространстве иностранных языков» индивидуализированную деятельность обучающихся, переходную от учебной ситуации к реальной жизни;
  • широкий спектр входящих в него локальных образовательных сред, разнообразных по целевому назначению и специфике функционирования, обеспечивает суммарный личностно развивающий эффект.

Если теперь перевести выведенные закономерности осуществления иноязычной подготовки в условиях иноязычного образовательного пространства вуза в плоскость собственно практических действий по обучению иностранным языкам в неязыковом вузе, то можно получить принципы иноязычной подготовки как руководство к действию. Они представляют собой систему общих принципов иноязычной подготовки, определяемых особенностями современного образовательного контекста, и специфических принципов иноязычной подготовки, реализуемой в иноязычном образовательном пространстве вуза. Общие принципы иноязычной подготовки включают:

  • пр. целевого приоритета – направленность иноязычной подготовки на формирование ценностного отношения обучающихся к феномену непрерывного образования и использование ее возможностей для расширения горизонтов непрерывного развития и саморазвития обучающихся;
  • пр. согласованности личностно развивающего вектора иноязычной подготовки в вузе с целевыми установками реформирования высшего образования и обновления ее содержания в условиях многоуровневости высшего образования;
  • пр. открытости, доступности и максимальной вариативности иноязычных ресурсов для обеспечения обучающимся свободы и самостоятельности в выборе индивидуальных образовательных маршрутов «в границах» иностранного языка для удовлетворения личностных потребностей обучающихся.

Специфические принципы иноязычной подготовки, реализуемой «внутри» иноязычного образовательного пространства вуза, включают:

  • пр. максимального использования возможностей иноязычного образовательного пространства вуза для повышения уровня владения иностранным языком обучающихся с целью их личностного и профессионального развития;
  • пр. интеграции компонентов иноязычного образовательного пространства вуза, который предполагает взаимосвязанность и взаимодополняемость всех составляющих его компонентов, их структурно-функциональное и динамическое единство, а также налаживание между ними устойчивых связей, обеспечивающих его целостность с целью достижения системного эффекта, под которым понимается обеспечение обучающимся возможности для непрерывного развития и саморазвития;
  • пр. дифференциации функций компонентов иноязычного пространства вуза, что подразумевает определение специфических целей, содержания и форм обучения в каждом из компонентов системы в соответствии с целевыми ориентирами каждого из них в условиях их соподчиненности, взаимосвязи и взаимозависимости;
  • пр. обеспечения творческого сотрудничества субъектов иноязычной деятельности внутри иноязычного образовательного пространства вуза, диалогичности общения и психологической комфортности взаимодействия.

Разработанная на основе названных закономерностей и принципов технология организации иноязычной подготовки в иноязычном образовательном пространстве вуза, которая реализуется в Воронежском государственном университете, позволяет по-новому подойти к решению практических задач совершенствования обучения иностранным языкам в неязыковых вузах и улучшению его качества. Как показывает практика, она позволяет организовывать процессы обучения иностранному языку в вузе с максимальной эффективностью, обеспечивает повышение уровня владения им и удовлетворение вариативных личностных и профессиональных потребностей обучающихся. Использование ресурсов иноязычного образовательного пространства вуза усиливает потенциал иноязычной подготовки для личностного и профессионального развития обучающихся, направляет ее на обеспечение внутренней потребности человека в саморазвитии и тем самым способствует становлению профессионала, готового использовать иностранный язык для своего непрерывного развития и саморазвития.

Как можно заметить, иноязычная подготовка, организованная подобным образом, помимо успешного решения практических задач совершенствования вузовской системы обучения иностранным языкам, имеет и другое – теоретическое значение, поскольку она изменяет угол зрения на существо обсуждаемых проблем в целом. Ориентация на использование возможностей иноязычного образовательного пространства вуза для достижения заявленной цели – способствовать личностному развитию студентов и через иностранный язык влиять на становление профессионала – позволяет кардинальным образом изменить традиционный вектор педагогического исследования в области обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. В противовес традиционному подходу, нацеливающему исследователя на рассмотрение вопросов иноязычной подготовки данной категории обучающихся в сугубо методической плоскости реализации принципа профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, который до недавнего времени еще казался аксиоматичным, в фокусе настоящего исследования оказываются проблемы качественно иного рода – проблемы личностного развития средствами изучаемого иностранного языка, которые наполняют его более широким педагогическим содержанием. В частности, рассмотрение закономерностей и принципов особым образом организованной иноязычной подготовки профессионала на этапе его становления в вузе, когда она осуществляется «внутри» иноязычного образовательного пространства, добавляет новые теоретические основания методике обучения иностранным языкам в вузе. Данные выводы могут служить теоретической базой для выявления новых приоритетных направлений в научных исследованиях в сфере обучения иностранным языкам в неязыковом вузе с целью повышения эффективности обучения им и совершенствования учебного процесса в современном образовательном контексте.


Библиографическая ссылка

Кузьмина Л.Г. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26192 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674