Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильясов Д.Ф. 1 Селиванова Е.А. 1 Кудинов В.В. 1 Севрюкова А.А. 1 Шарухина А.О. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье определяется значимость воспитания личности школьника с учетом национальных традиций, региональных особенностей для сохранения наследия многонационального народа. Обозначена проблема диагностики личностных результатов в начальной школе. Приводится система проектирования личностных результатов в начальном общем образовании с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Показана логика построения системы диагностики личностных результатов: описание их формулировок, отражение в них регионального компонента. Представлена систематизация личностных результатов по критериям: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Обоснована необходимость уточнения личностных результатов, сформулированных на четвёртый класс, для других классов. Введено новое понятие «сензитивная картина», показана логика его формулировки с учетом классических психолого-педагогических подходов. Прописаны формулировки личностных результатов для каждого класса начальной школы.
национальные
региональные и этнокультурные особенности
начальное общее образование
основная образовательная программа
федеральный государственный образовательный стандарт
личностный образовательный результат
сензитивный период
1. Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя : учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров. В 4-х ч. / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, Е.А. Селиванова, Н.Ю. Андреева, А.А. Севрюкова, В.В. Кудинов. – М. : ВЛАДОС, 2013. – Ч. 1. Актуальные теории и концепции. - 336 с.
2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
3. Об утверждении Концепции краеведческого образования в Челябинской области : Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 31.01.2017).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки № 507 от 31.12.2015 г. № 1576 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ (дата обращения: 31.01.2017).
5. Федорова С.Н. Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. – 2016. – № 1 (26). – С. 55-61.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» в качестве одного из важных принципов государственной политики выступает воспитание гражданственности, взаимоуважения, патриотизма, развитие этнокультурных особенностей и традиций Российской Федерации. В соответствии с этим федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Он направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение обучающимися духовными ценностями и культурой народа России. При этом реализация ФГОС НОО включает в себя три группы требований, одной из которых являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Причем для отслеживания достижения данных результатов требуется надежный и валидный диагностический инструментарий. Среди самых распространённых затруднений, с которыми сталкивается современный учитель в начальной школе, является выявление сформированности личностных результатов. Это обусловлено тем, что на данный момент нет единого банка диагностик, который бы позволил учителю быстро и эффективно отследить данный параметр. При этом если присмотреться к «портрету выпускника начальной школы» (отмеченному в Стандарте), то можно отчетливо обнаружить, что личностные характеристики (личностные результаты) выступают на первый план. Выпускник начальной школы должен любить свою Родину, родной край, народ; уважать и соответственно принимать ценности своей семьи и общества; проявлять любознательность, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; уважать собеседника и корректно обосновывать свою позицию, а также вести здоровый образ жизни [4].

Иными словами, одним из острых вопросов является система диагностики личностных образовательных результатов в начальном общем образовании с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» участвовал в разработке региональной модельной основной образовательной программы начального общего образования, где в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» представлены личностные, метапредметные и предметные результаты. А также требования к личностным результатам на конец первого, второго, третьего и четвёртого классов.

Раскроем в данной статье отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в системе личностных результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования. Для этого вкратце остановимся на описании этапов нашей работы.

Стоит отметить, что за основу формулировок личностных образовательных результатов были взяты направления, отраженные во ФГОС начального общего образования [4], которые были нами конкретизированы следующим образом.

– Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.

– Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.

– Сформированность ценностей многонационального российского общества.

– Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

– Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

– Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

– Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

– Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

– Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

– Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

– Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

– Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

– Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

– Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Для того чтобы отразить в данных результатах региональный компонент, нами были скорректированы либо сформулированы ряд личностных результатов.

  1. В такой личностный результат, как «Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России», мы внесли уточнение «… и родного края».
  2. Добавлен личностный результат, который отражает ценность семьи, но не прописан во ФГОС НОО (хотя частично есть в «портрете выпускника»): «Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям».
  3. Включен в данный перечень принципиально новый личностный результат «Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных».
  4. Далее прокомментируем целесообразность уточнения данных личностных результатов.

Корректировка первого личностного результата направлена на отражение региональных особенностей. Уже в начальной школе ребенок должен знать традиции и культуру своего края, чувствовать гордость за свою малую родину и народ, осознавать свою принадлежность к региону. Следует отметить, что в «Концепции краеведческого образования в Челябинской области» отмечалось, что система краеведческого образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области охватывает все ступени общего образования. В Областном базисном образовательном плане первой ступени общего образования отмечается необходимость включения краеведческой тематики в содержание основных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир и др.), а также в рамках внеучебной работы (проектная деятельность, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое, общественно-полезное направления образовательно-воспитательной деятельности) [3]. Основная задача начального общего образования – сформировать у учащихся региональную идентичность (целостный образ привлекательного и интересного родного края: от родного дома к ближайшей округе и Челябинской области в целом) [2]

Комментируя введение второго личностного результата, отметим, что во ФГОС основного общего образования выделяется такой личностный результат, как «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи». Также во ФГОС среднего общего образования можно обнаружить уже дальнейшее развитие данного личностного результата: «Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни». В этой связи мы посчитали, что на уровне начального общего образования важно также выделить такой личностный результат, как «Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям». Челябинская область достаточно многонациональная. Кроме русских, многочисленны такие нации, как татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, чуваши, нагайбаки и др. И у каждой нации свой менталитет, свои традиции и ценности, которые важно сохранить и передать следующим поколениям. Поэтому в начальной школе очень важно отслеживать сформированность данного образовательного результата. Если не заложить семейные ценности в младшем школьном возрасте, сложно их отслеживать на других возрастных этапах.

Учитывая промышленную ориентированность Челябинской области, был включен третий личностный результат: «Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных». В нашем регионе реализуется Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [ссылка], призванная к повышению мотивации изучения дисциплин естественно-научного цикла, повышению профориентационной деятельности образовательных организаций и возрождению интереса обучающихся к рабочим профессиям. Это обусловлено потребностями региона, поэтому популяризаторская профориентационная деятельность должна вестись уже в начальной школе.

Таким образом, уточнение личностных результатов позволяет в той или иной мере отразить в них национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Следующим этапом работы была систематизация их по блокам: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Данный подход заимствован у А.Г. Асмолова, который выделяет соответствующие направления личностного развития. Самоопределение включает в себя осознание школьником себя как личности, как гражданина своей страны, как будущего специалиста профессиональной деятельности. Смыслообразование позволяет наделить любую деятельность смыслами, в данном случае учебную деятельность – как ведущую в младшем школьном возрасте. И, наконец, нравственно-этическая ориентация включает развитие нравственности, формирование морали, эстетических чувств и пр. Данная систематизация личностных результатов позволит при осуществлении выявления сформированности личностных результатов определить наиболее сформированный или западающий блок и соответственно усилить воспитательную деятельность педагога в определенном направлении.

Кроме того, нами был осуществлён, по нашему мнению, серьезный шаг в вопросе интеграции науки и практики в деятельности школьного учителя. Личностные результаты, которые прописаны в ФГОС НОО и представлены нами выше, ориентированы на выпускника начальной школы. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: когда диагностировать данный результат: к концу четвертого класса или в каждом классе? Исходя из положений ведущих отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л., Рубинштейн, А.В. Петровский и др.), мы понимаем, что личность формируется постепенно, и соответственно в каждом возрастном периоде есть сензитивный период появления того или иного личностного новообразования, того или иного свойства и качества личности [1]. Также учитывался важный научный психолого-педагогический принцип – единства диагностики и коррекции. Соответственно если в четвертом классе проводить диагностику сформированности личностных результатов, то когда учителю формировать тот или иной личностный результат и в целом понять – западает ли он.

Исходя из этого, нами был сформулирован новый термин «сензитивная картина» (по аналогии с «сензитивным периодом развития» по Л.С. Выготскому), согласно которому выявлять сформированность личностных результатов необходимо, начиная уже с первого класса. Если этого не делать, то можно упустить формирование какого-то личностного результата. К примеру, такой личностный результат, как «принятие и освоение социальной роли обучающегося», уже поздно диагностировать в четвёртом классе. Если он не сформирован к концу первого – началу второго класса, сложно говорить об учебной мотивации младшего школьника и соответственно его учебных достижениях. С другой стороны, если мы будем диагностировать данный личностный результат в первом классе, это тоже будет несколько опережающе, так как весь первый год ребенок адаптируется к новой социальной ситуации и только применяет на себя эту роль. То же самое относится и к другим личностным результатам. В той формулировке, в которой они представлены в начале статьи, их некорректно будет диагностировать уже в первом классе. Да и нужно ли все 18 личностных результатов выявлять каждый год?

В этой связи мы определили, какие личностные результаты подлежат выявлению в том или ином классе, а также адаптировали их для каждого класса с учетом возрастных особенностей когнитивного и личностного развития школьника.

Итак, в первом классе диагностике подлежат следующие личностные результаты: осознанность своей этнической и национальной принадлежности; владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Во втором классе к данным результатам добавлены следующие: сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

В третьем классе к предыдущим результатам 1 и 2 класса добавлены: сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В четвёртом классе диагностируется достижение всех личностных результатов.

При этом еще раз подчеркнем, что в том виде, в котором они сформулированы, они могут диагностироваться только в четвёртом классе. Поэтому мы выстроили определённую логику их развития от 1 к 4 классу (таблица).

 

Личностные планируемые результаты освоения ООП НОО по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

Проявление желания к участию в гражданских акциях

Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

Сформированность элементарных представлений о собственной семье

Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям

Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных

 

Всего было проанализировано 18 личностных результатов и составлено их описание для каждого класса. В данной таблице представлен фрагмент такой работы на примере личностных результатов, отражающий национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Далее мы определили содержание каждого личностного результата по трем компонентам: знаниевый, мотивационной и деятельностный. На основе чего были разработаны диагностические карты выявления сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эти карты позволят учителю просто и эффективно оценить описываемый параметр у каждого ученика в 1, 2, 3 и 4 классах. Мы постарались сделать данную систему диагностики простой, доступной и при этом валидной.

Таким образом, можно отметить, что отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в системе личностных результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования позволяет отвечать требованиям ФГОС, законодательной базе и в целом социальной ситуации в современном обществе.


Библиографическая ссылка

Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Кудинов В.В., Севрюкова А.А., Шарухина А.О. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26211 (дата обращения: 17.10.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252