Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЛАВЯНСКОГО РАЙОНА

Леус О.В. 1
1 ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, филиал
Анализ качества работы учителей русского языка и литературы проводится в рамках теории измерения латентных переменных. Актуальность исследования обусловлена тем, что качество образования в школе в значительной степени зависит от качества профессиональной деятельности учителей. Измерительным инструментом для анализа качества профессиональной деятельности учителей является портфолио. Определены индикаторные переменные портфолио, лучше других дифференцирующие учителей русского языка и литературы с высоким и низким уровнем профессиональной деятельности. Качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы является латентной переменной, которая измеряется на интервальной шкале. Результаты латентной переменной использованы для сравнения общеобразовательных школ Славянского района Краснодарского края. Наибольшее значение латентной переменной наблюдается в лицеях, наименьшее в основных общеобразовательных школах. Средние общеобразовательные школы занимают промежуточное положение.
модель Раша
измерение латентных переменных
портфолио
качество работы учителей русского языка и литературы
1. Аванесов В.С., Анисимова Т.С., Маслак А.А., Семенцова О.А., Смирнова Г.И. Педагогические измерения. Тезаурус // Педагогические измерения. – 2005. – № 1. – С. 28-32.
2. Анисимова Т.С., Летова Л.В., Маслак А.А. Измерение латентной переменной «Качество профессиональной деятельности преподавателя на основе модели Раша» // Культурная жизнь Юга России. – 2012. – Т. 4, № 47. – С. 62-67.
3. Анисимова Т.С., Маслак А.А., Осипов С.А., Поздняков С.А. Исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от числа градаций индикаторных переменных // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании: Материалы Седьмой всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции; Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2005. – С. 6-12.
4. Анисимова Т.С., Маслак А.А., Осипов С.А., Пушечкин Н.П., Хлебников В.А. Исследование дифференцирующей способности модели Раша на основе имитационного эксперимента // Педагогическая диагностика. – 2003. – № 1.– С. 103-117.
5. Леус О.В., Маслак А.А. Анализ качества профессиональной деятельности учителей истории в зависимости от стажа работы и пола // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4-2. – С. 285-289.
6. Леус О.В., Маслак А.А. Измерение качества профессиональной деятельности учителей математики на основе портфолио // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 30-35.
7. Леус О.В., Маслак А.А., Титаренко В.И. Измерение на линейной шкале качества работы общеобразовательных учреждений // Стандарты и мониторинг в образовании. – М.: ИНФРА-М, 2015. – Т. 3, вып. 3. – С. 9-16.
8. Маслак А.А., Леус О.В., Данилов А.А. Методика измерения качества профессиональной деятельности учителя: Методические рекомендации. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – 41 с.
9. Маслак А.А., Поздняков С.А., Данилов А.А. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 102-108.
10. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании: монография. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 255 с.

Исследуемая переменная, качество профессиональной деятельности учителя, является латентной, то есть непосредственно не измеряемой. Эта латентная переменная является интегральным показателем, который определяется через набор индикаторных переменных портфолио учителя. Каждая индикаторная переменная портфолио определяет соответствующий аспект качества работы учителя.

Цель работы состоит в конструировании и измерении латентной переменной качества работы учителей русского языка и литературы, измеряемого на интервальной шкале. Измерение этой латентной переменной необходимо для анализа качества работы учителей, а также для ранжирования общеобразовательных школ на основе качества работы учителей русского языка и литературы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач.

1. На основе портфолио сформировать операциональное определение латентной переменной «качества профессиональной деятельности учителя».

2. Определить совместимость индикаторов портфолио.

3. Измерить на интервальной шкале исследуемую латентную переменную.

4. Сравнить школы на основе измеренной латентной переменной.

Данные

В исследовании приняли участие все учителя русского языка и литературы всех школ Славянского района (всего 105 учителей). Измерение качества работы учителей проводилось на основе портфолио, которое представлено в работах [2, 5–8].

Метод

Измерение качеств профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы осуществлялось в рамках теории латентных переменных. В отечественной литературе эта теория наиболее полно представлена в работе [10]. Выбор теории латентных переменных обусловлен несколькими причинами.

1. Измерение латентных переменных осуществляется на линейной шкале, что важно для применения процедур статистического анализа [10].

2. Операциональное определение качества профессиональной деятельности учителя позволяет уточнить содержание измеряемого понятия.

3. Важным аргументом является то, что теория латентных переменных оказалась продуктивной при решении самых разных задач в образовании и других социальных системах [1, 3, 4, 9].

Обработка данных опросов осуществлялась с использованием программно-алгоритмического обеспечения, разработанного в Лаборатории объективных измерений Кубанского государственного университета.

Результаты анализа

Прежде всего, необходимо отметить, что на основе критерия Хи-квадрат собранные данные об учителях адекватны модели измерения [10]. Индекс сепарабельности измеряемых объектов (учителей) равен 0,872, что свидетельствует о высокой разрешающей способности опросника.

Статистическая характеристика индикаторных переменных представлена в табл. 1.

Таблица 1

Основные статистические характеристики индикаторных переменных

Номер

индикатора

Оценка индикаторной

(логит)

Стандартная ошибка

(логит)

Значение

статистики Хи-квадрат

Уровень

значимости статистики

Хи-квадрат

31

-2,920

0,668

1,450

0,484

28

-2,464

0,549

0,374

0,830

32

-2,321

0,517

1,088

0,580

38

-2,130

0,479

1,445

0,485

39

-1,789

0,420

0,292

0,864

29

-1,460

0,374

2,440

0,295

34

-1,402

0,366

0,618

0,734

41

-1,376

0,363

0,689

0,709

35

-1,233

0,347

0,618

0,734

17

-1,223

0,346

3,129

0,209

12

-1,211

0,344

0,484

0,785

30

-1,193

0,342

1,126

0,570

11

-0,987

0,322

5,890

0,053

37

-0,973

0,321

0,692

0,708

42

-0,846

0,309

3,784

0,151

9

-0,758

0,302

0,790

0,674

27

-0,695

0,297

31,372

0,000

13

-0,610

0,291

1,051

0,591

40

-0,603

0,290

1,536

0,464

14

-0,529

0,285

12,923

0,002

1

-0,358

0,274

2,648

0,266

8

-0,356

0,274

10,395

0,006

23

-0,135

0,262

1,552

0,460

25

-0,110

0,261

2,175

0,337

15

0,009

0,256

1,647

0,439

36

0,036

0,254

1,779

0,411

33

0,140

0,250

4,023

0,134

7

0,306

0,244

2,267

0,322

26

0,502

0,239

2,427

0,297

3

0,515

0,238

2,330

0,312

18

0,594

0,236

1,696

0,428

24

0,679

0,235

1,702

0,427

16

1,074

0,229

3,713

0,156

2

1,346

0,228

5,635

0,060

6

1,349

0,228

0,400

0,819

10

1,381

0,228

0,329

0,848

20

1,917

0,230

6,290

0,043

19

2,182

0,234

0,302

0,860

22

2,234

0,235

1,603

0,449

5

3,219

0,268

7,130

0,028

4

4,800

0,405

6,680

0,035

21

5,399

0,501

1,654

0,437

 

Учителей с высоким качеством работы лучше других дифференцирует индикаторная переменная 21 «Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации». Значение этой индикаторной переменной равно 5,399 логит (рис. 1).

Рис. 1. Характеристическая кривая индикаторной переменной 21 «Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации»

Индикаторная переменная 31 «Наличие дидактического и раздаточного материала» лучше других дифференцирует учителей с низким качеством профессиональной деятельности. Значение этой индикаторной переменной равно -2,920 логит (рис. 2).

Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 41«Наличие дидактического и раздаточного материала»

Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы показаны на рис. 3.

Рис. 3. Результаты измерения качества работы учителей русского языка и литературы

В верхней половине рис. 3 представлено распределение оценок качества работы учителей, в нижней части – распределение оценок индикаторных переменных.

Полученные результаты измерения позволяют сделать следующие выводы:

- оценки качества профессиональной деятельности учителей варьируются в очень большом диапазоне (от -1,5 до +5,5 логит). Это свидетельствует о большом различии учителей русского языка и литературы по качеству их работы;

- индикаторные переменные варьируются в еще большом диапазоне (от -3,0 до + 5,5 логит). Это обеспечивает высокую точность измерения латентной переменной на всем диапазоне варьирования;

- между оценками учителей и индикаторными переменными существует смещение равное 1,556 логит. Это свидетельствует о необходимости корректировки портфолио и добавления более «трудных» индикаторных переменных.

Результаты измерения качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы использованы для сравнения видов общеобразовательных учреждений. Поскольку факторы «Вид школы» и «Школа» являются качественными, то в качестве метода статистического анализа выбран двухфакторный дисперсионный анализ. Результаты анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты дисперсионного анализа качества работы учителей русского языка и литературы в зависимости от школы и вида школы

Источник

дисперсии

Сумма квадратов

Степени свободы

Средний квадрат

Fэксп

р

Вид школы

16,849

2

8,425

3,651

0,029

Школа

108,179

35

3,091

1,481

0,083

Ошибка

144,025

67

2,087

   

Всего

252,204

104

     

 

Из табл. 2 видно, что виды школ значимо отличаются друг от друга (p = 0,029 < 0,05). Соответствующие оценки представлены в табл. 3.

Таблица 3

Качество работы учителей русского языка и литературы в зависимости от общеобразовательного учреждения

Вид школы

Среднее значение

Число учителей

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

Лицей

2,298

15

0,392

1,520

3,076

СОШ

1,282

61

0,194

1,036

1,808

ООШ

0,993

29

0,282

0,433

1,552

 

Наибольшее значение качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы наблюдается в лицеях (2,298 логит), наименьшее качество работы – в основных общеобразовательных учреждениях (0,993 логит). Качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы в средних общеобразовательных учреждениях равно 1,282 логит.

В табл. 4 ранжированы школы (по возрастанию) по качеству профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы.

Таблица 4

Оценка качества работы учителей русского языка и литературы

Номер школы

Вид школы

Число учителей

Среднее значение

Стандартная ошибка

95 % доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя граница

49

ООШ

1

-1,464

1,445

-4,346

1,418

56

СОШ

2

-0,181

1,022

-2,219

1,857

38

ООШ

2

-0,043

1,022

-2,082

1,995

29

СОШ

5

0,131

0,646

-1,158

1,42

22

ООШ

1

0,168

1,445

-2,714

3,05

30

ООШ

3

0,358

0,834

-1,306

2,022

21

ООШ

2

0,466

1,022

-1,572

2,504

54

ООШ

2

0,518

1,022

-1,52

2,556

8

ООШ

2

0,595

1,022

-1,443

2,633

52

ООШ

1

0,619

1,445

-2,263

3,501

28

СОШ

3

0,663

0,834

-1,001

2,327

10

СОШ

2

0,723

1,022

-1,315

2,761

7

ООШ

2

0,798

1,022

-1,24

2,836

17

СОШ

6

0,91

0,59

-0,267

2,086

23

СОШ

2

0,986

1,022

-1,052

3,024

46

ООШ

2

0,993

1,022

-1,045

3,031

18

СОШ

4

1,023

0,722

-0,418

2,464

39

СОШ

3

1,052

0,834

-0,612

2,716

14

ООШ

2

1,064

1,022

-0,974

3,102

6

СОШ

2

1,089

1,022

-0,95

3,127

48

СОШ

3

1,265

0,834

-0,399

2,929

51

СОШ

2

1,314

1,022

-0,724

3,352

3

СОШ

5

1,489

0,646

0,2

2,778

20

СОШ

1

1,532

1,445

-1,35

4,414

50

ООШ

1

1,532

1,445

-1,35

4,414

31

ООШ

3

1,554

0,834

-0,11

3,218

1

Лицей

9

1,807

0,482

0,846

2,768

25

СОШ

5

1,901

0,646

0,612

3,19

5

СОШ

5

1,911

0,646

0,622

3,2

16

СОШ

5

2,182

0,646

0,893

3,471

9

ООШ

1

2,292

1,445

-0,59

5,174

19

СОШ

3

2,308

0,834

0,644

3,972

11

ООШ

3

2,553

0,834

0,889

4,217

4

Лицей

6

3,035

0,59

1,858

4,211

44

ООШ

1

3,471

1,445

0,589

6,353

43

СОШ

3

4,626

0,834

2,962

6,29

 

Из табл. 4 видно, что наибольшее качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы наблюдается в СОШ № 43 (4,626 логит). Кроме того, во многих СОШ (№№ 43, 19, 16, 5 и 25) среднее значение качества профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы выше, чем в лицее № 1. Необходимо отметить, что в некоторых ООШ (№№ 44, 11 и 9) среднее значение качества работы учителей русского языка и литературы выше, чем в лицее № 1.

Выводы

1. Представлены результаты измерения латентной переменной «качество профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы».

2. Качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы определяется через набор индикаторов.

3. Получены результаты измерения качества работы всех учителей, работающих в общеобразовательных школах Славянского района Краснодарского края.

4. Возможна коррекция индикаторных переменных для уточнения содержания понятия «качество профессиональной деятельности учителей русского языка и литературы».


Библиографическая ссылка

Леус О.В. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СЛАВЯНСКОГО РАЙОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26228 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674