Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Скоробогатова М.Р. 1
1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Исследование процесса защиты диссертации в странах Западной Европы: Великобритании, Германии, Франции и Италии - позволило определить ряд идентичных тенденций, что обусловлено едиными историческими традициями и современными процессами интеграции и стандартизации: повышение требований к соискателям ученой степени, приглашение в диссертационный совет ученых из других университетов, в том числе зарубежных, или представителей неакадемической среды, гармонизация номенклатуры ученых степеней. Вместе с тем процесс защиты диссертации в исследуемых странах имеет ряд особенностей, характеризующих образовательную идентичность: сохранение исторических и национальных традиций подготовки соискателей к присвоению ученой степени, автономия университетов, в частности диссертационных советов, в определении требований к оформлению диссертаций и к процедуре защиты, балльное оценивание диссертационной работы.
критерии и оценивание диссертации
докторское образование
диссертация
1. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры : монография. - Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. – 219 с.
2. Barbara M. Kehm. Forces and Forms of Change: Doctoral Education in Germany within the European Framework // Paper presented to the Conference “Forces and Forms of Change in Doctoral Education Internationally” organised by CIRGE (Seattle 6-9 September 2005). – Centre for Research on Higher Education and Work University of Kassel – 14 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: depts.washington.edu/cirgecon/papers/germany.doc (дата обращения: 07.03.2017).
3. Chris Park. Redefining the Doctorate. – 2007. – 56 р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eprints.lancs.ac.uk/435/1/RedefiningTheDoctorate.pdf (дата обращения: 04.14.2015).
4. Criteria for assessing PhD thesis. Institute of education University of London. – 3 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cse.chalmers.se/~feldt/advice/univ_victoria_phd_criteria.pdf (дата обращения: 02.08.2016).
5. Doctoral degree characteristics // Quality Assurance Agency for Higher Education. - 2011. - URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Doctoral_Characteristics.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
6. Doctoral Education in European Perspective. Sigrún Adalbjarnardóttir, Luigi Cajani, Márta Fülöp, Penelope Harnett and Roger Johansson. CiCe guides for research students and supervisors. - London, UK: 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.londonmet.ac.uk/cice/fms/MRSite/Research/cice/pubs/research/research-06.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
7. European Research Area. Facts and Figures 2014. EUROPEAN COMMISSION – 93 р. (дата обращения 11.03.2017).
8. PhD students guid. Examination/Departament of History and Philosophy of Science. University of Cambridge. - URL: http://www.hps.cam.ac.uk/students/phd/examination.html (дата обращения: 03.01.2017).
9. Requesting a review of the resulys of an examination (postgraduate qualifications). Cambridge students. University of Cambridge [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cambridgestudents.cam.ac.uk/your-course/examinations/graduate-exam-information/after-examination/requesting-review-results (дата обращения: 03.08.2016).

Защита диссертационной работы в странах Западной Европы является необходимым, но не единственным условием для получения ученой степени. Современные интеграционные процессы, вызванные построением Европейского пространства высшего образования, определяют общие тенденции развития процесса защиты диссертационной работы в странах Западной Европы. Однако в каждой стране существует ряд особенностей, связанных со стремлением сохранить национально-культурную и образовательную идентичность, университетские традиции и конкурентные преимущества.

На этом основании целесообразным является определение особенностей и тенденций процесса защиты диссертационной работы в странах Западной Европы. В качестве объектов исследования выбраны страны Великобритания, Германия, Италия и Франция, поскольку именно в них впервые были заложены правила к получению ученых степеней в период становления европейских университетов, и эти же страны являются инициаторами современных реформ в системах высшего образования Европы.

Так, поскольку во всех странах, ратифицировавших Болонское соглашение, в систему подготовки аспирантов (в европейских странах – докторантов) внедрена образовательная программа, то предварительным условием допуска к защите диссертационной работы является успешное прохождение образовательной программы, цель которой - приобретение исследовательских и профессиональных компетенций, необходимых для работы над научным исследованием, соответствующая сдача зачетов и экзаменов. Исключением здесь стала Германия, поскольку в этой стране сохраняется индивидуальная модель подготовки аспирантов, не предусматривающая обязательного образовательного компонента. Главное же требование к получению ученой степени во всех странах – это предоставление завершенной диссертационной работы как подтверждение системного понимания своей сферы исследования, владения навыками и методами исследования, способности создавать новый научный замысел, умения использовать критический анализ и синтез новых идей.

В последнее десятилетие появилось новое требование для соискателей ученой степени – наличие публикаций в научных рецензируемых журналах по теме исследования и участие в научных конференциях, в том числе зарубежных. Количество необходимых статей и конференций устанавливается в каждом университете отдельно, но в среднем составляет от одной до пяти. Помимо этого, в каждой стране аспирант, завершивший диссертацию, должен предоставить в диссертационный совет пакет сопроводительных документов: краткое изложение работы, список публикаций, биографию, представление научного руководителя [4; 5; 7].

Требования к оформлению диссертации в странах Западной Европы практически идентичны: самостоятельность и оригинальность научного исследования, использование существующей или разработка новой научной методологии, демонстрация способности  критического мышления, наличие перспектив в данной области исследования, умение принимать обоснованные решения в сложных вопросах, навыки использования научного стиля в написании текста. Информация о самостоятельности и оригинальности научной работы оформляется или в начале текста диссертации, или в виде специального сертификата, в котором помимо подтверждения оригинальности указываются сведения о том, что диссертация не была представлена на соискание ученой степени или любого другого диплома ни в одном другом учреждении. Требования к объему диссертации могут отличаться в зависимости от направления исследования, но в среднем составляют от 80 до 100 тыс. слов (400-500 страниц) в гуманитарных направлениях и около 60 тыс. слов (250-300 страниц) в медицинском или математическом направлениях [3; 5].

Вместе с тем каждый университет имеет возможность устанавливать внутренние требования к оформлению диссертации. В качестве примера приведем требования к оформлению диссертации Института образования Лондонского университета (Institute of education University of London) [4]:

  1. Текст диссертации должен быть четким и понятным любому читателю; приветствуется оформление таблиц и рисунков, разделение на главы и разделы; сжатый стиль, без дублирования материала; полный и точный библиографический список; объем работы в 75-80 тысяч слов, абсолютный максимум – 100 тысяч слов.
  2. Необходимо соблюдать логические и рациональные связи между составными частями диссертации.
  3. Обязательное наличие как минимум двух публикаций в реферативных журналах по результатам научного исследования.
  4. Исследование должно быть написано самостоятельно. В случаях работы аспиранта в группе исследователей необходимо доказать независимость и самостоятельность результатов своей работы.
  5. Аспирант должен продемонстрировать подробные знания о первоисточниках и понимание основных теоретических и методологических вопросов. Обзор должен содержать критический анализ литературы с пониманием проблем и различий мнений.
  6. Обзор литературы должен определить новое теоретическое или методологическое решение проблемы; четкое и краткое изложение задач исследования должно быть оформлено в виде гипотезы, предположения.
  7. Анализ данных должен продемонстрировать актуальность, методы и достигнутые результаты исследования. Кроме того, используемые аналитические методы должны быть обоснованы и обеспечивать выполнение поставленных задач; любые проблемы, возникающие при анализе, должны быть признаны.
  8. Заключение диссертации должно включать выводы исследования без повторения написанного текста и быть сконцентрированным на научной новизне. Результаты должны включать теоретическую и практическую значимость. В завершение следует указать на необходимость дальнейшего развития научной проблемы с указанием вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения.

В случае выполнения вышеперечисленных требований соискатель ученой степени представляет диссертацию и пакет сопроводительных документов в диссертационный совет университета, который является автономным и конечным гарантом качества выполнения диссертационной работы. Поэтому решение членов совета должно быть согласованным, мотивированным и оформленным, как правило, в виде протокола. Во Франции диссертационный совет имеет название «Совет по защите диссертации», в Германии – «Экзаменационная/Диссертационная комиссия», в Италии – «Совет факультета», в Великобритании – «Совет кафедры». Но независимо от названия диссертационный совет – это коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу исследования и состоящий из ученых, специализирующихся по темам близким к защищаемой. Члены диссертационного совета избирают из своего состава председателя, экспертов и, в случае необходимости, секретаря; научный руководитель не может быть выбран ни в качестве эксперта, ни в качестве председателя совета [1; 2; 6; 9]. Тенденцией в организации диссертационных советов является приглашение ученых из других университетов, в том числе зарубежных или представителей неакадемической среды.

В течение установленного диссертационным советом времени эксперты знакомятся с диссертацией и составляют отзыв, чаще всего отражающий незначительные замечания работы. В случае значительных замечаний, но которые в целом не влияют на положительный результат работы, аспиранту предоставляется дополнительное время (не более шести месяцев) для доработки текста диссертации, поле чего он повторно подает диссертацию на рассмотрение. Только в случае положительной оценки всеми экспертами готовится рекомендация о возможности присвоения ученой степени и назначается дата защиты диссертации.

Процедура защиты диссертационной работы во многом сохраняет исторически сложившиеся традиции. Как и со времен Средневековья, соискатель перед профессорами, членами диссертационного совета, представляет результаты своей работы, демонстрирует знания в выбранном научном направлении, умения вести дискуссию и навыки ораторского мастерства. При этом на защите диссертации в Германии, Франции и Италии в обсуждении и дискуссии может принимать участие любой из присутствующих на защите диссертации (за исключением конфиденциальных тем, на которых присутствуют только члены диссертационного совета). В Великобритании защита диссертации имеет закрытый характер; присутствовать и соответственно обсуждать диссертацию могут только члены совета.

Время, отведенное на защиту диссертации, также имеет свои особенности. Так, в Германии на процесс защиты диссертационной работы отводится до 90 минут, во Франции до 120 минут, в Великобритании до 180 минут, а в Италии – от 180 минут. К примеру, в Германии время, отведенное на защиту диссертации, распределяется следующим образом: 15 минут – на сообщение о готовности совета, о назначении председателя, объявляются эксперты и протоколист; 35 минут отводится непосредственно на изложение исследования и 40 минут – на обсуждение и дискуссию [2].

Особенностью в странах Западной Европы является балльное оценивание диссертационной работы. Так, в Италии и во Франции трехбалльная система оценивания диссертации. В Италии: «отлично» (ottimo), «очень хорошо» (molto buono) и «хорошо» (buono), или, как, например, в университете Пиза: «отлично» (ottimo) «хорошо» (buono) и «достаточно» (sufficiente). Во Франции: «отлично» (très honorable avec les félicitations du jury) – высшая оценка, «превосходно» (très honorable) и «похвально» (honorable). Как видно, в Италии и во Франции нет неудовлетворительной оценки, в случае несоответствия необходимым критериям или наличия грубых нарушений диссертация снимается с рассмотрения. В Германии оценивание включает следующие градации: «отлично» (summa cum laude, mit höchstem Lob, mit Auszeichnung, ausgezeichnet), «очень хорошо» (magna cum laude, mit großem Lob, sehr gut), «хорошо» (cum laude, mit Lob, gut), «удовлетворительно» (satis bene‚ genügend, befriedigend) и «неудовлетворительно» (non probatum, non sufficit, non rite, insufficienter, ungenügend, nicht bestanden) [5; 6, с. 13; 9].

Оригинальной является система оценивания диссертационной работы в Великобритании [9], где применяются следующие градации:

  • присвоение ученой степени доктора философии (PhD - аналог российского кандидата наук);
  • присвоение ученой степени доктора философии при условии незначительных изменений и исправлений;
  • отказ о присвоении ученой степени, с присвоением степени магистра или возможностью предоставления повторной подачи диссертации после исправления замечаний (подобная процедура встречается и в Италии, где после первого года обучения в аспирантуре обучающийся может обратиться с ходатайством о получении степени магистра философии – MPhil);
  • отказ о присвоении ученой степени, но с правом предоставления исправленной диссертации в установленный срок;
  • отказ о присвоении ученой степени доктора философии с присуждением степени магистра без возможности повторной подачи диссертации;
  • отказ о присвоении любой степени без возможности повторной подачи диссертации.

Согласно Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» в странах Западной Европы тенденцией является гармонизация номенклатуры ученых степеней, предполагающая единое название – доктор философии – PhD (от лат. philosophiae doctor). Однако и в этом вопросе в каждой стране существуют свои особенности. Так, в Германии практически во всех университетах используют общеевропейское название ученой степени – PhD. В Великобритании также большинство университетов используют аббревиатуру PhD, но существует и достаточно большое разнообразие названий профессиональных ученых степеней (доктор права – DL, доктор образования – Ded, доктор медицины – DM, доктор делового администрирования – DBA и др.). А такие университеты, как Букингемский, Сассекс, Йорк, используют аббревиатуру DPhil. В Италии основным названием ученой степени является «доктор научного исследования» – Dottorato di Ricerca или DR, а во Франции – доктор наук – Doctorat.

Таким образом, защита диссертации в странах Западной Европы имеет во многом идентичные тенденции развития, что обусловлено процессами интеграции и стандартизации, а также особенности, характеризующие образовательную идентичность. В качестве основных тенденций выделяем:

  • повышение требований к соискателям: успешное прохождение образовательной программы, наличие научных статей и участие в конференциях;
  • приглашение в диссертационный совет представителей других, в том числе зарубежных, университетов;
  • гармонизация номенклатуры ученых степеней.

К особенностям защиты диссертационной работы в странах Западной Европы относим:

  • сохранение исторических и национальных традиций подготовки соискателей к присвоению ученой степени;
  • автономия университетов, в частности диссертационных советов, в определении требований к оформлению диссертаций и к процедуре защиты;
  • балльное оценивание диссертационной работы.

Вместе с тем в условиях Европейского пространства высшего образования большая вероятность, что в ближайшей перспективе в странах Западной Европы будет решаться вопрос о единых общеевропейских стандартах оценивания диссертации.


Библиографическая ссылка

Скоробогатова М.Р. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26276 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674