Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

Сазанов А.В. 1 Сазанова М.Л. 1 Демина Н.Л. 1 Попова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Проведена диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта, а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой. Полученные данные свидетельствуют о среднем (небезопасном) уровне здоровья юношей с тенденцией к ухудшению за время обучения в вузе: у выпускников наблюдается достоверное снижение резервных возможностей кардиореспираторной системы, мышечной силы, адаптационного потенциала и времени восстановления после дозированной физической нагрузки. У девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после дозированной физической нагрузки. У юношей IV курса по сравнению с девушками достоверно выше адаптационный потенциал, ниже суммарный балл по оценке уровня здоровья, что косвенно свидетельствует о большей мотивации девушек к сохранению индивидуального здоровья. Полученные данные говорят о неадекватной оценке студентами собственного здоровья, низком уровне культуры здоровьесбережения и отсутствии системы валеологических знаний. Для повышения валеологической грамотности предлагается активное внедрение инновационных технологий обучения, новых форм организации учебной деятельности и нового ее содержания, включение теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, формирование мотиваций к занятиям физкультурой и здоровому стилю жизни.
здоровье
студенты
экспресс-диагностика здоровья
мотивации
здоровьесбережение
1. Абаскалова Н.П. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
2. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. – 2006. – № 1. – С. 5–13.
3. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. – 1989. – № 8. – С. 73–78.
4. Белоусова И.М. Скрининг-оценка уровня физического здоровья студенческой молодёжи / И.М. Белоусова, Ю.А. Буков // Современные проблемы курортной реабилитации и двигательной рекреации : сб. науч. трудов. – Симферополь : ИП Бровко А.А., 2016. – С. 27–34.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-2. – С. 369–373.
6. Верхорубова О.В. Проблема формирования культуры здоровья у студентов / О.В. Верхорубова, О.С. Подлесская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 4 (132). – С. 148–150.
7. Гераськина М.А. Соматические особенности студентов педагогического вуза по результатам мониторинга физического развития / М.А. Гераськина, Г.В. Пожарова, Г.Г. Федотова // Science Time. – 2016. – № 7 (31). – С. 44–49.
8. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2012. – № 360. – С. 143–147.
9. Жомин К.М. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе / К.М. Жомин, В.Б. Рубанович // Вестник НГПУ. – 2014. – № 1 (17). – С. 155–165.
10. Лебедев А.В. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза / А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович, Н.И. Айзман, Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (17). – С. 128–141.
11. Станишевская Н.Б. Формирование у студентов технических вузов мотивации к здоровому образу жизни // Новые технологии в образовании : сб. материалов XVI Междунар. научно-практич. конф. (Таганрог, 8 января 2014 г.). – М. : ООО Изд-во «Спутник+», 2014. – С. 398–401.
12. Туренков А.Н. К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова, Е.С. Сидоров // Вестник КемГУ. – 2013. – № 2 (542). – Т. 1. – С. 120–125.
13. Фадеева Т.В. Адаптационное поведение студенческой молодёжи с разным уровнем здоровья в социальном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 98–100.
14. Biktagirova G.F. Formation of University Students’ Healthy Lifestyle / G.F. Biktagirova, R.S. Kasimova // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11 (6). – Р. 1159–1166. DOI: 10.12973/ijese.2016.385a.
15. Cleland V.J. Socioeconomic position and the tracking of physical activity and cardiorespiratory fitness from childhood to adulthood / V.J. Cleland, K. Ball, C. Magnussen, T. Dwyer, A. Venn // Am. J. Epidemiol. – 2009. – Vol. 170, No. 9. – Р. 1069–1077. DOI: https://doi.org/10.1093/aje/kwp271.

В настоящее время здоровье обучающихся различных уровней образования находится в центре внимания многих исследователей [4; 7; 10; 13] ввиду того, что ухудшение уровня здоровья в этой возрастной группе является прямой угрозой национальной безопасности страны [6]. Глобальные перемены, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., привели к обесцениванию здоровья как важного фактора общей культуры человека [10]. Согласно Т.В. Фадеевой [13], важность здоровья в качестве критерия успешного специалиста признают лишь 17% здоровых студентов. V.J. Cleland et al. [15] утверждают, что высокая физическая активность за счет повышения уровня физического или эмоционального здоровья может улучшить социально-экономическое положение путем развития образовательных и профессиональных возможностей.

Общеизвестно, что любая деятельность может привести к ухудшению состояния здоровья. Образовательная деятельность включает ряд специфических для здоровья факторов риска, например очень высокий уровень умственного напряжения (особенно в период сессии), работа в условиях дефицита времени, нарушение режимов труда и отдыха и др. [8]. Согласно проведенным опросам, более половины студентов считает невозможным придерживаться здорового стиля жизни ввиду отсутствия у них свободного времени [14]. Кроме того, одним из факторов несоблюдения студентами здорового образа жизни является их низкий социально-экономический статус, не позволяющий адекватно осуществлять здоровьесбережение [7].

По мнению [6; 13], здоровьесберегающая работа вузов должна быть направлена на «формирование ценностей и навыков самосохранительного поведения студенческой молодёжи». Ряд авторов [11] отмечают отсутствие единых требований к содержанию и организации учебного процесса по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста. В частности, в образовательных программах большинства направлений подготовки бакалавров отсутствует учебная дисциплина, нацеленная на формирование культуры здоровья студентов, либо она отнесена на более поздние сроки. Например, образовательная программа подготовки бакалавров физической культуры в ВятГУ предусматривает изучение дисциплины «Культура здоровья» лишь на IV курсе (!) перед самым выпуском.

В связи с вышеизложенным основное внимание по формированию образованности студентов в вопросах здоровьесбережения, а также устойчивых мотиваций к ведению здорового стиля жизни должны уделять не только преподаватели дисциплин медико-биологического, но и психолого-педагогического блоков. Поскольку вузы самостоятельно разрабатывают учебные планы и рабочие учебные программы для соответствующих направлений подготовки бакалавриата, они имеют уникальную возможность увеличения количества занятий, повышающих валеологическую грамотность студентов.

Однако высокий уровень знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления не заставит вести здоровый образ жизни: требуется устойчивая мотивация к здоровьесбережению.

Целью нашего исследования стала диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта Вятского государственного университета (ВятГУ), а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой.

Методы и организация исследования. Обследование студентов с целью оценки безопасного уровня физического здоровья проводилось в марте 2013 г. (I курс) и спустя 4 года, в этой же группе обследуемых, в марте 2016 г. (IV курс). Обследованные студенты были включены в группы: группа 1 – юноши-первокурсники (n=39, возраст 17,8±0,4 года), группа 2 – юноши выпускного курса (n=33, возраст 22,06±0,23 года), группа 3 – девушки-первокурсницы (n=32, возраст 18,1±0,8 года), группа 4 – девушки выпускного курса (n=27, возраст 21,39±0,18 года). Предварительно было проведено измерение длины и массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти ведущей руки, артериального давления, частоты сердечных сокращений с помощью общепринятых методик, а также время восстановления после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине). На основании полученных данных были рассчитаны весо-ростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой (СИ), Робинсона (ИР) индексы физического развития. Полученные данные оценивались в баллах согласно методике Г.Л. Апанасенко [2]. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле Р.М. Баевского [3]. Результаты подвергались статистической обработке по общепринятым формулам в программе Microsoft Excel с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами считались достоверными при р<0,05).

В процессе исследования также был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение фактов.

Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика соматического здоровья показала, что функциональные показатели обследованных студентов не выходили за пределы физиологической нормы (таблица). Однако полученные данные свидетельствуют об общем среднем (небезопасном – по Г.Л. Апанасенко) уровне здоровья обследованных (таблица). Уровень здоровья выше среднего (безопасный – по Г.Л. Апанасенко) был диагностирован у 64,3% юношей и у 56,22% девушек первого курса; на выпускном курсе соответственно – у 28,3% и 59,26%. Проведенные в других регионах России исследования также свидетельствуют о низком и ниже среднего уровне здоровья студентов [4; 10]. Студенты с высоким и низким уровнем здоровья среди обследованных не выявлены.

Показатели (М±m) диагностики уровня соматического здоровья

Показатель

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

ВРИ, г/см

384,65±4,25

426,13±15,71

349,05±15,15

348,09±6,83

Д*

p<0,05; t=2,549

p>0,1; t=0,058

ЖИ, мл/кг

66,28±1,15

61,55±1,24

58,75±4,05

55,61±2,03

Д

p<0,01; t=2,797

p>0,1; t=0,693

СИ, %

70,3±1,2

65,58±1,62

47,80±2,5

50,20±1,89

Д

p<0,05; t=2,341

p>0,1; t=0,766

ИР, усл. ед.

78,45±1,95

83,19±1,29

74,55±3,75

74,60±3,21

Д

p<0,05; t=2,027

p>0,1; t=0,01

ДФН, с

53,6±2,11

62,25±2,16

51,65±6,65

70,13±4,62

Д

p<0,01; t=2,865

p<0,05; t=2,282

Балл

12,69±2,64

10,88±0,79

12,72±2,64

13,33±0,54

Д

p>0,1; t=0,657

p>0,1; t=0,226

АП

2,035±0,05

2,199±0,02

1,890±0,07

1,883±0,044

Д

p<0,01; t=3,045

p>0,1; t=0,085

Д* - достоверность различий между группами.

Тем не менее отмечается отчетливая тенденция ухудшения большинства показателей у юношей IV курса по сравнению с аналогичными на I курсе: достоверное снижение ЖИ и СИ, а также достоверное повышение ВРИ, ИР и времени восстановления после ДФН (таблица). С другой стороны, у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после ДФН, что свидетельствует о снижении степени адаптации к физическим нагрузкам.

Большинство изменений связано, на наш взгляд, с изменением образа жизни студентов за время обучения в вузе. По данным опроса, 75% студентов выпускного курса факультета физической культуры и спорта уже не занимаются так активно спортом, как на первом курсе: только по необходимости на аудиторных занятиях. Общее снижение двигательной активности, при отсутствии изменений в питании, привело к повышению массы тела обследованных юношей в среднем на 10% и, как следствие, изменению всех других показателей. Аналогичные результаты получены в исследованиях М.А. Гераськиной и соавт. [7]: авторы отмечают большую массу тела студентов IV курса в сравнении с первокурсниками, что может быть следствием либо наращивания мышечной массы, либо избыточной массой и склонностью к ожирению.

Расчет АП системы кровообращения показал удовлетворительную степень адаптации (таблица), причем у выпускников показатель достоверно выше, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. АП юношей выпускного курса достоверно (p<0,001; t=6,538) выше, чем у их однокурсниц; подобные различия отмечены также для ИР (p<0,05; t=2,483). Суммарный балл в группе 2 достоверно (p<0,05; t=2,56) ниже, чем в группе 4, что косвенно свидетельствует о том, что девушки имеют большую мотивацию к сохранению индивидуального здоровья.

В сравнении с данными, полученными в других регионах, можно констатировать, что для юношей г. Кирова характерно:

1) средние показатели роста и веса; однако обследованные нами юноши в среднем крупнее, чем в некоторых других регионах России [4];

2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [10];

3) более высокие аэробные возможности (энергопотенциал) и скорость восстановления после нагрузки [10];

4) выше АП [4].

Региональные особенности, характерные для девушек г. Кирова:

1) средние весо-ростовые показатели [9; 10];

2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [9];

3) средние показатели СИ [9].

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости ежегодной экспресс-диагностики состояния здоровья и резервных возможностей обучающихся, результаты которой могут стать одним из способов формирования мотивированности на сохранение и укрепление здоровья, а также его коррекции. Кроме того, встает закономерный вопрос о способах и методах повышения (или формирования) культуры здоровья обучающихся [6] и мотивации к занятиям физической культурой [8; 11] даже у студентов, обучающихся на факультете физической культуры.

Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры и представляет собой многомерное интегративное понятие, включающее определенный уровень духовного и физического развития, систему ценностного отношения к здоровью, систему знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья, а также «грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья» [1, с. 17]. Воспитание культуры здоровья является серьезной педагогической проблемой, решить которую можно благодаря созданию соответствующих педагогических условий, в частности включением теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков. К сожалению, имея достаточный багаж валеологических знаний, далеко не каждый россиянин старается следовать принципам здорового стиля жизни. Основная причина кроется не столько в российском менталитете, сколько в недостаточности действенных мотивационных установок молодежи на ведение здорового образа жизни [11].

Любая деятельность человека имеет определенные мотивы. Что касается физкультурной деятельности студентов, то ряд авторов [8; 12] выделяет внутренние (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.) и внешние мотивы; причем последние могут быть как положительными (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.), так и отрицательными (боязнь насмешек со стороны товарищей из-за неспособности выполнять какое-либо упражнение и т.д.).

В отношении студентов нефизкультурного профиля более важны внешние положительные мотивы [12]. По данным А.Н. Туренкова и соавт. [12], отмечается положительная динамика иерархии мотивов у юношей, в частности мотив физкультурно-спортивных интересов в 1993 г. был на 15 месте, в 2006 г. занимал 7–8 место, а в 2012 г. вышел на 1–2 место.

Для студентов, занимающихся спортом, предлагается выделять девять основных мотивов занятий физическими упражнениями, преобладание которых в том или ином сочетании определяет физкультурно-оздоровительный, полуспортивный либо спортивный тип мотивационной направленности личности [5]. Согласно исследованиям В.А. Бурцева и соавт. [5], у спортсменов 1-2 разряда преобладают мотивы принадлежности к группе, социально-моральный и социального самоутверждения (соответствуют полуспортивной направленности личности); у спортсменов высокой квалификации – мотивы достижения успеха, социально-моральный и гражданско-патриотический (спортивная направленность). Подобные результаты описаны в работе А.Н. Туренкова и соавт. [12]: ведущие мотивы студентов-спортсменов (без учета квалификации) – доминирование, соперничество, совершенствование.

Анализ литературных данных свидетельствует о необходимости учета первичной мотивированности студентов на физическое самосовершенствование и о важности корректировки направления недостаточно устойчивых мотивов. Для формирования оптимального мотивационного комплекса к аудиторным и самостоятельным занятиям физической культурой А.А. Ильин и соавт. [8, с. 146] предлагают «следовать в обучении принципу сознательности, использовать проблемные задачи, демократический стиль общения, ситуации выбора, задания оптимальной сложности, систематическое посещение занятий» и др.

Учитывая специализацию студентов (будущие учителя физической культуры и тренеры) и снижение уровня соматического здоровья и резервных возможностей, можно предположить снижение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, особенно у юношей. По данным ряда авторов [12], данный вид мотивации характеризуется наличием двух направлений: укрепление здоровья и достижение спортивных результатов. Следует понимать, что без высокого уровня здоровья, высоких резервных возможностей и адаптивных способностей вероятность достижения высоких спортивных результатов сводится к нулю. Хорошая спортивная форма является обязательным компонентом профессиональной деятельности данного направления подготовки бакалавров (тренер обязан быть примером для своих воспитанников), что служит дополнительным мотивом для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Выводы

Диагностика соматического здоровья показала средний (небезопасный – по Г.Л. Апанасенко) уровень здоровья обследованных студентов факультета физической культуры и спорта ВятГУ; студенты с высоким уровнем здоровья не выявлены. Количество юношей с безопасным (по Г.Л. Апанасенко) уровнем здоровья за время обучения в вузе снижается. Отмечается отчетливая тенденция ухудшения резервных возможностей кардиореспираторной системы, мышечной силы, адаптационного потенциала и времени восстановления после дозированной физической нагрузки у юношей IV курса по сравнению с аналогичными показателями на I курсе; у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после дозированной физической нагрузки.

Выявленный нами небезопасный уровень физического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта, а также его ухудшение за время обучения (особенно у юношей) свидетельствуют о неадекватной оценке студентами собственного здоровья, крайне низком уровне культуры здоровьесбережения и отсутствии системы валеологических знаний. Известно [8], что мотивы поведения формируются под действием имеющихся знаний, умений и навыков. Таким образом, оптимальный уровень валеологической грамотности является базой для адекватной оценки собственных возможностей, основным средством формирования мотивов и потребностей для целенаправленных занятий физической культурой.

Для повышения валеологической грамотности предлагается активное внедрение инновационных технологий обучения, новых форм организации учебной деятельности и нового ее содержания, включение теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, формирование мотиваций к занятиям физкультурой и здоровому стилю жизни.

Диагностика безопасного уровня соматического здоровья по методу Г.Л. Апанасенко является одним из способов повышения мотивированности к здоровьесбережению, в связи с чем должна стать обязательным ежегодным элементом лабораторных или практических занятий по соответствующим учебным дисциплинам начиная с первого курса («Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Общая физиология с основами биохимии», «Физиология мышечной деятельности», «Гигиена физической культуры и спорта», «Спортивная медицина», «Врачебный контроль в физкультурно-спортивной деятельности» и др.)


Библиографическая ссылка

Сазанов А.В., Сазанова М.Л., Демина Н.Л., Попова Г.А. ДИАГНОСТИКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26337 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674