Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Каргин М.И. 1 Альканова А.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Проведен анализ особенностей учебной мотивации и ценностных ориентаций. Дана характеристика современных подходов к исследованию проблемы учебной мотивации и ценностных ориентаций у современных школьников, обоснован ход эмпирического исследования. Описан ход психолого-педагогического исследования, который базировался на методологии системно-контекстной психодиагностики. Полученные в результате эксперимента данные подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи между ценностными ориентациями и мотивацией учения у учащихся, а также демонстрируют наличие взаимодействия между ценностными ориентациями, мотивацией достижения и учебной мотивацией. Это взаимодействие выражается в том, что такие ценности, как образованность, общественное признание, продуктивная жизнь и познание, более значимы для старшеклассников, чем для подростков. И в то же время у старшеклассников по сравнению с подростками преобладает мотивация достижения успеха, продуктивная учебная мотивация, и они характеризуются позитивным эмоциональным отношением к учению.
скп-диагностика
школьники
профориентация
образовательная программа
ценностные ориентации
учебная мотивация
мотивация
1. Альканова А.С., Каргин М.И. Особенности мотива учения у младших школьников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. – № 1. – С. 130-135.
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М.: Логос, 2007. – 184 с.
3. Батюта М.Б., Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18187 (дата обращения: 02.05.2017).
4. Божович Л.И. Изучение мотивов поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. - 243 с.
5. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 15–21.
6. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. – М., 2004. – 63 с.
7. Здравомыслов А.Г. К вопросу о культуре социологического мышления // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 4-15.
8. Каргин М.И. СКП-диагностика как одно из новых направлений развития отечественной психодиагностики // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 73–76.
9. Каргин М.И., Глебов В.Ю. Особенности мотивов выбора профессии у старшеклассников общеобразовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25770 (дата обращения: 02.05.2017).
10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды. – М.: МПСИ, 2009. – 210 с.
11. Непомнящая Н.И. Ценность как личностная основа: типы, диагностика, формирование. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 176 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. – СПб.: Питер, 2010. – Т. 2. - 239 с.
13. Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. – 2013. – № 8. – С. 80–86.
14. Чуканова Т.В., Черная Е.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце ХХ века // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 276-278.

Говоря о становлении ценностно-смысловой сферы личности и мотивации учения старшеклассника, необходимо помнить, что на становление и формирование этой сферы в современном обществе влияет масса факторов. Среди них исследователи отмечают как состояние мировой политики в целом, так и благосостояние конкретной семьи в частности [3]. В нашей работе была рассмотрена взаимосвязь ценностно-смысловой сферы личности старшеклассника и его мотивации учения.

В современной психологической, педагогической и социологической литературе встречаются самые различные взгляды на определения, классификации и особенности ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте [7]. Существует множество определений понятия «ценность». Определение каждого автора зависит от той концепции, которой он придерживается. Проблемы ценностных ориентаций рассматриваются в работах А.В. Мудрика, А.Г. Здравомыслова, А.И. Пенькова, А.А. Ручки, В.А. Ядова и др.

М.В. Демин считает, что отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека [6].

В.С. Мерлин отмечает, что ценностные ориентации – это устойчивые инвариантные образования («единицы») морального сознания – основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их, по мнению В.С. Мерлина, изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций здесь выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности [10, с. 36-40].

Н.И. Непомнящая пишет: «Ценностные ориентации – это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности» [11, с. 155]. По ее мнению, в форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Кроме того, Н.И. Непомнящая считает, что «ценностные ориентации» являются одним из личностных образований и выражают сознательно отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности [11].

Осознание ценности, по мнению Е.К. Владимировой, предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций [5].

З.К. Селиванова считает, что развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и обязанности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования [13].

Учебная мотивация старшеклассника, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (ориентированной на награду, избегание) мотивации. Такие существенные характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности, формируются и развиваются в тесной связи с процессом становления системы ценностей ученика. Инициация, направление, организация и поддержка внутреннего, психологического и физиологического управления поведением осуществляется параллельно с процессом становления и развития личности школьника [9].

Исследованием проблемы формирования устойчивой учебной мотивации в своих исследованиях занимались Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Й. Лингард, Л.С. Стоунс и другие теоретики и практики психологии, педагогики и других наук.

В отечественной психологии существует несколько точек зрения на суть и происхождение мотива. Некоторые авторы рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности [14]. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой [2].

Представители деятельностного подхода (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк) утверждают, что между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия, кроме того, в ряде работ данных авторов описывается общественно-историческая природа сущности мотива. Что касается термина «мотивация», то в отечественной литературе можно встретить самые разные его определения, однако они в целом не противоречат друг другу. Так, С.Л. Рубинштейн понимал под мотивацией опосредованную процессом ее отражения субъективную детерминацию поведения человека миром или через психику реализующуюся детерминацию [12].

В работах Л.И. Божович на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений [4, с. 225]. Как считает Л.И. Божович, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека [4].

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как сложное психическое образование, совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

На становление личности старшеклассника в целом и системы ценностных ориентаций и мотивацию учения в частности влияет ряд мега-, макро-, мезо- и микрофакторов социализации, среди которых исследователи выделяют не только практически все институты общества, в том числе такие как семья, школа, средства массовой информации, телевидение и другие, но и ситуацию в стране и в мире в целом, а также факторы галактического масштаба. Одним из немаловажных факторов становления личности старшеклассника является образовательная программа, а также те формы организации обучения, с помощью которых она реализуется.

Все вышесказанное и обусловило актуальность проводимого нами исследования. Целью исследования является сравнительное изучение ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов. Наше исследование продолжает цикл исследований, проведенных нами в 2015 [1] и 2016 гг. [2], по выявлению учебной мотивации в младших классах.

Наше экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г/о Саранск, Республика Мордовия. В исследовании принимало участие 73 ученика. Всех испытуемых мы разделили на две экспериментальных группы. «Экспериментальная группа № 1» - это 24 ученика 11 «А» класса (информационно-технологический класс) и «Экспериментальная группа № 2» – 24 ученика 11 «Б» класса (социально-гуманитарный класс). Для чистоты эксперимента мы сформировали контрольную группу, которая состояла из учеников 9-го класса в составе 25 испытуемых.

Наше исследование базировалось на методологии системно-контекстной психодиагностики (СКП-диагностики) [8].

Для реализации поставленных задач в эксперименте использовались личностные тесты (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, тест мотивации достижения (ТМД) М.Ш. Магомед-Эминова, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах А. Прихожан). Методы математической обработки данных: U–критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, показал, что первое место среди терминальных ценностей у учащихся подросткового возраста занимает здоровье, затем следуют наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь и материально обеспеченная жизнь. Для испытуемых информационно-технологического 11 «А» класса (далее экспериментальная группа 1) наиболее значимыми ценностями являются: здоровье, свобода, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь и познание. Для испытуемых социально-гуманитарного 11 «Б» класса (далее экспериментальная группа 2) наиболее значимыми являются такие ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, продуктивная жизнь, познание.

Исходя из результатов исследования можно заключить, что свобода является единственной терминальной ценностью, которая не входит в список приоритетных ценностей испытуемых контрольной группы и для испытуемых экспериментальной группы № 2, но значима для испытуемых экспериментальной группы № 1; в то время как такая ценность, как познание, не входит в список приоритетных ценностей для испытуемых контрольной группы, но значима для двух других групп, а такая ценность, как любовь, не значима для испытуемых экспериментальной группы № 1, но значима для испытуемых контрольной группы и для испытуемых экспериментальной группы № 2. Причем показатели среднего балла в контрольной группе выше, чем в двух других группах, по таким ценностям, как интересная работа, развлечения, уверенность в себе; в экспериментальной группе № 1 по сравнению с двумя другими группами средний балл выше по таким ценностям, как развитие и свобода; в экспериментальной группе № 2 средний балл выше по таким ценностям, как жизненная мудрость, любовь, продуктивная жизнь и счастье других. Одинаково значимыми являются такие ценности, как здоровье, материально обеспеченная жизнь, семейная жизнь. Такие ценности, как продуктивная жизнь, познание и развитие, более значимы для старшеклассников, чем для подростков. При этом различия выявлены по таким ценностям, как интересная работа, наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь, развлечения, свобода.

Что касается инструментальных ценностей, то в контрольной группе первое место занимает такая ценность, как жизнерадостность, далее следуют твердая воля, независимость, эффективность, терпимость; в экспериментальной группе № 1 на первом месте находится такая ценность, как ответственность. Честность, твердая воля, самоконтроль, жизнерадостность идут следом. Для экспериментальной группы № 2 наиболее значимы честность, независимость, терпимость, образованность, чуткость.

Количественный анализ результатов исследования, полученный с помощью «Теста мотивации достижения (ТМД) М.Ш. Магомед-Эминова», показал, что в контрольной группе мотивацию достижения успеха имеют 2 человека, что составляет 4% от общего числа подростков, мотивацию избегания неудачи – 8 человек (36%), неопределенную мотивацию – 15 человек (60%). В экспериментальной группе № 1 мотивация достижения успеха присуща 8 учащимся (33,6%), мотивация избегания неудачи – 4 испытуемым (16,6%), неопределенную мотивацию имеют 12 человек (50,2%). В экспериментальной группе № 2 6 человек (25%) имеют мотивацию достижения успеха, 5 – мотивацию избегания неудачи (21%) и 13 – неопределенную мотивацию, что составляет 54% от общего числа учеников.

Таким образом, можно сказать, что процент учащихся, имеющих мотивацию избегания неудачи, выше у подростков, чем у старшеклассников, в то время как количество учащихся, имеющих мотивацию достижения успеха, у старшеклассников больше, чем у подростков.

Согласно результатам, полученным при применении методики «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в старших классах» (А. Прихожан), I уровень учебной мотивации в контрольной группе имеет 1 человек (4%). Данный уровень характеризуется продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему. II уровень имеют 4 подростка (16%). Данный уровень характеризуется продуктивной мотивацией, позитивным эмоциональным отношением к учению, соответствием социальному нормативу. III уровень учебной мотивации имеют 11 человек (44%). Данный уровень представляет собой средний уровень учебной мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией. IV уровень – это сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. В КГ IV уровень имеют 6 подростков (24%). И V уровень, характеризующийся резко отрицательным отношением к учению, свойственен трем подросткам, что составляет 12%.

Старшеклассников информационно-технологического класса, характеризующихся резко отрицательным отношением к учению (V уровень), не выявлено, IV уровень имеют 2 человека (8,3%), III уровень – 7 учащихся (29,2%), II уровень – 11 человек (45,8%) и I уровень – 4 учащихся (16,7%).

У старшеклассников социально-гуманитарного класса продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (I уровень) обладают 2 девушки (8,4%), II уровень имеют 10 человек (41,6%), III уровень – 8 человек (33,3%), IV уровень – 3 девушки (13,5%), а резко отрицательное отношение к учению свойственно лишь одной ученице.

Таким образом, можно сказать, что у старшеклассников преобладает продуктивная мотивация, позитивное эмоциональное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (II уровень), в то время как у подростков преобладает III уровень учебной мотивации (11 человек), представляющий собой средний уровень учебной мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией.

Анализ результатов исследования показывает наличие связи между учебной мотивацией и ценностями у старшеклассников информационно-технологического класса и социально-гуманитарного по таким ценностям, как «Общественное признание», «Познание», «Продуктивная жизнь». У старшеклассников информационно-технологического класса выявлена связь по таким ценностям, как «Образованность», «Ответственность», «Самоконтроль», «Смелость». У старшеклассников социально-гуманитарного класса выявлена связь по таким ценностям, как «Аккуратность», «Воспитанность», «Непримиримость к недостаткам», «Образованность», «Чуткость». У учащихся подросткового возраста выявлена связь по таким ценностям, как «Любовь», «Материально обеспеченная жизнь», «Жизнерадостность», «Независимость», «Терпимость», «Эффективность в делах».

Подводя итоги психолого-педагогического исследования, можно сказать следующее. Для подростков более значимы, чем для старшеклассников, такие ценности, как жизнерадостность, независимость, терпимость и эффективность в делах. Для старшеклассников информационно-технологического класса важнее такие ценности, как ответственность, самоконтроль и смелость в отстаивании своего мнения. Для старшеклассников социально-гуманитарного класса более важными, чем для других классов, являются аккуратность, воспитанность, непримиримость, чуткость. Процент учащихся, имеющих мотивацию избегания неудачи, выше у подростков, чем у старшеклассников, в то время как количество учащихся, имеющих мотивацию достижения успеха, у старшеклассников больше, чем у подростков.

У старшеклассников преобладает продуктивная мотивация, позитивное эмоциональное отношение к учению, соответствие социальному нормативу, в то время как у подростков преобладает средний уровень учебной мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией.

Полученные в результате эксперимента данные подтверждают гипотезу о существовании взаимосвязи между ценностными ориентациями и мотивацией учения у учащихся, а также демонстрируют наличие взаимодействия между ценностными ориентациями, мотивацией достижения и учебной мотивацией. Это взаимодействие выражается в том, что такие ценности, как образованность, общественное признание, продуктивная жизнь и познание, более значимы для старшеклассников, чем для подростков. И в то же время у старшеклассников по сравнению с подростками преобладает мотивация достижения успеха, продуктивная учебная мотивация, и они характеризуются позитивным эмоциональным отношением к учению.


Библиографическая ссылка

Каргин М.И., Альканова А.С. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26442 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674