Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МБОУ «СОШ № 18 ИМЕНИ В.Я. АЛЕКСЕЕВА» Г. СУРГУТА

Андреева О.В. 1
1 БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
Состояние образования и современные тренды развития общества требуют новых подходов в развитии информационно-образовательной среды. Модернизация образования России в качестве одного из своих приоритетных направлений выделяет информатизацию образования. Информатизация образования в свою очередь ставит своей главной задачей создание открытой информационно-образовательной среды, которая будет представляться как условие достижения нового качества образования. Для удовлетворения потребностей современного общества – формировать личность с необходимым комплектом образовательных компетенций – школе необходимо создавать условия, которые обеспечат успешное развитие всех обучающихся. В статье рассмотрены методики оценки качества информационной образовательной среды школы, проведено исследование актуального состояния ресурсов МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева» г. Сургута. В данном исследовании представлены результаты SWOT-анализа СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева.
качество образования
информационно образовательная среда
информационно-коммуникационные технологии
образовательная организация
1. План реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации до 2001 года от 13 февраля 2010 года № ПР-357 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 13.03.2017).
2. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102142714 (дата обращения: 24.04.2017).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № ПР-212 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.roskazna.ru/dokumenty/o-sayte/636773 (дата обращения: 03.05.2017).
4. Зенкина С.В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда // Основы общей теории и методики обучения информатике / С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов; под общ. ред. А.А. Кузнецова. – М.: Бином, 2009. – 154 с.
5. Конопатова Н.К. Внедрение средств информатизации образования: определение педагогических условий достижения образовательных результатов учащихся // Инновации в образовании. – Вып. 2. –– СПб.: СПбАППО, 2011. – С. 55-58.
6. Конопатова Н.К. Проблема оценки качества школьной информационно-образовательной среды // Информационные технологии для новой школы: мат-лы конференции. - СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2013. – Т. 2. - С. 28-31.

В качестве одного из требований к условиям реализации основной образовательной программы, которая зафиксирована в федеральном государственном образовательном стандарте разного уровня образования, является наличие современной информационно-образовательной среды образовательной организации [1]. Однако следует констатировать факт, что к массовому внедрению средств ИКТ школы еще не пришли. Даже без предварительных экономических расчетов очевидно, что затраты, которые вложены в информатизацию большинства школ (приобретение техники, программных продуктов, обеспечение телекоммуникаций), не дают адекватного этим затратам прироста интеллектуального потенциала современных выпускников. Одной из основных причин сложившейся ситуации является неготовность управленческого звена образовательных организаций к реализации инновационного менеджмента, который основан на организации деятельности субъектов образования в развитой информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательной организации предусматривает наличие комплекса электронных образовательных ресурсов, актуальное компьютерное и коммуникационное оборудование, а также совокупность современных педагогических технологий, которые обеспечивают образовательный процесс [2]. Более точно информационно-образовательную среду можно определить как программно-телекоммуникационную среду, которая основана на использовании компьютерной техники и реализует едиными технологическими средствами и взаимосвязанным контентом качественное информационное обеспечение обучающихся, их родителей, педагогов и администрации образовательной организации, также и общественность.

МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева» является одной из передовых образовательных организаций в городе Сургуте. За все время работы в школе была создана информационно-образовательная среда, которая представлена разными модулями (рисунок).

Информационно-образовательная среда МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева»

Так, в ходе создания и развития информационно-образовательной среды образовательной организации актуальным является проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационно-образовательной среды [3].

Цель данного исследования: выявление актуального состояния информационно-образовательной среды школы № 18 имени В.Я. Алексеева г. Сургута. Объект исследования: информационно-образовательная среда школы. Предмет исследования: оценка качества информационно-образовательной организации на примере МБОУ «СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева». В ходе исследования были использованы метод теоретического анализа, сбор и анализ эмпирических данных, что разрешит выявление оценки результативности процесса информатизации образовательной организации:

  • провести качественную оценку процесса информатизации образовательного учреждения,
  • выявить динамику (тенденции), внешние и внутренние ресурсы развития информационно-образовательной среды образовательной организации,
  • выделить ключевые цели при разработке стратегии и инновационных программ образовательной организации,
  • обеспечить результативность принимаемых управленческих решений по совершенствованию информационно-образовательной среды образовательной организации.

Одним из самых распространенных инструментов, который позволяет провести анализ актуального состояния образовательной организации, можно считать SWOT-анализ. Этот вид ситуационного анализа служит выявлению баланса между возможностями образовательной организации и условиями внешней среды. SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем [4].

Исследование, собственно SWOT-анализ, было проведено в три этапа. На первом этапе мы выявили факторы внешней среды, которые оказывают влияние на развитие образовательной организации, а именно: факторы, открывающие новые возможности для образовательной организации, факторы, являющиеся угрозой для образовательной организации. На втором этапе анализируются внутренние возможности школы, вычленяются сильные и слабые стороны. На третьем этапе мы составили матрицу, с помощью которой можно отобразить сильные и слабые стороны организации, которые были выявлены в ходе анализа, а также выделили возможности и угрозы внешней среды. В таблице отображены результаты анализа информационной образовательной среды МБОУ «СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева» г. Сургута с учетом численной корректировки по состоянию на 01.04.2017 г.

Матрица SWOT-анализа информационно-образовательной среды МБОУ «СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева»

Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны

Материально-техническая база

  1. Образовательная организации имеет городской ресурс по реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. Использование ресурсов Центра образования г. Москвы «Технологии обучения».
  3. Интернет в каждом кабинете.
  4. Локальная сеть.
  5. Использование электронного ресурса «Аверс».
  6. Новые компьютеры и мультимедийные комплексы в каждом предметном кабинете и библиотеке.
  7. Лицензионное программное обеспечение.
  8. Фильтрация контента.
  9. Интерактивные доски.
  10. Интерактивные программные комплексы.
  11. Оргтехника в каждом кабинете.
  12. Цифровой микроскоп.
  13. Фотоаппарат, цифровые видеокамеры.
  14. Мобильный компьютерный класс.
  15. Электронные учебники.
  16. Программы-тренажеры.
  17. Электронные учебные курсы.

Кадровая база

  1. ИКТ-компетентные педагоги (владеющие ОС Windows, Mac, Linux, использующие программные средства Microsoft Office, Google, Yandex и др.).
  2. Личные сайты учителей.
  3. Сайты методических объединений.
  4. 30% педагогов являются участниками сетевых проектов.
  5. 60% принимают участие в сетевых олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх.
  6. 50% педагогов прошли КПК по программе «Дистанционное обучение».

Информационные условия

  1. Сайт образовательной организации http://school18.admsurgut.ru (в соответствии с требованиями Закона «Об образовании Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29.12.2012).
  2. Электронная почта образовательной организации school18.admsurgut.ru.
  3. Электронные паспорта всех кабинетов.
  4. Работает консультационный онлайн-пункт для детей и родителей

Возможности

Государственная политика в области информатизации образования

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Государственная программа Российской? Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. No 2148-р.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. No 61.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 года № 246-р.
  5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 года № Пр-212.
  6. Концепция региональной информатизации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2769-р, в соответствии с задачами государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».
  7. Концепция информатизации системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года.
  8. Проект «Информатизация системы образования».
  9. Приоритетный национальный проект «Образование».

Преимущества, которые может обеспечить государственная политика

  1. Повышение престижа профессии учитель.
  2. Новые требования для аттестации работников образовательных организаций.
  3. Повышение квалификации учителей образовательной организации.
  4. Омоложение педагогического контингента.
  5. Переход на Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 г.

Слабые стороны

  1. Недостаточная активность педагогов школы в применении ИКТ-инструментов на уроках.
  2. Небольшое число педагогов используют образовательные возможности сервисов «Веб 2.0».
  3. Недостаточно используются возможности портала «Аверс» для индивидуального обучения, для выстраивания системы взаимодействия с родителями.
  4. Педагогами не используются все возможности интерактивных досок.
  5. Нет опыта создания собственных интернет-проектов.
  6. Нет корпоративной электронной почты.
  7. Нет педагогов, которые поддерживают блоги.
  8. Отсутствие сайтов классных коллективов.
  9. Отсутствие механизма распространения и выявления отдельных педагогических практик использования ИКТ

Угрозы

1. Ухудшение здоровья учащихся и педагогов.

2. Отсутствие финансирования для непрерывного технического и технологического сопровождения педагогов и учащихся при использовании динамично обновляющихся сервисов ИКТ.

3. Недостаточная ИКТ-грамотность родителей может препятствовать для сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

4. Повышение учебной нагрузки у педагогов.

5. Увеличение контингента учащихся

 

В итоге проведенного анализа сделаны следующие выводы:

  • в школе существуют благоприятные условия для развития открытой информационно-образовательной среды,
  • аппарат администрации образовательной организации использует средства ИКТ при подготовке документации и сборе информации об учебном процессе,
  • образовательная организация в штате имеет кадры с высоким уровнем квалификации,
  • все рабочие места автоматизированы,
  • в школе функционирует центр дополнительного образования, использующий дистанционные образовательные технологии.

Однако:

  • уровень мотивации педагогов в освоении новых возможностей среды «Веб 2.0» недостаточно высок,
  • не все технические возможности, которые предоставляет школа, используются или используются нерационально,
  • использование ИКТ в работе с родителями используются недостаточно активно.

Представленное исследование позволило выявить уровень материально-технических, кадровых, информационных условий. Данные условия могут способствовать развитию информационно-образовательной среды образовательной организации [5]. Несмотря на выявленные недостатки, можно констатировать факт наличия в данной образовательной организации информационно-образовательной среды и существование возможностей ее развития и преобразования. Безусловно, данный вид характеристики является только лишь инструментом, который позволил констатировать факты, структурировать актуальную информацию, но он не представляет четко сформулированных рекомендаций и конкретных решений. Информационно-образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, все компоненты которой должны соответствовать учебной, внеучебной, методической ситуации [6]. Полученные данные могут быть полезны администраторам общеобразовательных организаций в качестве инструмента анализа и оценки результативности деятельности администрации образовательной организации и членов педагогического коллектива по развитию информационной среды образовательной организации.

Информационно-образовательная среда школы должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, которые происходят в образовательной организации. Для этого необходима полная интеграция современных информационно-коммуникативных технологий в педагогическую деятельность школы в целом. Грамотно организованная информационно-образовательная среда школы, а именно правильное использование информационно-коммуникативных средств в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, а также обеспечить наглядность любого материала, учить использовать обучающихся современным способам самостоятельного получения знаний. все это, безусловно, послужит условием достижения нового качества образования.


Библиографическая ссылка

Андреева О.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МБОУ «СОШ № 18 ИМЕНИ В.Я. АЛЕКСЕЕВА» Г. СУРГУТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26558 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674