Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Барабанова В.Б. 1 Мавропуло О.С. 2 Корстин И.К. 3
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
2 Донской государственный технический университет
3 Единая Лига ВТБ
В статье обосновываются ключевые философско-педагогические принципы построения модели социально-воспитательной деятельности профессиональной баскетбольной ассоциации, представлен опыт сопоставительного исследования моделей на примерах Единой лиги ВТБ, НБА и баскетбольной Евролиги, раскрываются теоретические аспекты моделирования социально-воспитательной деятельности крупных профессиональных спортивных ассоциаций, уточняется ряд понятий социальной педагогики применительно к сфере профессиональной спортивной деятельности. В условиях коммерциализации профессионального спорта социально-воспитательная деятельность является важным компонентом стратегии развития профессиональных спортивных организаций, способствующим гуманизации спортивной деятельности, привлечению и пропаганде здорового образа жизни и ценностей спорта среди широких масс болельщиков, социализации и реабилитации проблемных и маргинальных групп населения. Такая политика отвечает лучшим международным тенденциям социального менеджмента и маркетинга, одновременно являясь выражением ценностных установок и требований, отраженных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации». Научно обоснованная интеграция воспитательного компонента, социальной и маркетинговой деятельности спортивной организации способствует формированию инновационной технологической базы развития физической культуры и спорта, опирающейся на результаты новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биотехнологий, медицины, информатики и других гуманитарных и естественных наук.
социально-воспитательная деятельность
социально-воспитательная среда
принцип фэйр плэй
принципы спортивной этики
принцип гуманизации спорта
принцип интеграция социальной и воспитательной деятельности
1. Петрочко Ж.В. Социально-воспитательная среда как фактор социально-педагогического обеспечения прав детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова – 2012. – Т. 18. – С. 107-110.
2. Сенашенко В.С., Конькова Е.А., Комбарова М.Н. Социально-воспитательная среда вуза как основа воспитания и социализации студенчества // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 103-113.
3. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Теоретические и методические аспекты построения тренировочного процесса в циклических видах спорта (академическая гребля) // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 30. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65079.htm.
4. Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие. – Смоленск, СмолГУ, 2006. – 186 с.
5. Барабанова В.Б. Спорт – как форма культуры и сфера социальной практики человека // International Journal of Applied and Fundamental Research. – 2013. – № 9. – С. 64-67.
6. Клюев С.В. Педагогическое сопровождение процесса формирования этического опыта у студентов физкультурного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. - СПб., 2017. – 21 с.
7. Столяров В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 54-263.
8. Филиппов С.С., Антонова Н.И. Анализ коммерческой физкультурно-спортивной организации как социальной системы // Учен. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 5 (87). – С. 145–148.
9. Жук С.С., Панкова О.Н. Проекты в сфере физической культуры и спорта и оценка их эффективности // Science Time. – 2015. – № 4 (16). – С. 273-279.
10. Андрей Кириленко. 10 тысяч на трибунах Матча Звёзд в Сочи – это фантастика. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.championat.com/basketball/news-2715052-kirilenko-10-tys-bolelschikov-v-sochi-dokazyvajut-kak-v-rossii-ljubjat-basketbol.html (дата обращения 15.06.2017).

Социально-воспитательная деятельность – неотъемлемая часть деятельности любой образовательной и социокультурной организации, в том числе в сфере физкультуры, профессионального и массового спорта.

В рамках средового подхода социально-воспитательная деятельность выступает как компонент социально-воспитательной среды образовательной или иной организации. В свою очередь, социально-воспитательная среда, согласно определению Ж.В. Петрочко, представляет собой «тип социальной среды или совокупность условий жизнедеятельности личности, которые целенаправленно воздействуют на ее сознание и поведение с целью формирования определенных качеств, убеждений, духовно-ценностных ориентаций и потребностей» [1].

Функции социально-воспитательной среды профессиональной спортивной организации многообразны. Опираясь на методологический подход, обоснованный в исследовании В.С. Сенашенко, Е.А. Коньковой и М.Н. Комабаровой [2], мы выделили следующие ключевые функции социально-воспитательной деятельности:

1) функция социализации, направленная на освоение субъектами социально-воспитательной деятельности различных социально значимых ролей с целью включения их в соответствующее профессиональное, образовательное или иное сообщество;

2) функция профессионального воспитания, обеспечивающая сложное системное воздействие на личность спортсмена, его физическое состояние и здоровье, приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений [3], формирование принципов и норм профессиональной (в данном случае спортивной) этики;

3) культурологическая функция, заключающаяся в воспитании человека культуры как субъекта личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

4) нравственно-аксиологическая функция, отвечающая за формирование ценностных установок личности.

Выстраивая структурно-содержательную модель социально-воспитательной деятельности спортивной организации, мы исходим из следующих концептуальных принципов:

А. Принцип фейр-плей (Fair Play), который является одним из ключевых постулатов спортивно-гуманистического воспитания и олимпийского образования. Основанный на традициях античного олимпизма и средневекового рыцарства, принцип «честной игры» стал особенно актуальным в условиях тотальной коммерциализации профессионального спорта в период перехода к постиндустриальному обществу. Именно он, по мнению исследователей [4], образует этический фундамент в культурно-нормативном содержании спорта, основу спортивно-гуманистических образовательных программ, основание воспитательной деятельности. Это одновременно и философская категория, и ценностно-нормативный элемент социальной системы спорта, выступающий как средство возвышения человеческой личности, воспитания гуманности и человеческого достоинства.

Б. Принцип адекватной человекоразмерности, отвечающий базовым установкам современной спортивной деятельности, задача которой – развитие «предельно выраженных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, психических характеристик личности (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества), соотнесенных по принципу гармонии и не нарушающих целостность человека» [5]. В кризисных условиях, когда профессиональный спорт зачастую забывает о неэтичности, нецелесообразности, моральной и физической опасности стремления к достижению спортивной победы «любой ценой», ориентация на соблюдение адекватной человекоразмерности становится необходимым инструментом, позволяющим бороться с такими негативными явлениями в большом спорте, как применение допинга, физические и психологические перегрузки спортсменов, насилие в спорте и др.

В. Принцип воспитания норм спортивной этики, тесно связанный с установками фейр-плей. Спортивная деятельность, особенно командно-игровая, уже в силу своей социальной природы и обязательно присутствующих элементов соревновательных отношений представляет собой пространство приобретения и спортсменами, и болельщиками определенного этического опыта (этического знания, формирования волевых черт характера, нравственных убеждений и пр. [6]). Целью реализации данного принципа в процессе социально-воспитательной деятельности является перенос этических знаний и умений в разнообразные ситуации профессиональной деятельности и различные жизненные ситуации.

Г. Принцип гуманизации спорта, который был детально разработан в трудах В.И. Столярова, полагающего, что реальная гуманистическая ценность современного спорта значительно ниже потенциала доступных ему возможностей. Необходимо в полной мере задействовать все средства для того, чтобы повысить духовную, культурную составляющую спорта, сделать его более гуманным, ориентированным на человека, отвечающим запросам и потребностям всесторонне развитой гармоничной личности, осуществления в нем полного слияния умственных, физических и эстетических возможностей самовыражения [7].

Д. Принцип интеграции социальной и воспитательной деятельности как отличительная характеристика современных маркетинговых стратегий спортивной организации. Любую успешную коммерческую физкультурно-спортивную организацию следует рассматривать как гибкую, открытую, динамичную социальную систему, функционирующую в тесном сотрудничестве с бизнесом, обществом, государством. Важно, чтобы деятельность данной организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные, рекреационные, культурные, образовательные и иные услуги, строилась с учетом реализации воспитательных целей, органично встраиваемых в маркетинговую политику и практику спортивного менеджмента. Включение воспитательного компонента в маркетинговую деятельность полностью отвечает таким характеристикам современной коммерческой спортивной организации, как гибкость, адаптивность и инновационность [8].

Как рассматриваемые нами принципы реализуются в сфере отечественного и зарубежного профессионального спорта? Чтобы ответить на этот вопрос, нами была предпринята попытка сопоставить опыт реализации моделей социально-воспитательной деятельности трех крупнейших баскетбольных ассоциаций: Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), баскетбольной Евролиги и Единой лиги ВТБ.

Можно выделить несколько распространенных форм социальной деятельности профессиональных баскетбольных сообществ, которые одновременно несут также и воспитательное воздействие. Это социальные программы, социальные проекты, социальные акции и промоакции, благотворительные акции и проекты.

До недавнего времени значимость социальных проектов в сфере физической культуры и спорта оценивалась в основном с точки зрения их окупаемости и экономической эффективности [9]. Между тем любой эффективный социальный проект несет на себе также и аксиологическую нагрузку, являясь выражением определенного общественно значимого педагогического наполнения.

Сопоставительный контент-анализ сайтов крупнейших баскетбольных ассоциаций и лиг (НБА, Евролиги и Единой лиги ВТБ) показал, что социально-воспитательная деятельность занимает немалое место в данных организациях, при этом структурно-содержательные модели, стратегии и технологии социально-педагогической работы значительно разнятся.

Наиболее масштабно и многопланово социально-воспитательная деятельность поставлена в НБА. Благотворительными и социальными проектами в НБА занимается специальная служба NBA Cares, организованная в 2005 году. За это время игроки НБА провели на общественных работах свыше 3,9 миллиона часов. Пропагандируя ценности спорта и популярность баскетбола, НБА ежегодно вовлекает в социальную деятельность свыше 12 миллионов молодых людей, сотрудничая с популярными организациями, занимающимися проблемами спорта, образования, здоровьесбережения, вопросами молодежной социокультурной политики, охраны семьи, материнства и детства.

В рамках социальной политики НБА функционирует несколько направлений:

  1. Пропаганда здорового питания и образа жизни. Посредством социальных сетей и других медиа игроки рассказывают детской и взрослой заинтересованной аудитории о своем питании, тренировках, оздоровительных процедурах. Пропаганда здорового образа жизни направлена на широкие массы болельщиков всех возрастов, которые, согласно американской традиции, принимают на себя публичное обещание вести здоровый образ жизни. К настоящему времени принято свыше 1,4 миллиона таких обещаний.
  2. Защита окружающей среды. Данное направление курируется командами НБА при посредничестве организации Green Sports Alliance и ставит своей задачей распространение среди болельщиков информации об охране окружающей среды, различных возможностях предотвращения вредных влияний на среду. Команды НБА взяли на себя обязательства, которые помогут повысить эффективность экологической политики, сократить количество отходов, сэкономить денежные средства, поддержать фонды и др.
  3. Социальная программа «My Brother’s Keeper», направленная на социализацию детей и молодежи. Программа стартовала в 2014 году по инициативе Барака Обамы преимущественно для «цветных» и темнокожих детей, наставниками которых выступают игроки НБА. В настоящее время в рамках проекта действуют 25 000 наставников-взрослых, помогающих советами детям и подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации.
  4. Социальный проект «Hoops for Troops» как форма сотрудничества НБА с военнослужащими предусматривает поддержку вышедших в отставку военных и их семей, включение спортсменов в общественно полезный труд совместно с военными, пропаганду оздоровительных мероприятий. Проект осуществляется при поддержке Министерства обороны США.
  5. Долгосрочный социальный проект по поддержке детского и юношеского спорта «Jr. NBA». Это постоянно действующая баскетбольная лига для школьников 6-14 лет, при участии которой проводятся детские международные турниры по баскетболу на всех континентах. В Российской Федерации представителем данного направления является Юниорская баскетбольная лига НБА и РФБ.
  6. Социальный проект НБА «Баскетбол без границ», в рамках которого совместно с ФИБА по всему миру была создана сеть специализированных лагерей для популяризации баскетбола. Участниками проекта могут быть молодые баскетболисты не старше 19 лет, которым предоставляется возможность тренироваться под руководством игроков и тренеров НБА. За время существования этого проекта было создано 45 международных лагерей. В проекте принимали участие свыше 2 500 спортсменов из 130 стран мира.

В целом модель социально-воспитательной деятельности НБА включает следующие ключевые компоненты:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • охрана окружающей среды;
  • социализация проблемных социальных групп населения;
  • поддержка и развитие детско-юношеского спорта;
  • сотрудничество с армией;
  • международное сотрудничество в области физкультуры и спорта;
  • социально-благотворительная деятельность.

Социально-воспитательные проекты и программы баскетбольной Евролиги не менее разнообразны. В первую очередь, это работа с болельщиками. Для увеличения посещаемости разработана специальная билетная программа Евролиги. Ежегодно в регламенты вносятся различные новшества, делающие спортивные мероприятия более привлекательными для болельщиков: созданы места для болельщиков рядом с судейским столиком, прессе разрешается доступ в раздевалку игроков сразу по окончании матча и др.

Из социальных проектов Евролиги наиболее результативным является программа «One Team», запущенная в 2012 году. Это партнерская маркетинговая программа, цель которой – социальная интеграция и сотрудничество всех баскетбольных клубов Евролиги.

Модель социально-воспитательной деятельности Евролиги состоит из трех компонентов:

  • работа с болельщиками (стратегии регулирования и работа с контентом);
  • благотворительные акции и проекты;
  • социально-воспитательная работа в рамках проекта One Team (работа с проблемными социальными группам, поддержка детско-юношеского спорта и др.).

Стратегия проекта One Team направлена на социализацию неблагополучных социальных групп. Каждых из клубов формирует целевую группу, в которую могут включаться любые категории граждан, нуждающиеся в социализации и реабилитации (дети из неблагополучных семей, интернатов, дети с тяжелыми врожденными заболеваниями, лица с нарко- и алкогольной зависимостью и др.). Цель проекта – объединить общество для поддержки групп людей, исключенных из общества.

Тренеры Евролиги вовлекают участников целевых групп в различные спортивные и оздоровительные мероприятия, организуют тренировки, эстафетные упражнения, оздоровительные процедуры, ведут беседы о здоровом образе жизни, вреде антисоциальных привычек (алкоголизм, наркозависимость), беседуют с подопечными на темы толерантного отношения к людям вне зависимости от их интересов, личностных характеристик, социальной, национальной или гендерной принадлежности.

Кроме того, Евролига ежегодно проводит один тур (One Team Week), когда все игроки выходят на площадку с надписью One Team вместо фамилии. Послами программы в разных странах назначаются известные баскетболисты каждого клуба. Сейчас проект One Team насчитывает свыше 12 000 участников.

Глобальные послы проекта One Team в РФ (например, Виктор Хряпа и Кайл Хайнс, ЦСКА) работают с детьми из детских домов, инвалидами. Так, с начала 2017 года объектом социальной деятельности One Team стали воспитанники Мамадышской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся победителями Специальной Олимпиады России, а также кадетки из Пансиона Минобороны РФ, где обучаются дочери военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных военных гарнизонах, из неполных и многодетных семей, дети погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами за выполнение воинского долга. Мероприятия One Team, проводимые в форме баскетбольной тренировки, ориентируют школьников на освоение норм и принципов коллективной работы, взаимоуважения, учат следовать нравственным правилам, принципам честной игры.

Единая лига ВТБ, созданная в 2008 году, строит свою социально-воспитательную политику согласно лучшим мировым образцам. Основными объектами в модели социально-воспитательной деятельности Единой лиги ВТБ являются:

  • молодежный спорт (Единая Молодежная лига ВТБ);
  • детско-юношеский спорт;
  • студенческий спорт (Студенческая лига ВТБ);
  • социально-благотворительная деятельность в сотрудничестве с бизнес-сообществом;
  • работа с различными категориями болельщиков;
  • работа с проблемными социальными группами.

11 февраля 2017 года в Сочи состоялся Первый в истории Единой лиги ВТБ Матч всех звёзд, на котором присутствовало свыше 10 000 болельщиков. Кроме главной игры, в которой сошлись «Звезды России» и «Звезды Мира», были проведены: матч знаменитостей, игра молодых звёзд, конкурс трехочковых бросков, конкурсы по броскам сверху, состязание снайперов и др. В шоу-программе принимали участие Иван Ургант, российский рэпер L’ONE, танцевальная команда FlyOgraphers Dance Team и др. По мнению президента РФБ Андрея Кириленко, по своему социальному наполнению, уровню зрелищности и организации мероприятие ничуть не уступало Матчам всех звезд НБА [10].

Таким образом, обзор научно-педагогических источников и контент-анализ сайтов крупнейших профессиональных баскетбольных ассоциаций показывает, что Единая лига ВТБ обладает большим социально-воспитательным потенциалом, развивать который необходимо в соответствии с признанными международными тенденциями на основе интеграции воспитательной, социальной и маркетинговой деятельности.


Библиографическая ссылка

Барабанова В.Б., Мавропуло О.С., Корстин И.К. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26567 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674