Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Файзуллин И.Ф. 1 Драндров Г.Л. 2
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
2 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
В статье представлены выделяемые авторами различные качественно различающиеся стороны позитивного воздействия опыта волонтерской деятельности на развитие личности. Анализ и обобщение этих подходов позволяет систематизировать их на четыре группы, которые соотносятся с основными видами социальной активности человека, направленных на: преобразование самого себя (учение); преобразование окружающего мира (трудовая деятельность); взаимодействие с окружающими людьми в процессе сов-местной деятельности (общение); участие в жизни малой группы и общества в целом (поведение). Включение молодежи в процессе волонтерской деятельности в этих виды социальной активности способствует формированию готовности и способности к эффективному решению личностно и профессионально значимых проблем в ситуации неопределенности на основе свободного и творческого приобщения к ценностям общечеловеческой культуры. Благодаря разноплановости, динамичности и вариативности, связанных с изменчивостью конкретных социальных ситуаций, волонтерская деятельность на спортивных мероприятиях является одним из важных педагогических средств формирования общекультурных компе-тенций у студентов вузов физической культуры.
волонтерская деятельность
воспитание
личность
социальная активность
учение
труд
общение
поведение
1. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 02. – ART 13520. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm.
2. Ревякина В.И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестник Томского ГПУ. – 2013. – № 4. – С. 89-94.
3. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Благовещенск, 2006. – 171 с.
4. Акутина С.П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов / С.П. Акутина, М.В. Маркеева // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9. – С. 18-23.
5. Маркеева М.В. Волонтерская деятельность как одна из составляющих успешной работы студентов в период прохождения педагогической практики // Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С. 48-51.
6. Сикорская Л.Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Национального института бизнеса, 2008. – 212 с.
7. Подхомутникова М.В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3. – С. 54-59.
8. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 67-73.
9. Драндров Г.Л. Формирование у студентов вузов физической культуры и спорта общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях / Г.Л. Драндров, И.Ф. Файзуллин // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23185.
10. Кравчук Т.А. Волонтерское движение в профессиональной подготовке по направлениям туристского профиля // Физкультурное образование Сибири. – 2013. – Т. 30. – № 1. – С. 17-19.
11. Гарипова А.Н. Проблемы и перспективы волонтерского движения в спорте // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона: мат-лы Международной научно-практической конференции (28-29 ноября 2013 г.). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2013. – С. 186-188.
12. Ванюхина Н.В. Личностные особенности и мотивация волонтеров XVIII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани / Н. В. Ванюхина, О. В. Григорьева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 1. – С. 41-45.
13. Копаев В.П. Волонтеры Универсиады-2013 будут задействованы на Олимпиаде в Сочи / В.П. Копаев, Д. Козак [Электронный ресурс]. – URL: www.tatar-inform.ru/news/universiada.
14. Драндров Г.Л. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях: монография / Г.Л. Драндров, И.Ф. Файзуллин. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 142 с.
15. Драндров Г.Л. Характеристика общекультурных компетенций волонтеров спортивных мероприятий / Г.Л. Драндров И.Ф. Файзуллин // Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. – 2015. – № 2. – С. 70-73.

Содействие распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 16-62-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отнесено к числу приоритетных направлений молодежной политики.

Специфика организации добровольческой деятельности в вузе обусловлена тем, что основной целью образования здесь является профессиональная подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Однако привлечение студентов - будущих специалистов социальной сферы к добровольческой деятельности может решать не только задачи профессиональной подготовки, но и развития личности человека в целом, формирования у него социальной активности, активной жизненной позиции [1].

К основным задачам организации волонтерской деятельности студентов Ю.Н. Рюмина [1] относит: вовлечение студентов в социально значимую практическую деятельность; формирование представлений о развивающем и образовательном потенциале волонтерства; создание условий для личностной самореализации и повышения социального статуса; формирование активной жизненной позиции. Прикладными задачами, решаемыми в процессе участия в волонтерском движении, являются, по мнению автора, вооружение студентов умениями и навыками выполнения определенных трудовых действий, содействие профессиональной ориентации; усвоение навыков самореализации и самоорганизации в процессе решения социально значимых задач; воспитание личностных качеств, профилактика девиантного поведения, оптимальная организация свободного времени.

В.И. Ревякина [2] отмечает, что волонтерское движение выступает социально значимым проявлением современной молодежной субкультуры. Оно создает условия для развития у молодого человека таких гражданских качеств, как социальная активность, толерантность к окружающим людям, ответственность перед коллективом и обществом в целом. Волонтерское движение учащейся молодежи имеет существенное значение для современной системы образования, поскольку создает оптимальные организационно-педагогические условия для формирования ЗУН, необходимых в волонтерской деятельности, проявления общественной активности, гражданской ответственности.

Результаты исследования. Добровольческая деятельность молодых людей (молодежное добровольчество) имеет существенное значение для успешного функционирования системы образования, обеспечивая организационно-педагогические условия для их вооружения системой знаний, умений, навыков и развития свойств личности, необходимых для эффективного решения задач предстоящей профессиональной деятельности, формирования активной жизненной позиции, как члена общества и гражданина.

Например, Н.В. Маковей [3] считает, что участие студентов в волонтерском движении создает возможности для реализации социальной и гражданской позиции, личностного самосовершенствования, развития способности самоконтроля, самооценивания и самоопределения, способствует удовлетворению потребности в творческой самореализации.

С.П. Акутина [4] изучала роль волонтерского движения для решения задачи профессионального самоопределения личности. Она отмечает позитивное влияние волонтерской деятельности в форме создания и реализации различных проектов на обогащение жизненного опыта студентов, на формирование знаний и представления об избранной профессии, на приобретение практического опыта в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Включение студентов в волонтерское движение способствует развитию базовых компетенций, значимых в избранной профессии: способность определять цели и достигать, выделять приоритетные направления социальной активности, развивать рефлексивные и креативные способности, выстраивать конструктивное взаимодействие с членами своей команды, моделировать ситуации достижения и добиваться их успешного разрешения

По данным М.В. Маркеевой [5], участие студентов в волонтерском движении содействует овладению базовыми знаниями, умениями и навыками, ключевыми компетенциями, необходимыми в предстоящей профессиональной деятельности: способность целеполагания, умение определять наиболее значимые из них и последовательность их разрешения, развивать критичность и креативность мышления, формировать навыки конструктивного взаимодействия.

Участие в волонтерском движении содействует социализации личности, создавая условия для целенаправленного развития основных социально значимых свойств личности. В частности, Л.Е. Сикорская [6] считает, что участие в волонтерской деятельности выступает сильно действующим объективным фактором развития человека как личности, формирования у человека опыта межличностных отношений. В ходе волонтерской деятельности реализуются и развиваются коммуникативные способности, навыки лидирования, самодисциплины, инициативности, формируется нравственная культура личности.

М.В. Подхомутникова [7] считает, что участие студентов в добровольческой деятельности способствует эффективной ориентации в сфере будущей профессиональной деятельности и связанных с ее осуществлением деловых отношений, формирует адекватные этим сторонам будущей профессиональной карьеры свойства личности, развивает способность и готовность самостоятельно принимать и реализовывать нетривиальные решения в различных профессионально окрашенных проблемных ситуациях.

Н.В. Тарасова [8] полагает, что волонтерская деятельность проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.

Волонтерская деятельность выступает существенным фактором нравственного становления личности, создавая условия для сохранения и укрепления человеческих ценностей, развития способности к эмоциональному сопереживанию, повышения восприимчивости к проблемам другого человека и общества в целом, для реализации потребности в социально значимой активности в виде помощи нуждающимся в ней людям.

Участие в волонтерском движении способствует развитию познавательной и эмоциональной сферы личности.

Волонтерство формирует самостоятельность и решительность, качества лидера, создает организационные предпосылки для самореализации человеком своего творческого потенциала, реализации каждым человеком своих гражданских прав и обязанностей, их жизненного самоопределения.

Волонтерская деятельность способствует развитию социальных компетенций человека, обусловливающих эффективность межличностного общения и конструктивный характер делового взаимодействия, содействует социальной интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Она создает предпосылки для удовлетворения потребности человека в добровольном участии в решении социально значимых проблем. Волонтерское движение повышает уровень социальной активности, порождает проявления различного рода молодежных инициатив в виде разработки и реализации социально значимых проектов, расширяет возможности включения в жизнь современного общества, выступает перспективным направлением решения проблемы занятости учащейся молодежи социально значимыми видами деятельности. Волонтерство содействует становлению и дальнейшему проникновению в жизнь современного общества ценностей демократии, нравственности и духовности.

Волонтерское движение в современном спорте является одним из видов волонтерской деятельности, отличающейся добровольным и безвозмездным участием в организации и проведении спортивных мероприятий. Она является коллективной, управляемой и организованной, кратковременной и регулярной, граждански значимой и направленной на обслуживание участников соревнований, зрителей и гостей [9].

Включение студентов в волонтерскую деятельность в спорте создает уникальные возможности для реализации свойств личности, развития организаторских способностей, приобретения социального и жизненного опыта, овладения нравственной и коммуникативной культурой, реализации чувства ответственности, как гражданина, за все происходящее вокруг, переживания необходимости оказания действенной помощи другим людям, формирования позитивного отношения к волонтерскому движению.

Т.А. Кравчук [10] подчеркивается высокая значимость и важность участия студентов в волонтерском движении в спорте для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

А.Н. Гарипова [11] также отмечает, что волонтёрская деятельность в спорте помогает студентам успешно ориентироваться в области будущей профессии, овладевать общекультурными (базовыми) компетенциями, обусловливающими способность и готовность к коммуникативному взаимодействию, в том числе и в качества лидера группы, решающего задачи управления деловыми и межличностными отношениями членов команды.

Участие студентов в волонтерском движении в современном спорте является уникальной возможностью реализовать и развить свои личностные качества, лидерские и организаторские способности, обогатить свой социальный и жизненный опыт, овладеть знаниями и навыками коммуникативной культуры и культуры поведения, воспитать чувство личной гражданской ответственности [12].

Волонтеры крупных международных спортивных мероприятий (Универсиада-2013, зимние Олимпийские игры Сочи-2014) получили возможность дополнительной языковой практики, а также возможность обрести новых друзей [13].

Выделяемые авторами различные аспекты позитивного воздействия волонтерской деятельности в современном спорте на формирование личности волонтеров можно систематизировать в соответствии с составляющими ее содержание четырьмя видами социальной активности человека, проявляемыми в:

1) преобразовании самого себя (познание) – раскрытии потенциальных возможностей, личностном самосовершенствовании, развитии способности к рефлексии, побуждении к творческой самореализации, приобретении жизненного опыта, личностном самоопределении, умении ставить и достигать цели, определять приоритеты, развитии критического и творческого мышления;

2) преобразовании окружающего мира (трудовая деятельность) – активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике, приобретении профессионального опыта, профессиональном самоопределении, развитии способности к самостоятельному принятию решений, дисциплинированности; ответственности за себя и порученное дело;

3) взаимодействии с окружающими людьми в процессе совместной деятельности (общение) – умении строить конструктивное взаимодействие, координировать деятельность единомышленников и создавать для них ситуации успеха, развитии коммуникативных способностей, лидерских навыков, инициативности;

4) участии в жизни малой группы и общества в целом (поведение) – повышении социальной активности и принятии активной гражданской жизненной позиции, нравственности, милосердии, толерантности, реализации потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, в отзывчивости, сочувствии и сопереживании [9; 14; 15].

В дальнейшем нами были проанализированы общекультурные компетенции, которыми, по требованиям нормативных документов, а также по мнению специалистов и ученых, должны обладать волонтеры. Сравнительный анализ этих требований и перечня общекультурных и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 034300 «Физическая культура», позволил нам выделить и содержательно охарактеризовать 11 общекультурных компетенций, которые значимы для успешной волонтерской деятельности, актуализируются в процессе ее осуществления и поэтому могут быть сформированы у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе этой деятельности.

Эти компетенции по критерию содержания социальной активности были условно разделены нами на четыре группы. К ним относятся компетенции, определяющие стремление и готовность к следующим поступкам или действиям (в скобках представлено символическое обозначение приводимых выше общекультурных компетенций в содержании ФГОС ВПО по направлению подготовки «Физическая культура»):

  • «учению» (познавать): 1) самосовершенствование: стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8), высокая мотивация к повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10); 2) рефлексия: умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);
  • «труду» (делать): 3) проактивность: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1), высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности, нацеленность на результат, на достижение успеха, максимально высокое качество решения поставленных задач (ОК-10); применение на практике основных учений в области физической культуры (ПК-2), владение актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля (ПК-13); 4) организованность: пунктуальность, дисциплинированность, умение спланировать время, усилия и средства в движении к поставленной цели (ОК-10); способность обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24); 5) стрессоустойчивость: способность сохранять спокойствие и находить выход из любой ситуации;
  • «общению» (делать вместе): 6) социальная креативность: способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-6); 7) командность: готовность к работе в команде, к сотрудничеству без конкуренции, создавая условия для максимального проявления и вклада лучших сторон каждого члена команды в достижение общей цели (ОК-5); 8) иноязычная коммуникативная компетентность: владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);
  • «поведению» (жить вместе): 9) гражданственность: совершение поступков и действий с осознанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны и готовность нести за них ответственность (ОК-20); 10) коммуникабельность: умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4), радушие, уважение, открытость, искренность в общении, умение найти общий язык с любым человеком, построить конструктивный и взаимополезный диалог, раскрывающий возможности и потенциал собеседника (ОК-5); 11) толерантность: уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий, способность к диалогу с представителями других культур и стран (ОК-2).

Заключение. Осуществленный нами сравнительный анализ содержания общекультурных компетенций, выступающих в качестве цели и результата профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура», и требований, предъявляемых к личностным качествам волонтеров крупных спортивных мероприятий, говорит об их относительной общности. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность в области физической культуры и спорта, с одной стороны, и волонтерская деятельность на крупных спортивных мероприятиях - с другой, выступают как процессы решения личностно и профессионально значимых проблем в ситуации неопределенности на основе свободного и творческого приобщения к ценностям общечеловеческой культуры. Поэтому выделенные нами общекультурные компетенции выступают, как: предмет образовательной деятельности студентов по направлению подготовки «Физическая культура»; внутренний субъективный фактор успешности волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях; личностно значимый для студента результат участия в волонтерской деятельности.


Библиографическая ссылка

Файзуллин И.Ф., Драндров Г.Л. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26698 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674