Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.05.02 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Алпатова О.Б. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»
По результатам исследований в области социально-педагогической профилактики наркотизации несовершеннолетних профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к наркотизации, имеет социальную основу Экспериментальное исследование форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними показало, что выбор форм и методов зависит от конкретно поставленных задач и уровня вовлеченности подростка в процесс наркотизации. Формы и методы социально-педагогической работы связаны с процессом организации, мотивации и осмысления деятельности. Они направлены на восстановление или переформирование социально значимых качеств личности несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков, помогают преодолеть проблему детской и подростковой наркотизации. Данное исследование позволило нам предложить методику подготовки студентов к организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании.
аддикция
социально-педагогическая работа
профилактика наркомании несовершеннолетних
методика подготовки
социальные институты
инспектор по делам несовершеннолетних
социальный педагог
1. Алпатова О.Б. Подготовка курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» к анализу социально-педагогических явлений /О.Б. Алпатова // Правовое воспитание молодежи: семья и социум: сборник научных трудов Межд. науч.-практ. конф. – Москва, 2017. – С.202-208.
2. Ульянова И.В., Алпатова О.Б. Подготовка будущих социальных педагогов к анализу социально-педагогических явлений /И.В. Ульянова, О.Б. Алпатова //Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 567-571.
3. Круковская О.А. Предупреждение и преодоление наркозависимости подростков и молодежи (социально-педагогический аспект) / О.А. Круковская // Воспитательные проблемы современного образования. – 2014. – № 2. – С.118-126.
4. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Наркомания: особенности и взаимосвязь отношения к болезни зависимых и созависимых /К.С. Лисецкий, Е.В. Литягина // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 9 (120). – С.251-258.
5. Майоров А.В. Виктимологическая профилактика в отношении несовершеннолетних / А.В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – № 1 (1). – С. 20–23.
6. Хуснутдинова З.А. К вопросу подготовки специалистов по организации антинаркотической профилактической работы в образовательной среде /З.А. Хуснутдинова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 5 (21). – С.27-34.

По результатам различных исследований в области социально-педагогической профилактики наркотизации несовершеннолетних, можно сказать, что профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к наркотизации, имеет социальную основу. Это связано с тем, что непосредственные участники такой работы: педагоги, родители и сами несовершеннолетние находятся во взаимозависимых социально регулируемых отношениях и осуществляют взаимодействие в социальных институтах воспитания, к которым относятся образовательные организации, семья и др. [3].

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что при благоприятных условиях личность несовершеннолетнего формируется по социально-положительному типу, в противном случае личность может стать носителем различных асоциальных установок.

Исходя из вышесказанного, на кафедре педагогики УНК ПСД пришли к выводу, что необходимо разработать методику подготовки и организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании слушателями Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя во время прохождения преддипломной практики в качестве стажеров по должности инспектора по делам несовершеннолетних в территориальных органах внутренних дел Москвы и Московской области. В ходе контроля за прохождением преддипломной практики был выявлен ряд вопросов к подготовке слушателей по организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними по профилактике наркомании [1].

При организации профилактической работы на местах преподавателями кафедры педагогики УНК ПСД и слушателями было выделено, что ключевой особенностью социально-педагогического подхода к профилактике наркотизации несовершеннолетних выступает деятельность, направленная на создание определенных условий, способствующих успешной работе в этом направлении, а именно:

- использование потенциала различных социальных институтов (семьи, образовательной организации, здравоохранения, службы социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций), а также их взаимодействие;

- активизация непосредственного потенциала личности несовершеннолетнего;

- включение несовершеннолетних в совместную трудовую и/или творческую социально-значимую деятельность [5].

Одним из условий эффективной профилактической работы выступает использование потенциала различных социальных институтов, таких как семья, образовательная организация, учреждения здравоохранения, службы социальной защиты, правоохранительные органы, общественные организации, а также их взаимодействие. При этом именно взаимодействие различных ведомств и учреждений и их совместные усилия в процессе профилактики наркотизации несовершеннолетних играют значительную роль на первичном этапе предотвращения вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков [6].

При изучении личности наркозависимых несовершеннолетних было выявлено, что именно слабая актуализация потенциала личности явилась одним из ключевых факторов наркотизации [3].

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что современные стратегии профилактики наркотической зависимости несовершеннолетних должны ориентироваться на активизацию позитивных ресурсов личности несовершеннолетнего и раскрытие ее потенциалов: разума, воли, чувств, социальных, творческих, духовных потребностей и возможностей.

Приступая к экспериментальному исследованию форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходимо кратко остановиться на уровнях вовлеченности подростков в наркотическую аддикцию, так как знание этого во многом определяет вектор деятельности.

Рассмотрение уровней вовлечённости подростков в наркотическую аддикцию позволяет сказать, что социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению наркотиков, может дать результаты только на определённом уровне наркотизации несовершеннолетнего. Важно не упустить начало интереса подростка к наркотикам и действовать незамедлительно, используя все возможные формы и методы работы. Социально-педагогическая деятельность с данной категорией подростков представляет собой комплекс профилактических, реабилитационных мероприятий и организацию различных сфер жизнедеятельности подростков [4].

Основной целью проведения экспериментальной работы в рамках представленного исследования была апробация форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, которые были разработаны нами для апробации данной методики. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе одной из школ Волоколамского района Московской области. В эксперименте приняли участие педагог-психолог школы, социальный педагог, 2 классных руководителя и 47 учащихся 8-х классов, из них 25 мальчиков и 22 девочки.

Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов. Первый этап включал диагностику подростков с целью выявления наркозависимых несовершеннолетних и определения их количества в сравнении с общей численностью обследуемых подростков. Проведение анкетирования с целью выяснения отношения подростков к наркотическим веществам. Второй этап включал апробацию предложенных автором исследования мероприятий по социально-педагогической коррекции несовершеннолетних, склонных к наркозависимости. На третьем этапе производилась интерпретация результатов эксперимента и подготовка соответствующих выводов. Вся экспериментальная работа проходила во внеурочное время по согласованию с руководством МОУ СОШ при непосредственном участии и руководстве автора исследования.

На первом этапе для решения диагностической задачи нами была использована методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла. Приступая к диагностике, мы предположили, что участники опроса, показавшие наибольшую готовность к отклоняющемуся поведению по выбранным нами шкалам, в том числе и по шкале аддиктивного поведения, склонны к наркотизации. Дополнительно наши предположения о показателях шкал были согласованы с социальным педагогом и психологом школы. Тестирование и обработка результатов проходили при их непосредственном участии.

В абсолютном соотношении полученные результаты наглядно представлены на гистограмме № 1.

Гистограмма №1. Общее соотношение подростков, склонных к наркотизации, с общим числом обследуемых подростков

Из гистограммы №1 можно сделать вывод, что из общего числа подростков, принимающих участие в исследовании, была выявлена склонность к наркотической аддикции у 33 человек.

Результаты проведенного анкетирования позволили выяснить отношение подростков исследуемой группы к психоактивным (наркотическим) веществам. Анкета представляла собой 13 вопросов по тематике употребления какого-либо наркотического вещества и шкалу баллов, которые использовались при выборе ответа. Система оценки основана на алгебраическом методе сложения, т.е. с учётом знака. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Суммарные результаты анкетирования отношения подростков к психоактивным (наркотическим) веществам

№ п/п

Категория ответов

Кол-во ответов

1.

Наличие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ

30

2.

Наличие стремления демонстрации своей склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ

6

3.

Отсутствие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ

7

4.

Результат не определен

4

 

Из таблицы 1 видно, что наличие психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ обнаружилось у 30 подростков из общего количества участников эксперимента в количестве 47 подростков. Кроме того, было выявлено, что 6 подростков из 47 участников анкетирования проявили желание продемонстрировать свою склонность к употреблению психоактивных (наркотических) веществ. У 7 участников не было выявлено психологической склонности к употреблению психоактивных (наркотических) веществ. У 4 участников результат не определился. Мы можем предположить, что эти участники анкетирования не захотели быть откровенными с экспериментаторами.

На втором этапе эксперимента нами были проведены специальные мероприятия по оказанию помощи подросткам, учащимся 8-х классов, по коррекции склонности к наркотизации. Учитывая рекомендации педагогического состава школы, школьного психолога и социального педагога в мероприятиях формирующего этапа экспериментальной работы принимали участие не только подростки, показавшие склонность к аддиктивному поведению, но и все участники исследования в количестве 47 подростков.

Во время проведения формирующего эксперимента был организован просмотр познавательного фильма В. Любецкого «Иного пути нет» (Белоруссия, 2007 г.), который наглядно и образно показал подросткам, что происходит с органами человеческого тела под воздействием психоактивных веществ, как они влияют на человеческий зародыш, на маленьких детей, и что происходит с подростками, если они принимают наркотические вещества.

Дополнительно был организован просмотр видеолекций Владимира Георгиевича Жданова, профессора Сибирского гуманитарно-экологического института и президента международной ассоциации психоаналитиков. Лекции профессора Жданова содержат очень наглядный лекционный материал, помогающий преодолеть тягу к употреблению наркотических веществ и встать на путь трезвости и здорового образа жизни.

С подростками 8-х классов было организовано проведение классных часов по тематике «Что такое аддикции?» Перед каждым классным часом объявлялась его тема, и на добровольной основе назначались докладчики.

На третьем этапе экспериментальной работы необходимо было собрать и обработать данные, показывающие характер наметившихся изменений в поведении подростков и их внутренних самоощущениях. С этой целью было проведено повторное тестирование по тест-опроснику СОП, применявшемуся в начале эксперимента. Необходимо сказать, что подростки с большим желанием участвовали в повторном заполнении тест-опроса.

Из гистограммы № 2 можно сделать вывод, что общее число подростков, принимающих участие в исследовании, у которых после проведенных мероприятий была выявлена склонность к наркотической аддикции, составляет 20 человек из 47 участников исследования.

Гистограмма № 2. Склонность к аддикциям у подростков после эксперимента

Подводя итоги по апробированию разработанной нами методике по организации практического исследования профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах.

При планировании профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними необходимо включать диагностическую составляющую как начальный этап, который позволит дальнейшее грамотное построение деятельности. Кроме того, при организации и проведении профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними, необходим тщательный отбор форм и методов этой деятельности, а также учет ценностных ориентаций референтной среды или группы, а также включение в работу групповых методов и форм педагогического воздействия.

Согласно предложенной нами методике необходим также и тщательный подбор тренинговых методик, которые могут оказать воздействие на эмоционально-волевую сферу несовершеннолетнего, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами его внутреннего мира. Формы и методы профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними могут быть самыми разнообразными: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.

Эффективная социально-педагогическая профилактика наркотизации несовершеннолетних заключается в квалифицированной и своевременной социально-педагогической помощи несовершеннолетнему, в сопровождении его социализации, а также формировании психологического и нравственного барьера, который бы предотвратил «первую пробу» и последующую наркотизацию несовершеннолетнего.

Экспериментальное исследование форм и методов профилактической социально-педагогической работы с наркозависимыми несовершеннолетними показало, что выбор форм и методов зависит от конкретно поставленных задач и уровня вовлеченности подростка в процесс наркотизации. Формы и методы социально-педагогической работы связаны с процессом организации, мотивации и осмысления деятельности. Они направлены на восстановление или переформирование социально значимых качеств личности несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков, помогают преодолеть проблему детской и подростковой наркотизации.

На подростковую аудиторию целесообразно воздействовать не индивидуально, а через референтную группу [2]. Для этой цели хорошо подойдут дискуссии на темы, связанные с профилактикой наркотизации несовершеннолетних. Просмотр документальных фильмов на антинаркотические темы с последующим обсуждением является наиболее оптимальным вариантом воздействия на группу подростков. В результате таких просмотров с последующим дискуссионным обсуждением может сформироваться групповое антинаркотическое мнение, которое будет поддерживать большинство членов группы. Во время проведения экспериментальной работы хорошо зарекомендовали себя ролевые игры. С помощью ролевых игр, имеющих профилактическую антинаркотическую направленность, происходит личностное развитие несовершеннолетнего, он обучается умению не поддаваться на уговоры, т.е. говорить «нет». Выделяются главные коммуникативные умения и навыки, которым может обучиться несовершеннолетний, участвуя в ролевых играх. Это умения четкой аргументации отказа от принятия наркотика и твердого противостояния давлению референтной группы, в некоторых случаях расставанию с ней.


Библиографическая ссылка

Алпатова О.Б. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.05.02 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27097 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674