Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И МИКРОСОЦИУМА

Башмакова Е.А. 1 Жданова О.И. 1
1 ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Статья посвящена актуальному вопросу формирования образовательного пространства школы в свете реализации ФГОС ООО через призму гуманистического направления в педагогике и здоровьесберегающих технологий. В статье рассмотрен такой аспект проблемы, как направления формирования здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации во взаимодействии с микросоциумом. Авторы представляют результаты научного исследования реализации здоровьесберегающей работы в образовательной организации с учетом различных аспектов образовательной деятельности. Авторы предлагают для реализации в пространстве образовательной организации модель формирования здоровьесберегающей среды образовательной организации в совокупности различных объективных и субъективных факторов, раскрывают содержание компонентов образовательного пространства. Подробно рассматриваются возможные направления деятельности педагогов образовательной организации по реализации задач формирования всех компонентов здоровьесберегающего образовательного пространства.
образовательное пространство
здоровьесберегающая среда
образовательная организация
микросоциум
формирование здоровьесберегающего пространства
1. Башмакова Е.А. Здоровье педагога: аксиологический аспект: монография / Е.А. Башмакова, О.И. Жданова. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2017. - 168 с.
2. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.
3. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / ред. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
4. Баныкина С.В. Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательную практику / С.В. Баныкина, Е.А. Башмакова и др. – М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2008. - 60 с.
5. Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения (методическое пособие) / сост. Гусаченко О.И., под общ. ред. С.В. Баныкиной. – М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2008. – 200 с.
6. Технология здоровьесбережения младших школьников: методическое пособие. – АСОУ, 2015. – 112 с.

В настоящее время происходит становление новой модели образования, стержнем которой является формирующаяся личностная парадигма. Гуманистическая парадигма в образовании предполагает целостное развитие личности, то есть развитие не только профессиональных навыков обучающихся, но и общей культуры мышления, целостного мировоззрения и нравственных качеств человека. В процессе обучения основным ориентиром для учителя становится личностное начало. Каждый человек через понимание смысла своего существования, реализацию своих возможностей в учебе, в труде приходит к общим представлениям о человеческом предназначении и ценностях общественной жизни и находит свое место в этом природном и социальном мире.

Кроме того, сегодня при реализации образовательного процесса актуальной остается опора на традиционные национальные ценности. По-прежнему важны высокие требования к нравственным социальным идеалам, а также коллективное начало, характерные для русского менталитета. Реальная действительность диктует необходимость предъявления подрастающему поколению привлекательного образа будущего как для страны, так и для каждого человека. Эта проблема широко дискутируется в обществе и ждет своего решения.

В этой связи системообразующим и ключевым элементом гуманистического направления в педагогике являются теория и технологии здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обучения. Рассматривая здоровье как триединство духовно-нравственного, психического и физического начал, можно представить характеристики востребованной сегодня социумом личности и предложить в качестве цели образовательного процесса образ такой личности. Это образ личности образованной и способной к самообразованию и саморазвитию, целеустремленной, обладающей ключевыми компетенциями (информационной, социальной, политической, коммуникативной, а также толерантностью), активной, имеющей гражданскую ответственность и готовую к профессиональному и социальному творчеству.

Однако реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современном образовательном пространстве школы сталкивается с рядом противоречий, а именно:

  • между усложнением социальной среды, в которой работает школа, и низким уровнем компетентности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии с микросоциумом по формированию навыков здорового образа жизни субъектов образовательного процесса;
  • между деятельностью школы в условиях социально-экономического кризиса и поликультурности, с одной стороны, и недостаточной технологической оснащенностью учителей в формировании толерантных отношений в диадах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель» и «ученик-родитель»;
  • между возрастающими требованиями к качеству и результативности образования, с одной стороны, и недостаточной компетентностью педагогов в реализации требований ФГОС НОО и ООО, с другой, в том числе в работе с разными группами обучающихся (одаренными, детьми группы риска, детьми с ОВЗ);
  • высокими учебными нагрузками и отсутствием способов социально-психологической адаптации школьников к современным условиям образовательного процесса.

Необходимость разрешения названных противоречий, степень разработанности поднятых вопросов и актуальность темы предполагают поиски психолого-педагогических условий формирования здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума по сохранению и развитию здоровья всех субъектов образовательного пространства и повышению качества образовательных результатов по овладению ими навыками здорового образа жизни.

В связи с этим организовано исследование на базе образовательной организации Московской области, которое призвано выяснить проблемы формирования здоровьесберегающего пространства обычной школы и пути их решения. В своей деятельности мы опирались на образовательное пространство МБОУ «СОШ № 6» г. Железнодорожного (в настоящее время МБОУ «СОШ № 6» г.о. Балашиха, мкр. Саввино).

Важность проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения и овладение школьниками навыками самосбережения здоровья, воспитания у них культуры здорового образа жизни требует концептуальных подходов и технологической оснащенности ее решения. Указанное исследование опирается на концепцию ортобиоза, разрабатываемую на кафедре человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» [1], а также представленные в литературе варианты работы школы по проблеме культуры ЗОЖ детей [2].

Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающего пространства образовательной организации.

Предмет исследования: выявление психолого-педагогических условий создания здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума и их реализация.

Цель исследования: создание здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума, разработка технологий, направленных на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса и повышение качества образовательных результатов по овладению ими навыками здорового образа жизни.

В связи с этим представляется необходимым определить составляющие здоровьесберегающего пространства образовательной организации и создать образовательную модель, направленную на формирование навыков здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса. Также важно разработать соответствующие технологии, развивающие социально-психологическую адаптацию школьников в урочной и внеурочной деятельности, учитывающие различные группы учащихся.

Под образовательным пространством образовательной организации понимается совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [3]. Для развития у субъектов образовательного процесса навыков здорового образа жизни необходимо, чтобы все составляющие этого пространства своим содержанием и функционированием способствовали решению поставленной задачи.

Под микросоциумом обычно понимается среда непосредственного окружения человека, малая социальная группа (семья, производственная бригада и т.д.). Мы же предполагаем рассматривать микросоциум как непосредственное окружение образовательной организации.

Экспериментальная работа концептуально строится с опорой на гуманистический, деятельностный и системный подходы. Основными принципами гуманистической педагогики, на которых строится работа, являются:

1. Природосообразности (основной принцип гуманистической педагогики). Осуществляется в образовательном процессе, организуемом в соответствии с индивидуальностью учащегося.

2. Сотрудничества. Осуществляется в процессе выстраивания конструктивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, организации взаимоподдержки, создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Педагогизации среды. Реализуется в процессе влияния педагогов образовательной организации на всю воспитывающую среду.

Не только педагогическая система должна быть открыта для социального окружения, но и сама социокультурная среда должна быть открыта для школы, должна быть понята, изучена педагогическим коллективом и использована в образовательных целях.

4. Связи обучения с повседневной жизнедеятельностью учащихся. Формирование компетенций (знаний в действии) в соответствии с ФГОС НОО и ООО.

5. Открытости новым научным подходам.

6. Жизненного оптимизма. Реализуется в процессе укрепления веры учащегося в себя, свой жизненный путь, формирования социальных идеалов.

Экспериментальная деятельность осуществляется согласно концептуальным разработкам кафедры человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», в частности с опорой на разработанную здесь базовую модель здоровьесбережения [4-6], представленную ниже на рисунке.

Модель здоровьесбережения в образовательной организации

Таким образом, мы можем выделить две группы психолого-педагогических условий реализации здоровьесберегающей работы: первая связана с организацией и реализацией образовательного процесса в образовательной организации, вторая – с деятельностью и состоянием субъектов образовательного процесса. В данной статье мы предлагаем трактовку первой группы условий. Кроме того, необходимо раскрыть и направление взаимодействия школы и микросоциума как ресурса повышения эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности для всех составляющих образовательного пространства.

Раскроем содержание каждой позиции, исходя из задачи формирования здоровьесберегающего пространства образовательного пространства во взаимодействии школы и микросоциума. В предлагаемых ниже таблицах 1 и 2 раскрыто содержание составляющих здоровьесберегающего пространства, объективных и субъективных, а также возможные и необходимые направления работы в их области с целью решения заявленных задач.

Таблица 1

Составляющие здоровьесберегающего пространства образовательной организации

(комплекс условий здоровьесбережения в организации)

Составляющие здоровьесберегающего пространства

Содержание составляющих

Направления работы

Образовательная организация и комплекс реализуемых в ее деятельности условий здоровьесбережения

Организационно-управленческие условия

Оптимизация менеджмента, управленческой коммуникации, развитие способов и путей коммуникации в ОО, внедрение эффективных и здоровьесберегающих приемов тайм-менеджмента. Сохранение старых и создание новых традиций. PR-деятельность

Социально-экономические условия

Поддержание здания школы в рабочем состоянии, эффективное использование финансирования для обновления материальной базы, стимулирования педагогов. Способствование сохранению стабильно спокойной ситуации в микросоциуме

Экологические условия

Забота о пришкольном пространстве. Экологические проекты, выходящие в микросоциум

Санитарно-гигиенические условия

Следование нормам СанПиН, соблюдение норм гигиены

Медицинские условия

Регулярные медицинские обследования, мониторинги, плановые мероприятия. Доступность мед. помощи

Психолого-педагогические условия

Психологические обследования. Доступность помощи психолога для детей, их родителей и педагогов. Постоянное расширение психологических знаний педагогов, навыков применения психологических технологий. Педагогика сотрудничества

Дидактические условия

Использование в учебном и воспитательном процессах здоровьесберегающих технологий. Регулярное обучение педагогов здоровьесберегающим приемам и техникам. Внедрение современных педагогических технологий

 

Помимо вышеописанных, необходимо подробнее рассказать об остальных составляющих образовательного пространства, каковыми являются субъекты образовательного процесса и компоненты микросоциума.

Таблица 2

Составляющие здоровьесберегающего пространства образовательной организации (в деятельности субъектов образовательного процесса)

Составляющие здоровьесберегающего пространства

Содержание составляющих

Направления работы

Субъекты образовательного процесса, состояние их менталитета и характер взаимодействия

Ценность здоровья, мотивация на ведение ЗОЖ

Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций путем обучения ортобиотике (с учетом триединства здоровья – физического, психического и духовно-нравственного), пропаганда ЗОЖ. Личный пример, влияние авторитетных людей. Вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Кружковая работа, факультативы, соревнования. Туризм. Краеведение. Историческое и культурное просвещение

Знания в области здоровьесбережения

Постоянное расширение знаний по анатомии, деятельности систем организма и способах поддержания здоровья. Уроки, мероприятия, проектная деятельность

Экологичность поведения

Профилактика поведения, несущего вред окружающей среде. Воспитание толерантности. Уроки, внеурочная деятельность, мероприятия

Эффективная, малоконфликтная коммуникация

Обучение приемам эффективного общения. Толерантность. Управление конфликтами. Уроки, тренинги, игры. Возможно – создание специализированного органа для управления конфликтами

Компоненты микросоциума и характер взаимодействия ОО с ними

Образовательные организации дополнительного образования детей

Использование ресурса образовательных организаций дополнительного образования для образования детей, организации досуговой деятельности, внеурочной деятельности

Жители микрорайона

Привлечение жителей к совместным мероприятиям. Школа – культурный центр микрорайона

Бизнес-среда

Привлечение спонсорской помощи. Организация профессиональных проб с помощью местных предприятий и фирм. Взаимовыгодное сотрудничество

Властные структуры

Оптимизация коммуникации. Привлечение к проведению совместных мероприятий

 

Таким образом, предложены составляющие здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации, психолого-педагогические условия создания указанного пространства во взаимодействии школы и микросоциума, определены основные направления работы по их реализации.


Библиографическая ссылка

Башмакова Е.А., Жданова О.И. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И МИКРОСОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27226 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674