Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ерофеев А.В. 1 Татьянина Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
В статье показаны роль и значение электронного дидактического комплекса в процессе овладения студентами вуза учебно-познавательной компетенцией предметной области «Педагогика». Авторами раскрыто содержание понятия «электронный дидактический комплекс», обозначена его структура, отраженная в схеме с основными разделами, а также даны примеры инструментов для создания и редактирования курсов. В статье указаны задачи, функциональные характеристики, приведены основные дидактические требования, выделены принципы и условия использования электронного дидактического комплекса в формировании учебно-познавательной компетенции студентов вуза в ходе самостоятельной работы. Авторами также обозначены основные роли участников ЭДК, их права в работе с комплексом. Для осуществления качественной работы с электронным дидактическим комплексом приводятся рекомендации по эффективному взаимодействию преподавателя и студентов. Сделаны выводы об эффективности использования электронного дидактического комплекса в процессе формирования учебно-познавательной компетенции студентов вуза.
учебно-познавательная компетенция
профессиональная компетентность
электронный дидактический комплекс
1. Татьянина Т.В. Самостоятельная работа в формировании ценностно-смысловой компетентности бакалавра педагогического образования / Т.В. Татьянина, А.И. Власов // В мире научных открытий. – 2015. – № 7.7 (67). – С. 2696–2704.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
3. Ерофеев А.В. Проектирование электронного дидактического комплекса по педагогике. Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. практ. конф. с элементами научной школы для молодых ученых – 53-х Евсевьевских чтений (г. Саранск, 9–10 февр. 2017 г.) / редкол.: Т.И. Шукшина (председатель), В.И. Лаптун (отв. ред.) [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2017. – С. 30–34.
4. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 367–370.
5. Ярославова Е.Н. Электронный учебно-дидактический комплекс как средство содействия самореализации и развития профессионально-коммуникативной компетенции специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dist.ffl.msu.ru/cdo/conf0606/yaroslavova1.doc.
6. Электронный дидактический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edcomplex.ru.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – С. 32.
8. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Школьные технологии. – 2010. – № 6. – С. 32–40.
9. Власова Е.З. Дидактический потенциал технологий электронного обучения // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 1. – С. 113–116.
10. Татьянина Т.В. Проектная деятельность в формировании учебной самостоятельности студентов среднего профессионального образования / Т.В. Татьянина, Н.П. Путилкина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 1. – С. 75–80.
11. Тунцева А.Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 376–378.

Широкое применение информационных технологий в современном высшем образовании открывает все большие возможности формирования профессиональной компетентности как состоявшегося, так и будущего педагога.

Для выпускника современного педагогического вуза сегодня важна ориентированность на активное освоение способов познавательной деятельности. При этом сам образовательный процесс, направленный на запросы и потребности личности с целью обеспечения возможностей ее самораскрытия, должен наполняться ценностно-смысловым содержанием [1]. Переведенное на язык учебных действий, при использовании эффективных средств обучения, оно приводит к овладению студентами учебно-познавательной компетенцией.

Цели исследования:

- формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в процессе обучения;

- получение практических навыков на основе ранее полученных теоретических знаний для успешной ориентации в профессиональной деятельности студентов;

- получение объективной оценки овладения учащимися учебно-познавательной компетенции на основе использования электронного дидактического комплекса.

Задачи исследования:

- провести анализ понятий «учебно-познавательная компетенция», «компетентностный подход», «компетенции» и «компетентность»;

- проанализировать влияние электронного дидактического комплекса на формирование учебно-познавательной компетенции.

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы, обобщение;

- математические: статистическая обработка данных;

- эмпирические: анкетирование, наблюдение.

Согласно А.В. Хуторскому учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность знаний, способов логической, методологической, общеучебной деятельности, сопоставимых с существующими объектами познания. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем в процессе выполнения таких операций, как целеполагание, планирование, анализ, рефлексия и самооценка учебно-познавательного процесса [2].

Безусловно, при этом актуализируются вопросы, связанные с отбором и использованием эффективных средств, становящихся мощным инструментом влияния на профессиональное сознание и личность обучающихся в вузе в целом. Одним из таких средств является электронный дидактический комплекс (ЭДК).

Он представляет собой систему изучаемых материалов, заключенных в единой программной оболочке, обеспечивающих освоение теоретической части курса и осуществление практической деятельности студентов [3]. Использование электронного дидактического комплекса позволяет полноценно и качественно производить отбор информации и использовать ее по назначению согласно выделенным модулям учебной дисциплины, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, овладевать коммуникационными технологиями, обеспечивая объективный контроль и самоконтроль.

ЭДК представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию возможностей обучающихся во всех звеньях дидактического цикла: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность [4].

Содержащиеся в ЭДК материалы представлены в виде интерактивных видеолекций, фотографий, иллюстраций, схем, аудиофайлов, которые способствуют динамичности в проведении курса, а также привлечению и удержанию внимания студентов. Все эти факторы в совокупности оказывают как информационное, так и эмоциональное воздействие на обучающихся.

В функциональном плане ЭДК обеспечивает мотивацию студентов к самостоятельной образовательной деятельности, учитывая их интересы и потребности, обеспечивает вариативность обучения в зависимости от уровня подготовки студентов; управляет процессом формирования профессиональных знаний, умений, навыков в зависимости от результата их освоения; способствует проведению мониторинга достижений обучающихся на том или ином этапе образовательного процесса; контролирует достижения обучающихся; корректирует процесс подготовки в зависимости от текущих результатов; стимулирует студентов к творчеству при выполнении заданий для самостоятельной работы; позволяет проявлять собственную позицию касательно изучаемой проблемы [5].

Кроме того, у студентов появляется возможность овладевать содержанием учебной дисциплины в ином формате: совместно с преподавателем составлять собственную программу в подготовке и изучении курса, проводить рефлексивно-аналитическую и коррекционную работу.

Применение ЭДК дает возможность обеспечения достаточно высокого уровня реализации требований, относящихся к процессу обучения (научность, доступность, наглядность, проблемность, последовательность, системность), позволяет увидеть структурно-функциональные связи подачи учебного материала, активизировать дидактическое взаимодействие со студентами, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.

На данный момент ресурс представлен в тестовом режиме [6]. Разработка сайта ведется совместно с компанией ООО «Bytex», г. Саранск.

Представим структуру электронного дидактического комплекса модуля «Теория обучения» предметной области «Педагогика» (рис. 1):

1. Теоретическая часть. Данный раздел содержит базу данных, состоящую из основных и дополнительных источников, предлагаемых для изучения согласно разделу или теме. В целом информация может иметь различные классификационные основания (по жанру, по персоналиям, глоссарий и др.) и использоваться в соответствии с назначением преподавателя. Информация может постоянно обновляться, так как комплекс имеет свойство добавления материалов различных форм (лекции, видео, аудио), которые способствуют усвоению изучаемой темы за счет наличия не только текстовой, но и визуальной информации.

2. Тесты. Раздел представлен в виде тематических тестовых заданий базового и продвинутого уровня. Функциональные возможности работы с тестами подразумевают как обучающий, так и контрольный режимы.

3. Самостоятельная работа. Раздел содержит комплекс элективных учебных заданий, направленных, как правило, на создание продуктов творческой деятельности студентов: кластеров, проектов, презентаций и т.д.

4. Дополнительная информация. Используя внешние источники, студенты самостоятельно могут производить отбор необходимой информации, систематизировать ее и использовать согласно учебно-познавательной задаче.

5. Шкала успеваемости. Данный раздел отображает динамику овладения студентами содержанием учебной дисциплины: успешность выполнения заданий и тестов ЭДК, наличие ошибок и рекомендаций для их исправления, возможность выбора формы текущего и рубежного контроля.

Рис. 1. Структура ЭДК [6]

ЭДК не предполагает жесткие ограничения форм отправляемых результатов. Студенты имеют возможность использовать самые популярные форматы: txt, doc, pdf, jpeg, mp4, ptxt, а также использовать ссылки на внешние сайты и другие источники, хранящие необходимые материалы.

Уникальность ЭДК состоит в том, что комплекс позволяет создавать курсы независимо от их направленности, формы и содержания. Автор курса имеет широкий инструментарий для полноценного создания курса, что позволяет в большей степени задействовать навыки студентов, необходимые для успешного выполнения разнообразных заданий: формулирование проблемных вопросов и построение алгоритмов ответов на них; моделирование учебно-познавательных, профессионально-педагогических, исследовательских задач, выполнение учебно-исследовательских проектов, работа с программными инструментами и др.

При создании курса преподаватель ставит перед собой дидактическую цель, которая обуславливает его деятельность наличными у него средствами [7, с. 32]. Средства обучения составляют среду обучения, которая позволяет обеспечить достижение учебных целей [8]. В такой среде преподаватель является не только источником информации и академических фактов - он помогает обучаемым понять сам процесс обучения, раскрыть механизмы добывания нового знания [9].

При использовании ЭДК учитываются роли (профили), которые отведены участникам курсов: главный администратор, преподаватель (создатель курса), студент, гость.

Роль администратора заключается в поддержании работоспособности комплекса, а также в назначении основных ролей участников ЭДК. Он является связующим звеном между преподавателем и комплексом.

Перед началом работы преподаватель обращается к администрации для получения необходимых форм и инструментов для проектирования собственного курса, осуществляя при этом выбор:

– категории курса (предмет, раздел, тема);

– приватности курса (ограниченное количество участников, закрытый тип представления информации);

– формы (оформление, количество и формат лекций, шаблоны для создания тестовых материалов и др.);

– представления дополнительных материалов (ссылки на внешние источники, дополнительная литература);

− представленного инструментария для самостоятельной работы студентов в рамках ЭДК;

− типа отчетности по курсу.

Роль студента в ЭДК определяется при согласовании администратора и создателя курса. Роль гостя ограничена, доступ распространяется только на посещение ресурса ЭДК, ознакомление со структурой комплекса.

При работе с ЭДК преподаватель создает сценарии, включающие оригинальные, авторские методические разработки, используя творческий подход в профессиональной деятельности при проектировании планов учебных занятий для разных групп студентов. Вместе с тем разработка учебных заданий и методических материалов по их выполнению студентами имеют универсальный формат в применении: функционирование информации осуществляется через Интернет, по локальной сети. Автором курса прописывается последовательность изучения теоретического материала, выстраивается логика организации и проведения практических занятий с включением поисковых, исследовательских учебных заданий (рис. 2).

Рис. 2. Пример тестового курса, представленный на сайте ЭДК [6]

Все это дает возможность приращения когнитивного, деятельностного, рефлексивного опыта обучающихся, связанного, прежде всего, с отработкой навыков целеполагания, структурирования учебного материала, самостоятельного поиска информации в ходе выполнения задач различной сложности. Эффективность их решения во многом обеспечивается развиваемым у студентов умением проблематизировать учебный материал, находить интеграционные и межпредметные связи, формирует метазнание. Оно и есть основание того, что «студент стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор» [10, с. 77].

Активизация познавательной деятельности студентов при использовании ЭДК достигается за счет согласованности содержания и его процессуального обеспечения при соблюдении принципов: проблемности, взаимообучения, адекватности, индивидуализации, исследования изучаемых проблем, самообучения [11].

Принцип проблемности реализуется путем выполнения студентами последовательно усложняющихся, поэтапно-градуированных учебных заданий, приводящих к проблематизации материала: для обучающихся собственное незнание становится очевидным, и это порождает желание преодоления образовавшейся проблемы, что в итоге приводит к самостоятельному активному поиску при работе с учебным материалом ЭДК [1].

В процессе использования ЭДК у студентов формируются умения решать проблемные ситуации, видеть и ставить их самостоятельно, формировать гипотезы для решения, производить их оценку, умело перестраиваться на новые в случае несостоятельности предыдущих; выполнять решение проблемы в соответствии с собственным планом; способность провести анализ полученных результатов и дать грамотную оценку проделанной работе.

Принцип адекватности в большей мере отражает основную идею практико-ориентированного обучения и состоит в требовании обеспечить согласованность учебно-познавательного процесса относительно характера поставленных практических задач в максимально возможной мере. Содержание этого принципа состоит в максимально приближенной к действительности организации деятельности обучающихся. Такой подход в сочетании с принципом проблемности обеспечивает переход от парадигмы «обучение» к парадигме «учение» – от осмысления приобретенной информации к применению полученных знаний на практике.

Назначение принципа взаимообучения состоит в организации учебно-познавательной деятельности студентов, когда приоритетными становятся задачи коллективного смыслотворчества, практической работы, формирования социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.

Структура учебной ситуации, предлагаемой в соответствии с принципом взаимообучения, приводит к необходимости актуализации у студентов целого ряда навыков, необходимых для решения учебной задачи: коммуникативных, организаторских, педагогических. Поведение в таких ситуациях требует изменения сложившихся когнитивных, эмоциональных и поведенческих шаблонов, повышения ответственности за достигнутый результат. Ситуации взаимообучения студентов в целом имеют высокий развивающий потенциал.

Принцип индивидуализации предусматривает как учет характерных для того или иного студента свойств личности, так и проектирование индивидуальной образовательной траектории в осуществлении последовательно решаемых студентами при сопровождении преподавателя профессиональных и личностных задач.

Реализация принципа самообучения осуществляется путем индивидуального активного стремления к деятельности, направленной на пополнение и совершенствование имеющихся знаний, навыков, а также посредством самостоятельного изучения дополнительных материалов (чтение литературы, использование дополнительных ссылок ЭДК, консультирование с преподавателем), что в целом обеспечивает личностный и карьерный рост.

Таким образом, при органичном выстраивании принципов, отборе содержания и технологий в процессе формирования учебно-познавательной компетенции студентов в вузе, становится возможным использование эффективного средства – электронного дидактического комплекса, являющегося качественным инструментом овладения обучающимися когнитивными и операционально-деятельностными умениями, которые, в сопоставлении с реальностью и с учетом субъективного опыта студентов, способствуют профессиональной самоориентации и саморазвитию студентов.

Исследование выполнено в рамках договора на проведение научно-исследовательских работ с ЧОУ ВО «Институт управления, бизнеса и технологий». Проект «Электронный дидактический комплекс в формировании учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования».


Библиографическая ссылка

Ерофеев А.В., Татьянина Т.В. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27277 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674