Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Чернов Е.В. 1 Курзаева Л.В. 1 Лактионова Ю.С. 1 Чичиланова С.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова»
2 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»
Реализация культурно-просветительской и образовательной деятельности в направлении патриотического воспитания несомненно важна и актуальна как в связи с современной международной обстановкой, общественными тенденциями, так и моральным устареванием традиционных форм, средств и методов проведения воспитательных мероприятий. В статье рассматриваются современное состояние проблемы повышения эффективности патриотического воспитания, сформулированы противоречия; предложена рабочая гипотеза, основанная на комплексе организационно-педагогических условий: педагогическое проектирование образовательной и культурно-досуговой среды адекватно целям патриотического воспитания молодежи, закономерно предполагающее и обеспечивающее переход на позиции саморазвития и самовоспитания личности; обеспечение интерактивности образовательной и культурно-просветительской деятельности с использованием инновационных форм проведения и средств новых информационных технологий; сочетание методов и форм проведения образовательной деятельности, направленных на организацию и самоорганизацию субъектов процесса патриотического воспитания. В качестве технологической поддержки реализации выделенного комплекса условий предложено использование технологии дополненной реальности (AR-технологии). Выбор данной технологии обусловлен возможностью обеспечения уникальным форматом интерактивности любого объекта реальности, что особенно эффективно при ориентации на молодую аудиторию, как наиболее восприимчивую к новшествам. Приведены педагогические принципы использования данного приложения при реализации выделенного комплекса условий. Настоящая статья будет интересна специалистам системы образования и культуры, а также исследователям и разработчикам инновационных средств обучения.
дополненная реальность
образование
культурно-просветительская деятельность
1. Гревцева Г.Я. Ценностный подход как теоретико-методологическая стратегия исследования процесса гражданского воспитания личности /Г.Я. Гревцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. – № 3 (31). – С. 134-137.
2. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура – результат становления гражданского общества личности /Г.Я. Гревцева // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2012. – Вып. 25. – № 18 (272). – С. 55-57.
3. Веревкина О.А. Особенности исторической памяти молодежи о событиях великой отечественной войны / О.А. Веревкина, М.А. Колповская // Молодой ученый. – 2015. – № 19.1. – С. 87-90. https://moluch.ru/archive/99/22411/
4. Курзаева Л.В. Конкурентоспособность будущих специалистов по информационным технологиям: феномен, модель и методика развития в процессе профессиональной подготовки в вузе: монография /Л.В. Курзаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 160 с.
5. Maciej Szcześnik. Unity 5.x Animation Cookbook / Maciej Szcześnik. – Packt publishing, 2016. – 328 pages.

Патриотическое воспитание – залог единства нации и целостности государства, поэтому оно является объектом пристального внимание со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ. Так, Правительством РФ на основе постановления от 30 декабря 2015 г. утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.», целью которой является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Для достижения цели среди прочих поставлена задача повышения интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам.

Понимание необходимости поддержания военно-исторической памяти также отражено в Федеральном законе от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», письмо Министерства образования и науки РФ от 01.03.2002 № 30-51-131/16 «О рекомендациях об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации».

В указанных нормативных документах особое внимание уделяется памяти о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, что является основанием данного проекта. Патриотизм – это то чувство, которое помогает несмотря на невзгоды чувствовать силу и мощь своего народа и страны. Опираясь на память поколений, мы ощущаем себя особенными, чувствуем гордость за своих предков и готовы к новым подвигам. Патриотизм не только включает в себя знание об этих событиях, он питается, поддерживается ими [1,2].

При этом на сегодня можно выделить две тенденции. Первая из них связана с современным сложным положением России на мировой политической арене. Откровенно враждебные настроения и политика отдельных стран в отношении переоценки итогов Второй мировой войны обуславливают рост интереса к отечественной истории среди молодежи и взрослых РФ. Вторая же тенденция, которая на протяжении последних лет отмечается в многочисленных исследованиях социологов – отсутствие у населения фундаментальных ценностных ориентиров, обеспечивающих преемственность поколений, дискредитацию в мировоззрении ценностей труда и ценностей знания при одновременном выдвижении на первый план ценностей потребления, уделение внимания информации из сомнительных медиаисточников и падение эффективности направленной на патриотическое воспитание педагогической деятельности [3].

Таким образом, возникает ряд противоречий между:

– необходимостью формирования личности, обладающей высокой нравственностью и ценностями, чувством патриотизма и недостаточной эффективностью традиционных форм и способов ведения образовательной и культурно-просветительской деятельности;

– необходимостью совершенствования методик патриотического воспитания молодежи и недостаточным вниманием к разработке педагогически эффективных средств новых информационных технологий, обеспечивающих эффект погружения личности в мир отечественной истории и культуры;

– информационной и технологической насыщенностью современного быта, вниманием к информационным технологиям и заинтересованностью ими со стороны подрастающего поколения и недостаточной разработанностью проблемы патриотического воспитания с использованием средств обучения, основанных на них;

– развитой технологической базой для решения задач образовательной и культурно-просветительской деятельности и слабой проработанностью вопросов перехода от традиционной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели патриотического воспитания.

Вследствие обозначенных противоречий особую актуальность приобретает следующая проблема научного поиска: каковы организационно-педагогические условия эффективности формирования патриотизма у молодежи в условиях современной высокотехнологичной среды?

Решение проблемы видится на стыке, во-первых, педагогической теории и практики в области реализации патриотического воспитания; во-вторых, потенциала использования средств новых информационных технологий в рамках социально-культурной деятельности. Отдельное рассмотрение указанных областей представляется неэффективным, поэтому теоретико-методологической основой исследования послужили принципы аксиологического, культурологического, средового и системного подходов (единства личностных и социальных ценностно-смысловых отношений, нравственности, учета социокультурных трансформаций, гибкости, прямой и обратной связей, целостности, системности и др.). Отправной точкой послужили работы, в которых рассмотрена роль социально-культурной среды в развитии личности (Алпацкого И.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З., Кисилева Т.Г., Сироткин Л.Ю. и др.), педагогическая аксиология (Горшкова В.В., Кларин М.В., Лихачев Б.Т., Никандров Н.Д. и др.); а также исследования, посвященные разработке перспективных организационно-педагогических условий и концепций реализации учебно-воспитательной деятельности (Верховой И.А., Колесникова И.А., Лебедев О.Е., Новикова Л.И., Тонконогая Е.П. и др.).

Можно констатировать, что накопленный педагогический опыт нашел свое отражение в специальных исследованиях, но в то же время современный социально-культурный контекст показывает недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с патриотическим воспитанием в принципиально изменившимся социуме, разработкой условий и технологий реализации педагогических ресурсов поддержки социально-культурной деятельности, в том осуществляемой в процессе самовоспитания путем обеспечения культурной среды элементами активности и интерактивности.

Таким образом, в качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что: повышение эффективности патриотического воспитания в современной социально-культурной действительности возможно при реализации комплекса следующих организационно-педагогических условий:

- педагогическое проектирование образовательной и культурно-досуговой среды адекватно целям патриотического воспитания молодежи, закономерно предполагающее и обеспечивающее переход на позиции саморазвития и самовоспитания личности;

- обеспечение интерактивности образовательной и культурно-просветительской деятельности с использованием инновационных форм проведения и средств новых информационных технологий;

- сочетание методов и форм проведения образовательной деятельности, направленных на организацию и самоорганизацию субъектов процесса патриотического воспитания.

Реализация указанных условий должна носить комплексный характер и, как отмечалось, осуществляться с учетом современного социально-культурного контекста и особенностями восприятия информации молодежью. В рамках данной статьи рассмотрим один из вариантов реализации средств новых информационных технологий, являющейся технологической базой для реализации указанного комплекса организационно-педагогических условий.

Для начала приведем краткое описание социально-культурного контекста, в рамках которого предстоит реализовывать указанный комплекс условий. Для города Магнитогорска, как города трудовой доблести и славы, сохранение и передача памяти о военных и трудовых подвигах дедов и прадедов несомненно важны. Среди немногочисленных памятников нашего города особое место занимает монумент «Тыл – Фронту». В настоящее время полным ходом идет реконструкция парка у монумента, открытие которого, несомненно, вызовет интерес горожан и гостей города.

Современная постановка задач образовательной и культурно-просветительской деятельности в области патриотического воспитания требуют поиска инновационных средств ее организации и поддержки с использованием новых информационных технологий [4], одной из которых является дополненная реальность или AR-технология.

Использование данной технологии позволит рассказать посетителям монумента о вкладе города Магнитогорска и Челябинской области в Великую победу, о подвигах наших героев; раскрыть историю монумента, увидеть целостную композицию триптиха, дополнив реальный пейзаж памятника композицией монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, услышать рассказы, интервью и стихи жителей города о войне.

Суть выбранной технологии заключается в том, что с помощью устройств захвата изображения в реальном времени можно распознавать специальные метки или положение в пространстве с последующим внедрением мнимых объектов в реальное пространство. Такими устройствами могут выступать камеры смартфонов, планшетов или специальные очки дополненной реальности [5].

Инновационный формат AR увлекает и заинтересовывает, что потенциально эффективно для реализации в проектах, ориентированных на детей и молодежь, как наиболее восприимчивой к новшествам.

Функционально приложение будет:

· Позволять увидеть «Триптих победы» при захвате в камеру монумента «Тыл –Фронту».

· Предоставлять информацию о самих памятниках «Триптиха победы» и городах, в которых они находятся.

· Выводить информации о солдатах, ушедших на войну с наших города и области, имена которых увековечены на плитах у монумента.

· Воспроизводить иную звуковую и текстовую информацию: стихотворные произведения наших земляков о Великой Отечественной войне, музыкальные произведения, статистические данные.

Далее приведем прототипы (макеты) возможностей мобильного приложения.

На рис. 1 представлен возможный вариант демонстрации знаменитого триптиха. В качестве специальной метки может быть использован один из ракурсов монумента «Тыл – Фронту» либо географические координаты.

Рис. 1. Макет воспроизведения «Триптиха победы»

Рис. 2. Макет «Плиты»

На рис. 2–3 демонстрируется захват маркеров-фамилий увековеченных героев, для последующего их распознавания. Для отображения информации об участнике войны нужно выбрать его фамилию.

Рис. 3. Примерный макет найденного материала

Предполагается, что использование такого приложения обеспечит решение такой задачи процесса патриотического воспитания, как: повышение интереса жителей и гостей к исторической роли города и области в Великой Отечественной войне 1941–1945 г. путем расширения границ информационно-просветительской составляющей среды города в отношении исторического наследия и памяти о ВОВ с использованием средств современных информационных технологий.

Однако использование данного приложения при реализации выделенного комплекса организационно-педагогических условий должно быть продумано посредством педагогического проектирования и встраивания в образовательную и культурно-просветительскую деятельность с учетом следующих принципов:

- обеспечение единства и связи между воспроизводимым материалом и содержанием учебных и внеучебных мероприятий;

- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями социальной, воспитательной работы и работы по организации досуга;

- координация взаимодействия учебных учреждений, семьи и общества в системе патриотического воспитания;

- стимулирование интереса, мотивации, положительного отношения и активности личности.

Педагогический опыт применения технологии дополненной реальности в рассмотренном варианте использования пока мала, что не даёт возможности оценить все ее достоинства и недостатки на практике, однако совершенно очевидно то, что создание таких средств является одной из интереснейших и перспективных задач, направленных на повышение эффективности образовательной и культурно-просветительской деятельности.


Библиографическая ссылка

Чернов Е.В., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Чичиланова С.А. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27370 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674