Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА, ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Пушкарева Е.А. 1
1 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)
В статье обосновывается необходимость системных преобразований профессиональной подготовки инженерных кадров, рассматривается вопрос значимости владения деловой иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере профессиональной деятельности у будущих бакалавров в области инженерного дела, технологий и технических наук. Представлен подход к языковому образованию как инструменту формирования важных личностных качеств и профессиональных компетенций будущих инженеров. Автором дается определение деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности, уточняются компоненты ее структуры. Значительную роль в достижении результатов профессионально-иноязычной подготовки имеют технологии личностно ориентированного обучения с применением электронного обучения. В статье представлены инструменты электронного обучения: компоненты информационно-образовательной среды, учебные интернет-ресурсы, новые интернет-сервисы. Особое место при организации учебно-познавательной и творческой деятельности студентов имеет метод проектов с использованием ресурсов сети Интернет. При создании условий для выполнения групповых проектов особенно эффективными оказываются вики-технологии. Проведено исследование по проверке эффективности разработанных нами технологий формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции на основе электронного обучения в профессионально-иноязычной подготовке студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника». Экспериментально доказана эффективность их использования.
информационно-образовательная среда
технологии электронного обучения
метод проектов
бакалавры
универсальные и (обще)профессиональные компетенции
деловая иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности
1. Осипова С.И. Конструирование среды инновационного инженерного образования: монография / Н.В. Гафурова, С.И. Осипова [и др.]; под общ. ред. Н.В. Гафуровой. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 164 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: сайт. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/080301_B_3plus_05052017.pdf (дата обращения: 15.12.2017).
3. Кручинина Г.А., Патяева Н.В. Реализация компетентностного подхода в профессионально-иноязычной подготовке студентов инженерно-строительных специальностей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. – № 2. – C. 17–26.
4. Михайлова Е.Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук:. – 13.00.08. - Нижний Новгород, 2012. - 293 с.
5. Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов строительных специальностей в контекстном обучении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Нижний Новгород, 2007. - 202 с.
6. Кручинина Г.А., Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Сайт и блог преподавателя вуза как элементы сетевых коммуникаций: содержание и принципы функционирования // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 124-128.
7. Петрукович Л.А., Кручинина Г.А. Исследование использования средств информационных и коммуникационных технологий при билингвальном профессионально-ориентированном языковом образовании // Перспективы науки. ‒ 2015. ‒ № 2 (65). ‒ С. 45-51.
8. Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Формирование умений и навыков профессионального общения в билингвальном обучении бакалавров международных отношений в условиях информатизации образования // Современные проблемы науки и образования. ‒ 2015. ‒ № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20849 (дата обращения: 10.12.2017).
9. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: монография. – М.: АПКиППРО, 2015. – 232 с.
10. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз): монография. – М.: Триумф, 2016. – 258 с.
11. Motteram Gary (ed.) Innovations in Learning Technologies for English Language Teaching. - London: British Council, 2013. - P. 197.
12. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: дис. ... д. пед. н. - Екатеринбург, 2016. – 450 с.
13. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Взаимодействие участников проектной деятельности в вузе с применением сетевых коммуникаций // Казанский педагогический журнал. – 2015. № 6-2 (113). – С. 290-296.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты в области инженерного дела, технологий и технических наук свидетельствуют о необходимости системных преобразований профессиональной подготовки инженерных кадров. Перед образовательными организациями высшего образования стоит задача создания условий для подготовки специалистов, обладающих широким спектром личностных и профессиональных компетенций, владеющих развитыми коммуникативными навыками, высокой информационной культурой. Степень достижения результатов образования зависит от разных факторов и условий, однако приоритет отдается использованию активных технологий обучения проектно-исследовательского характера и информатизации образовательного процесса [1].

На фоне процессов интенсивной глобализации и межкультурного взаимодействия усиливается значимость владения деловой иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере профессиональной деятельности. Необходимость поиска, анализа и оценки будущими инженерами больших массивов информации профессионального содержания, часть из которых представлена на иностранном языке, а также использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности делает актуальным применение электронного обучения в профессионально-иноязычной подготовке. Согласно ФГОС ВО 3++ создание информационно-образовательной среды средствами информационно-коммуникационных технологий является обязательным условием реализации программы бакалавриата [2]. Однако анализ современного положения в высшей школе, обзор научной педагогической литературы по вопросам иноязычного профессионального образования показали, что в обучении студентов преобладают традиционные технологии обучения, потенциал электронного обучения, реализуемого в электронной информационно-образовательной среде университета, в профессионально-иноязычной подготовке используется несистематично.

Цель исследования. Проблема формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности с использованием технологий электронного обучения исследована не в полной мере и требует дальнейших решений, что обусловило цель данного исследования – теоретическое обоснование технологий формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности на основе электронного обучения, их практическая реализация и экспериментальное исследование эффективности.

Материал и методы исследования. По целевым установкам дисциплина «Иностранный язык» соответствует универсальным компетенциям УК-4 (способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) и УК-5 (способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах). Таким образом, в составе универсальной деловой коммуникативной компетенции можно выделить иноязычную, которая ранее рассматривалась как профессионально-иноязычная компетенция, формируемая с помощью предмета «Иностранный язык» и предметов профессионального цикла [3-5].

При определенных педагогических условиях дисциплина «Иностранный язык» может воздействовать на формирование ряда других универсальных и общепрофессиональных компетенций, освоение которых предусмотрено в рамках базовой части программы: УК-1 (системное и критическое мышление), УК-2 (разработка и реализация проектов), УК-3 (командная работа и лидерство), УК-6, -7 (самоорганизация и саморазвитие), УК-8 (безопасность жизнедеятельности), ОПК-1 (теоретическая фундаментальная подготовка), ОПК-2 (информационная культура), ОПК-4 (работа с нормативно- правовой документацией). В связи с этим особую актуальность в системе инновационного инженерного образования приобретает подход к языковому образованию как инструменту формирования важных личностных качеств и профессиональных компетенций будущих инженеров, фактору развития учебно-познавательной и профессиональной мотивации, средству достижения профессиональной самореализации.

Значительным потенциалом для решения проблемы повышения качества языкового образования в условиях сокращения количества аудиторных занятий обладают инструменты электронного обучения: компоненты информационно-образовательной среды (вики, форум, чат, глоссарий, портфолио, онлайн-объявления, задания, тесты); учебные интернет-ресурсы (hotlist, multimedia scrapbook, treasure hunt, subject sampler и webquest), образовательные ресурсы сети Интернет, новые интернет-сервисы, такие как вики-страница, сайт и блог преподавателя [6]. Электронное обучение на современном этапе позволяет перенести акцент от компьютера как технического средства обучения к реальной языковой деятельности через сеть Интернет.

Г.А. Кручинина и Л.А. Петрукович, рассматривая преимущества компьютерных технологий при обучении иностранным языкам, выделяют их основные аспекты: создание условий естественной иноязычной коммуникации; построение личностно ориентированного обучения; создание индивидуальной траектории обучения [7; 8]. Электронное обучение позволяет реализовать различные виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности, значительно разнообразить и обогатить как формы (лекции, практические занятия, олимпиады), так и методы обучения (проектные, исследовательские, интерактивные, игровые), изменить структуру педагогического взаимодействия. Сеть Интернет превратилась в среду, в которой можно вести полноценное формирование универсальных и (обще)профессиональных компетенций.

В результате анализа сложившейся практики использования в качестве желаемого результата иноязычной подготовки коррелирующих понятий «компетентность» и «компетенция» установлено, что в педагогическом дискурсе применяются оба этих термина. При этом первое определяется как интегральное личностное качество человека, последнее в большей мере отражает его реальную способность успешно выполнять профессиональную деятельность. Поскольку результаты достижения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования измеряются в терминах компетенций, в нашем исследовании в качестве цели обучения иностранным языкам мы определяем деловую иноязычную компетенцию, понимая под ней способность будущих специалистов успешно решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности в реальном и виртуальном иноязычном социокультурном пространстве; выполнять поиск, анализ и оценку информации, необходимой в профессиональной деятельности, работать с технической литературой и документацией на иностранном языке в профессиональной области; готовность использовать иностранный язык для самообразования в течение всей жизни.

В русле современных тенденций развития профессиональной лингводидактики понятие компетенции в языковом образовании рассматривается с позиций усиления ценностных, мотивационных, психологических и культурологических факторов, акцентируется внимание на повышении уровня осознания студентами потребности в знании иностранного языка и его использования в будущем для успешной деловой коммуникации, в том числе и в виртуальной среде, необходимости углубленной работы над иностранным языком для расширения своих профессиональных возможностей [9-11].

Авторами выделяются различные компоненты профессиональной компетентности, формируемой в ходе профессионально-иноязычной подготовки: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой [3], когнитивный, межкультурный, иноязычный коммуникативный, операционально-деятельностный и мотивационно-ценностный [12].

Основываясь на анализе подходов к модели иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ВО нового поколения (3++), и с учетом специфических особенностей обучения иностранному языку технологиями электронного обучения мы считаем целесообразным выделение следующих компонентов деловой иноязычной коммуникативной компетенции:

– мотивационно-ценностный (интерес к профессионально-иноязычной подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры);

– когнитивно-деятельностный (объединяющий деловую иноязычную компетенцию в сфере профессиональной деятельности и универсальные (надпредметные) компетенции, представляющие собой профессионально-важные качества, способности и умения инженера);

– эмоционально-волевой (формирование чувства ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности, инициативность);

– рефлексивно-оценочный (способность к оценке целей, процесса и результата учебной деятельности, адекватное восприятие собственных способностей).

В исследовании по формированию деловой иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее компонентов у студентов неязыковых направлений подготовки мы использовали преимущественно личностно ориентированные технологии с применением инструментов электронного обучения: «развитие критического мышления через чтение и письмо», технологии модульного обучения, проектного обучения, проблемного обучения, case study, технологии проведения учебных дискуссий.

Для реализации этой задачи мы интегрировали в образовательный процесс ресурсы информационно-образовательной системы Tandem E-learning на основе платформы Sakai. Наличие широкого ряда динамических элементов образовательного портала предоставляет возможность не только индивидуализировать обучение, но и сделать его коллективным, использовать не только учебно-методические материалы, подготовленные преподавателем, но и образовательные ресурсы сети Интернет, тем самым повышая эффективность учебно-познавательной и творческой деятельности студентов.

Особое значение при формировании деловой иноязычной коммуникативной компетенции в электронном обучении имеет метод проектов. Являясь личностно ориентированной технологией, включающей совокупность проблемных, поисковых, исследовательских методов, метод проектов может использоваться как дидактическое средство обучения; в более широком контексте - как средство формирования активной, самостоятельной позиции обучающихся [13]. При создании условий для выполнения групповых творческих и исследовательских проектов особенно эффективными оказываются вики-технологии.

Темы групповых проектов, разработанных нами для организации учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов: «Smart-образование» (как достичь успеха в обучении: наши рекомендации), «От открытий к инновациям» (презентуем инновационный продукт), «Сфера инженерии» (создаем руководство), «Достижения современной инженерии» (участвуем в форуме), «Цифры» (пишем деловое письмо). Данные проекты представлены с помощью мультимедийных средств в информационно-образовательной среде университета, обеспечивая интерактивность, сетевое взаимодействие, доступ к виртуальному мультиязычному культурному пространству. Проектная деятельность осуществлялась студентами в информационно-образовательной среде, а также включала аудиторные выступления с презентациями. Важным результатом использования проектной деятельности с применением электронного обучения явились повышение мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, работе в команде, готовности использовать иностранный язык для решения профессиональных задач и для самообразования.

Использованные нами методы исследования: изучение и анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования, нормативно-правовых документов; изучение педагогического опыта формирования профессионально-иноязычной подготовки студентов с использованием информационно-коммуникационных средств; сравнение, обобщение и систематизация; беседы, опытная работа; педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, методы математической статистики.

Результаты исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) со студентами по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника». Для проведения педагогического эксперимента были определены контрольная группа (КГ, n = 60), в которой изучались иностранные языки по традиционной технологии, и экспериментальная (ЭГ, n = 64), где в работе с будущими бакалаврами использовались личностно ориентированные технологии с применением электронного обучения, а также разработанное нами учебное пособие по английскому языку для студентов «English for Future Engineers. Discovery Projects».

Исследование уровней сформированности компонентов деловой иноязычной коммуникативной иноязычной коммуникативной компетенции проводилось с помощью адаптированной методики, разработанной Г.А. Кручининой, Е.Б. Михайловой, Н.В. Патяевой [3; 4]; определение уровня сформированности когнитивно-деятельностного компонента проводилось на основании тестирования и экспертной оценки. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента у студентов экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковы (разница между показателями статистически недостоверна). В ходе исследований у студентов экспериментальной группы был выявлен статистически достоверно более высокий уровень сформированности деловой иноязычной коммуникативной компетенции. Некоторые из результатов контрольного этапа экспериментального исследования представлены в таблице.

Степень сформированности компонентов деловой иноязычной коммуникативной компетенции

Компоненты деловой иноязычной коммуникативной компетенции

В результате профессионально-иноязычной подготовки студентами

Педагогический эксперимент

среднее значение

доверительный интервал

достоверность различий

Мэ

Мк

Мэ

Мк

Мэ / Мк

мотивационно-ценностный

проявляется желание управлять процессом подготовки в условиях электронного обучения

4,4

2,7

0,16

0,34

*

когнитивно-деятельностный

проявляется умение понимать текст, связанный с будущей профессиональной деятельностью

4.5

3.9

0,18

0,27

*

проявляется умение осуществлять деловую коммуникацию в письменной форме

4.0

3.4

0,21

0,31

*

проявляется умение осуществлять деловую коммуникацию в устной форме

4.2

3.8

0,17

0,22

*

проявляется умение понимать устные сообщения на профессионально-деловые темы

4.1

3.5

0,22

0,23

*

эмоционально-волевой

осознается необходимость использования технологий электронного обучения в высшем образовании

4,7

3,0

0,14

0,21

*

рефлексивно-оценочный

осознаются текущие и будущие потребности в высшем образовании с применением электронного обучения

4,6

3,9

0,15

0,38

*

Примечание: М - среднее значение оценки привлекательности (в баллах по пятибалльной шкале, где 1 балл – наименьшее значение оценки, 5 баллов – наивысшее). Э - экспериментальная группа, К - контрольная группа.

* Достоверность различий показателей в контрольной и экспериментальной группах p <0,05.

Выводы. Обобщив полученные нами количественные данные, мы осуществили качественный анализ результатов эксперимента. Согласно экспериментальным данным, представленным в таблице, обучение будущих бакалавров с использованием разработанных нами технологий формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности на основе электронного обучения оказало положительное влияние на формирование всех ее компонентов, что свидетельствует об эффективности применяемых технологий и повышении качества языкового образования.


Библиографическая ссылка

Пушкарева Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА, ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27407 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674