Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОР-КЛУБА

Кузина Н.С. 1
1 УлГПУ им.И.Н.Ульянова
В одном из подростковых классов была специально организована такая ситуация взаимодействия, в которой происходило формирование опыта ценностного самоопределения учащихся. Для этого была выбрана такая форма проведения занятия, как спор-клуб, где дети аргументированно защищали свою позицию. Было отмечено, что такие приёмы взаимодействия, как свобода выбора темы, поддержка, понимание, решение общей задачи, умение встать на позицию другого, возможность определения значимых для себя ценностей и возможность сменить позицию, аргументация своего мнения, приведение примеров, провокационные и наводящие вопросы, доверие, взаимоуважение, рефлексия способствуют формированию у подростков ценностного самоопределения. Восьмиклассники во время спор-клуба задумались над собственным смыслом жизни, определились с позицией и аргументированно защищали её. Отмечено также, что приведение сильных аргументов, убедительная речь оказывают влияние на выбор позиции других.
подростковый возраст
взаимодействие
самоопределение
ценности
смысл жизни
аргументация
позиция
выбор
мнение
рефлексия
1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 c.
4. Климов В.В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия // Вестник ОГУ. – 2007. – Июль. – С. 111-112.
5. Краева А.И. Методика формирования способности ценностного самоопределения подростков // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. I. – М.: Российское психологическое общество, 2012. – С. 383-384.
6. Поляков С.Д. С чего начинается Родина. Спор-клуб // Классное руководство и воспитание школьников. – 2015. – Сентябрь. – С. 28-29.
7. Диспут как метод воспитания [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-244 (дата обращения: 12.12.2017).

Активное формирование ценностных ориентиров, начало формирования собственной позиции ко многим составляющим окружающего мира происходит в подростковом возрасте. Этот возраст считается началом периода становления самосознания, самопознания и самоопределения, когда формируется система представлений о самом себе, связанная с их оценкой [1]. В частности, самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [2]. Это личностное новообразование появляется у детей в процессе социального взаимодействия. У подростков происходит повышение значимости системы собственных ценностей, определение смысла своего существования [3].

Самоопределение личности происходит под действием таких внутренних факторов, как собственный потенциал, умение ставить цели и достигать их, стремление к превосходству, потребность в идентичности, в системе устойчивых взглядов и др. В результате этого процесса происходит личностный рост индивида, самоактуализация, идентификация, самореализация и т.п.

Так как ценности выполняют главную роль в процессе обретения личностью своей жизненной позиции, то можно утверждать, что самоопределение непосредственно связано с ценностями. При этом необходимо отметить, что ценностное самоопределение является побудительным стимулом и основанием собственного развития [4].

Однако формирование личностной позиции у современных подростков происходит с определенным усилием, поскольку они живут во всё более набирающих оборотах потоках информации, которые являются содержанием их жизни и создают видимость её наполненности. Проблема заключается в том, что подростки не имеют оснований, способов, мотивации, чтобы понять и сформировать ценностное отношение к информации, проходящей через них [5].

В научно-педагогической литературе на сегодняшний день очень редко можно встретить описание реальных процессов осуществления педагогической формы работы с конкретными школьниками. Гораздо чаще наблюдается описание процессов, которые могут происходить, исходя из предположений.

Принимая во внимание все выше сказанное, автором было решено организовать между учащимися такую ситуацию взаимодействия, в которой бы произошло формирование опыта ценностного самоопределения.

Поскольку на сегодняшний день далеко не все школьники могут четко выражать свою позицию, приводить убедительные, логичные аргументы в защиту своего мнения, в том числе отношения к жизненным ценностям, то была выбрана определенная форма проведения занятия: «Спор–клуб», где детям необходимо аргументированно защищать свою позицию [6]. А когда происходит поиск самостоятельного решения проблемы в споре через сопоставление различных точек зрения, то полученные знания и убеждения отличаются гораздо большей стойкостью, чем при усвоении «готовых истин» [7].

Спор-клуб включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Сначала происходит мотивирование на тему (эмоциональный настрой), затем детям предлагается ответить на вопрос-проблему и предложить несколько вариантов позиций. Они выбирают наиболее близкий для себя вариант, и, таким образом, происходит самоопределение 1. Далее выступают лидеры мнений, которые приводят аргументы за защищаемую позицию. После выступления лидеров предлагается либо подтвердить свой выбор, либо поменять позицию (самоопределение 2). Дети объединяются в группы в зависимости от своего выбора, после чего нужно найти новые аргументы в пользу своей позиции, выбрать лидера, который будет защищать эту позицию, а также придумать вопросы для других позиций. После этого учащиеся снова вспоминают все аргументы и определяются с позицией (самоопределение 3). В конце происходит подведение итогов и индивидуальная рефлексия (заключительное самоопределение).

Работа по формированию опыта ценностного самоопределения у подростков во время проведения спор-клуба проходила в Ундоровском лицее Ульяновской области, в 8 «Б» классе, где автор настоящей статьи являлся классным руководителем.

Учащимся были предложена тема: «С чего начинается дружба?». Но восьмиклассники предложили разобрать вопрос смысла жизни. Заместитель старосты сформулировала тему так: «В чем смысл жизни?». Классный руководитель уточнила у ребят, все ли согласны с данной темой, на что был получен положительный ответ.

Классный руководитель поддержала ребят в выборе темы. Сказала, что этот вопрос очень серьезный и хорошо, что её воспитанники задумываются о смысле жизни. Привела пример того, что если люди находятся в условиях, когда у них всё есть и не надо ни о чём беспокоиться (ни ходить на работу, ни добывать пищу и т.п.), то вскоре они начинают страдать от скуки, чувствовать себя несчастными и потерянными. Тогда они начинают придумывать себе какие-нибудь занятия, искать приключения. То есть людям не хватает в жизни какой-то сути, смысла.

Затем классным руководителем был задан вопрос: «А в чем для вас заключается смысл жизни?». Дети озвучивали свои позиции, затем записывали их на доске. Были предложены следующие варианты позиций:

– смысл жизни заключается в том, чтобы тебя помнили (П) (оставить «свой след», чтобы сохранить память о себе);

– сделать что-то хорошее для других людей (Х);

– смысл жизни в карьере (К) (достичь определенных высот);

– семья (С) (быть нужным, заботиться о близких);

– смысл жизни в деньгах (Д) (без них нельзя нормально жить).

У каждого участника имелась бумага с ручкой. Им предлагалось подумать и написать букву того понимания смысла жизни, которое им ближе (самоопределение 1). Затем подсчитывалось количество людей, выбравших определенную позицию. Всего в классе присутствовало 14 человек. Из них выбрали позицию «Д» - 4 ученика, «К» - 3 ученика, «Х» - 3, «С» - 3, «П» - 1 (рис. 1).

Рис. 1. Самоопределение 1

Давалось слово лидерам позиций (по желанию 1 человек из каждой позиции), которые приводили аргументы за защищаемую версию.

Убедительнее всего выступал Никита, который отстаивал позицию «К». Он говорил чётко, громко, уверенно о том, что карьера в жизни человека важна. Если человек добьётся высокой должности, то у него будут деньги, а соответственно, и хорошее жильё, машина, здоровье, он сможет помогать родным, сможет обеспечить семью, его будут уважать. Только нужно всего достигать честным путём. Остальные приводили аргументы, но не такие сильные. Они сами уже задумывались над своим выбором.

Даша одна выбрала позицию «П». Привела аргументы не очень сильные. Говорила о том, что надо создать что-то такое, чтобы потом долго тебя вспоминали, например нарисовать картину (посещает кружок «ИЗО» в ДШИ) или написать песню и т.п. Говорила неуверенно.

После выступления лидеров предлагалось либо заново обвести свой выбор, либо написать новую букву (самоопределение 2). Позиции немного поменялись. Дашу смогли убедить в том, что все предложенное ей можно осуществить и в карьере, тем более что она хочет связать с этим жизнь. Таким образом, позицию «Д» выбрали 3 ученика, «К» - 5 учеников, «Х» - 3, «С» - 3, «П» - 0 (рис. 2).

Рис. 2. Самоопределение 2

Дети объединялись в группы в зависимости от своего выбора, после чего было дано задание: найти новые 3 аргумента в пользу своей позиции, выбрать лидера, который будет защищать эту позицию, а также придумать 2 вопроса для других позиций.

Выходили по очереди все лидеры и обосновывали свой выбор позиции. Опять Никита приводил хорошие аргументы, говорил увлеченно, убедительно. Сказал, что если человек добьется высот в карьере, то будет не только материально обеспечен, но и духовно, ведь для такого результата надо много учиться, читать, развиваться, уметь правильно общаться. И тогда он будет счастлив, ведь у него будет и дом, и семья, и хорошие дела, и тем самым он оставит добрую память о себе. На вопросы о том, что далеко не все остаются хорошими людьми, достигнув чего-то в жизни, и, возможно, с ним так же будет, он отвечал, что каждый человек сам решает, каким ему быть, и что он уже решил.

Аня – лидер позиции «С», тоже хорошо отстаивала свой выбор. Говорила, что ни карьера, ни деньги не будут нужны человеку, если у него не будет семьи. Создав семью, человек оставляет «свой след» на земле – детей. И что только ради семьи и благодаря семье человек всего добивается в жизни.

Большинству сложно было отвечать на вопросы, отстаивая своё мнение, но никто не сдавался. Ребята не ругались между собой, они только пытались убедить других в правильности своего выбора.

После этого классный руководитель просила снова вспомнить все аргументы и определиться с позицией (самоопределение 3). В результате 6 учащихся выбрали позицию «К», 4 – «С», 3 – «Х», 1 – «Д», 0 – «П» (рис. 3).

Рис. 3. Самоопределение 3

Количество выборов было записано на доске. Затем классный руководитель обратила внимание детей на то, что с момента первого самоопределения количество выборов за определенную позицию заметно поменялось (рис. 4).

Рис. 4. Динамика смены позиций

Позицию «П» (смысл жизни в том, чтобы тебя помнили) начиная со второго самоопределения никто не выбрал. Это говорит о том, что приводимые аргументы за другие позиции были более убедительными.

Количество выборов за позицию «Д» (смысл жизни в деньгах) значительно сократилось. Значит, ребята поняли, что это не самое главное в жизни.

Позицию «Х» (смысл жизни в том, чтобы сделать что-то хорошее для других людей) стабильно выбирали 3 человека. Из этого следует, что такая ценность, как «помощь другому», является одной из главных в жизни подростков.

Почти так же обстоит дело с позицией «С» (смысл жизни заключается в семье), однако в результате третьего самоопределения к этой позиции присоединился еще один человек. Таким образом, ценность семьи занимает важнейшее место в жизни восьмиклассников. К тому же благодаря сильной защите приверженцев данной позиции их количество увеличилось.

Больше всего внимания следует обратить на позицию «К» (смысл жизни в карьере). Эту позицию выбирали потому, что Никита активно защищал своё мнение, приводил сильные аргументы, говорил уверенно, эмоционально. Это оказало сильное влияние на других людей. Однако стоит заметить, что для Никиты приоритетными остаются такие ценности, как «семья», «помощь другому», «духовный рост», а карьера является средством достижения этих ценностей.

Классный руководитель задала вопросы, на которые не надо было давать ответ, но важно было, чтобы дети задумались: «Зачем нам нужно зарабатывать деньги, строить карьеру? Только в этом должен заключаться смысл жизни? А как же окружающие, родные?.. Будете ли вы счастливы, если будете с деньгами, но одиноки?.. И кто о вас будет помнить через многие годы? Подумайте об этом».

Затем все по очереди отвечали на вопрос: «Что ты сегодня для себя вынес из спор-клуба?». Ответы были такими: «понял, что не в деньгах счастье», «понял, что можно спорить и не ругаться, а просто приводить аргументы», «сегодня я серьёзно задумалась над собственным смыслом жизни», «научилась отстаивать свою позицию», «поняла, что мы живем ради семьи», «если хочешь быть счастливым, то надо строить карьеру, и тогда у тебя все будет», «главное - оставаться хорошим человеком».

Таким образом, специально организованная ситуация взаимодействия между учащимися (свобода выбора темы, поддержка, понимание, решение общей задачи, умение встать на позицию другого, анализ сильных и слабых сторон различных точек зрений, возможность определения значимых для себя ценностей и смены позиции, аргументация своего мнения, приведение примеров, провокационные и наводящие вопросы, доверие, взаимоуважение, рефлексия) способствует формированию у подростков ценностного самоопределения.

Подростки во время спор-клуба задумались над собственным смыслом жизни, определились с позицией и аргументированно защищали её. Было отмечено, что если приводить сильные аргументы, говорить уверенно, убедительно, то это оказывает сильное влияние на мнение других, и они присоединяются к этой позиции.


Библиографическая ссылка

Кузина Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПОР-КЛУБА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27408 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674