Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Гусарова М.Н. 1
1 ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Главной целью данной работы является обоснование необходимости создания педагогом ресурса его профессионального развития – личностного информационного пространства, которое стало бы ориентиром на самообразование педагога, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие его информационно-коммуникативных компетенций. Одной из главных задач современного образования является обеспечение непрерывного профессионального развития педагога, формирование у него способности к профессиональному самосовершенствованию, подготовка его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности. Образование, полученное в педагогических вузах, обеспечивает лишь основу для профессиональной деятельности. Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных задач. Доступ к информационным и образовательным ресурсам поможет раскрыть педагогу свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов. Таким образом, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Предложено, что необходимым условием непрерывного самообразования педагога может выступать личностное информационное пространство.
электронная информационно-образовательная среда
самообразование
личностное информационное пространство
профессиональное развитие педагога
непрерывное образование
1. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/КонцепцияразвитияобразованияРФ2020г.pdf. (дата обращения: 06.01.2018).
2. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. – М.: Логос, 2012. – 449 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.01.2018).
4. Cамерханова Э.К. Организационные основы создания единого образовательного пространства в высшем учебном заведении. – Н. Новгород: Изд-во Волж. гос. инж.-пед. акад., 2004. - 131 с.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. - 200 с.
6. Новые информационные технологии в образовании: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 11–14 марта 2014 г.) / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2014. - 603 с.
7. Гусарова М.Н., Гаврилова М.А. Характеристика методического компонента информационно-образовательной среды преподавателя // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - № 2 (21). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/155PVN214.pdf (дата обращения: 08.01.2018).

Современная российская образовательная система характеризуется активным внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. Личность педагога является основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании. Концепция модернизации образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагоги играют ключевую роль в модернизации образования [1]. Направленность развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации: усвоение определенных способов поведения и ценностных норм, формирование образа – Я, обучение социальным ролям, правам, обязанностям, саморазвитие и самореализация личности [2]. Возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. Соответственно выдвигаются требования повышения не только качества образования в целом, но и требования повышения профессионализма, развития творческого потенциала педагога, готовности к непрерывному профессиональному развитию.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [3]. Информационно-образовательная среда в свою очередь выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности педагога и обучающихся.

Развитию электронной информационно-образовательной среды образовательной организации способствует создание личностного информационного пространства педагога, которое является ее неотъемлемой частью.

Большинство исследовательских работ посвящено проблемам создания образовательного пространства в рамках одной образовательной организации. Категория «личностное пространство» не имеет четкого определения и чаще всего рассматривается в рамках проблемы взаимодействия среды и личности, раскрывающейся в организации образовательной деятельности, влияние которой обеспечивает эффективную социализацию личности, способной легко адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать и присваивать ценностно-смысловое содержание той культуры, где осуществляется его жизнедеятельность. В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания. Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам [4].

Успешная педагогическая деятельность невозможна без развития готовности к инновационной деятельности. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов, готовым к развитию своего потенциала. В условиях информатизации общества каждый педагог должен уметь адаптироваться в динамично изменяющейся образовательной ситуации, опираясь на приобретенный опыт.

Таким образом, одной из главных задач современного образования является обеспечение непрерывного профессионального развития педагога, формирование у него способности к профессиональному самосовершенствованию, подготовка его к работе в непрерывно обновляющейся педагогической действительности.

Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных проблем. Доступ к информационным и образовательным ресурсам поможет раскрыть педагогу свои способности, реализовать творческий потенциал, самосовершенствоваться в вопросах образования и профессионального развития.

В основе профессионального развития лежит процесс саморазвития, понимаемый как внутренняя активность по качественному преобразованию себя самого, самоизменению [5]. Следовательно, необходим ресурс профессионального развития педагогов, который будет ориентирован на самообразование специалиста, на формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативных компетенций. Таким ресурсом может стать личностное информационное пространство педагога.

Дефиниция «личностное пространство» чаще всего понимается в рамках проблемы взаимодействия личности и среды в образовательном процессе. Личностное пространство - пространство, которое формируется личностью – педагогом. Личностное информационное пространство педагога формируется в информационно-образовательной среде колледжа и является ее частью.

Личностное информационное пространство педагога колледжа - многокомпонентное системное образование, проектируемое и создаваемое педагогом, способствующее развитию его информационно-коммуникативной компетенции и устанавливающее связи и отношения между субъектами образовательного процесса и компонентами информационно-образовательной среды колледжа на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей.

Личностное информационное пространство педагога колледжа представляет собой как условие для организации самостоятельной работы в процессе повышения квалификации (самообразования), так и средство, позволяющее самостоятельно повышать профессиональный уровень.

Педагог, развивающийся в соответствии со своими индивидуальными особенностями, создает свое личностное информационное пространство, которое становится частью информационно-образовательной среды образовательной организации.

Личностное информационное пространство педагога способствует индивидуализации и дифференциации образовательного процесса по содержанию, объему, темпу усвоения, активизации обучающихся, позволяет повысить их интерес к обучению, создать условия для развития их творческих способностей, повысить мотивацию обучающихся к предмету, построить разноуровневое обучение.

Расширение личностного информационного пространства педагога позволит обучающимся через доступ к образовательным ресурсам сети Интернет взаимодействовать дистанционно с педагогом, сверстниками, в том числе и в свободное время.

На основе анализа педагогической деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства» выявлено, что педагоги прекращают свое развитие, достигнув определенного уровня профессиональной квалификации. У педагогов наблюдается периодическое появление кризисов профессионального развития. Это обусловлено замкнутостью педагогической системы на образовательном процессе. Для преодоления критических моментов в профессиональной деятельности педагога необходима переориентация на его профессиональное развитие.

Таким образом, современная система образования должна обеспечить непрерывный процесс профессионального развития педагога, способствовать его профессиональному самосовершенствованию. Образование, полученное в педагогических вузах, обеспечивает лишь основу для профессиональной деятельности. Владение современными технологиями, методическими приемами, идеями, методиками преподавания обеспечит современному педагогу эффективное решение своих профессиональных задач. Современный педагог должен быть успешным в профессиональной деятельности, востребованным в среде студентов.

Необходимым условием непрерывного развития и самообразования педагога может выступать личностное информационное пространство.

Необходимо отметить, что контент личностного информационного пространства педагога позволяет значительно повысить наглядность уроков и эффективность работы педагога. Личностное информационное пространство педагога помогает ему подготовиться к уроку, дополнить и обогатить его качественными иллюстрациями, сделать урок более доступным, насыщенным и содержательным, сэкономить время педагогу и обучающемуся, повысить мотивацию обучения. Личностное информационное пространство педагога содержит систематизированный материал, позволяет получать информацию более оперативно и педагогу, и обучающемуся, помогает оптимизировать работу на уроке и дома, индивидуализировать работу с обучающимися, систематизировать весь имеющийся материал. Личностное информационное пространство педагога значительно облегчает работу педагога, из этого можно сделать вывод, что оно занимает центральное место в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации.

Создавая свое личностное информационное пространство, в том числе используя уже кем-то созданные электронные ресурсы, педагог приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой - значит потеряться в информационном обществе.

Контент личностного информационного пространства педагога может компактно размещаться в памяти компьютера, на внешних носителях или в сети Интернет. Накапливая с годами электронные материалы, структурируя и систематизируя их хранение, педагог создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения – личностное информационное пространство.

Электронные материалы личностного информационного пространства педагога не так сложно структурировать и систематизировать, в отличие от материалов, которые находятся в распечатанном виде. Это позволит сформировать банк хранимых электронных материалов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме как для самого педагога, так и для обучающихся.

Активная работа над личностным информационным пространством способствует широкому обмену методическими наработками педагогов, дидактическими материалами, видеоуроками, тестами, презентациями, позволяет использовать опыт ведущих педагогов страны, следить за нововведениями в педагогической деятельности, актуальной информацией [6].

Личностное информационное пространство педагога позволяет обобщить и систематизировать результаты своей педагогической деятельности: представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах.

Готовность педагога к разработке и совершенствованию информационно-методического обеспечения личностного информационного пространства проявляется в профессиональном и личностном плане, т.е. профессиональная готовность характеризуется наличием необходимых педагогических качеств и стиля общения, профессиональной позиции, владением профессиональными знаниями и умениями работы со средствами информационно-коммуникационных технологий, а личностная готовность проявляется в наличии соответствующих мотивов, личностных качеств – умений действовать в личностном информационном пространстве в условиях информатизации [7].

Так как педагог – основной участник образовательного процесса, следовательно, создание эффективного личностного информационного пространства педагога колледжа - условие продуктивного педагогического взаимодействия. Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует от педагога дополнительных временных затрат. Проблема усугубляется еще и тем фактом, что далеко не у каждого педагога в образовательной организации есть свое автоматизированное рабочее место. По объективным причинам самыми подготовленными к разработке и применению личностного информационного пространства являются педагоги дисциплин информационного цикла, но в то же время и педагоги дисциплин информационного цикла используют не все технологии.

Создание личностного информационного пространства позволит педагогу:

  • передать педагогический опыт своим коллегам не только одного образовательного учреждения, но и находящимся в других городах;
  • применять дистанционные формы обучения;
  • повысить уровень информационно-коммуникативной компетенции;
  • представить свое портфолио;
  • получить независимую оценку и советы по формированию и содержанию своих материалов;
  • организовать проектную деятельность участников образовательного процесса.

В процессе работы над личностным пространством у педагога накапливается творческий потенциал. Педагог самообразовывается, а самообразование выступает средством сохранения профессиональной компетентности и гарантом профессионального роста.

Личностное информационное пространство способствует удовлетворению потребностей педагога в повышении квалификации, повышению качества обучения. Эффективная обратная связь с педагогом обеспечит успешность обучения, которое ведётся с помощью современных технологий. Результатом такого обучения является собственный продукт, поэтому очень важно в начале такой деятельности поставить свои образовательные цели [6].

Расширяя своё личностное информационное пространство, педагог в своей профессиональной деятельности должен научиться проводить дистанционные уроки, уроки в компьютерном классе с выходом в Интернет, с использованием интерактивной доски, применением мультимедийного оборудования. Правильно организованное личностное информационное пространство педагога, грамотное использование информационно-коммуникационных технологий, создание и демонстрирование интерактивного динамического изображения на каждом уроке позволяет повысить мотивацию обучающихся, достичь нового качества образования, научить самостоятельно получать знания современными способами. С применением инструментов и средств организации урока педагог получает возможность проводить занятия, соответствующие современным интересам обучающихся: демонстрации, практикумы, компьютерные лаборатории, электронные журналы, дистанционное обучение, тестирование, аттестация обучающихся и многое другое. Чтобы более продуктивно проводить уроки, успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, педагог должен сам стать автором разработок материалов к урокам: презентаций, тестов, дидактического материала и др.

Работая над расширением своего личностного информационного пространства, педагог в совокупности со своим опытом будет оставаться компетентным, самосовершенствоваться, вдохновлять коллег на постоянное развитие. Личностное информационное пространство является результатом развития, выражающегося в творческой самореализации педагога, формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Создание личностного информационного пространства педагога как ресурса профессионального развития педагога будет целесообразно, если условия пространства обеспечат:

  • безопасность;
  • информативность (ресурсное наполнение, которое будет отвечать запросам пользователей);
  • коммуникативность (возможность взаимодействия с коллегами – обмен опытом, мнениями, идеями);
  • возможность создания педагогами личных портфолио;
  • возможность обсуждения материалов других участников и самоанализа собственных.

Таким образом, личностное информационное пространство является ресурсом профессионального развития педагогов, ориентированным на самообразование, формирование его профессионально-личностной сферы и развитие информационно-коммуникативной компетенций.


Библиографическая ссылка

Гусарова М.Н. ЛИЧНОСТНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27420 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674