Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Сальцева С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются современные подходы к реализации образования как социально-педагогического феномена. Уточняются актуальные ориентиры его содержания и способов реализации с учетом интересов и потребностей подрастающего поколения. Особое внимание уделено триаде задач, наиболее важных с позиций развития общества на этапе текущей информационной эпохи. Доказывается, что сегодня от человека требуется предельная личная включенность и мобильность во все расширяющемся информационном пространстве, гибкость и точность выбора соответствующих действий по его запросу. Обосновывается необходимость осуществления специалистами-экспертами своевременной профилактики социальных рисков для повышения личностных ресурсов при преодолении затруднений. Дана характеристика феноменов «здоровье», «финансы», «взаимоотношения», как гарантирующих безопасность человека и общества, выступая ключевыми в рамках социального запроса к системе образования со стороны обучающихся и их родителей.
образование
социально-педагогические приоритеты
личность
общество
социализация
жизнедеятельность
национальная
социальная
личная безопасность
1. Добреньков В.И. Социология образования в России: монография. – М.: Академ. Проект; Альма Матер, 2009. – 743 с.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.01.2018).
3. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
4. Васильева Е.Н. Инновационная парадигма социокультурного образования XXI века: автореф. дис. ... д-ра социолог. наук. – Тюмень, 2007. – 48 с.
5. Кравченко С.А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме: монография. – М.: Анкил, 2009. – 224 с.
6. Иванищева Н.А. Социально-андрагогическая парадигма высшего образования: архитектоника и технология актуализации / Н.А. Иванищева, С.В. Сальцева. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ им. А.М. Горького, 2011. – 232 с.
7. Сальцева С.В. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография / С.В. Сальцева, С.Н. Жданова. – М.: Изд-во УРАО, 2010. – 185 с.
8. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: монография. – М.: АПК и ППРО, 2011. – 249 с.
9. Бим-Бад Б.М. Категории современных наук о воспитании. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 206 с.
10. Волков И.П. Психология общения и коллектива. – М.: Наука, 2015. – 146 с.
11. Соловьева С.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся: содержание и технологии. – Екатеринбург: ИРО, 2014. – 240 с.
12. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. – М.: Перспектива, 2011. – 92 с.
13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 336 с.
14. Тоистева О.С. Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности: системно-деятельностный подход: монография. – Екатеринбург: ООО ИД «Ажур», 2015. – 208 с.

Трансформация содержания и задач образования, способов его организации, согласно запросам времени, стоит в центре внимания общества, государства, науки как стержневой социальный ресурс, фундаментальный гарант становления и динамики развития безопасности человека в обществе, адекватно с актуальным уровнем социальной действительности. Социально-педагогические приоритеты образования актуализируются, обновляются, уточняются в условиях существующего социального строя, они сформулированы в нормативных документах и государственных актах, в теоретических и методических основах системы образования, представлены в учебных программах, пособиях в темах, разделах образовательных стандартов, углубленно исследуются концептуально и теоретически в социологии, психологии, педагогике. Общепринятым пониманием феномена образования является представление о его прогрессивности в динамике развития человека от часа рождения до завершения жизни, с изменением качеств, свойств и параметров личности во времени. Решение и постановка основных задач образования при этом связаны с обнаружением альтернатив в многообразии социальных институтов. Научным поиском занимаются различные ученые от социологии, психологии, педагогики [1; 2].

В социальной науке и педагогике неизменно утвердились воззрения в том, что обоснование целей и задач, структуры и содержания образования необходимо проводить с позиций человекоцентрированной концепции, с учетом актуальных потребностей, насущных проблем и нужд в конкретных условиях жизнедеятельности, оценивая значимость материальных объектов, уровня жизни людей или тех социальных факторов, без которых любой индивид переживает нежелательное состояние дискомфорта.

Анализ научно-педагогических трудов и источников классиков показывает, как в разные времена в качестве обобщенной цели образования провозглашалось, было исторически проверено, апробировано выстраивание, создание образа современника, человека, с присущими его поколению взглядами на мир, его мировосприятием, мобильно и гибко осваивающего окружающий мир, способного к рациональному самостроительству собственной судьбы, воспроизводству социально значимых культурных ценностей человечества, основательно подготовленного к активной физической и успешной интеллектуальной деятельности. Утверждалось, что целевые ориентиры педагогической деятельности, воспитания и системы образования могут воплотиться в личностных качествах молодых людей, осуществляющих вхождение в социум или адаптацию в нем на базе предъявляемых норм и образцов, предъявленных взрослыми, семьей, социальными институтами и образовательными организациями [3-5].

Проведенный анализ категорийно-терминологического поля проблем образования свидетельствует о возникновении, устойчивости или видоизменениях, а иногда и исчезновении ряда теорий или постулатов, множества направлений, по вопросам наполнения целей и содержания образования более актуальными смыслами. В науке известны такие термины, как «формальное образование», а также «материальное образование». Наблюдается и соответствующая глубинная критика явной узости и односторонности каждого направления. В частности, формальное развитие одного рассудка (разума) никогда не обеспечит реальных, практически необходимых для жизнедеятельности умений и навыков. Однако нельзя слишком утилитарно рассматривать и знания только с точки зрения явной их пользы в социальной практике и деятельности человека. Образование обогащает подрастающего человека диапазоном знаний, с направленностью и запасом на будущее, и одновременно стимулирует мотивацию и намерения расширять кругозор, эффективно пользоваться ими уже в настоящем, предусматривая их значение в дальнейшем для достойной жизни [6].

Принципы педоцентрической теории образования отрицали систематизацию обучения и воспитания, занятия по заранее подготовленным учебным программам, ставили в центр непосредственно возникающие у детей желания и интересы, с учетом которых педагогу нужно помочь каждому ребенку проявить себя и свои способности, накапливая опыт во всех сферах человеческой жизни.

Представители данной теории доказывали, что школа просто обязана гибко откликаться на состояние изменений в обществе и отражать, в доступном для детей виде, уровень сложных явлений общества в миниатюре, как воспитывающая среда взращивать социально окрашенные чувства сотрудничества, опыт взаимопомощи в решении конкретных деловых задач и ситуаций. Критика этого педагогического течения сводилась к тому, что прагматизм в специальной организации только практики деятельности обучающихся, в ходе которой появляются знания как побочный продукт, ведет к снижению роли и места научных знаний в образовании подрастающего поколения, препятствует системному овладению знаниями и способами умственной деятельности [5].

Исследование научных подходов в обосновании приоритетных направлений свидетельствует, что стержневой функцией социального характера, определяющей цели образования, выступает передача совокупности ценностей общей культуры всем последующим поколениям, способствование гармоничному развитию ведущих качеств личности, востребованных обществом, ценных для каждого гражданина при сознательном включения в процесс социально значимой деятельности в аспекте гармонизации социально направленного и лично востребованного планов жизненного самоопределения подрастающего человека как субъекта своей судьбы, представителя своей эпохи и соответствующего этапа развития страны, региона, общества [7].

При этом к человеку предъявляется предметно-объективный набор требований социальных взаимоотношений людей, наций и народов. Он должен быть способен реализовать свой потенциал в непрерывно изменяющихся условиях социума. При этом нецелесообразно утрачивать исторически проверенные традиции, следует применять их в интересах общества, участвуя в укреплении связи поколений, одновременно развивая науку, культуру, технику. Педагогический аспект важен для личностно становления субъекта, его самопознания, самоопределения, самореализации. Важно также самообразование в течение всей жизни и обогащение собственного опыта.

Перед современниками стоят задачи освоения нового знания, выраженного в массиве обновленных научных понятий, идей, фактов, гипотез и принципов, категорий концепций. В подобной ситуации затруднительно ориентироваться на имеющийся опыт предшественников, необходимы собственные ориентиры и современный социальный опыт во многих сферах жизни.

Исследование жизнедеятельности отражает факт, что внешняя матрица интересов и ценностей человека видоизменяется не столь существенно. Круг баланса жизнедеятельности часто отражается графически и выражается в наличии и цикличности таких секторов и сфер, как любовь, семья, дети, здоровье, деньги, карьера, бизнес, творчество, хобби, путешествия, личностный рост, духовность, что ведет к саморазвитию и самореализации. От человека требуется предельная личная включенность и мобильность во все расширяющемся информационном пространстве, востребован уровень ориентационных способностей, гибкость и точность выбора соответствующих действий по его запросу и возможностям.

В настоящее время обнаруживается триада проблем, волнующих в мировом сообществе идентично практически всех граждан. Это такие краеугольные сферы, которые в жизни современника требуют особого целевого внимания и организованного специально образования, пролонгированного на разных возрастных этапах жизни: финансы – отношения - здоровье. В образовательных учреждениях современности не существует обязательных учебных дисциплин или программ названного профиля с определенным стандартом. В силу востребованности разрабатываются дополнительные и факультативные проекты: образовательные, развивающие, творческие, где обучающиеся осуществляют развитие и саморазвитие. Иногда это происходит, к сожалению, фрагментарно и бессистемно, а в силу кратковременности – недостаточно продуктивно.

Проблемным выглядит и сопровождение программ данной тематики педагогами-предметниками, хотя очевидно, что должны привлекаться узкие специалисты-профессионалы. Экономисты научат управлять финансами, как строить отношения - объяснят психологи, и как укреплять здоровье - расскажут врачи. Но значимость метапредметного знания подчеркивал еще Джон Локк, который утверждал, что если в жизни подрастающего человека возникает по-настоящему хороший учитель, ему не нужен будет врач. Достаточно будет того знания и способов его применения, которые учитель грамотно, на основе действенных принципов и методов преподнесет не как узкопредметную информацию, а как жизненно важный «оспособленный» социальный опыт.

С позиций социально-педагогического ракурса все означенные затруднения выглядят совершенно решаемыми, преодолевая преграды официально организованной системы образования, пораженной дидактоцентризмом. Проблематизация стремления растущего человека к освоению норм и правил в русле важной для него сферы очевидна, прежде всего, для социальных педагогов, которые обнаруживают возникающие и все возрастающие сигналы повышенной тревожности, проистекающие от нестабильного состояния общества к личности. Важно своевременно осуществлять профилактику социальных рисков негативного характера, повышая личностные ресурсы для преодоления предстоящих затруднений, в том числе с помощью координации сил специалистов-экспертов в сложившейся ситуации.

В данном ракурсе рассмотрим имеющиеся проблемы, исследуя вариативность ряда социально-педагогических решений, значимых для достижений в русле указанной нами триады, занимающих немаловажное место в сознании и поведении современной молодежи, обучающихся подростков.

Сложность заключается в том, чтобы безошибочно определить, что в этот конкретно-исторический период жизни общества выступает социально значимым и должно быть обязательно включено в цели образования каждого гражданина страны, с учетом анализа оценки (его лично, а также его родителей, окружающих, авторитетных и уважаемых для него людей). Важны также получаемый объем, диапазон и уровень образования, в качестве личностно ценного и социально полезного явления в текущей и будущей судьбе и жизнедеятельности. Важно также обеспечить направленность социализации и адаптации в определенной сфере жизни, с учетом того что востребованность в обновлении, дополнении или даже кардинальном изменении системы и структуры образования вновь и вновь возникает.

Поиск ключевых задач для системы образования требует выяснения и реализации тех социально-педагогических основ и приоритетов, которые позволяют создавать реальное проектирование инновационной модели образования.

Исследователи отмечают, что феномен «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально-экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения всего мира возрастает в геометрической прогрессии. Пробуждение интереса к финансам среди подрастающего поколения в нашей стране волнует и тревожит педагогов и родителей уже потому, что в современных условиях они сами выглядят достаточно растерянными и беспомощными, в силу своей безграмотности, ощущая на собственной судьбе упущенные в детстве пробелы образования, не сумевшего дать полноценного знания в данной грани жизни человека [8].

Низкий уровень финансовой грамотности, недостаточное понимание действий в области личных финансов старших поколений, взрослых людей приводит к банкротству, к неграмотному планированию текущих доходов и неподготовленности к выходу на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, кредитам, чрезмерным долгам и социальным проблемам включая депрессию и прочие личные проблемы. Самое педагогически неприемлемое, что все это происходит на глазах последующего поколения, не находящего для себя примеров и образцов для подражания, что не прибавляет уважения к старшим. К сожалению, взрослые люди, в том числе родители, обладающие финансовой грамотностью, не всегда находят время и силы для передачи своих знаний и опыта детям или лихорадочно сами учатся, буквально на ходу перехватывая необходимые им, отнюдь не фундаментальные, сиюминутно возникающие техники финансового выживания в стремительно изменяющемся шквале законов и правил [2].

Оценка текущего состояния проблемы позволяет рассматривать сложившуюся ситуацию в качестве социально-педагогической, так она обостряет сферу ответственности государства, бизнеса, семьи и других социальных институтов. Требуется особое внимание к предоставлению качественной, понятной информации нуждающимся, к целевому развитию финансовой культуры в ходе системного образования как жизненно необходимого элемента, снижающего финансовую уязвимость целого поколения, изменяющего состояние установок, знаний, опыта личности. На это влияют не только отдельные инициативы общественных и коммерческих структур, но возраст, семья, культура, а также место проживания. Наиболее интересным представляется нам опыт реализации программ, мероприятий и информационно-познавательных продуктов финансового образования, доказавший свою состоятельность в экономически продвинутых странах евразийского пространства, где предусмотрена работа по схеме «дети – родители - педагоги» [9].

Общая социальная забота, с учетом менталитета и психологии населения, способствует принятию грамотных жизненных решений на основе концепции самозащищенности, минимизирует негативные риски социализации, жизненного и профессионального самоопределения, повышает социальную и экономическую безопасность молодых граждан и общества в целом.

Следующим социально-педагогическим приоритетом отечественного образования мы рассматриваем феномен «взаимоотношения», социальную роль которых в жизни растущего человека трудно переоценить, так как именно взаимообразное влияние сторон в процессе общения определяет развитие личности, ее смысловую наполненность и структуру. При возникновении противоречий активизируются также источники самодвижения и саморазвития [10; 11].

Социальная практика и востребованность обострения задач воспитания и образования в данном контексте не вызывает сомнений. Важно при этом вооружить молодое поколение опытом продуктивного, плодотворного способа контакта партнеров на основе установления отношений взаимного доверия для раскрытия личностных потенциалов и достижений в совместной деятельности и искоренить негативы непродуктивного стиля взаимодействия, блокирующего обогащающее развитие личности и эффективность жизнедеятельности. Целевая направленность социально-педагогического сопровождения в ходе образования определяет качество всего многообразия взаимоотношений подрастающего поколения, среди которых общественные отношения (экономические, производственные, правовые, политические, моральные, религиозные и др.; поликультурные, межнациональные, конфессиональные и т.п.; официальные и неофициальные по регламентированности; а также социально-психологические (личные, субъект-субъектные, межгрупповые)) как живая человеческая ткань любых общественных отношений [12].

Только подход, преднамеренно реализуемый как социально-педагогический, содействует возникновению необходимого уровня взаимной терпимости, настойчивости, психологической подвижности, социальной мобильности и волевых свойств и качеств личности, опирающихся прочно на интеллект, проявленность сознания и самосознания человека. В зависимости от своих представлений субъект социализации успешно прогнозирует отношения и поведение в трудных жизненных ситуациях и обстоятельствах [13; 14].

Взаимоотношения в ходе образования совершенствуются во множестве критериально значимых их проявлений: характер и степень активности в позиции партнеров; стиль обсуждения выдвигаемых целей; уровень общей ответственности за результат; характер эмоционального состояния, идентификации – обособления и других психологических параметров.

Взаимоотношения и общение, таким образом, это важнейшие социально ориентированные формы существования людей, выступающие константным фактором в регуляции самооценок и поведения их в обществе, когда устанавливаются лично и общественно значимые связи с окружающим миром, актуализируются совместные действия, испытываются взаимные переживания. Человек как субъект, носитель собственного мира, обмениваясь мыслями, идеями, образами, оценками и эмоциями, существенно дополняет совокупность внутренних миров каждого участника общественных процессов и явлений.

Еще одним социально-педагогическим приоритетом образования мы обозначаем феномен здоровья, который, несомненно, носит и социальные характеристики, и индивидуальные проявления. Находясь как предмет исследования на границе междисциплинарности в педагогике и медицине, он переживает негативный фактор межвластия, так как никто не считает его окончательно «своим». Отсюда множество проблем с обеих сторон, но неопровержимым фактом остается потребность в социальных и государственных мерах обеспечения охраны и безопасности детского здоровья. Проблема эта по-прежнему актуальна и для страны, и для всего мира, так как это чрезвычайно информативный критерий нравственного состояния общества и мерило благополучия уровня ситуации развития общества в целом [11].

Показательны факты и аргументы нарастающей тревоги общества по поводу данной социально-педагогической ситуации. Так, по сведениям официальной статистики, приведенной в докладе отечественного Министерства здравоохранения, заболеваемость в детстве до 14 лет в последнее десятилетие лет увеличилась вдвое. Распространённость детских болезней возросла до 94%, увеличился на 23% рост хронических заболеваний. Среди множества причин таких явлений названы недостаточный уровень профилактической работы со здоровым ребенком, оздоровительной и реабилитационной деятельности с детьми, страдающими хронической патологией. Увеличивается количество больных детей из дошкольных учреждений, которые часто реагируют именно таким образом на главные источники стрессов в ближайшем их окружении. Добавляет больных обучающихся жесткий сегодня школьный мир, предъявляющий ситуации постоянной борьбы, а также семейные, родительские скандалы и алкоголизм, частая перемена мест постоянного жительства, смерть члена семьи. Тесная, буквально неразрывная связь проблем детского здоровья с особенностями семейных и социальных отношений становится решающим показателем, когда нужна семейная, групповая или индивидуальная психотерапия или системная социально-педагогическая работа со всеми членами семьи для решения совсем не детских проблем [12].

Даже такой краткий обзор данной проблемы с позиций социальной педагогики высвечивает ее значимость в обнаружении глобальной значимости социальных запросов по преодолению устрашающих для современного общества последствий.

Между тем профессиональная социально-педагогическая деятельность переживает необыкновенно сложное время в связи с недопониманием возможностей и перспектив организации специалистами специфичной по способам и содержанию деятельности, в области защиты прав и интересов детства, по взаимодействию со специалистами ряда органов суда, социального обслуживания, опеки, психологов и родителей, других взрослых – специалистов и профессионалов, ответственных за детство и образование как неотъемлемый атрибут общей национальной безопасности всей страны.


Библиографическая ссылка

Сальцева С.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27424 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674