Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Белоусова А.Л. 1 Зяблицева Н.С. 1 Щербакова Л.И. 1 Васина Т.М. 1 Медвецкий А.И. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России
Обсуждаются актуальные вопросы мотивации учебной деятельности студентов высших учебных заведений. Повышение мотивации учебной деятельности студентов является эффективным способом совершенствования учебного процесса и улучшения результатов обучения. С целью изучения мотивов, побуждающих учиться, проведен анализ результатов анкетирования студентов I курса Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России в 2017/2018 учебном году в сравнении с 2011/2012 учебным годом. Повысить учебную мотивацию студентов, являющуюся движущей силой учебно-познавательного процесса, позволяет активное использование на практике целого комплекса правильно подобранных методов. Рассмотрены способы повышения мотивации учебно-познавательной деятельности студентов, применяемые профессорско-преподавательским составом кафедры неорганической, физической и коллоидной химии Пятигорского медико-фармацевтического института. В качестве эффективного средства повышения мотивации учебной деятельности студентов с разным уровнем подготовки приводится балльно-рейтинговая система и возможные способы ее использования. Описаны различные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов I курса, позволяющие развивать познавательный интерес. Рассмотрено значение психологической атмосферы общения в системе «педагог - студент». Создаваемая преподавателями на занятиях психологически комфортная атмосфера, справедливое и уважительное отношение к студентам стимулируют их активность.
учебная мотивация
мотивация учебно-познавательной деятельности студентов
балльно-рейтинговая система
познавательный интерес
научно-исследовательская работа студентов
психологическая мотивация учебной деятельности.
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – С. 84.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 3-е издание, пересмотренное. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. – 448 с.
3. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. – 2003. – № 2. – С. 135-138.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов вуза / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
5. Белоусова А.Л. Мотивация студентов к обучению – движущая сила образования / А.Л. Белоусова, Н.С. Зяблицева, В.А. Компанцев // Фармобразование-2010: материалы 4 Всерос. науч.-метод. конф. – Воронеж, 2010. – С. 5-8.
6. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 04.04.2018).
7. Зяблицева Н.С. Повышение мотивации учебной деятельности студентов при изучении неорганической химии / Н.С. Зяблицева, А.Л. Белоусова, Л.И. Щербакова, Т.М. Васина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22612 (дата обращения: 04.04.2018).
8. Ксенофонтова А.Н. Активизация учебной деятельности студентов / А.Н. Ксенофонтова, О.О. Денина // Вестник ОГУ. – 2000. – № 3. – С. 37-40.

В настоящее время различные сферы деятельности человека изменяются с огромной скоростью, и при этом, естественно, организация и качество высшего образования должны соответствовать происходящим изменениям. Современный выпускник вуза – не просто специалист с определенным набором знаний, умений и навыков. Это человек, уверенный, что он будет востребован на рынке труда, ощущающий потребность в достижении профессионального роста, стремящийся к успешной карьере. Для достижения указанных целей у студентов должна быть четкая мотивация на протяжении всего процесса обучения. Необходимо пробуждать у студентов интерес к накоплению как можно большего запаса знаний и приобретению необходимых умений и навыков, к самостоятельной работе, к целенаправленному самообразованию.

Проблема формирования учебной мотивации студентов занимает ведущее место среди самых актуальных педагогических проблем настоящего времени.

Цель работы: обобщить опыт работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России (ПМФИ) по формированию учебной мотивации студентов 1 курса.

Методы исследования: теоретические (анализ имеющихся литературных источников), эмпирические (изучение опыта работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ), диагностические (анкетирование).

Результаты исследования и их обсуждение. Мотивация – это стимул, который управляет поведением человека, побуждает его действовать, определяет направленность данного действия для удовлетворения своих потребностей. Мотивация представляет собой осознанную человеком необходимость быть организованным, активным и целеустремленным [1]. Мотивацию рассматривают как силу, ведущую человека вперед для достижения поставленных целей. Частный вид мотивации, направленный на стремление к получению знаний, называется учебной мотивацией. Мотивация к обучению помогает обучающемуся активно участвовать в учебном процессе. В данном виде мотивации преобладают или внутренние мотивы, вызванные интересом к этому виду деятельности, или социальные мотивы, которые характеризуются потребностью студента занять достойное место в системе общественных отношений. Мотивация к обучению состоит из разного рода побуждений, которые со временем могут меняться, так как происходит переоценка потребностей, изменяются цели, эмоции, интересы [2].

Согласно данным социологических исследований [3], учебная мотивация студентов неоднородна, поскольку зависит от целого комплекса различных факторов: индивидуальности самого студента, стремлений его окружения, отношений внутри студенческого коллектива, уровня развития последнего. Кроме того, учебная мотивация студента всегда отражает взгляды социальной группы, к которой он относится.

Следует отметить, что учебная мотивации «сильных» и «слабых» студентов не одинакова. У «сильных» студентов преобладает внутренняя мотивация: для них чрезвычайно важно стать квалифицированным специалистом и, следовательно, получить прочные знания и необходимые умения. Мотивация «слабых» студентов чаще всего внешняя: их волнует отсутствие осуждения или наказания в случае плохой успеваемости, возможность получения стипендии и т.п. Поэтому процесс мотивирования должен быть разносторонним, учитывать индивидуальные особенности каждого студента и его приоритеты [4].

Рассмотрим результаты анализа основных мотивов, побуждающих студентов учиться, в текущем 2017/2018 учебном году в сравнении с 2011/2012 учебным годом. В 2011/2012 учебном году мы проводили анкетирование студентов I курса, обучавшихся на нашей кафедре по специальности «Фармация». Студентам было предложено ранжировать восемь мотивов, которые побуждают их учиться. Результаты опроса представлены в таблице.

Сравнительный анализ процентного соотношения мотивов, поставленных студентами I курса на первое место в 2011/2012 и 2017/2018 учебных годах

Мотивы

% от числа опрошенных

2011/2012 уч. год

2017/2018 уч. год

Желание стать квалифицированным специалистом

40

50

Возможность устроиться на высокооплачиваемую работу

33

20

Престижность высшего образования

11

10

Стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным, желание получить знания ради знаний

6

8

Получение образования не по собственному желанию, а под чьим-то влиянием (например, родителей)

3

6

Долг, ответственность

3

3

Желание расширить свой круг общения

3

0

Неосознанная мотивация, т.е. надо учиться – вот и учусь

1

3

 

Проведенные исследования показали, что в 2011/2012 учебном году около 40% студентов стремились стать квалифицированными специалистами. Желание получать высокие доходы привлекало треть студентов. Достаточно значимым являлась престижность высшего образования. К сожалению, процент таких студентов, которые пришли за знаниями, был невелик. Однако студентов, поступивших в вуз ради общения или под влиянием родителей, было еще меньше [5].

В 2017/2018 учебном году нами проведен аналогичный опрос студентов 1 курса на кафедре неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ. Результаты также представлены в таблице. Сравнительный анализ показал, что число студентов, желающих стать квалифицированными специалистами, повысилось. Стремление к высоким доходам уже менее интересует студентов. Достаточно значимым остается престижность высшего образования. Однако процент студентов, которые не забыли, для чего на самом деле существуют высшие учебные заведения, и пришли за знаниями, по-прежнему мал.

Мотивы относят к мобильным системам, которые поддаются изменению под внешним продуманным воздействием. Даже если студент выбрал будущую профессию не вполне осознанно и самостоятельно, то уже в процессе обучения можно оказывать целенаправленное влияние на формирование устойчивой системы мотивов деятельности, чтобы помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации. Эффективность учебного процесса напрямую зависит от уровня мотивации студентов, от того, насколько высок стимул овладения ими будущей профессией. Учебный процесс является сложным видом деятельности, поэтому существует множество мотивов для обучения, которые проявляются как отдельно, так и объединяются с образованием сложных мотивационных систем [6].

Профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ в своей работе сочетает традиционные, современные и авторские способы повышения мотивации учебно-познавательной деятельности студентов-первокурсников.

Анализ работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, поддерживать ритмичную систематическую работу в течение всего семестра. Многие студенты учатся с использованием только части своих потенциальных возможностей. Для таких студентов необходимо применение побудительных мотивов, одним из которых является балльно-рейтинговая система (БРС). Уже девять лет кафедра работает с использованием этой системы, что дает возможность непрерывно стимулировать работу студентов. Применение БРС позволяет студентам сразу увидеть оценку своего труда, повышает состязательность в учебном процессе, а, следовательно, заинтересованность в успешном прохождении контроля знаний на всех его этапах: текущем, рубежном и итоговом. Рейтинговые баллы студентов систематически фиксируются преподавателями в рейтинговых картах и доводятся до сведения студентов. В конце семестров определяется общая сумма баллов каждого студента и рассчитывается семестровый рейтинг в процентах. По итогам рейтинга в конце каждого семестра определяются лучшие студенты курса, что является дополнительным психологическим способом морального стимулирования и повышения мотивации студентов [7]. Успешная сдача экзамена по изучаемой дисциплине напрямую зависит от итогового рейтинга. Опыт работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии подтверждает, что БРС служит важным средством повышения мотивации учебной деятельности студентов с разным уровнем подготовки. И «сильные», и «слабые» студенты начинают учиться более эффективно, зная, какое вознаграждение они получат за тот или иной вид выполненной работы. Применение БРС активизирует учебную деятельность студентов, является одним из эффективных способов создания положительной мотивации их учебно-познавательной активности, способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплин, формирует у студентов I курса навыки самоконтроля и требовательности к себе.

Практически невозможно активизировать учебную деятельность без развития познавательного интереса – одного из важнейших мотивов учения. Общеизвестно:  чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся. В течение многих лет нами используется разработанная на кафедре система занятий по индивидуальному плану, позволяющая стимулировать у студентов, обучающихся по специальности «Фармация», как учебно-познавательные, так и статусно-позиционные мотивы. Эта система предполагает, что студенты, имеющие достаточно высокий уровень подготовки, во втором семестре выполняют комплекс заданий с элементами проблемности. Данный вид работы требует не только знаний, но и логического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свой ответ. Далее этим студентам предлагается ряд тем для написания реферата. Выбрав тему и работая над выполнением реферата, студенты приобретают навыки поиска литературных источников и работы с ними, критического отбора и анализа необходимой информации. При этом студенты используют большое количество современной научной и учебной литературы. Все работы студенты выполняют в тесной взаимосвязи и под руководством преподавателей учебных групп. Многие задания, выполняемые студентами, непосредственно связаны с выбранной специальностью, поэтому позволяют не только заинтересовать студентов изучаемой дисциплиной, но и открыть для них возможности практического использования приобретаемых знаний в будущей профессиональной деятельности. Рассмотренная форма работы, осуществляемая вне учебного плана, прививает интерес к непрерывному самообразованию, способствует формированию у студентов-первокурсников познавательной самостоятельности – качества, позволяющего человеку пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Проявление самостоятельности и инициативности в процессе обучения рассматривается нами как необходимое условие формирования у студентов интереса к учебной деятельности. Показать эти качества студенты могут в результате активного участия в научно-исследовательской работе. К сожалению, для студентов-первокурсников возможности экспериментальной научно-исследовательской работе ограничены отсутствием у них практических навыков. На данном этапе обучения более актуальным является освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации, приобретение и расширение навыков самостоятельной работы, поиска литературных источников и работы с литературой, развитие нестандартного мышления и пр. Научно-исследовательская работа, выполняемая студентами I курса во внеучебное время на нашей кафедре, осуществляется путем их участия в работе студенческого научного общества (СНО), в подготовке научных рефератов на заданные темы, устных докладов, презентаций и стенгазет в рамках проводимых кафедрой студенческих научных конференций, участия в олимпиаде по химии. Кафедра неорганической, физической и коллоидной химии ежегодно проводит студенческие конференции по различным тематикам: «Знаменательные даты выдающихся химиков», «Знаменательные даты великих открытий», «Химия и нанотехнологии», «Биосистемы и металлы-токсиканты», а также «Менделеевские чтения». Проведение таких мероприятий является одним из удачных способов повышения увлеченности студентов учебной деятельностью. В отличие от системы занятий по индивидуальному плану участие в подготовке и проведении конференций и «Менделеевских чтений» могут принимать студенты с разным уровнем знаний. Победа в конкурсе докладов, презентаций или стенгазет обеспечивает реализацию одной из основных потребностей человека – потребность в признании, что способствует повышению мотивации студентов. При участии студентов в рассмотренных формах работы наиболее ярко проявляются внутренние мотивы научно-исследовательской деятельности, среди которых следует выделить желание получить как можно больше знаний, интерес к содержанию учебного материала и самому процессу обучения, к самостоятельному выполнению работы, стремление к систематизации знаний, к преодолению трудностей и получению удовольствия от интеллектуальной научно-исследовательской работы [7]. Практика работы нашей кафедры показывает, что многие студенты, активно участвующие в работе кружка СНО на I курсе, впоследствии становятся аспирантами. Творческая самостоятельная работа характеризуется использованием студентами эффективных способов добывания новых знаний, а также положительным отношением студентов к пополнению профессионально значимых знаний. Выполнение интеллектуальных творческих заданий способствует наиболее полному раскрытию личности студента, дает возможность преподавателю лучше понять индивидуальные особенности каждого студента. Для большинства студентов-первокурсников выступление перед большой аудиторией на конференции является первым подобным опытом, очень эмоциональным, требующим преодоления определенных внутренних страхов и комплексов. В качестве необходимого психологического метода, повышающего внутреннюю мотивацию, нами используется обязательное поощрение участия студентов в подобных мероприятиях: победителям публично вручаются грамоты, а все участники получают дополнительные баллы рейтинга.

Более половины практических и лабораторных занятий на кафедре неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ проводятся в форме учебно-исследовательских работ студентов (УИРС) или с элементами УИРС, позволяющих развивать у студентов логическое мышление, формировать способность самостоятельно обосновывать предполагаемые результаты опытов, умения экспериментально их подтверждать и формулировать обобщающие выводы. В данной форме научно-исследовательской работы предусмотрено выполнение студентами индивидуальных заданий под руководством преподавателей. При выполнении учебно-исследовательских работ у студентов-первокурсников закладываются начальные навыки экспериментальной научной работы, кроме того, в наибольшей степени реализуется уровень усвоения учебного материала. Такого рода проблемные задания требуют от студентов концентрации внимания, использования всего запаса знаний, имеющихся по данной дисциплине, а также позволяют получить положительные эмоции от правильного решения поставленной задачи, что, безусловно, мотивирует студентов на получение новых знаний и выполнение следующих аналогичных заданий.

Необходимым условием психологической мотивации учебной деятельности является атмосфера общения «педагог - студент». Заинтересованность студентов в результативной учебной деятельности невозможна без положительного настроя в системе этих отношений. Преподаватели нашей кафедры стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью, обсудить волнующие его вопросы. Независимо от своих знаний и «сильные», и «слабые» студенты всегда требуют уважительного отношения к себе. Создаваемая преподавателями на занятиях психологически комфортная атмосфера, справедливое и уважительное отношение к студентам стимулируют их познавательную активность, способствуют тому, что у студентов исчезает боязнь допустить ошибку. А отсутствие благоприятной психологической атмосферы, наоборот, может вызвать формальное отношение студентов к занятиям [8].

Заключение. Стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплен прочными и стабильными знаниями, является важнейшей задачей в работе преподавателя. Повысить учебную мотивацию студентов, являющуюся движущей силой учебно-познавательного процесса, позволяет активное использование на практике целого комплекса правильно подобранных методов.

Опыт работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ показывает, что многие студенты I курса учатся не в полную силу своих потенциальных возможностей. Поэтому для профессорско-преподавательского состава кафедры является актуальной проблема повышения мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Для решения данной проблемы проводится постоянный поиск новых и совершенствование уже используемых форм, методов и средств организации учебного процесса.


Библиографическая ссылка

Белоусова А.Л., Зяблицева Н.С., Щербакова Л.И., Васина Т.М., Медвецкий А.И. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27524 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674