Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Суворова Е.В. 1 Ахметзянова Т.Л. 1 Потрикеева Е.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье анализируется проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков. Личность подростка рассматривается с точки зрения синергетической системы, основными характеристиками которой являются открытость к внешним воздействиям и способность к трансформации под влиянием внешней среды, нелинейность, неравновесность, неустойчивость, чувствительность к случайным воздействиям извне, саморегуляция, предполагающая способность к самовосстановлению при создании положительной направленности процессов развития и формирования личностных качеств, и саморазвитие как сознательное изменение мировоззрения в сторону морально-нравственного отношения к окружающему миру. Делается краткий обзор работ, проводимых в рамках исследования проблемы трудных подростков, изучаются причины возникновения негативных отклонений в развитии личности и рассматриваются виды отклонений в личностном развитии. В статье предлагается комплекс организационно-педагогических условий, направленный на коррекцию негативных отклонений в развитии личности подростков, и делается вывод, что эффективное преодоление негативизма в развитии личности подростков возможно при идентификации видов отклонений в развитии личности, осуществлении точечного резонансного воздействия на имеющиеся отклонения в личностном развитии и их причины и согласовании внешнего организационно-педагогического влияния с внутренними изменениями системы личностных качеств. Выделение комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков предполагает опору на личностный, деятельностный, ценностный и синергетический методологические подходы.
самоорганизация
саморазвитие
личность как синергетическая система
комплекс организационно-педагогических условий
негативные тенденции в развитии личности подростка
1. Patel V., Flisher A.J., Hetrick S., McGorry P. Mental health of young people: a global public-health challenge. Lancet, 2007, no 369, pp. 1302–1313.
2. Aydin G. Personal Factors Predicting College Student Success. Eurasian Journal of Educational Research, 2017, no 69, pp. 93-112.
3. Urban M. Sufficiently well-informed and seriously concerned? European Union Policy Responses to Marginalisation, Structural Racism, and Institutionalised Exclusion in Early Childhood. Alberta Journal of Educational Research, 2016, vol. 61, no 4, pp. 399-416.
4. Wairimu M.W. Perceived factors influencing deviant behaviour among the youth in Njathaini community, Nairobi, Kenya, Master of Science degree thesis. The school of Applied Human Sciences of Kenya University, 2013, 105 p.
5. Yvonne M.M. The role of social factors in influencing the moral development of black adolescents. Doctor thesis. University of South Africa, 2011, 270 p.
6. Woodcock S. Attributional beliefs of Canadian Trainee Teachers toward students with a learning disability. Alberta Journal of Educational research, 2014, vol. 60, no. 1, pp. 119-134.
7. Nakamura E., Planche M., Ehrenberg A. The social aspects in the identification of children’s mental health problems in two health services in Paris, France: XVIII ISA World Congress of Sociology Interface June, 2018, no. 22 (65), pp. 411-422. DOI: 10.1590/1807-57622016.0911.
8. Sezer G.O. The Effect of Compensation Studies on Disadvantaged Children’s Bully Behaviours . International Electronic Journal of elementary education, 2017, Issue 2, no. 10, pp. 215-223.
9. Nayir F. The Relationship between Student Motivation and Class Engagement Levels. Eurasian Journal of Educational Research, 2017, no. 71, pp. 59-78. DOI: 10.14689/ejer.2017.71.4.
10. Дабагян Р.А. Проблемы взаимосвязи особенностей здоровья трудных детей и характера их поведения: дис. … канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1990. – 176 с.
11. Суворова Е.В. Проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка // Известия Челябинского научного центра УРО РАН. - 2001. - № 2. – С. 171-180.

Формирование личности ребенка в современном обществе так или иначе сопряжено с развитием самого общества в целом. Поэтому все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в развитии личности ребенка. Разрыв между школой, которая ставит основной своей целью оказание образовательных услуг, семьей, которая в одиночку пытается справиться с воспитанием своего ребенка, и обществом, требующим уже готового успешного профессионала своего дела, провоцирует перекосы в формировании личности растущего человека. Из процесса подготовки специалиста исчезает чрезвычайно важный компонент – воспитание гражданина, способного нести ответственность за свои поступки и обладающего сформированными морально-нравственными качествами. В этой ситуации переходным этапом между еще имеющимися воспитательными возможностями коррекции процесса формирования личности и применением уже правовых мер к сложившейся личности взрослого человека становятся подростки, личностное формирование которых осложнено внутренними противоречиями, связанными с физиологическими особенностями данного возраста [1].

Изучение теории и практики работы с подростками, имеющими отклонения в развитии личности [2], показывает, что имеющиеся методики работы с трудными подростками не учитывают системного характера отклонений в развитии личности вследствие недостаточной изученности проблемы [3], отсутствия разработанной типологизации причин и видов негативных тенденций, что проявляется в недостаточной эффективности традиционно применяемых коррекционных методов. Усилия по формированию личности подростков разрозненны и теоретически не подкреплены [4]. В связи с этим необходимость работы с подростками предполагает создание целого комплекса взаимосвязанных условий, направленных на коррекцию уже имеющихся отклонений в личности подростка, и формирование положительных тенденций личностного развития. Применяемый комплекс мер должен учитывать, во-первых, возможные причины возникновения отклонений в развитии личности подростков, во-вторых, виды негативных тенденций в развитии личности подростков и, в-третьих, опираться на такие базовые характеристики процесса развития личности, как открытость, асимметричность, нелинейность и способность к саморегуляции под воздействием изменяющихся условий. Логика развертывания внутренних процессов самокоррекции в развитии личности подростка, с одной стороны, должна тесно коррелировать с применяемым комплексом организационно-педагогических условий, но, с другой стороны, служить прогностической базой для изменения корректирующего воспитательного воздействия согласно меняющимся тенденциям в развитии личности. Таким образом, эффективное преодоление негативизма в развитии личности подростков становится возможным при выявлении имеющихся негативных отклонений в развитии личности подростков, осуществлении точечного резонансного воздействия на имеющиеся негативные тенденции и их причины и согласовании внешнего организационно-педагогического влияния с внутренними изменениями системы личностных качеств.

Разработка действенной системы организационно-педагогических условий коррекции отклонений в развитии личности подростка предполагает обращение к личности подростка как синергетической системе, для которой характерны: 1) открытость к внешним воздействиям и способность к трансформации под влиянием внешней среды; 2) нелинейность, предполагающая наличие множества путей развития и способов ответных реакций на воздействия извне; 3) неравновесность, при которой положительные качества могут преобладать над отрицательными или задавать тон общему формированию личности; 4) неустойчивость, чувствительность к случайным воздействиям извне; 5) саморегуляция, предполагающая способность к самовосстановлению при создании положительной направленности процессов развития и формирования личностных качеств; 6) саморазвитие как сознательное изменение мировоззрения в сторону морально-нравственного отношения к окружающему миру.

Причины возникновения негативных отклонений в развитии личности подростка

Как показывает практика российских и международных исследований, развитие личности подростка находится под воздействием различных внешних и внутренних факторов. В частности, к внешним факторам воздействия на личность относят действие окружающей среды, культуры и общества [5], семьи и организаций среднего и высшего образования [6], к внутренним факторам – физические и умственные особенности развития [7], эмоциональные и поведенческие трудности в общении со сверстниками [8], академическая мотивация к учебе, успеваемость [9], наследственность [10] и т.д.

Определение причин возникновения отклонений в личностном развитии подростка и, соответственно, возможных путей их преодоления напрямую зависит от решения вопроса о соотношении вклада наследственности и среды в развитие индивидуума. Судя по рассмотренным нами взглядам философов, психологов и педагогов, решение этой центральной проблемы антропологии может быть только диалектическим, т.е. основанным на понимании социокультурного в человеке и его деятельности, как вобравшего в себя и преобразовавшего биологический фундамент его бытия и его активности. Философия понимает развитие человека как процесс становления его личности под влиянием социума и естественных задатков и наклонностей, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Психология в качестве причин возникновения негативных тенденций рассматривает агрессивное воздействие внешней среды, врожденную неуравновешенность, неудовлетворенность потребностей в самоутверждении и т.д., а педагогика - отрицательное воздействие общества, обстоятельств, отсутствие многосторонности интересов и новых представлений; непродуманную систему педагогических воздействий; отсутствие развивающей способности деятельности и т.п. [11]. Рассмотрение причин возникновения негативных тенденций в развитии личности с позиции философии, психологии и педагогики позволило нам объединить их в следующие условные группы: 1) природные, связанные с отрицательной наследственностью; 2) познавательные, вызванные слабой интеллектуальной деятельностью ребенка; 3) педагогические, связанные с недостатками семейного воспитания, недостатками воспитательной и организационной работы в учебном заведении; 4) социальные, обусловленные негативным влиянием общества; 5) потребностно-мотивационные, возрастные, поведенческие, ценностно-ориентационные, индивидуально-психологические, которые мы относим к группе психолого-педагогических причин возникновения отклонений в развитии личности подростков.

Виды отклонений в развитии личности подростка

В современной литературе нет четкого выделения видов и признаков негативных тенденций в развитии личности. Рассматриваются различные виды отклоняющегося поведения, которые не могут точно и полно отражать глубину дезадаптации личности, характеризовать причины ее возникновения, поскольку являются лишь фактором, свидетельствующим о появлении негативизма в развитии личности, его проявлением. Более того, тот или иной вид отклонений в развитии личности может отражаться в возникновении сразу нескольких форм поведения. Разделение «трудных» подростков на типы также не может решить проблемы выявления видов негативных тенденций в развитии личности, т.к. типологизация подростков строится либо на основе проявления одной или нескольких причин проявления негативизма, либо степени / качества проявления негативных тенденций в развитии личности, типа поведения и т.д. Естественно, что эти критерии не могут служить основой для типологизации, претендующей на максимальный учет возможных видов негативных тенденций, поскольку каждый из них рассматривает виды негативных тенденций с какой-то одной стороны, не учитывая всех факторов влияния на развитие и формирование личности. Таким образом, единый комплекс видов и признаков негативных тенденций до сих пор остается неразработанным вследствие отсутствия единой основы типологизации, а также трудности общего охвата многочисленных отклонений в развитии личности подростков. Такой основой могла бы послужить классификация причин возникновения отклонений в развитии личности подростков, позволяющая максимально полно идентифицировать возникающие негативные тенденции в ходе их реверсивной корреляции с внешними и внутренними факторами, совокупно влияющими на личностное развитие подростков, а также проявляться набором релевантных признаков, характеризующих данные негативные тенденции.

Итак, пользуясь нашей классификацией причин возникновения отклонений в развитии личности подростков как основой для типологизации видов и признаков личностных отклонений и не претендуя на ее полную завершенность, мы выделяем следующие виды негативных отклонений в развитии личности подростков: природный, познавательный, педагогический, связанный с ошибками в семейном воспитании, педагогический, связанный с ошибками в учебно-воспитательной работе, организационный, социальный, мотивационно-потребностный, ценностный, поведенческий, возрастной, индивидуально-психологический. Признаки данных видов негативных тенденций представляют собой определенный набор негативных личностных характерологических и поведенческих особенностей, выявляемых при личном контакте с ребенком, с помощью различных опросников и показателей академической успеваемости. Названные выше признаки могут незначительно отличаться друг от друга и характеризовать разные виды негативных тенденций, т.к. причины, вызывающие отклонения в личностном развитии подростков, имеют совокупное влияние, образуя систему внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов воздействия на подростка. Как следствие, возникающие виды негативных тенденций, взаимодействуя между собой, начинают трансформироваться, образуя сложный конгломерат негативных черт характера и отклоняющегося поведения. Таким образом, в личности подростка может находиться целый комплекс различных видов негативных тенденций, что затрудняет процесс перевоспитания, требует постоянной корректировки педагогических воздействий и прогностического анализа коррекционной работы. Идентификация видов негативных отклонений в развитии личности подростков показывает, что:

1) негативные тенденции, возникшие в процессе развития личности, взаимосвязаны и подвержены взаимному влиянию таким образом, что при отсутствии полноценной коррекционной работы усугубляют трудность ребенка, приводя к возникновению новых негативных тенденций в развитии его личности; первичные отрицательные явления возникают вследствие неудач в деятельности и отношениях, недостаточного развития положительных качеств личности;

2) отклонения в развитии личности имеют системный характер. Активность данной структуры отрицательных образований направлена против воздействия извне, что позволяет судить о ее целостности и интегративности в развитии личности, а также ее противопоставленности среде. Таким образом, коррекция рассматриваемых отклонений возможна только при условии организации комплекса мероприятий, в основе которых лежит индивидуально-личностный подход и которые направлены не только на преодоление негативных проявлений в личностном развитии подростка, но и на создание положительных тенденций в развитии личности;

3) негативные образования в развитии личности могут коррелировать с оказываемым извне воздействием, либо усугубляясь и приводя к новым нежелательным отклонениям, либо трансформируясь с учетом нормального развития личности, а также вызывать определенные изменения в состоянии системы в обоих случаях;

4) система негативных тенденций в развитии личности не исключает возможность управления извне. Установление обратной связи с системой позволяет вовремя корректировать оказываемое на нее воздействие. В противном случае неправильное коррекционное влияние может только усугубить и усилить ее противодействие педагогическим мерам.

Таким образом, преодоление негативных тенденций в развитии личности подростка будет эффективным, если системе негативных образований в развитии личности будет отвечать комплекс организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков, опирающийся на деятельностный, личностный, ценностный и системный подходы.

Система организационно-педагогических условий как основа коррекции негативных тенденций в развитии личности подростков

Выделение комплекса организационно-педагогических условий коррекции негативных тенденций в развитии личности подростков предполагает опору на следующие методологические подходы: личностный, деятельностный, ценностный и синергетический. Выбор данных подходов был сделан, исходя из следующих положений.

Во-первых, именно в процессе деятельности человек получает жизненный опыт, познает окружающую действительность, приобретает умения и навыки, формируются его умственные, эмоциональные, волевые качества, развиваются способности и т.п.

Во-вторых, именно личностный подход дает возможность субъект-субъектных отношений, а также учета и проведения коррекционной работы по имеющимся в развитии личности подростка видам негативных тенденций, поскольку, не зная с чем он имеет дело, педагог работает «вслепую», что ведет к педагогическим ошибкам и усугубляет личностный негативизм подростка.

В-третьих, качество принятых подростком ценностей может быть критерием нормального развития его личности. Искаженные ценностные ориентации являются следствием асоциального опыта личности и неразвитой системы мотивов и потребностей. Соответственно, при организации работы по преодолению негативизма в развитии личности необходимо предоставить подростку возможность накопить положительный жизненный опыт, развить его мотивационно-потребностные и ценностно-ориентационные качества.

В-четвертых, решение проблемы преодоления негативных тенденций в развитии личности должно опираться на синергетический подход, предполагающий работу с корректируемой открытой, постоянно изменяющейся системой личностных качеств, точечной трансформацией воспитательных воздействий с учетом изменения личности подростка, прогнозированием дальнейших воспитательных мер и подготовкой основы для саморазвития и самовоспитания.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность обстоятельств, являющихся результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания и методов коррекции, прямо и опосредованно воздействующих на результат процесса преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка через внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые причины, вызвавшие данные негативные отклонения. В определении учтены две основные составляющие обстоятельств, прямо и опосредованно воздействующих на результат процесса преодоления негативизма в развитии личности подростков: элементы содержания и методы преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков.

В качестве организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности мы выделили:

  1. самореализацию в личностно значимой общественно ценной деятельности;
  2. общение с природой, культурой и искусством с целью раскрытия личностного потенциала и познания окружающей среды;
  3. регулярную оценку состояния подростка и через нее корректировку работы с ним.

Оценка эффективности использования выделенного комплекса организационно-педагогических условий преодоления отклонений в развитии личности подростков определялась на основе экспериментальной работы с детьми подросткового возраста, результаты экспериментальной работы сравнивались с результатами традиционной работы, проводимой параллельно с контрольными группами подростков. Всего в эксперименте участвовали подростки 4 контрольных и 3 экспериментальных групп (всего 120 подростков), 10 педагогов, психолог. Перед проведением эксперимента были разработаны критерии оценки «трудности» подростка, проведена теоретическая подготовка принимающих участие в эксперименте педагогов. Необходимым и целенаправленным в работе с подростками, имеющими отклонения в личностном развитии, стало использование следующих методов воспитательной работы: 1) организация личностно значимой общественно ценной деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности; 2) развитие интеллектуальных способностей и поэтапная замена ложных ценностей; 3) поручения и товарищеская помощь; 4) обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростка; 5) контроль и самовоспитание. В соответствии с принятыми методами были выбраны средства преодоления отклонений в развитии личности подростков и подготовлен план воспитательных мероприятий. В ходе коррекционной работы было важно 1) учитывать три составляющие личности: культурную, социальную и природную; 2) использовать формы и методы работы, направленные на социальную адаптацию, расширение кругозора, умение работать в команде, что способствует самореализации в личностно значимой деятельности, помогает в самовоспитании и саморазвитии; 3) проводить профилактическую работу по сохранению здоровья, развитию физических и умственных задатков; 4) организовать личностно значимую общественно ценную деятельность, включающую в себя творчество и общение с природой, культурой и искусством; 5) поддерживать равноправный, уважительный, творческий диалог между воспитанником и воспитателем. Основным показателем эффективности применяемого комплекса организационно-педагогических условий преодоления негативных тенденций в развитии личности подростков стала замена негативных характерологических и поведенческих признаков негативных тенденций на положительные, в частности, из речи подростков экспериментальной группы исчезли жаргонизмы, нормализовались отношения со сверстниками, повысилась академическая успеваемость, наметились положительные тенденции в поведении и т.п. Экспериментальная работа была направлена на начальную коррекцию и не предполагала полного преодоления негативных тенденций в личности подростков, участвующих в эксперименте, поскольку данный процесс не имеет временных границ и может проводиться на протяжении длительного времени.


Библиографическая ссылка

Суворова Е.В., Ахметзянова Т.Л., Потрикеева Е.С. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27589 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674