Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Савенкова Е.Н. 1 Ефимов А.А. 1 Алексеев Ю.Д. 1 Гавриченко Е.П. 1 Авдеева О.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России»
Учебно-исследовательская работа студентов медицинских вузов является одной из основных составляющих процесса обучения. Для реализации стандартов третьего поколения необходимо перераспределение часов в пользу увеличения доли самостоятельной работы. Целью работы явилось проведение анализа организации и эффективности учебно-исследовательской работы обучающихся Саратовского государственного медицинского университета. Исследование проведено методом анкетирования 304 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов для выяснения их осведомленности, степени участия в учебно-исследовательской работе и мнения о перспективности или неэффективности некоторых ее форм. Все студенты знакомы с различными формами учебно-исследовательской работы обучающихся, многие принимали участие в их выполнении. Наиболее перспективными формами студенты считают проектирование, подготовку видеофильмов, презентаций и ситуационно-ролевые игры, безуспешными – написание рефератов и литературных обзоров. Наиболее значимыми результатами учебно-исследовательской работы, по мнению студентов, являются развитие способности к самообразованию и саморазвитию, получение навыков работы с литературой, применения теории на практике. Результаты анализа организации и эффективности учебно-исследовательской работы обучающихся обозначили вектор ее развития и совершенствования, что необходимо учитывать в дальнейшей оптимизации учебно-исследовательской работы в вузе, как неотъемлемой части учебного процесса.
учебно-исследовательская работа обучающихся
студенты
высшее образование
1. Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года: Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926 [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2017/926.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
2. Гузанов Б.Н. Самостоятельная работа студентов как основа формирования компетенций в условиях многоуровневой подготовки / Б.Н. Гузанов, Е.И. Пустовалова, Е.В. Выгузова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – №3. – С. 65-72.
3. Организация и формы самостоятельной работы обучающихся медицинского вуза в условиях компетентностного подхода / Дьяченко Е.В. [и др.] // Научный диалог. – 2015. –№4 (40). – С. 76-89.
4. Журавская Н.Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4. – С. 30-33.
5. Самостоятельная работа студентов как ведущая форма организации учебного процесса на стоматологическом факультете / Т.В. Гайворонская [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4 (1). – С.74-78.
6. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов как формы учебного процесса в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. – 2015. – №4 (23). – С. 200-204.
7. Федорова Е.В. Учебно-исследовательская работа по специальности «Медико-профилактическое дело» / Е.В. Федорова, А.В. Слободенюк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – №2. – С. 17-21.
8. Ефимов А.А. Инновационные методы преподавания судебной медицины в медицинских вузах / А.А. Ефимов, Е.Н. Савенкова, Л.М. Курзин // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. – 2015. – №6 (20). – С. 1724-1725.
9. Квест-технологии в преподавании современной медицины / В.М. Попков [и др.] // Медицинское образование и вузовская наука. – 2017. – №10. – С. 51-55.

Продолжающаяся в последние годы модернизация высшего образования в России в контексте непрерывного медицинского и фармацевтического образования обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни. Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через: освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»); индивидуальную познавательную деятельность («самообразование») [1]. С этих позиций «формальное образование» предполагает развитие у студентов способности к самообучению, саморазвитию, активному получению знаний.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения направлена на подготовку конкурентоспособных, инициативных, творческих специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту. Эта задача может быть решена путем концептуального пересмотра образовательного процесса с переходом от существовавшего ранее обучения в виде пассивного восприятия студентом готовых знаний, предоставляемых преподавателем, к процессу образования в виде активного получения знаний обучающимся, способным и готовым самостоятельно сформулировать проблему, провести анализ путей ее решения, найти оптимальный результат, сформулировать и доказать полученные выводы. В этой связи основополагающей в учебном процессе становится самостоятельная работа обучающихся [2-4]. Словами древнего китайского философа Конфуция (551-479 гг. до н.э.): «То, что я слышу, - я забываю, то, что я вижу, - я запоминаю, то, что я делаю, - я умею».

В связи с чем изменилось соотношение аудиторной и самостоятельной работы: 1/3 академических часов от общей трудоемкости основной образовательной программы отводится на самостоятельную работу обучающихся. Однако само по себе перераспределение часов в пользу увеличения доли самостоятельной работы не способствует заложению основ саморазвития, самообучения и самоорганизации, поскольку уменьшение объема аудиторной работы не всегда может быть компенсировано реальным и эффективным самостоятельным обучением. Ориентация на практико-ориентированную профессиональную компетентность выпускников вуза требует принципиального изменения учебно-воспитательного процесса, в первую очередь оптимизации самостоятельной работы, разработок учебно-методического обеспечения в этом направлении. Основная проблема заключается в отсутствии в предлагаемых образовательных стандартах каких-либо требований к формам, организации и контролю одной из важнейших составляющих современного образования – самостоятельной работы обучающихся.

Реализация самостоятельной работы может осуществляться в процессе взаимодополняющих и пересекающихся этапов: на аудиторных занятиях, вне аудитории в результате контактной работы с преподавателем в виде консультаций, индивидуальных заданий, ликвидации задолженностей, а также внеаудиторно без непосредственного контакта с преподавателем [5; 6].

Одной из форм обучения является учебно-исследовательская работа обучающихся (УИРО) - система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов и обеспечивающая получение качественной профессиональной подготовки. Учебно-исследовательская деятельность состоит из последовательных этапов: определения проблемы, постановки цели и задач, анализа имеющейся информации, организации и проведения исследования, получения результатов и формулирования выводов [7]. Знания, которые получает обучающийся в процессе УИРО, в отличие от научно-исследовательской деятельности, являются субъективно новыми только для него.

Организация самостоятельной работы обучающихся в форме учебно-исследовательской деятельности направлена на обучение использованию новых технологий сбора и обработки данных, полученных самостоятельно или при работе с литературой; развитие умения грамотно представлять изученный материал и результаты собственных исследований в соответствии с требованиями в науке; освоение основных навыков исследовательской работы, творческий подход при выполнении исследования. Модернизация высшего образования с переходом на образовательные стандарты нового поколения определяет УИРО как один из необходимых элементов в структуре обучения. Умения и навыки работы с учебной, методической и научной литературой по выбранной проблематике, анализ теоретического и эмпирического материала, продуцирование умозаключений и доказательств на основе проведенного анализа являются базовыми компетенциями будущего выпускника вуза.

В научной педагогической литературе широко обсуждается вопрос об эффективности и преимуществах различных форм учебно-исследовательской работы [8; 9] и методах контроля, повышающих активность студентов в выполнении таких заданий [6]. Однако эффективность процесса самообучения зависит не только от формы самостоятельной работы, но и от внутренних факторов, способствующих положительной мотивации и активизации УИРО. К таким факторам относят полезность выполняемой работы с точки зрения студента, участие обучающихся в творческой деятельности, применение активных игровых педагогических приемов, использование мотивирующих факторов контроля знаний, поощрение за успехи, индивидуализация знаний и др. [5].

Кроме этого, следует учитывать особенности современного времени с широкими возможностями и бурным развитием информационных технологий, которыми быстро овладевает молодежь, а главное, с которыми интересно работать студентам.

Целью данной работы явилось проведение анализа организации и эффективности учебно-исследовательской работы обучающихся Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

Исследование проводилось методом анкетирования студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов.

Поскольку непосредственными потребителями такого педагогического продукта, как учебно-исследовательская работа, являются обучающиеся, для выяснения их осведомленности, степени участия в учебно-исследовательской работе, перспективности или неэффективности некоторых форм УИРО с точки зрения студенческой аудитории были проанкетированы 304 студента лечебного и педиатрического факультетов, обучающихся на 6 курсе в 2017-2018 учебном году.

В анкете были обозначены следующие формы учебно-исследовательской работы: написание рефератов, литературных обзоров, участие в проектировании, изготовлении таблиц, препаратов, подготовка видеофильмов и мультимедийных презентаций, решение ситуационных задач, ситуационно-ролевые игры, деловые игры, написание историй болезни, перевод иностранной научной литературы. Из указанных форм УИРО студентам предлагалось выбрать знакомые виды и те, в которых принимали участие. Кроме обозначенных, студенты могли добавить любую другую известную им форму учебно-исследовательской работы. Далее предлагалось указать, какие виды УИРО студент считает безуспешными, а какие наиболее перспективными и интересными. Оценка студентами эффективности УИРО проводилась по наиболее значимым, с их точки зрения, результатам для последующей профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования была создана база данных в среде электронных таблиц Microsoft Excel. Для обработки полученного материала по каждой предложенной форме учебно-исследовательской работы абсолютные значения переводили в относительные показатели, определяя частоту встречаемости ответов, которая выражалась в процентном отношении к общему количеству проанкетированных студентов.

Сравнительный количественный анализ и построение диаграмм проводили в среде электронных таблиц Microsoft Excel пакета прикладных программ Microsoft Office 2010.

В результате проведенного анкетирования обучающихся можно заключить, что все студенты знакомы с различными формами учебно-исследовательской работы. Распределение ответов студентов об осведомленности, степени участия в различных видах УИРО, их мнения о перспективности и безуспешности различных ее форм представлены в таблице.

Распределение ответов студентов об осведомленности, участии, перспективности и безуспешности различных форм УИРО (%)

Формы УИРС

Известны

Принимали участие

Безуспешные

Перспективные

Написание рефератов

96

86

56,3

8,7

Составление обзоров литературных источников

53,7

20

40,9

22,1

Участие в проектировании, изготовлении таблиц, препаратов

61

20

10

44,3

Подготовка видеофильмов, мультимедийных презентаций

81,2

63,7

8,7

54,3

Решение ситуационных задач

57

42,9

9,3

27,5

Ситуационно-ролевые игры

45,6

19

14

48,3

Деловые игры

29,5

13,4

20

29,5

Написание историй болезни

66,4

66,4

19,4

17,4

Перевод иностранной научной литературы

35,6

3,3

18,7

28,1

 

Следует отметить хорошую осведомленность студентов относительно различных форм и методов реализации учебно-исследовательской работы обучающихся. Подавляющее большинство анкетированных студентов участвовали в написании рефератов и историй болезней, в подготовке видеофильмов и мультимедийных презентаций. В меньшей степени студенты знакомы с такими формами УИРО, как перевод иностранной литературы, деловые игры, проектирование и составление обзоров литературных источников.

Интересные результаты были получены при сравнении форм УИРО с позиций знания о них, участия в их выполнении и степени заинтересованности (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов студентов о различных формах УИРО с позиций знания, участия, интереса

Например, с такой формой, как рефераты, знакомы подавляющее количество студентов, почти столько же их выполняет, но интерес при этом минимальный. Возникает закономерный вопрос об эффективности этой формы и целесообразности ее применения в дальнейшем.

На разных кафедрах формы и методы реализации УИРО не идентичные, да и не могут подлежать унификации в связи со спецификой и особенностями преподаваемых дисциплин. Наиболее перспективными и интересными формами учебно-исследовательской работы, с точки зрения студенческой аудитории, являются проектирование, подготовка видеофильмов, мультимедийных презентаций и ситуационно-ролевые игры, которые заслуживают внимания и необходимость усиления внедрения в учебный процесс. Это свидетельствует о необходимости увеличения доли УИРО с применением инновационных, интересных для студентов форм, но без ущерба качества предоставляемой информации в учебном процессе. На наш взгляд, анализ заинтересованности студентов в выполнении тех или иных форм УИРО позволит определить кафедральным коллективам приоритетные направления в дальнейшей актуализации УИРО в зависимости от преподаваемой дисциплины, поскольку активность студентов и эффективность их работы, безусловно, напрямую зависят от заинтересованности.

На наш взгляд, показательными оказались результаты опроса студентов относительно безуспешности тех или иных форм УИРО. Безуспешными наибольшее количество студентов посчитали такие формы работы, как написание рефератов и составление обзоров литературных источников. Многие студенты, указавшие некоторые виды УИРО как безуспешные, сами ни разу не принимали в них участие (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов студентов о безуспешности УИРО и доля студентов, не принимавших участия в указанных формах

Например, из анкетируемых, посчитавших безуспешным перевод иностранный научной литературы, ни один студент не участвовал в этом виде работы. Почти аналогичные результаты получены относительно проектирования, написания обзоров, подготовки презентаций и игровых форм УИРО: более 70% студентов, указавших эти виды как безуспешные, не выполняли их ни разу. На наш взгляд, преподавателям следует обратить внимание на этот факт, поскольку преподавание является двусторонним процессом, и вовлеченность студентов в обучение зависит от умения обозначить и объяснить важность и полезность выполняемой работы, рассказать о преимуществах тех или иных форм обучения, о взаимодополнении их друг другом. Следует отметить, что 8% студентов ответили, что безуспешных форм УИРО не существует.

Эффективность учебно-исследовательской работы обучающихся в университете в целом была оценена студентами положительно. Оценка эффективности УИРО проводилась по наиболее значимым результатам, которые получили студенты, по их мнению, при выполнении различных форм учебно-исследовательской работы во время обучения в СГМУ. Развитие способности к самообразованию и саморазвитию выделили 67,1% студентов, обучение работе с учебной и научной литературой – 40,2%, применение теоретических навыков на практике – 38,9%, формирование интереса к исследовательской деятельности отметили 34,8%, отработку практических навыков по изучаемой дисциплине – 29,5%, знакомство с современными методами проведения исследований – 27,5%. Менее значимыми оказались формирование интереса к аналитической деятельности (20,8%) и навыков инновационной деятельности в лечебной работе (16,7%). Многие указывали положительное значение УИРО для последующей профессиональной ориентации при выборе узких специальностей, что, на наш взгляд, является достаточно важным в рамках концепции непрерывности профессионального образования. Только 1,8% всех анкетированных студентов посчитали учебно-исследовательскую работу неэффективной и никаких значимых результатов для себя не отметили.

Кроме вопросов, анкетированным было предложено высказать пожелания и предложения по совершенствованию учебно-исследовательской работы в университете. Обобщая предложения студентов, для совершенствования учебно-исследовательской работы целесообразно увеличивать количество игровых форм с использованием интерактивных методов, больше стараться применять теоретические знания на практике, внедрять дистанционное преподавание теоретического материала через образовательный портал, использовать IT-технологии, учитывать заинтересованность обучающихся в выполнении различных работ и по возможности поощрять студентов за активность в УИРО.

Таким образом, результаты анализа организации и эффективности учебно-исследовательской работы обучающихся в СГМУ обозначили вектор дальнейшего развития и совершенствования форм УИРО с выделением наиболее перспективных из них. Это необходимо учитывать в дальнейшей оптимизации УИРО при обучении в рамках многоуровневой системы подготовки. Учебно-исследовательская работа студентов, являясь неотъемлемой частью учебного процесса, должна ориентироваться на изменение условий образовательной среды, связанной в основном с применением в учебном процессе инновационных методов с использованием IT-технологий и повышением участия и роли обучающихся в приобретении компетенций. Это должно способствовать повышению интереса студентов к исследовательской деятельности с обязательным применением современных методов проведения экспериментальных и теоретических исследований, а навыки самостоятельной теоретической и практической работы основываться на адекватном применении современных методов исследований.


Библиографическая ссылка

Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Алексеев Ю.Д., Гавриченко Е.П., Авдеева О.С. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27612 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674