Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Пелихова А.В. 1
1 Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты организации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании, задачи, возможности и предполагаемые результаты их внедрения. Цель статьи состоит в исследовании основ здоровьесберегающего образования. В предложенной статье всесторонне обосновывается актуальность исследуемой проблемы. Обосновываются некоторые тенденции современного образования на поддержание здоровья детей, становление основ здорового образа жизни, культуры здоровья. В статье исследуются нормативно-правовые, научно-теоретические, психолого-пелагические основы применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании. Анализируются основные нормативно-правовые документы, определяющие здоровьесберегающие задачи образования и социальный заказ общества. В статье уточняется понятие «педагогическая технология», раскрываются ее критерии и особенности. Раскрываются различные трактовки понятий «здоровьесберегающие» и «здоровьеформирующие технологии». Проводится анализ научно-теоретической базы реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании. Выделяются основные структурные компоненты здоровьесберегающих технологий. Приводится классификация здоровьеформирующих технологий и анализируются особенности их реализации. Анализируются взаимосвязи и различия применения терминов «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьеформирующие образовательные технологии». Некоторые результаты проведенных исследований, выводы и рекомендации могут быть востребованы педагогами в различных образовательных организациях.
здоровьеформирующие технологии
здоровьесберегающие технологии
педагогические технологии
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ [Электронный ресурс] // Минобрнауки. РФ: сайт. - URL: http://www.minobr74.ru/ (дата обращения: 02.04.2018).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-17.
4. Профессиональный стандарт педагога. Министерство образования и науки. 12.02.15. [Электронный ресурс] // Минобрнауки РФ: сайт. - URL: http://www.minobr74.ru/ (дата обращения: 01.04.2018).
5. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет». – СПб., 2009. - 251 с.
6. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. - М.: Народное образование, 2011. - 144 c.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающая педагогика. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 399 с.
8. Петров В.О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ростовский государственный педагогический университет. – Ростов н/Д, 2005. - 201 с.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2009. - 320 с.
10. Борисов А.А., Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 375-377.
11. Безруких М.М., Сонькин В.Д. и др. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения / Центр образования и здоровья Минобразования РФ. – М.: Триада-фарм, 2002. – 117 с.

Гуманистическая направленность образования предполагает создание комфортных здоровьесберегающих условий. Бесспорно, что полноценное здоровье является базой дальнейшего личностного и социального развития человека. Права детей на сохранение здоровья нашли свое отражение во многих нормативно-правовых документах международного, отечественного и локального уровня. Конвенция о правах ребенка подчеркивает, что ребенок имеет права на жизнь и здоровое развитие. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ закрепляет государственное обеспечение права детей на охрану здоровья, отдых и оздоровление [1]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ содержит статью, в которой раскрываются основные аспекты охраны здоровья детей, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом [2].

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей [3]. Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог дошкольного образования участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивает безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации [4]. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена объективной необходимостью разработки системы здоровьесберегающих технологий и мероприятий по формированию здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования и недостаточной разработанностью некоторых методологических аспектов темы. Перед современным образованием стоит задача обеспечить не только высокий уровень знаний, но и физическое, психическое и социальное здоровье человека, обеспечивающие дальнейшую личностную успешность. Актуальность темы также определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который физически и психологически развит, устойчив, осознанно и бережно относится к своему здоровью. Острота темы также заключается в непреходящей ценности здоровья, сохранение и укрепление которого зависит от позиции самого ребенка (его знаний, умений, действий) по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, от овладения простыми методами и приемами его поддержания, т.е. от освоения культуры здоровья как важной части общечеловеческой культуры.

Общепризнанно, что система дошкольного образования является важным ресурсом формирования здоровьесберегающего поведения, здоровья и здорового образа жизни в единой образовательной системе [5, с. 4]. Возрастающее внимание к проблеме оздоровления детей очевидно при анализе научной литературы и практического опыта дошкольного образования по данной теме. Обширный спектр вопросов, имеющих значение для научного исследования теории и практики оздоровления детей в дошкольной образовательной среде, а также текущее состояние проблемы раскрыто во множестве работ. Различным аспектам оздоровления детей дошкольного возраста посвящены работы В.П. Казначеева, В.Т. Кудрявцева, И.И. Брехман, Е.А. Лисиной и др. Педагогические теории и концепции здоровьесберегающего образования и здоровьесберегающие технологии раскрыты в работах М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Г.К. Селевко, Н.К, Смирнова, В.И. Ковалько, О.В. Петрова и др. Таким образом, проблема актуальна и не теряет своей принципиальной значимости.

Цель исследования: поиск и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для решения задач оздоровления детей.

Методы: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей.

Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации и решения подобных задач в науке и практике применяется понятие «здоровьесберегающая технология». Рассмотрим его более подробно.

Понятие «педагогическая технология» активно разрабатывалось в педагогической науке. В понятие педагогической технологии включаются: философская основа; содержательная часть образования (цели и задачи образования, принципы и содержание учебного материала); технологическая часть (организация образовательного процесса, методы, приемы и формы образовательной деятельности; диагностика).

По взглядам Г.К. Селевко, каждая педагогическая технология должна соответствовать основным методологическим критериям.

Концептуальность предполагает, что технология основывается на какой-либо научной концепции, имеющей философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование реализации образовательных подходов.

Системность включает логику процесса, взаимосвязи всех его частей, структурность и целостности как признак системы.

Управляемость основывается на поэтапной диагностике, целеполагании, прогнозировании проектирования процесса образования, варьировании педагогическими средствами, возможной коррекции достигнутых результатов.

Эффективность предполагает приемлемость по затратам, обеспечение достижения конкретного стандарта образования.

Возможность воспроизведения педагогической технологии в других подобных образовательных организациях, с другими субъектами обеспечивается ее воспроизводимостью [6, с. 99].

Здоровьесберегающие технологии являются важной частью общей системы современных педагогических технологий. Анализ основных литературных источников выявляет следующие трактовки понятия «здоровьесберегающая технология».

В.И. Ковалько рассматривает здоровьесберегающие технологии, как педагогическую деятельность, иначе строящую отношения между образованием и воспитанием, перемещающую воспитание в плоскость человекоформирующего и жизнеобеспечивающего процесса, предполагающего сохранение и приумножение здоровья ребёнка [7, с. 123].

По О.В. Петрову, здоровьесберегающая образовательная технология - система, реализующая оптимально необходимые условия для поддержания и развития различных видов здоровья всех субъектов образования. Петров выделяет следующие структурные компоненты данных технологий.

  • Использование диагностических данных о состоянии здоровья детей в процессе реализации образовательной технологии, ее корректировка в соответствии с новыми фактами.
  • Разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям психических и физиологических процессов детей определенного возраста.
  • Поддержание комфортной эмоционально-психологической атмосферы во время реализации технологии.
  • Применение многообразных видов и форм здоровьесберегающей деятельности детей, ориентированных на сбережение и повышение ресурсов здоровья, трудоспособности [8, с. 84].

По мнению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системный подход к обучению и воспитанию, основанный на намерении педагогов не нанести ущерб здоровью детей. Смирнов также отмечает, что здоровьесбережение не должно быть основной и единственной целью образования, а может быть условием, одной из важных задач достижения определенной цели. Определение «здоровьесберегающая» может относиться к каче­ственной характеристике некоторой образовательной технологии, демонстрирующей, насколько при ее реализации выполняется задача сохранения здоровья основных субъектов обра­зовательного процесса – детей, педагогов, родителей, либо закрепляющей соответ­ствующее преимущество в идеологии и принципах педагогической деятельно­сти [9, с. 15].

Подходя к вопросу классификации здоровьесберегающих технологий, отметим, что в большом спектре данных технологий, осуществимых в системе образования, различают некоторые группы, отличающиеся своеобразным подходом к охране здоровья и разными средствами и формами работы. Нам представляется подходящей классификация, разработанная Н.К. Смирновым.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии условно разделяются на четыре группы.

  1. Защитно-профилактические технологии. Ориентированы на защиту организма от опасных для здоровья воздействий среды. Сюда можно включить: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; вакцинации и другие лечебно-профилактические мероприятия; контроль за учебной нагрузкой и ограничение предельного ее уровня, исключающего наступление состояния переутомления детей; профилактики травм и др.
  2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Применяются для компенсации недостатков того, что необходимо человеку для полноценной жизнедеятельности, для полной или частичной нейтрализации негативных влияний окружающего мира. К ним относят: физкультминутки и физкультурные паузы, в некоторой степени снижающие неблагоприятное воздействие статичности занятий, недостаточность двигательной нагрузки, эмоциональные паузы, или «минутки релаксации», уменьшающие стрессовые воздействия, психоэмоциональную нагрузку.
  3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать и использовать ресурсы организма человека для выхода из нежелательного состояния. Наиболее распространенные примеры: температурное водное и воздушное закаливание, физические нагрузки, различные варианты дыхательных гимнастик, элементы массажа и самомассажа, ароматерапии и др.
  4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают детям уровень образованности, требующийся для продуктивной заботы о здоровье своем и окружающих людей, помогают в формировании культуры здоровья на личностном и социальном уровне. Данные технологии реализуются при проведении образовательных и просветительских мероприятий и занятий.

В современных научных исследованиях все чаще встречается понятие «здоровьеформирующие технологии». Н.К. Смирнов определяет здоровьеформирующие образовательные технологии как совокупность разнообразных психолого-педагогических технологий, методик, методов, ориентированных на воспитание у детей личностных и культурных качеств, способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностных представлений о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни [9, с. 97]. Борисов А.А., Сыромятникова Л.И., Борисова Л.П. считают, что здоровьеформирующие технологии в образовании – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, ориентированный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни [10, с. 375-377]. Представленные исследователи также приходят к выводу, что в образовательной системе становятся приоритетными не только знания, но и физическое, психическое и нравственное состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека. Безруких М.М. и Сонькин В.Д. предлагают следующие условия реализации здоровьеформирующих технологий:

отсутствие стресса и эмоционального перенапряжения в образовательном процессе;

адекватность требований, соответствие методик обучения и воспитания здоровьесберегающим критериям;

целесообразная организация образовательного процесса (предполагающая согласованность с индивидуальными психофизиологическими особенностями и гигиеническими нормами);

соответствие разных видов нагрузок реальным возрастным возможностям ребенка;

валеологическое просвещение, способствующее осознанному, информированному поведению в вопросах сохранения здоровья;

необходимый, достаточный и рационально организованный и индивидуально адаптированный двигательный режим [11].

Несмотря на некоторые различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и «здоровьеформирующие образовательные технологии», использование некоторыми авторами понятия «здоровьеформирующие педагогические технологии» подчеркивает развивающий, формирующий потенциал и функционал данных технологий. Мнения большинства специалистов сходятся в том, что проектирование, разработка и дифференциация данных технологий является важнейшей составляющей частью деятельности по сохранению и приумножению здоровья детей. Мы придерживаемся мнения, что здоровьеформирующие технологии должны осуществляться как результат деятельности педагога по организации определенных условий для укрепления здоровья и в виде самоорганизации и самореализации ребенка, представляя собой обоюдную взаимосвязанную работу взрослого и ребенка.

Понятия «здоровьесберегающая» и «здоровьеформирующая» образовательные технологии взаимосвязаны и образуют единое образовательное пространство, предполагающее взаимозависимость всех факторов образовательной среды, направленных на поддержание здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Выводы. Таким образом, применение совокупности разнонаправленных здоровьесберегающих технологий обеспечивает оптимальное здоровьесберегающее образование, сохраняющее здоровье каждого субъекта образования. Разработка психолого-педагогических аспектов реализации здоровьесберегающих технологий представляет собой важное условие развития образования. Внедрение подобных технологий должно начинаться на первом уровне образования. Следует подчеркнуть, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, направленных не только на всестороннее оздоровление ребенка, но и на воспитание здорового образа жизни, который закладывается с дошкольного возраста, поскольку знания и личностные качества, заложенные с детства, часто оказываются наиболее постоянными и активно влияют на все последующие этапы развития личности. Образовательные организации действуют на основах естественно-социальной базы здоровья и, осознавая ответственность общества за здоровье детей, решают задачи по формированию здоровья и культуры здорового образа жизни, оказывают значительное влияние на формирование системы знаний, умений и ценностей в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов развития и приумножения здоровья.


Библиографическая ссылка

Пелихова А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27674 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674