Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ЮРИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Литвиненко М.В. 1 Чукова Д.И. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК)»
2 ФГБОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина»
В статье рассматриваются направления развития системы профессиональной подготовки специалистов юридического профиля – будущих следователей по расследованию компьютерных преступлений и теоретико-методологическое обоснование необходимости увеличения информационно-технологического блока в подготовке специалистов. По данным фонда «Общественное мнение» и исследованию GfK приведена динамика роста пользователей сети Интернет в Российской Федерации, которая показывает ежегодный прирост аудитории, в том числе за счет старшего поколения. С ростом доли населения, пользующегося Интернетом, возрастает и привлекательность компьютерных преступлений среди мошенников. Этот факт подкрепляется рассмотренными в статье статистикой совершения киберпреступлений и предпосылками к дальнейшему их росту. Отмечена необходимость подготовки специализированных кадров, готовых к расследованию компьютерных преступлений. Также в статье отражены результаты обзора научной и методической литературы с целью обоснования правильности выводов об актуальности формирования профессиональной готовности юристов к деятельности по расследованию компьютерных преступлений. Выявлено, что в данный момент ученые и педагоги не проявляют активного интереса к данному вопросу, и сделан вывод о том, что подготовка специалистов для борьбы с киберпреступлениями будет эффективнее, если будет разработана модель подготовки специалистов юридического профиля к деятельности по расследованию компьютерных преступлений.
безопасность
правовое обеспечение
следователь
юрист
расследование компьютерных преступлений
профессиональная подготовка
киберпреступность
компьютерные преступления
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // Министерство образования и науки РФ: сайт. - URL: https: минобрнауки.рф/документы/4952 (дата обращения: 14.05.2018).
2. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Критерии профессиональной готовности специалиста экономической сферы к виктимологической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26008 (дата обращения: 14.05.2018).
3. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. - 2007. - № 7. - С. 119-121.
4. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17964 (дата обращения: 14.05.2018).
5. Литвиненко М.В. Информационная безопасность и реформы в сфере образования // Приложение к журналу «Известия вузов» «Геодезия и аэрофотосъемка»: сборник статей по итогам научно-технической конференции. - 2009. – № 2-1. - С. 194-197.
6. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий // Информатика и образование. - 2007. – № 8. - С. 121-123.
7. Матюшкина А.В. Особенности и проблемы расследования компьютерных преступлений // Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. – Саранск: ООО «ЮрЭксПрактик», 2017. - Ч. 2. - С. 316-322.
8. Академия СК РФ подпишет с МГУ соглашение по подготовке финследователей // РИА Новости – 2014. - URL: https://ria.ru/society/20141110/1032645135.html (дата обращения: 14.05.2018).
9. Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2017 г. // Фонд общественного мнения – 2017. - URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13783 (дата обращения: 14.05.2018).
10. Исследование GFK: проникновение Интернета в России // Сайт GFK – 2018. - URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 14.05.2018).
11. Сачков И., Медведев А. Расследование компьютерных преступлений // Директор по безопасности. - 2010–2011. - № 12-1 (декабрь–январь). - С. 73-74. - URL: http://expo-itsecurity.ru/upload/iblock/a18/magazineclause.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
12. Рекомендации круглого стола Комитета Государственной думы по энергетике на тему: «Перспективы развития вопросов информационной безопасности топливно-энергетического комплекса и законодательные аспекты обеспечения безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса»: утверждены Решением Комитета по энергетике № 3.25-5/14 от 27.01.17 // Сайт Комитета Государственной думы по энергетике. - URL: http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/item/69998/ (дата обращения: 14.05.2018).
13. Медведев заявил о недостатке сил у России для борьбы с киберпреступностью // Взгляд: деловая газета. – 2016. - URL: https://vz.ru/news/2016/6/3/814274.html (дата обращения: 14.05.2018).
14. Егоров И. Киберпрокурор // Российская газета - Федеральный выпуск. – 2017. - № 7356 (190). - URL: https://rg.ru/2017/08/24/iurij-chajka-rasskazal-v-briks-o-borbe-s-internet-prestupnostiu.html (дата обращения: 14.05.2018).
15. Поляков В.В. Особенности подготовки специалистов для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. - № 2-1. - С. 96-97.
16. Саблин Д.А. Формирование профессиональной готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2013. – 285 с.
17. Кириллова С.А. Формирование профессиональной готовности студентов технического вуза к работе с иноязычными информационными системами: дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2008. – 152 с.
18. Агаева А.В. Формирование коммуникативной готовности к профессиональной деятельности студентов-юристов в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2013. – 216 с.
19. Тажеев А.А. Развитие профессиональных компетенций будущих юристов средствами гуманитарных дисциплин: дис. …канд. пед. наук. – Челябинск, 2016. – 185 с.
20. Бондарева О.А. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции: дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2013. – 253 с.
21. Рудько Е.А. Формирование в вузе основ профессионально-математической компетентности специалистов юридического профиля: дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 199 с.
22. Ушаков А.Р. Информационные технологии в профессиональной переподготовке сотрудников ФСКН РФ: дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2012. – 227 с.
23. Доколин А.С. Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2017. – 24 с.
24. Меньшеина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов – будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ульяновск, 2016. – 26 с.
25. Таренко Л.Б. Формирование аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ульяновск, 2016. – 26 с.
26. Иотова В.Ю. Формирование готовности к работе с новыми информационными технологиями у студентов информационно-библиотечных факультетов в вузе: дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 215 с.
27. Горбунов А.И. Формирование профессиональной компетентности в области информационной безопасности у будущих экономистов в условиях вузовского образования: дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2012. – 186 с.
28. Самарский А.В. Компетентностный подход в подготовке специалистов по информационной безопасности: дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 176 с.

В концепции развития образования до 2020 г. [1] говорится о том, что необходимо кардинально совершенствовать модели образования, модернизировать образовательные программы, технологии и содержание образовательного процесса. Проводимые реформы высшего образования направлены на то, чтобы готовить специалистов, способных быстро адаптироваться к новым условиям в постоянно меняющимся мире [2-4].

В процессе обучения в вузе студенты должны получать навыки, позволяющие в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности [5; 6]. Квалификация следователей и оперативных сотрудников существенным образом влияет на результаты расследований в сфере компьютерных преступлений. Дефицит квалифицированных кадров в этой сфере в настоящее время является одной из важных проблем расследования киберпреступлений [7]. Криминалистическая особенность компьютерных преступлений заключается в том, что их расследование и раскрытие невозможно без применения и использования компьютерных технологий, соответственно, для подготовки таких специалистов необходимо уделять отдельное внимание блоку дисциплин по компьютерным технологиям и компьютерной безопасности.

Подготовка следователей к расследованию киберпреступлений подразумевает возможность приобретения таких профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят быстро реагировать и искать, фиксировать, изымать и собирать доказательства в электронной форме, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Цель исследования

В настоящей статье представлен анализ наиболее актуальных и перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста юридического профиля. Значимость исследования обусловлена необходимостью разработки новой, ранее не существующей, модели профессиональной подготовки студентов - будущих следователей по расследованию компьютерных преступлений. Это связано с постоянным увеличением количества киберпреступлений, приносящих огромный ущерб экономике страны и несущих угрозу национальной безопасности. Осуществляя анализ перспективных направлений развития профессиональной подготовки специалиста, мы ставим задачу выявить актуальность направления, связанного с компьютерными технологиями и их безопасностью. При проведении обзора литературы по данной тематике выявлено, что данному вопросу уделено недостаточно внимания. В настоящее время в нескольких вузах осуществляется подготовка специалистов, ориентированных на расследования преступлений в сфере экономики и финансов [8]; подготовка специалистов, ориентированных на расследования преступлений в сфере компьютерной информации, пока не ведется. Данный вывод сделан на основе анализа основных образовательных программ и рабочих планов на официальных сайтах вузов, реализующих специальности юридического профиля.

Материал и методы исследования

Современные информационные технологии породили новые формы взаимодействия людей. Интернет позволяет использовать новые технологии обработки и анализа данных, общения и обмена информацией. С годами численность интернет-аудитории только увеличивается. Так, по последним данным фонда «Общественное мнение» [9], в России ежедневно пользуются Интернетом 70,4 млн человек, что составляет 60% от всего населения. Хотя бы раз в месяц выходят в Сеть 81,8 млн человек – 70% от всего населения. Для сравнения: в 2016 году Интернетом ежедневно пользовались 58% населения, а ежемесячно – 68%; в 2015 году – 53% и 66% соответственно. Таким образом, можно сказать о том, что с каждым годом число пользователей сети Интернет в России постоянно растет. График роста представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика проникновения Интернета (в процентах), график фонда «Общественное мнение»

По недавнему исследованию GfK (одной из крупнейших в мире исследовательских компаний, проводящих регулярные всероссийские выборочные опросы населения –всероссийские омнибусы GfK – среди населения России в возрасте от 16 лет и старше по репрезентативной общенациональной выборке) [10], уровень проникновения Интернета по итогам 2017 года составил 72,8% среди населения старше 16 лет, в частности аудитория мобильного Интернета выросла на 20% относительно прошлого года и составляет 56% населения. По итогам года количество пользователей мобильного Интернета составляет 67 млн человек. Такой рост GfK объясняет ростом популярности смартфонов. Более того, мобильные устройства часто являются единственным средством, используемым для доступа в Интернет. Так, к примеру, 13,2% населения пользуются Интернетом только на мобильных устройствах.

Уровень пользования интернетом среди молодежи достиг предельного значения ещё в 2015 году, в связи с этим рост аудитории интернет-пользователей в последнее время происходит за счет старшего поколения. За последний год доля пользователей Интернета в категории людей 55 лет и старше увеличилась на четверть, а доля пользователей мобильного Интернета в той же категории людей увеличилась в 2 раза.

В своём исследовании GfK [10] приводит профиль пользователей Интернета, который представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Профиль пользователей Интернета, по данным исследования GfK

С развитием информационных технологий и увеличением пользователей Интернета появились люди, которые зарабатывают деньги на мошенничестве в сфере высоких технологий. Это уже не любители, которые занимались взломами сайтов ради забавы, а профессиональные группы, которые получают ежемесячно от 1000 и до 15-20 млн долларов [11]. Наблюдается устойчивое усложнение иерархии таких профессиональных групп преступников, повышение их технической оснащенности и уровня маскировки. Данные преступные группы, как правило, ставят своей целью дестабилизацию обстановки потенциального противника, информационную войну, вывод из строя объектов инфраструктуры, нарушение работоспособности целых секторов экономики и нарушение работы коммуникаций и связи [12].

Использование компьютерных технологий и сети Интернет является особенно привлекательным для преступников в связи с тем, что такие технологии позволяют злоумышленникам совершать преступления, находясь на любом расстоянии от жертвы. По этой же причине усложняется выявление и расследование таких преступлений.

Несмотря на рост информационной безопасности в стране, количество компьютерных преступлений и инцидентов компьютерной безопасности также постоянно увеличивается [11]. Преступники, совершая компьютерные преступления, используют знания о современных информационных технологиях, компьютерной технике и программировании, а в России, как заявил премьер-министр Медведев Д.А. на совещании по вопросу «Об информационной безопасности в кредитно-финансовой сфере России», «пока недостаточно опыта и сил, чтобы противостоять киберпреступности, ущерб от которой растет» [13].

По данным Генпрокурора России Ю.А. Чайки [14], в России число преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, с 2013 по 2016 год увеличилось в 6 раз – с 11 тысяч до 66 тысяч, а уже за первые шесть месяцев этого года их число выросло на 26 процентов и составило 40 тысяч. По его словам, широкий спектр таких преступлений причиняет не только имущественный вред, но и представляет угрозу национальной безопасности страны. При этом киберпреступления также используются для пропаганды терроризма и экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Среди прочего Ю. Чайка сообщает о необходимости повышать квалификацию сотрудников, занимающихся расследованием преступлений в сфере высоких технологий, в том числе в области технических знаний.

Расследованиями компьютерных преступлений занимаются специалисты юридического профиля, но для работы в этой области необходима также и углубленная техническая подготовка, которая для юристов не предусмотрена. В подтверждение этому обратим внимание на современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) по юридическим направлениям и специальностям. В перечень обязательных дисциплин не входит ни одной дисциплины, которая бы несла информационно-технологический характер. В предшествующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3), на основании которых изначально разрабатывались учебные планы по юридическим направлениям и специальностям, была одна обязательная дисциплина «Информатика и информационные технологии в правоохранительной деятельности». Однако, просматривая рабочие программы вузов по данной дисциплине, отметим, что цели и задачи освоения этой дисциплины включают в себя технологии работы с таблицами (Microsoft Excel), работу с текстовыми данными (Microsoft Word) и работу по созданию презентаций (Microsoft PowerPoint). Отсутствие большого объема информационно-технологических дисциплин в юридических ФГОС 3 оправдано тем, что нет необходимости всем юристам, даже всем будущим следователям, давать углубленную техническую подготовку, но идея готовить специалистов юридического профиля по расследованию компьютерных преступлений кажется весьма актуальной.

Профессиональный уровень подготовки кадров напрямую влияет на повышение эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной информации, поэтому если говорить о борьбе с киберпреступностью, то необходимо рассматривать вопросы подготовки специалистов, работающих в данной сфере, однако данный вопрос не находит широкого освещения в научной литературе. Подготовка специалистов должна осуществляться комплексно, в том числе включать в себя навыки практического характера с применением современных информационных технологий [15].

Проведем анализ опубликованных научных работ за последние пять лет, чтобы определить, является ли перспективным вопрос профессиональной подготовки специалистов юридического профиля к расследованию компьютерных преступлений.

Целый ряд работ посвящён формированию профессиональной готовности специалистов. В частности, Д.А. Саблин [16] в своей работе рассматривает формирование профессиональной готовности будущих юристов к воспитательной работе с несовершеннолетними преступниками, обращает внимание на воспитательный ресурс юридического образования и актуализирует гуманитарную составляющую юридической деятельности. С.А. Кириллова [17] рассматривает формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих офицеров силовых структур в период обучения в вузе, разрабатывает педагогическую программу формирования психологической готовности к предстоящей деятельности. А.В. Агаева [18] определяет и обосновывает компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной готовности к профессиональной деятельности студентов–юристов. Формирование готовности и компетентности к различным видам деятельности специалистов юридического профиля также рассматривается в работах А.А. Тажеева [19], О.А. Бондарева [20], Е.А. Рудько [21].

Обратим внимание на работы, посвященные формированию готовности к работе с информационными технологиями студентами, будущими специалистами в сфере информационных технологий. А.Р. Ушаков [22] посвятил свою работу информационным технологиям в профессиональной переподготовке сотрудников ФСКН РФ, обосновал новую методику проектирования и применения педагогических программных продуктов в переподготовке сотрудников ФСКН, реализация которой является необходимым условием эффективной интеграции педагогических и информационных технологий. Отдельно хочется отметить работу А.С. Доколина [23] на тему «Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность», в которой разработана и обоснована структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, которая включает нормативно-целевой, методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блоки. Данному направлению также посвящены работы С.Г. Меньшеина [24], Л.Б. Таренко [25], В.Ю. Иотова [26], А.И. Горбунова [27], компетентностному подходу в подготовке специалистов по информационной безопасности посвящена работа А.В. Самарского [28].

Ряд работ юридической направленности посвящен проблемам расследования преступлений в сфере компьютерной информации, это работы Е.С. Шевченко (2016), В.В. Коломинова (2017), И.С. Федорова (2014), В.В. Челнокова (2013), О.М. Сафонова (2015), В.О. Давыдова (2013), Р.Р. Гайфутдинова (2017).

Таким образом, приходим к тому, что развитие системы профессиональной подготовки специалиста юридического профиля является актуальной задачей, а повышение эффективности раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации является задачей государственной важности.

Заключение

Из анализа представленных выше работ можем сделать вывод, что ученые и педагоги, занимающиеся подготовкой специалистов юридического профиля, не проявляют активного интереса к вопросу формирования профессиональной готовности по расследованию компьютерных преступлений. Данная ситуация, скорее всего, связана с тем, что федеральные государственные стандарты юридического профиля не предусматривают углубленную информационно-техническую подготовку, что вполне обоснованно, так как стандарт подразумевает общую подготовку специалистов для расследования преступлений разных направленностей.

Борьба с киберпреступностью является вопросом национального уровня, на эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации напрямую влияет подготовка кадров по данному направлению. Предполагаем, что подготовка специалистов для борьбы с киберпреступлениями станет эффективнее, если будет осуществлено теоретико-методологическое обоснование использования углубленных информационно-технических знаний и разработана модель подготовки специалистов юридического профиля к деятельности по расследованию компьютерных преступлений.


Библиографическая ссылка

Литвиненко М.В., Чукова Д.И. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ЮРИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27708 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674