Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДУСТРИИ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА

Бакланова Т.И. 1 Медведь Э.И. 1 Киселева О.И. 1
1 ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Установлено, что в современной индустрии креативного досуга в России и других странах представлены разнообразные формы интерактивной творческой досуговой деятельности по изучению и освоению традиционных этнических культур. Проведен мониторинг досуговых этнокультурных объединений, коллективов, студий, ансамблей в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках, образовательных организациях, подведомственных Департаменту культуры г. Москвы. Широкое распространение и востребованность у населения различных форм досуговой этнокультурной творческой деятельности, обладающей большим духовно-нравственным потенциалом, обуславливает необходимость формирования этнокультурной компетентности магистрантов, обучающихся по профилю «Event-технологии в индустрии креативного досуга». Инновационная образовательная система подготовки магистрантов по данному профилю разработана на кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. Необходимость формирования этнокультурной компетентности магистрантов, обучающихся по профилю «Event-технологии в индустрии креативного досуга», обусловлена целым рядом факторов. Главный среди них – направленность современной государственной культурной политики на сохранение и развитие традиционной народной культуры как одного из условий обеспечения национальной безопасности и государственной целостности Российской Федерации. Для формирования этнокультурной компетентности студентов издано несколько учебных пособий. Среди них новое учебно-методическое пособие «Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников», изданное в 2018 г. в издательстве «Интерактив плюс». Эта книга была представлена в апреле 2018 г. на Международном Московском салоне образования и вызвала интерес у специалистов.
досуг
творчество
индустрия креативного досуга
этнокультурная деятельность
учреждения культуры
образовательные организации
высшее образование.
1. Дуликов В.З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник Московского государственного института культуры. – 2014. – № 3 (59). – С. 121-127.
2. Секретова Л.В. Исследования индустрии досуга в России: социально-культурный аспект // Вестник Московского государственного института культуры. – 2017. – № 3 (77). – С. 138-146.
3. Секретова Л.В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // ТРУДЫ СПБГИК. - 2013. – Т. 195. - С. 47-55.
4. Ярошенко Н.Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник ЧГАКИ. - 2015. - № 4 (44). - С. 28-35.
5. Ивлева Т.Н. Интенсивные технологии в подготовке студентов вуза для современной индустрии досуга // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 34. – С. 217-221.
6. Родионов И.М. Профессиональная подготовка специалистов индустрии досуга в вузе культуры // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 4 (15). - С. 16-20.
7. О проекте преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры / Т.И. Бакланова, О.И. Киселева, Э.И. Медведь // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. – № 172. – С. 81-86.
8. Русская культура в современной московской школе: учебное пособие / Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, Н.А. Опарина, М.Г. Кайтанджян. – М.: МГПУ, 2016. – 224 с.
9. Бакланова Т.И. Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников: внеурочная деятельность и дополнительное образование детей / Т.И. Бакланова, Е.А. Меньшикова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – 260 с.

В рамках развивающейся на кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» (основатель научной школы Т.И. Бакланова) проведено исследование проблемы подготовки кадров к этнокультурной творческой деятельности в современной российской индустрии досуга.

Цель исследования – обоснование необходимости формирования этнокультурной компетентности магистрантов, обучающихся по профилю «Event-технологии в индустрии креативного досуга».

Материал и методы исследования. Анализ научной литературы выявил повышение интереса российских ученых к проблематике индустрии досуга, включая ее понятийно-терминологическую систему [1], социально-культурные аспекты [2; 3], воспитательный потенциал [4], профессиональную подготовку кадров для индустрии досуга [5; 6]. В исследованиях кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ особое внимание уделено этнокультурным аспектам подготовки студентов к профессиональной деятельности в сфере досуга [7].

Вместе с тем до настоящего времени недостаточно исследована актуальная проблема разработки и внедрения этнокультурного компонента подготовки кадров к профессиональной деятельности в индустрии креативного досуга. Решение этой проблемы сопряжено с выявлением этнокультурной специфики индустрии досуга в нашей стране по сравнению с другими странами современного мира, а также с разработкой научно-методических основ этнокультурной деятельности современных клубных учреждений, этнопарков, музеев-заповедников деревянного зодчества, музеев народного искусства, этнокультурных центров, библиотек и других учреждений культуры.

Для решения данной проблемы нами проведен мониторинг досуговых этнокультурных творческих объединений, коллективов, студий, ансамблей в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках, некоторых других учреждениях культуры, а также в образовательных организациях, подведомственных Департаменту культуры г. Москвы. Мониторинг осуществлен на основании сплошной выборки. В результате мониторинга выявлено около 80% московских учреждений клубного типа, в которых имеются любительские коллективы, студии, ансамбли этнокультурной направленности. Около половины из них работают на платной основе, по абонементам. В ряде московских музеев, музеев-заповедников и библиотек реализуются платные творческие этнокультурные проекты и образовательные программы. При известных профессиональных коллективах и фольклорных центрах созданы детские платные студии народного пения или народных танцев. В детских центрах эстетического воспитания и школах искусств имеются, как правило, фольклорные отделения и коллективы. С учетом этих явлений необходимо включать этнокультурный компонент в содержании ряда учебных дисциплин образовательной программы по профилю подготовки «Event-технологии в индустрии креативного досуга», которая разработана в 2017 г. Э.И. Медведь и О.И. Киселевой.

Необходимость формирования этнокультурной компетентности магистрантов, обучающихся по профилю «Event-технологии в индустрии креативного досуга», обусловлена целым рядом факторов. Главный среди них – направленность современной государственной культурной политики на сохранение и развитие традиционной народной культуры как одного из условий обеспечения национальной безопасности и государственной целостности Российской Федерации.

Эта государственная цель обязывает российскую индустрию досуга отражать в ее содержании и ценностных ориентирах отечественные культурно-исторические и национально-культурные традиции. Недопустимо развитие в России индустрии креативного досуга по тем зарубежным моделям и образцам, которые ориентированы на получение любым путем максимальной прибыли независимо от того, какие ценности транслирует досуговая деятельность в общество, в массовое сознание.

Несомненно, для российской индустрии досуга экономическая эффективность также имеет важное значение, но при этом она не может быть самоцелью. Содержание любой досуговой деятельности, организуемой учреждениями культуры и другими организациями, необходимо проектировать в соответствии с гуманными стратегическими целям развития отрасли культуры в нашей стране. Российская индустрия досуга должна соответствовать актуальным государственным задачам патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического воспитания личности гражданина Российской Федерации.

Результаты исследования. Основным результатом исследования является инновационная, научно обоснованная образовательная система подготовки магистрантов по профилю «Event-технологии в индустрии креативного досуга», включающая этнокультурный компонент содержания образования. Данная система состоит из основной образовательной программы, модульного учебного плана, комплекта рабочих программ и фондов оценочных средств, учебно-методического обеспечения.

Несмотря на то что среди дисциплин учебного плана отсутствует дисциплина, непосредственно посвященная этнокультурной творческой деятельности, в содержании ряда рабочих программ (например, «Современные проблемы науки и образования») представлены различные аспекты такой деятельности, которые могут в дальнейшем варьироваться и дополняться с учетом возрастающих потребностей практики в кадрах, обладающих этнокультурной компетентностью.

Учебно-методическое обеспечение реализации этнокультурного компонента содержания дисциплин профиля «Event-технологии в индустрии креативного досуга» состоит преимущественно из учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработанных профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. Особое внимание в них уделено организации современных форм творческого досуга школьников на основе традиционной русской культуры [8]. Данный аспект имеет особое значение для студентов педагогического вуза, у которых формируются профессиональные компетенции в области индустрии креативного этнокультурного досуга.

В 2018 г. издано новое учебно-методическое пособие Т.И. Баклановой, Е.А. Меньшиковой «Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников» [9]. Оно направлено на подготовку студентов к организации различных форм досуговой деятельности детей по творческому освоению традиционных народных художественных промыслов как части русской традиционной культуры. Разработку данного учебно-методического пособия инициировала Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Одним из главных направлений ее деятельности в сфере индустрии досуга является организация ежегодных выставок-ярмарок «Ладья» и «Жар-птица», привлекающих тысячи посетителей. Им предлагаются различные формы креативного досуга: участие в мастер-классах народных мастеров, выступления любительских народных хоров, ансамблей, танцевальных и других творческих коллективов. Особое место в этих мероприятиях занимает знакомство педагогов и родителей с инновационным проектом «Азбука народной культуры» (руководитель проекта Е.А. Меньшикова). Основой проекта является уникальное дидактическое пособие для детей «Класс народных промыслов», состоящее из множества подлинных образцов изделий народных художественных промыслов России. Следует подчеркнуть, что образовательный проект «Азбука народной культуры» поддержан в Постановлении Совета Федерации Федерального собрания РФ от 1 февраля 2017 г. N 20-СФ «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации».

Учебно-методическое пособие «Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников» знакомит студентов с различными видами и формами этнокультурной творческой досуговой деятельности, которые могут использоваться в индустрии познавательного, туристического, музейного, праздничного и других видов досуга детей и родителей.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. Воображаемые путешествия по России, включающие виртуальные экскурсии в центры русских народных художественных промыслов – старинные деревни, села и города Русского Севера и других частей России, где хранится русское культурное наследие и его «живые» традиции, где живут народные мастера и развиваются народные художественные промыслы. При этом рекомендуется использовать образцы русских художественных промыслов разных регионов России, имеющиеся в дидактическом комплекте «Класс народных промыслов». Виртуальные путешествия помогут познакомить детей с Россией, будут способствовать их патриотическому воспитанию, формированию интереса к этнокультурному туризму по России, посещению музеев, центров русских художественных промыслов.
  2. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов на выставках, в музеях, а также на занятиях с использованием дидактического комплекта «Класс народных промыслов». Этот комплект дает наглядные представления о различных видах русских народных художественных промыслов, помогает ощутить особенности материалов, из которых сделаны образцы, внимательно рассмотреть, проанализировать, сравнить их формы, цвета, орнаментику, художественные образы и другие особенности, полюбоваться их рукотворной красотой.
  3. Мастер-классы по различным видам народных художественных промыслов приобщают детей к творческому труду, воспитывают трудолюбие, уважение к мастеру и мастерству. Важную помощь в их проведении окажут образцы из «Класса народных промыслов», а также пособия, изданные в рамках образовательного проекта «Азбука народной культуры». Задания для мастер-классов в пособии «Азбука народной культуры. Русская культура для соотечественников» сформулированы для ознакомительного уровня освоения народных художественных промыслов. Для их выполнения достаточно провести мастер-класс по теме занятия, выполнить предложенное в книге отдельное практическое задание под руководством педагога, совместно с родителями или другими взрослыми. Для углубленного уровня, выходящего за границы содержания пособия, рекомендуется организовать детские творческие объединения – мастерские по различным видам народных художественных промыслов. Например, «Русская игрушка», «Русская мода: мастерская народных костюмов», «Роспись по дереву», «Кружевоплетение», «Художественная вышивка», «Русское ткачество», «Русское деревянное зодчество» и другие. Несколько таких мастерских могут быть объединены в организацию дополнительного образования детей. Образцом такой организации является «Детская школа народных ремесел», созданная в 1990 г. в г. Архангельске замечательным народным мастером и педагогом В.Н. Бурчевским.
  4. Игры с народными игрушками из дидактического комплекта «Класс народных промыслов», подвижные и другие народные игры. Они направлены на практическое освоение русской традиционной игровой культуры как важной части традиционного и современного досуга. Ведь такие игры не только способствуют этнокультурному воспитанию детей, но и помогают вытеснять из детских увлечений деструктивные компьютерные игры, ведущие к игромании, духовной деградации, нарушениям психики.
  5. Изобразительная деятельность детей на основе этнокультурных традиций. Это могут быть задания по иллюстрированию произведений русского устного народного творчества, сказок А.С. Пушкина и другие.
  6. Музыкальная деятельность включает пение русских народных и других песен, освоение элементарных способов игры на русских народных инструментах. Петь можно без сопровождения, под фонограммы или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Хорошо, если дети будут петь вместе с взрослыми, под аккомпанемент русских народных инструментов, имеющихся в «Классе народных промыслов». При выполнении таких заданий можно применять интересный прием «оживления» и «озвучивания» изображений народных музыкантов в народных игрушках, лаковых миниатюрах, росписях по дереву и других видах народных художественных промыслов.
  7. Танцевальная деятельность, разучивание и исполнение народных танцев важны не только с точки зрения интеграции различных видов детской деятельности в целостном этнокультурном творческом процессе, но и для развития пластики движений, укрепления физического здоровья детей в условиях досуга. При этом рекомендуется знакомить детей с народными танцами, изображенными на лаковых шкатулках и других изделиях народных художественных промыслов, в том числе из «Класса народных промыслов». На основе таких заданий важно формировать у детей моду на развлечения и досуг в контексте отечественных культурных традиций.
  8. Театрализованная деятельность на основе текстов русских народных сказок, в виде кукольных спектаклей с использованием перчаточных кукол и др. еще один интересный вид досуговой творческой этнокультурной деятельности. Комплекты перчаточных кукол для спектаклей «Колобок», «Курочка Ряба» и других имеются в дидактическом комплекте «Класс народных промыслов». Также рекомендуем использование готовых наборов для картонных настольных детских спектаклей. Участие в театрализованных праздниках и представлениях относится, прежде всего, к организуемым с детьми театрализованным русским народным календарным праздникам – Рождеству, Масленице и другим. Театрализованная деятельность детей является прекрасной сферой для их творческого самовыражения, развития творческой фантазии, культуры речи и движения, артистизма, необходимого не только в искусстве, но и в жизни.
  9. Поисково-познавательная этнокультурная деятельность с использованием электронных ресурсов включает знакомство с русским культурным наследием, слушание музыки, просмотр фильмов и мультфильмов, концертов, оперных и балетных спектаклей и многое другое. Электронные ресурсы помогают существенно расширить и дополнить информацию по каждой теме мероприятий в нашем пособии, обогатить их содержание новыми образами, текстами, музыкой.
  10. Чтение и обсуждение книг очень важны не только для развития речи и навыков чтения русских текстов, но также для знакомства с русскими народными пословицами, поговорками, сказками, другими образцами русского устного народного творчества, а также с русской классической литературой и поэзией.
  11. Слушание записей русских народных сказок, былин, песен и других образцов русского фольклора, а также русской классической литературы, поэзии, музыки призвано приобщать детей к восприятию звучания русской речи и музыки, служить образцами правильного произношения слов, интонирования речи и пения. При этом детям можно демонстрировать образы сказочных персонажей и сказочные сюжеты, отраженные в народных игрушках, лаковой миниатюрной живописи и других видах народных художественных промыслов, использовать соответствующие образцы из «Класса народных промыслов».
  12. Проектная этнокультурная деятельность пронизывает все разделы рассматриваемого учебно-методического пособия. В него включены несколько сквозных тем досуговой проектной деятельности детей и родителей: «Путешествие по России», «Путешествие по народным художественным промыслам», «Наша выставка (наш музей)», «Наш концерт», «Наш спектакль», «Русский дом», «Русская мода», «Русские народные игры», «Русский праздник», «Русское искусство».

По этим темам предлагаются разнообразные культуротворческие проекты, направленные на подготовку и проведение различных досуговых творческих мероприятий: праздников народного календаря, фольклорных концертов и спектаклей, выставок народного искусства, а также на создание собственных музеев народной культуры, организацию фольклорных и краеведческих экспедиций, экскурсий и туристических поездок по России, мастер-классов по таким видам народных художественных промыслов, как художественная обработка дерева, художественная керамика, ручное узорное ткачество, художественная вышивка, художественный фарфор и фаянс, кружевоплетение, художественные лаки, декоративная роспись по металлу, художественная роспись тканей, народные музыкальные инструменты и некоторым другим.

В заключение необходимо отметить, что разработанное в процессе исследования учебно-методическое обеспечение этнокультурного компонента содержания подготовки кадров для индустрии креативного досуга направлено на реализацию задач современной российской культурной и международной политики по использованию культуры как «мягкой силы» в создании позитивного образа России в современном мире.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Киселева О.И. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНДУСТРИИ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27730 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674