Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Бондаренко О.В. 1 Кудрякова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет»
В статье даётся обоснование необходимости реализации дополнительного профессионального образования для дипломированных специалистов; особенно актуальным данное требование является для инженерных кадров, которые готовит технический вуз. Знания и технологии в настоящее время обновляются с большой скоростью, это обуславливает рост требований к профессиональной компетентности инженера и инженерному образованию, следовательно, процесс обучения, профессионального совершенствования специалиста должен продолжаться в течение всей профессиональной деятельности. Преимуществом системы дополнительного профессионального образования является возможность интеграции разных форм и уровней обучения, реализации принципа «образование через всю жизнь». В данной работе раскрыт опыт организации и функционирования системы дополнительного образования в Комсомольском-на-Амуре государственном университете, описаны цели её деятельности. Авторы представляют анализ сдерживающих и стимулирующих факторов, влияющих на функционирование системы дополнительного профессионального образования в техническом вузе. Блочно-функциональная схема деятельности системы дополнительного профессионального образования (ДПО) раскрывает организацию и взаимосвязь элементов данной системы. Исследование организационных, финансовых аспектов функционирования системы ДПО в вузе, востребованности услуг данного подразделения со стороны потребителей позволяет сформулировать задачи его развития на ближайшую перспективу.
дополнительное профессиональное образование
подготовка инженерных кадров
принцип непрерывности образования
1. Бондаренко О.В. Кадровая политика промышленных предприятий как инструмент регулирования структурного дисбаланса на рынке труда / О.В. Бондаренко, О.С. Олиферова // Учёные записки КнАГТУ. Сер.: Науки о человеке, обществе, культуре. – 2015. - № IV-2 (24). – C. 87-91.
2. Ларионов А.О. Оценка промышленного потенциала региона // Проблемы развития территории. - 2015. - № 2 (76). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-promyshlennogo-potentsiala (дата обращения: 30.04.2018).
3. Осьмаков В.С. О стратегии развития промышленности России / В.С. Осьмаков, А.М. Калинин // Вопросы экономики. – 2017. - № 5. – С. 45-59.
4. Вазагова Ф.В. Роль отраслей промышленного комплекса в реализации новой модели развития экономики / Ф.В. Вазагова, З.Г. Кильчугов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (ч. 2). – С. 343-346.
5. Демихов К.Е. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2009. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie-sostoyanie-problemy-perspektivy (дата обращения: 30.04.2018).
6. Кудрякова Н.В. Анализ эффективности подготовки специалистов в схеме «Студент-вуз-предприятие» // Ученые записки КнАГТУ. Сер.: Науки о человеке, обществе, культуре. – 2015. - № I-2 (21). – С. 103-107.
7. Кленина Л.И. Профессиональная подготовка инженерных кадров в условиях дополнительного образования / Л.И. Кленина, Е.А. Павлова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 1 (01). – С. 43-48.

В настоящее время перед техническими высшими учебными заведениями остро стоит задача обеспечения полноценной профессиональной подготовки инженерных кадров, подготовки конкурентоспособных на рынке труда молодых специалистов. В целях создания благоприятных условий для устойчивого и стабильного экономического роста, вывода отечественной наукоёмкой продукции на мировой рынок, укрепления международного авторитета и обороноспособности России следует интенсивно развивать промышленный потенциал страны, базирующийся на прогрессивных технологиях, отвечающих требованиям мировых стандартов [1; 2].

Целью нашего исследования являлось изучение роли и системы организации дополнительного профессионального образования в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, наличие которых является существенным фактором, влияющим на экономическое развитие регионов и национальной экономики в целом. В процессе исследования были использованы следующие методы: методы теоретического познания, общелогические методы (анализ, обобщение), структурно-функциональный метод.

Следует признать, что в последние десятилетия имеет место недостаточность и низкая эффективность инвестиций в технологическое развитие в промышленной сфере. Отечественная промышленность на сегодняшний день не отвечает в полной мере предъявляемым к ней требованиям, не способствует в должной степени росту экономики [3; 4]. По сравнению с такими видами экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, которые наиболее подвержены негативному влиянию глобальных экономических кризисов, промышленность имеет весьма скромный удельный вес в формировании ВВП страны. Это ведёт к формированию в России экономики, базирующейся не на знаниях, а на обслуживающих видах деятельности.

Для успешного развития российской промышленности необходима её готовность отвечать на многочисленные вызовы, которые ставит перед ней сегодняшняя реальность (конкурентоспособность продукции на мировых рынках, сокращение возможностей доступа на внешние рынки под влиянием неблагоприятных политических факторов, проблемы институционального характера и пр.). Среди этих вызовов особое место занимает дефицит человеческого капитала. На фоне сокращения численности людей трудоспособного возраста, нарастающих темпов обесценивания накопленных ранее знаний и навыков, в промышленности возникает потребность в квалифицированных работниках, обладающих актуальной профессиональной подготовкой. Дефицит инженерных кадров является фактором, ограничивающим развитие промышленного потенциала страны [5].

В силу того что знания и технологии в настоящее время обновляются с большой скоростью, что обуславливает рост требований к профессиональной компетентности инженера и инженерному образованию, процесс обучения, профессионального совершенствования специалиста должен продолжаться в течение всей профессиональной деятельности. Каждый специалист должен осознавать невозможность получения к началу профессиональной деятельности образования, достаточного для работы на протяжении всех последующих лет.

Принцип непрерывности образования реализуется в первую очередь в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Являясь перспективным направлением развития образования не только в России, но и за рубежом, ДПО позволяет использовать разные формы и технологии образования на разных уровнях подготовки, выстраивать индивидуальную гибкую образовательную траекторию и реализовывать в наибольшей мере принцип «образование через всю жизнь» [6; 7].

Рассмотрим функционирование системы дополнительного профессионального образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный университет».

Система дополнительного профессионального образования функционирует в университете в рамках Института дополнительного профессионального образования (ИДПО), созданного на основании приказа Российской Федерации № 528 от 27.05.1994 г.

В своей деятельности ИДПО руководствуется уставом университета, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов, Примерным положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, нормативно-правовыми актами Минобрнауки РФ.

В системе ДПО реализуются следующие образовательные программы: повышения квалификации; профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности; профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации.

Система ДПО имеет разветвленную структуру. В структурных подразделениях университета созданы отделы ДПО, которые непосредственно реализуют образовательные проекты в организационно-правовом поле, сформированном институтом ДПО, с высокой адаптацией к требованиям заказчиков, что является немаловажным в условиях современной рыночной экономики [6].

Непосредственное руководство системой ДПО осуществляет директор. Руководство деятельностью отделов в структурных подразделениях осуществляет руководитель, назначаемый ректором по предложению подразделения.

В соответствии с лицензией и свидетельством об аккредитации университет имеет право разрабатывать и реализовывать программы ДПО по всем специальностям и направлениям, реализуемым в вузе.

Потребителями образовательных услуг системы ДПО являются в основном предприятия и организации городов: Комсомольска-на-Амуре, Амурска, Солнечного, Хабаровска, Арсеньева, посёлков Ванино, Советская Гавань и др.

В силу определенной специфики многие работники предприятий обучаются как физические лица. Наибольшее число потребителей образовательных услуг формируется на предприятиях: ОАО «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод», ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Амурсталь», Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод.

Ежегодно в системе ДПО обучение проводится по 30-50 программам различной направленности: компьютерные технологии в машиностроении, нефтегазопереработке, строительстве, экономике; металлургия; энергосбережение и энергоэффективность; безопасность жизнедеятельности; технология самолетостроения; менеджмент; строительство; транспортная безопасность; муниципальная служба. В 2016 году завершили обучение по программам ДПО 845 слушателей.

Развитие системы ДПО в настоящее время во многом формируется стратегией инновационного развития университета. Сформированы и активно функционируют центры: инновационного консалтинга, энергосбережения, информационных технологий в строительстве и др. Их взаимодействие с системой ДПО генерирует разработку перспективных программ, направленных на рост инновационного потенциала предприятий и организаций Дальневосточного региона.

Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) - проектная организация с рыночной структурой для реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Данная структура в своей деятельности преследует следующие цели:

1. Удовлетворение потребностей физических лиц, предприятий и организаций в приобретении профессиональных компетенций по программам дополнительного профессионального образования.

2. Привлечение финансовых средств путем увеличения объема образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования.

3. Формирование у студентов дополнительных знаний и умений для активизации трудоустройства.

4. Обеспечение дополнительной работой преподавателей и сотрудников университета, совершенствование преподавательской деятельности.

Функционирование системы дополнительного профессионального образования в университете можно представить в виде блочно-функциональной схемы (рисунок).

Рассмотрим сдерживающие и движущие факторы (силы), влияющие непосредственно на развитие и функционирование системы дополнительного образования.

В ряду сдерживающих факторов следует указать следующие:

1. Общесистемный кризис в Российской Федерации и отсутствие финансирования дополнительного образования работников со стороны предприятий.

2. Занятость активных преподавателей другими формами учебного процесса.

3. Организация и руководство проектом дополнительного образования требует значительного объема трудозатрат.

4. Постоянные изменения в требованиях к дополнительному профессиональному образованию со стороны контролирующих органов в области образования.

5. Наличие корпоративных обучающих центров у всех градообразующих предприятий и, как следствие, повышение квалификации на своих предприятиях либо с выездом в города центральной части России.

6. Привязка процесса обучения к профессиональному образованию (в части профессиональных стандартов).

7. Рост бюрократизации внутри университета, например, часть занятий проводится вне стен вуза, а вспомогательные службы требуют указания расписания. Представляется более целесообразным отдавать приоритет требованиям заказчика, а не требованиям, исходящим из бюрократических соображений от служб университета.

8. Постоянное увеличение документооборота и отчетности по программам дополнительного профессионального образования.

Движущими силами являются: совершенствование преподавательской деятельности; дополнительная заработная плата преподавателей и сотрудников; финансовые поступления университету; наличие организационно-правовой базы и разработанных программ; наличие центров профессиональной деятельности (Центр информационных технологий в строительстве, Центр энергосбережения, Центр подготовки рабочих кадров, Школа подготовки судоводителей, Автошкола).

Финансовые результаты деятельности института дополнительного образования, функционирующего в рамках университета, следующие.

Объем внебюджетных средств, поступивших на счет ИДПО «КнАГТУ» за период с 01.07.2016 по 30.06.2017 года, составил 6 744 718 р.

Объем внебюджетных средств, поступивших на счет «КнАГТУ» за счет программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки с учетом Технопарка, Центра подготовки рабочих кадров, Автошколы, школы судоводителей за период с 01.07.2016 по 30.06.2017 года, составил 10 951 649 р.

Условные обозначения: ПФО – планово-финансовый отдел; ОЗ – отдел закупок; УВР – учебно-воспитательная работа; ФЭМ – факультет экономики и менеджмента; ФЭТМТ – факультет энергетики, транспорта и морских технологий; ФЭХТ – факультет экологии и химической технологии; ЭТФ – электротехнический факультет; ФКС – факультет кадастра и строительства; ИКПМТО – институт компьютерного проектирования машиностроительных технологий и оборудования; ССФ – самолетостроительный факультет; ГФ – гуманитарный факультет.

Блочно-функциональная схема деятельности системы ДПО университета

На 2017/2018 учебный год были поставлены следующие задачи деятельности ИДПО.

1. Продолжить работу по формированию центров (отделов) ДПО на каждом факультете (институте) и по отдельным образовательным направлениям подготовки.

2. Усилить эффективное взаимодействие между центрами дополнительного профессионального образования, существующими в университете, с целью разграничения полномочий и сфер деятельности.

3. Разработать программы дополнительного профессионального образования для реализации в заочной, дистанционной формах обучения. Для этой цели уже формируются учебно-методические комплексы программ в рамках направления «Образование и педагогика».

4. На основе анализа трудоустройства выпускников и потребностей предприятий города (включая небольшие предприятия и организации) разрабатывать совместные образовательные проекты, имеющие целевую направленность.

5. Расширить компетенции за счет привлечения сторонних специалистов, в том числе с использованием современных IT-технологий (вебинары).

6. Осуществлять постоянный мониторинг и завершить разработку и наполнение сайта ИДПО университета (с наполнением базы данных обо всех программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

7. Постоянно совершенствовать преподавательский состав по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

8. Обеспечить выход на рынок по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки за пределы города Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края, Приморского края.

9. Создание мобильного учебного компьютерного класса для реализации различных программ дополнительного профессионального образования, требующих использования компьютеров, IT-технологий.

В результате проведенного исследования мы можем заключить, что основными факторами, сдерживающими развитие системы дополнительного профессионального образования в техническом вузе, являются:

- тенденция к обучению работников градообразующих предприятий в корпоративных обучающих центрах. Для эффективного решения данной проблемы необходимо налаживать взаимодействие с обучающими центрами, разрабатывать совместные образовательные проекты, имеющие целевую направленность;

- большой объём документооборота по программам дополнительного профессионального образования; с целью его снижения необходимо внедрение в систему таких программ, как «Электронный деканат» (отдельный сервис образовательного портала вуза), позволяющий значительно сократить время, затрачиваемое сотрудниками на выполнение регламентных процедур; упростить процедуру действий с данными, которые используются в период учебного процесса; автоматизировать формирование и подготовку на печать необходимых документов.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования играет существенную роль в обеспечении высококвалифицированными инженерными кадрами современных промышленных предприятий, позволяя решать ряд важнейших задач не только в сфере актуализации профессиональной компетентности специалистов, но и в сфере совершенствования образовательного процесса высшего учебного заведения.


Библиографическая ссылка

Бондаренко О.В., Кудрякова Н.В. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27735 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674