Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО В КРОВНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Лесина Е.А. 1
1 БФ "Гольфстрим"
В статье приведены данные по исследованию готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в кровной замещающей семье. Обозначены факторы, на которые преимущественно обращают внимание специалисты при работе с ребенком в процессе сопровождения на разных этапах формирования замещающей семьи. В связи с отсутствием подготовки детей, проживающих в кровной замещающей семье, определены две принципиально важные группы предикторов, определяющие проблемы и провоцирующие конфликты в семье: эмоциональное состояние ребенка, как реакция на травмирующую ситуацию утери родительского попечения, и отсутствие компетенций, помогающих наладить эффективное взаимодействие подопечных со сверстниками и взрослыми родственниками. Приведен вариант работы специалистов с семьей при совмещении индивидуальных и групповых форм в условиях одновозрастных, разновозрастных, смешанных оппонирующих групп. Определена важность интегрирования реабилитационной и обучающей деятельности специалиста с ребенком, как фактора способствующего последующему самостоятельному успешному функционированию замещающей семьи, а также помогающему социализации ребенка. Получаемые знания сразу же актуализируются и отрабатываются в безопасной обстановке, организованной совместной деятельности детей, взрослых, с поддержкой специалистов. Приведены изменения по основным выявленным показателям в сравнении с первичными данными по итогам проведенной работы, выявлено улучшение по всем показателям
служба сопровождения замещающих семей
дети-сироты
дети
оставшиеся без попечения родителей
диагностика
групповая работа
индивидуальная работа
реабилитация
кровная замещающая семья
причины неблагополучия
компетенции
эмоции
1. Шульга Т.И. Особенности сопровождения замещающих семей с детьми разного возраста. Когда есть семья: методическое пособие для специалистов служб по устройству детей в семью / сост. И.П. Петрикова. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2016. – 66 с.
2. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях // Концепт. - 2015. - № S1 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75001.htm. (дата обращения: 15.04.2018).
3. Бобкова Т.С., Кожевникова С.А. Направления деятельности психологической службы с замещающей семьей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 1 (5). – Т. 17. – С. 1102-1107.
4. Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 236-242.
5. Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Т. 21. - С. 216-220.
6. Махнач А.В. Диагностика жизнеспособности и ресурсности замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 227-253.
7. Лактионова А.И. Особенности эффективной замещающей семьи, воспитывающей подростка-сироту // Семья, брак и родительство в современной России. Вып. 2 / под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. - М.: Институт психологии РАН, 2015. – С. 225–242.

Служба сопровождения семей - одно из структурных подразделений, работающих в центрах помощи семьи и детям, центрах содействия семейному устройству, детских домах и других сиротских учреждениях. Одной из целей службы является оказание помощи замещающим семьям в целях профилактики семейного неблагополучия и вторичного сиротства. Специалисты признают важность сопровождения ребенка и замещающих родителей, при этом наибольшую эффективность показывает помощь, начавшаяся еще до помещения ребенка в семью [1, с. 59]. Большинство специалистов обосновывают работу с ребенком в этот момент необходимостью определения его особенностей при подборе семьи [2, с. 4], [3, с. 1103]. При нахождении ребенка в институциональном учреждении процесс подготовки к переходу в семью выстраивается группой специалистов поступательно как до подбора, так и в процессе налаживания отношений с потенциальной семьей. Помощь службы сопровождения в процессе адаптации детей в семье и в периоды возрастных кризисов дает дополнительный ресурс при условии грамотно выстроенных доверительных отношений с ребенком на нулевом этапе создания семьи, еще при нахождении ребенка в сиротском учреждении. Однако данная работа не имеет места для детей, находящихся в семьях с кровной опекой (родственники принимают /оставляют ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью/е на воспитание). Ученые считают, что отсутствие институционального опыта проживания у ребенка является положительным фактором для его успешного развития и социализации, как и признают важность и продуктивность нахождения ребенка в расширенной семье. При этом процент отказа от детей родственниками говорит о недостатках работы в данном направлении, подтверждая тем самым важность социально-педагогической работы специалистов с данной категорией семей.

Цели исследования

Цель 1 этапа описываемого исследования: определить уровень готовности ребенка к проживанию в собственной расширенной семье после определения социального статуса; 2 этапа - определить приоритетные направления работы специалистов с ребенком, способствующие благополучному функционированию замещающей семьи; 3 этапа - провести работу по выявленным направлениям; 4 этапа - выявить изменения, произошедшие с ребенком и семьей по итогам проводимой работы.

Материал и методы исследования

Анализируя показатели уровня готовности ребенка к проживанию в замещающей семье, специалисты определяют следующие критерии, которые впоследствии влияют на благополучное проживание всех членов семьи. Говоря о благополучии ребенка, необходимо обратить внимание на ситуацию развития и самоощущение ребенка, что характеризуется следующими аспектами: физическое, психологическое здоровье, эмоциональный комфорт и необходимое материальное обеспечение [4, с. 240], потенциальные возможности - уровень развития в первую очередь социального [5, с. 218]. Диагностика предполагает также выявление уровня развития коммуникационных навыков, ценностных ориентиров, адаптации к изменившимся условиям, семейные установки [5, с. 219].

Актуальное состояние ребенка диагностируется с помощью комплекса, состоящего из проективных и стандартных методик, позволяющих составить наиболее полный объективный социальный портрет ребенка. Диагностика предполагает работу в команде нескольких специалистов и членов семьи. Для составления полноценной всесторонней картины диагностическая работа не может быть единовременна, а является пролонгированной. Методики выбираются, исходя из индивидуальных особенностей, с большей опорой на проективные и наблюдение специалистов в процессе взаимодействия с ребенком. Набор используемого материала корректируется по ходу обработки предварительных данных в целях подтверждения полученных результатов или признания их ситуационно обусловленными.

Первичная диагностика делится на заочную и очную.

Заочное знакомство с ребенком представляет собой собеседование с законным представителем и изучение личного дела. Данная работа способствует пониманию общей ситуации, в которой находится семья, а комментарии взрослого позволяют составить представление о взаимодействии в рамках семьи с субъективным определением первичных проблем и ресурсов. Расширенная генограмма с обозначением не только семейных связей, но и оценкой взаимоотношений позволяет рассмотреть ситуацию со стороны, а основная схема является стимульным материалом для диагностики и работы со всеми членами семьи на всех этапах исследования.

 Анализ строился исходя из следующих параметров.

Объективные предикторы: пол, возраст, статус, наличие сиблингов [6, с. 233], здоровье, материальное состояние семьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Из 108 проанализированных личных дел детей из кровных замещающих семей (обратившиеся за сопровождением специалистов в процессе функционирования кровной замещающей семьи, а также на этапе создания семьи во время обучения в Школе приемных родителей) выявилось, что 78% дети – старше 10 лет, более половины всех детей - мальчики, 30% - сиблинги, 7% - дети-инвалиды.

Несмотря на то, что сейчас идет активная работа по популяризации такой семейной формы устройства, как приемная семья, в рамках которой государство выделяет деньги не только на содержание, но и в качестве вознаграждения приемному родителю, родственники предпочитают оформлять безвозмездную опеку. Это накладывает дополнительную ответственность за материальное обеспечение семьи опекунами/попечителями, а при условии выхода замещающего родителя на пенсию объясняет материальное ограничение - несоответствие потребностей подопечного и возможностей взрослого (80% - опека/попечительство, 50% не работают – пенсия, занимаются воспитанием детей).

Данные неспецифические параметры многими специалистами рассматриваются как наиболее критичные и влияющие на благополучие семьи. При этом рассматривать их автономно от следующей группы непродуктивно, т.к. основные проблемы обусловлены несколькими одномоментно демонстрируемыми параметрами из разных групп, причем на объективные предикторы влиять специалисты и совершеннолетние члены семьи не могут, они являются лишь факторами, провоцирующими проблемы субъективных параметров, рассматриваемых ниже.

Перечисленные выше параметры воспринимаются как данность, вектор которых до конца не определен, т.к. может служить как ресурсом, или быть нейтральным, так и негативным фактором. Понимание данной стороны определяет основу для работы специалистов в поиске точек соприкосновения, в процессе выстраивания индивидуальной программы сопровождения. Большее влияние оказывают и, как следствие, требуют особого внимания субъективные параметры: эмоциональное состояние ребенка, типичное поведение, обусловленное особенностями характера, взаимоотношения в семье, желание в ней проживать. Эмоциональная стабильность определяется уровнем тревожности, ощущением вины и т.д. Важной стороной диагностики является выявление взаимоотношений в семье - доверие, открытость или агрессия, конфликтность, а также уровень коммуникационных знаний, уровень самооценки и импринтирование негативного состояния/роли. Представление о ресурсности и жизнеспособности ребенка в семье, опора на сильные качества способны компенсировать дефицитарные стороны и быть базой для поддержания благополучия, компенсации/развития качеств, отсутствующих или недостаточно сформированных [7, с. 230]. Одна из сторон жизнестойкости, связанной с внутренним контролем, определяется самооценкой и отношением к другим людям [7, с. 237-238]. Данная тема наиболее сложна, т.к. является проблемной и для детей, и для принявших их взрослых. Отсутствие адекватного восприятия себя и понимания оппонента определяет невозможность продуктивного взаимодействия, отягощая ситуацию семейного кризиса. 46% попечителей говорит о проблемах поведенческого характера, при этом непредвзято обосновать причины подобного поведения могут лишь 10%, так же как и дети, заявляя о конфликтах (51%), не могут объяснить ни свои эмоции, ни реакции взрослого.

68% детей пережили смерть родителя, 41 ребенок является сиротой, потерявшим обоих или единственного родителя. Из всех респондентов 4 не хотели проживать с данным попечителем, отдавая предпочтение родственникам другой семейной ветви.

Результаты по параметрам данной группы сочетают в себе направления коррекционного воздействия в сфере эмоционально-психологических выявленных проблем с определением недостатка уровня необходимых компетенций, наличие которых определяет ресурсность ребенка в процессе построения внутрисемейных отношений в условиях кровной семьи.

Большинство из перечисленных факторов для замещающих родителей не являются важными на первом этапе создания семьи, а их значимость проявляется постепенно, обращая на себя внимание по мере взросления ребенка. При дефиците осознания значимости данных аспектов и отсутствии необходимого социально-психологического и социально-педагогического сопровождения специалистов взрослые члены семьи усугубляют кризис внутрисемейного взаимодействия. Обе группы критериев переплетены и в зависимости от восприятия попечителей являются дополнительными отягощающими или поддерживающими факторами. Учитывая, что одним из принципов сопровождения является оптимистическая стратегия, то все параметры должны рассматриваться как возможно позитивные и являющиеся ресурсом при построении сопровождения и развития благополучной семейной системы. Преимущественное нахождение в семье подростков накладывает свои особенности и на процесс сопровождения. При этом чем старше ребенок, проживающий в кровной замещающей семье, тем больше реабилитирующей и адаптирующей работы ему требуется. Подопечный не может быть только объектом социально-педагогического воздействия. Активная позиция, основанная на осознании собственной роли и чувстве сопричастности к поддержанию доброжелательных отношений, обеспечивает положительные результаты как в процессе сопровождения, так и в условиях последующего самостоятельного функционирования семьи. Данная позиция определяет не только направления, но и формы / методы, используемые специалистами в процессе сопровождения. Результаты диагностик говорят о невозможности респондентами самостоятельно выявить, понять как собственные эмоции и чувства, так и эмоции и чувства оппонирующих взрослых. Неумение вербализировать собственные переживания, нежелание/неспособность понимать других, в связи с чем ограничение ближайшего круга взрослых, переориентация и введение в референтную группу сверстников - ведут к сепарации через разрушение семьи. В связи с этим можно определить два больших направления работы с детьми, проживающими в кровных замещающих семьях, реабилитирующее и обучающее. Реабилитирующее подразумевает нивелирование последствий кризиса разрушения собственной семьи в связи со смертью и/или лишением биологических родителей прав. Обучающее условно делится на получение компетенций, связанных с пониманием эмоционального состояния себя и окружающих, приобщение к эффективным способам коммуникаций и осознание социальных, семейных ролей и ответственности за них.

Ориентир на получение ребенком необходимых компетенций связан в первую очередь с приобретением ребенком возможности самостоятельного нивелирования возникающих межличностных проблем. Полученные знания позволяют своевременно, адекватно отреагировать ребенку на возникающие эксцессы, дают ресурс для решения задач во взрослой жизни собственными силами и являются безусловным фактором успешной социализации, гарантом благополучной интеграции ребенка в общество с самообеспечением и с субъективной активной позицией. Несмотря на то что многими признается эффективность именно индивидуального сопровождения, программа помощи должна сочетать в себе индивидуальную и групповую работу (96 детей в возрасте от 6 до 17 лет):

  1. «Работа с горем» (реабилитационная индивидуальная работа) имеет целью ослабление, снятие стресса, связанного с утратой родителей.
  2. «В кругу семьи». Выбор тем зависит от особенностей ребенка и его семьи - тренинговая обучающая индивидуальная программа направлена на понимание и принятие себя, своих чувств, собственных личных особенностей, осознание состояния окружающих сверстников и взрослых через анализ и соотнесение с собственными эмоциями, определение актуальных социальных ролей и осознание ответственности за собственные роли и решения.
  3. Клуб «Контакт» (подростковая и детская группы) способствует отработке полученных знаний, позволяет расширить социальный поддерживающий круг.
  4. Клуб взаимопомощи кровных замещающих семей «Родня. Поддержка» - смешанная детско-родительская группа, работа которой направлена на обучение принципам эффективной коммуникации через тренинги межличностного взаимодействия в разновозрастных и оппонирующих группах.

Каждому направлению соответствуют свои специфические задачи и особенности содержания. Каждая тема выстраивается таким образом, чтобы ребенок находился в активной позиции, постепенно обучаясь принципам эффективной коммуникации, понимая важность культурной вербализации собственных эмоций, мыслей и т.д. Сочетание групповой и индивидуальной работы позволяет не только получить информацию, но и отработать знания в группе сверстников, сторонних взрослых и собственного семейного окружения. Основная роль специалиста при работе в группе - создание безопасной комфортной обстановки, способствующей отработке полученных компетенций.

По итогам проведенной работы детьми демонстрируется снижение уровня напряженности, агрессии, постепенно стабилизируется эмоциональное состояние подопечных, улучшаются показатели и по другим направлениям. Результаты отмечены по итогам полугодовой работы с детьми. Тенденция нормализации отношений и эффективное использование полученных компетенций дает дополнительные ресурсы, поддерживающие благополучие семьи, через налаживание открытых внимательных отношений заинтересованных сторон. Ниже (табл. 1, 2) приведены данные по диагностике детей, проживающих в кровной замещающей семье, до и после проведения реабилитационно-обучающей работы.

Таблица 1

Диагностика эмоционального состояния и взаимоотношений в семье

Показатели

Уровни

Первичная

Итоговая

Тревожность / уровень эмоционального стресса

 

низкий

16%

36%

средний

25%

25 %

высокий

59%

34%

Вину за случившееся дети возлагают на

членов замещающей семьи

25%

19%

себя

15%

6%

родителей

17%

12%

Самооценка

низкая

42%

30%

адекватная

19%

34%

завышенная

39%

36%

Конфликты

скрытый

35%

16%

открытый

42%

21%

Доверие

не доверяют

68%

45%

Агрессия

 

вербальная

63%

39%

физическая

26%

7%

пассивная

63%

38%

активная

28%

19%

 

Таблица 2

Исследование коммуникативных компетенций

Направления

 Показатели

Первичное

Итоговое

Прием информации

хотят

15%

91%

Умение слушать и слышать

умеют

5%

25%

Восприятие невербальной информации

умеют

2%

15%

Переработка информации

пытаются анализировать

17%

91%

правильно анализируют

6%

28%

Понимание чувств и эмоций других людей

пытаются анализировать

26%

91%

правильно интерпретируют

13%

34%

Передача информации

эффективно вербально

21%

45%

эффективно невербально

12%

31%

Выводы

Основываясь на выше сказанном, можно прийти к следующим выводам: важность сопровождения кровных замещающих семей обусловлена неготовностью ребенка к проживанию в кровной замещающей семье и открытым коммуникациям со взрослыми ее членами. Отсутствие необходимых компетенций для вербализации собственных эмоций и чувств провоцирует кризисы и способствует вторичному сиротству. Данная работа не отрицает необходимости работы с попечителем, но подтверждает важность, кроме эмоциональной стабилизации, снятия у членов семьи последствий кризиса через психологическую терапию, обучение детей эффективным способам взаимодействия, умению анализировать собственное состояние и состояние взрослых членов семьи, повышая тем самым адаптивные возможности/способности детей, являясь безусловным ресурсом, способствующим благополучию семьи.


Библиографическая ссылка

Лесина Е.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПРОЖИВАЮЩЕГО В КРОВНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27827 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674