Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕСТРУКТИВНОЙ СРЕДЫ

Горбунова Т.В. 1 Романова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
На основе анализа, имеющихся в современной психолого-педагогической литературе научных публикаций, в статье сделана попытка раскрыть сущность и содержание понятия «деструктивная среда» и дать его определение. Практика показывает, что факторы и условия среды играют важную роль в социализации личности. В системе общественных отношений социальные институты должны выполнять свои социализирующие функции и тем самым способствовать развитию личности. Однако их структура нередко бывает нарушена, и они не выполняют свои функции, и, как следствие, появляются социально-педагогические проблемы. Разрушительная среда, которая негативно влияет на процесс социализации и формирование социально направленной личности – деструктивная среда. Однозначно, деструктивная среда – это среда с неблагоприятными условиями социализации. Деструктивной средой можно назвать среду, вызывающую изменение, деформацию, разрушение объекта, под действием общественных, духовных, социальных и материальных факторов. В статье рассмотрена специфика организации социально-педагогической деятельности в условиях деструктивной среды. Профессиональная деятельность социального педагога с несовершеннолетними, оказавшимися в условиях деструктивной среды должна начинаться изучения и анализа ситуаций жизнедеятельности клиента, а затем разработки и реализации мер и программ социально-педагогической защиты, помощи и поддержки.
среда
социальная среда
деструктивность
деструктивная среда
факторы
факторы среды
деятельность
социально-педагогическая деятельность
1. Социальная педагогика / Под ред. В.С. Торохтия. – М.: Юрайт, 2015 – С. 117–119.
2. Парфентьева Т.А. Среда развития ребенка как педагогическая категория / Т.А. Парфентьева // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т.2, №2. – С. 32–36.
3. Беспалов Д.В. Анализ научных подходов к пониманию деструктивности как основа рассмотрения деструктивного лидерства в малых группах. / Д.В. Беспалов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 3 (27). – Т. 1.– С. 42–43.
4. Горьковая И.А. Деструктивная среда и процесс первичной социализации подростков-правонарушителей / И.А. Горьковая // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – СПб. : Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ – 2000. – № 2. – С. 180–184.
5. Горбунова Т.В. К вопросу о совершенствовании социально-педагогической деятельности в сельском социуме / Т.В. Горбунова, Т.В. Ярусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Челябинский гос. пед. ун-т. – 2014. – № 9.1. – С. 58–65.

Реальной угрозой для человека и общества в целом стала деструктивность, определяемая самыми различными факторами (такими как экономические кризисы, социальные условия жизни, рост числа неблагополучных семей и др.).

Термин destructivus происходит от латинского слова «разрушительный» и от глагола destruere – «ломать», «разрушать». Приставка de означает «отделение», «устранение», «отсутствие завершения действия», корень struere в переводе обозначает «класть», «накладывать», «распространять», «простирать». Благодаря приставке слово получило иное значение.

Изначально слово «деструктивный» появилось во французском языке, затем перешло в английский и распространилось дальше. Чаще всего данный термин используется в психологии, определяя человека, его межсоциальные связи и поведение.

Анализ научной литературы показывает, что в последние десятилетия проблема среды и ее воздействия на человека становится все более актуальной. Назрела необходимость изучения проблемы деструктивности среды и организации социально-педагогической деятельности в условиях деструктивной среды.

Цель исследования: проанализировав уже известные определения понятия «деструктивная среда», дополнить и уточнить его в более полной формулировке; определить особенности организации работы социального педагога в условиях деструктивной среды.

Материал и методы исследования. Теоретическим материалом исследования явились научные статьи, рассматривающие проблемы деструктивности. Для достижения поставленной цели был использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов: анализ, синтез и обобщение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, а также практического опыта работы социальных педагогов в условиях деструктивной среды.

Результаты исследования

Человек живет в среде и вступает с ней в определенные отношения. Среда – это не просто населенный пункт, улица, дом и предметы, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы  комфортно себя чувствовать среди них. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данного сообщества [1, с. 117].

В психолого-педагогической литературе среду рассматривают как одно из главных условий социализации человека. Изучением данного феномена занимались Б.М. Бим-Бад,  М.П. Гурьянова, Г.А. Ковалев, Л.В. Мардахаев, Н.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.

Воспитательный потенциал среды изучали Л.К. Блонский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, К.Д. Ушинский и др.

Т.А. Парфентьева в своей работе сделала глубокий анализ понятия «среда». Обобщая результаты ее исследования, можно сделать вывод о том, что среда есть нечто окружающее человека, при этом сам он находится внутри нее и взаимодействует с ней [2, с. 32]. Человек вносит в среду что-то свое, влияет на нее, даже может ее изменить, но и среда оказывает огромное воздействие на развитие человека, причем как положительное, так и отрицательное, вплоть до препятствия в становлении личности. Последнее связано с тем, что среда может иметь отклонения в функционировании и действовать деструктивно. Синоним деструктивности – разрушительность.

Несмотря на актуальность изучения проблемы деструктивности, данный феномен недостаточно исследован в современной науке. Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы показал, что нет четкого определения понятия «деструктивная среда».

Особо важной задачей является раскрытие содержания дектруктивной среды, ее влияния на социализацию подрастающего поколения. Назрела практическая необходимость изучения строения деструктивной среды для того, чтобы организовать эффективную социально-педагогическую деятельность.

Необходимо отметить, что проблема деструктивности исследуется многими учеными разных областей, например: биологии, генетики, истории, психологии, педагогики и т.д.

Среди зарубежных исследователей, изучавших проблему деструктивности, можно выделить А. Бандуру, Л. Берковица, Р. Бовена, Р. Бэрона, Н. Зинберга, Б. Крэйха, К. Лоренца, Д. Ричардсона, Г. Феллмана и иных, из отечественных – А.В. Димитриева, И.Ю. Залысина, Э.В. Скворцова. Но в большинстве случаев проблема деструктивности рассматривалась с точки зрения деструктивного поведения человека или его деструктивной деятельности.

Фрейд трактовал деструкцию как агрессию, уничтожение, убийство, разрушение, смерть и говорил об инстинкте деструктивности как об одном из противоположных конструктивному. Он приравнивал этот инстинкт к инстинкту смерти, говоря, что он возможен в каждом живом существе, стремясь привести его к распаду, обратив живое в неживую материю. Существует и деструктивность, направленная вовне: стремление разрушать, сохранив собственную жизнь.

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни.

Анализ исследований показывает, что существует достаточно работ, в которых рассмотрена проблема дектруктивного поведения. Авторы подчеркивают, что такому поведению способствуют в большинстве случаев средовые факторы, при этом сами факторы остаются малоизученными, а наличие деструктивности в самой среде практически не изучено.

Среда – понятие многомерное, и рассматривать ее следует как систему. Сложность изучения среды заключается в том, что она состоит из многочисленных подсистем, которые также самостоятельны и самоорганизованы и при этом находятся между собой в различных отношениях.

Рассматривая проблему влияния среды на процессы формирования личности, мы имеем в виду детерминацию социального поведения человека в тех или иных социальных условиях. Современная детерминация многих проявлений социального поведения обусловливается влиянием окружающей среды.

Значительное влияние на развитие и социализацию подрастающего поколения оказывают факторы среды. Мы согласны с мнением Г.А. Ковалева, что среда является фактором, активизирующим или, наоборот, сдерживающим процесс развития личности. Практика показывает, что факторы среды играют важную роль в развитии личности, особенно ближайшее окружение, такие институты, как семья, группа сверстников, образовательные организации и др. В системе общественных отношений вышеперечисленные институты должны выполнять свои социализирующие функции и тем самым способствовать развитию и социализации личности. Однако их структура нередко бывает нарушена, и они не выполняют своих функций, и, как следствие, появляются социально-педагогические проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разрушительная среда, которая негативно влияет на процесс социализации и формирование социально направленной личности, – деструктивная среда.

Ф.Г. Фаткуллина в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук провела тщательный анализ категории «деструктивность» в современном русском языке. В рамках нашего исследования интересны следующие определения данного понятия:

– изменения под воздействием различных сил;

– невозможность выполнения объектом ранее присущих ему функций;

– членение, изменение, деформация, разрушение объектов и как результат деструкции – уничтожение [3, с. 42–43].

Среди данных определений в качестве важнейших признаков можно выделить «изменение объекта» и «невозможность выполнения объектом ранее присущих ему функций».

Таким образом, деструктивная среда – среда, вызывающая изменение, деформацию, разрушение объекта под действием общественных, духовных, социальных и материальных факторов. Как следствие, объект не может выполнять присущие ему ранее функции.

Однозначно, деструктивная среда – это среда с неблагоприятными условиями социализации.

Э. Фромм на основе анализа влияния социально-экономических факторов на развитие личности отмечает, что деструктивность человека обусловлена в первую очередь не биологическими, а социокультурными факторами, т. е. факторами среды, и мы полностью согласны с данным выводом. Академик Д.И. Беляев отмечал, что специальных генов альтруизма или гуманизма или генов антисоциального поведения нет. Однако есть генетически детерминированные свойства психики, и их сочетание в зависимости от социальных условий способствует формированию той или иной личности: либо с высоким чувством совести, либо же человека, плохо понимающего, что есть «совесть», со всеми вытекающими последствиями [4, с. 184].

Социальному педагогу в ходе выполнения своих профессиональных задач необходимо определить соотношение социального и биологического в поведении личности. Личность необходимо рассматривать как структурную целостность, состоящую из следующих компонентов: биогенных, психогенных и социогенных, выделяя таким образом биологическую, психологическую и социальную структуры личности.

Социального педагога больше интересует социальная структура, с которой тесно связана психологическая структура, с совокупностью эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д.

В социальной структуре личности исследователи выделяют следующие структурные элементы:

– деятельностные социальные качества;

– объективные социальные потребности;

– способность к творческой деятельности;

– сформированные знания, умения и навыки;

– степень овладения культурными ценностями общества;

– наличие нравственных норм и принципов.

Вышеперечисленные структурные элементы свойственны каждой личности независимо от расы, пола, вероисповедания, возраста, социального статуса и т.д.

Профессиональная деятельность социального педагога с несовершеннолетними, оказавшимися в условиях деструктивной среды, должна начинаться с изучения и анализа ситуаций жизнедеятельности клиента, а затем следуют разработка и реализация мер и программ социально-педагогической защиты, помощи и поддержки.

Изучению и анализу ситуаций жизнедеятельности несовершеннолетнего предшествует отбор социально-педагогических методик. На основе полученных результатов диагностики разрабатываются меры социально-педагогической помощи и проектируются программы формирования социальной компетентности, социокультурного опыта у несовершеннолетних.

Специалисты осознают, что в век информационных технологий оградить несовершеннолетних от влияния деструктивной среды в виде тоталитарных сект, асоциальных субкультур и криминальных групп очень сложно. Решение проблемы заключается в том, чтобы организовать целенаправленную работу по социальному воспитанию несовершеннолетних как в образовательных организациях, так и за их пределами, в социуме. Необходимо организовать совместную деятельность со всеми институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации подрастающего поколения. Для этого нужно скоординировать работу образовательных организаций и учреждений дополнительного образования; развивать детские общественные организации, объединения и волонтерские движения; привлекать общественность и родителей к организации культурно-досуговых мероприятий и др. Это возможно лишь в том случае, если появятся координационные службы в социуме, которые на уровне социально-педагогической, социально-медицинской, социально-психологической сфер реализовывали бы все направления деятельности.

Непременными условиями эффективности профессиональной деятельности социального педагога в условиях деструктивной среды являются выявление взаимосвязи и взаимозависимости личностных качеств несовершеннолетнего и его социального окружения (виктимогенной и невиктимогенной), а также анализ субъективных и объективных факторов виктимизации и организация социальной профилактики. Социальная профилактика включает следующие направления:

– формирование и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов;

– минимализация, нейтрализация, устранение детерминант деструктивности;

– сокращение факторов и условий, способствующих виктимизации;

– коррекция и реабилитация несовершеннолетних, жертв неблагоприятных условий социализации.

Оказывая влияние на факторы и условия среды, можно предотвратить нежелательное поведение несовершеннолетних. Воздействие может быть направлено как на общество в целом, так и на его отдельные институты. Объектами профессиональной деятельности социального педагога могут стать семья, социальная группа или конкретная личность.

Следующая функция социального педагога заключается в организации системы мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке несовершеннолетних, которые испытывают личностные, социально-экономические и прочие затруднения в системе общественных, семейных и других отношений; в создании условий для их разрешения. Реабилитационная помощь направлена на оптимизацию функционального состояния ребенка и обеспечение условий для его успешной социализации, исключение барьеров во взаимодействии со средой.

Главная цель реабилитации – интеграция человека в общество, восстановление его социального статуса. Для этого одновременно используются способы воздействия и на биологические, и на социальные факторы. Система реабилитационных мер обеспечивает реабилитацию на уровне организма (медицинскую), личности (психологическую), субъекта деятельности (педагогическую, профессиональную), социального субъекта (социальную).

Восстановление социального функционирования среды – основная задача социального педагога. Его призвание – воздействовать на процесс социализации несовершеннолетнего и изменение самой среды.

Современное российское общество нуждается в квалифицированных специалистах с высочайшим уровнем профессиональной культуры, основными качествами которых были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбам всех тех, с кем они работают. Профессионализм в работе социального педагога исключительно важен, так как эта деятельность относится к типу профессий «человек – человек», и от его решений часто зависят судьбы детей и их семей [5, с. 65].

Выводы

В системе общественных отношений социальные институты должны выполнять свои социализирующие функции и тем самым способствовать развитию личности. Однако их структура нередко бывает нарушена, и они не выполняют своих функций, и, как следствие, появляются социально-педагогические проблемы. Разрушительная среда, которая негативно влияет на процесс социализации и формирование социально направленной личности, – деструктивная среда. Однозначно, деструктивная среда – это среда с неблагоприятными условиями социализации. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что деструктивная среда – это среда, вызывающая изменение, деформацию, разрушение объекта под действием общественных, духовных, социальных и материальных факторов.

Воздействуя на неблагоприятные факторы и условия среды, можно предотвратить нежелательное поведение несовершеннолетних. Профессиональная деятельность социального педагога с несовершеннолетними, оказавшимися в условиях деструктивной среды, должна начинаться с изучения и анализа ситуаций жизнедеятельности клиента, а затем – с разработки и реализации мер и программ социально-педагогической защиты, помощи и поддержки.


Библиографическая ссылка

Горбунова Т.В., Романова Т.В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕСТРУКТИВНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27862 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674