Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Баширов А.В. 1 Ханов Т.А. 1
1 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Для улучшения состояния научно-исследовательской работы студентов ВУЗа необходимо иметь информацию о факторах(тенденциях), которые существенно влияют на этот процесс. С целью получения необходимой информации было проведено тестирования студентов первого курса Карагандинского экономического университета. Обработка результатов тестирования позволила выявить тенденции по оптимизации организации научно-исследовательской работы студентов. Основными факторами улучшения состояния НИРС являются интерес к выполнению научных исследований самих преподавателей ВУЗа, необходимость выполнения рутинного труда как основы любой общественно-полезной деятельности, полноценное понимание условий поставленных задач, представление о методах и способах их решения. В результате проведённого исследования были получены следующие результаты и рекомендации. Подтвердилась необходимость повышения научно-исследовательского уровня большинства профессорско-преподавательского состава, для успешной реализации поставленных задач. Обосновано в качестве фактора успеха профессиональной деятельности обеспечение формирования у студентов правильного отношения к роли труда. Выявлена необходимость разъяснения на примерах связи науки и практики, обеспечивающей развитие и прогресс всех сфер человеческой деятельности, в целях повышения у студентов интереса к научной деятельности. Предложено в качестве доминирующей задачи процесса обучения выработка у студентов навыков к познанию и обучение их внимательности и концентрированности.
научно-исследовательская работа студентов
тестирование
обработка результатов
образовательные технологии
1. Хаиров Б.Г. Студент и научно-исследовательская работа: факторы и мотивы активизации / Б.Г. Хаиров, А.Ф. Тимофеев, Д.А. Жумабекова // Двадцать первые апрельские экономические чтения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. – 2015. – С. 339–342.
2. Каландаришвили З.Н. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе / З.Н. Каландаришвили, Ч.В. Кочисов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. – С. 23–24.
3. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта / Д.А. Хашхожева, А.Ю. Паритов, М.Т. Гелястанова, З.А. Махотлова, Б.М. Суншева, А.Ю. Аккизов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26488 (дата обращения: 28.07.2018).
4. Москвичёва Н.Л. Роль мотивации научно-исследовательской деятельности в реализации исследовательского потенциала студента / Н.Л. Москвичёва // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2012. – Т. 7. – № 1. – С. 137–138.
5. Семченко В.В. Анализ мотивов студентов к научно-исследовательской работе / В.В. Семченко, О.М. Гуртовенко, Г.Г. Левкин // Инновационная экономика и общество. –  2017. – № 3 (17). – С. 79–84.
6. Грибенщиков К.В. Развитие системы мотивов у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, и влияние их на результаты работ / К.В. Грибенщиков // Мировая наука. – 2017. – № 5 (5). – С. 9–12.
7. Гордеев А.С. К вопросу о повышении мотивации студентов и научно-исследовательской работы на факультете / А.С. Гордеев // Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – Тамбов, 2014. – С. 26–27.
8. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами / О.У. Гогицаева // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I / Под ред. Романовой И.В. – Чебоксары: ЦДИП   «INET», 2015. – С. 107–109.
9. Голиков П.А. Научно-исследовательская работа студентов как фактор повышения профессиональной компетенции студентов / П.А. Голиков, Л.Г. Жибалова // Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российский университет кооперации. – 2014. – С. 644–649.
10. Бодряков В.Ю. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов как инструменты формирования профессиональных компетенций студентов и академической  репутации вуза / В.Ю. Бодряков, А.А. Быков // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 8. – С. 154–158.
11. Спахов Д.Ю. Участие студента в научно-исследовательской работе как фактор повышения качества образования / Д.Ю. Спахов, О.В. Осенева // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2014. – № 2. – С. 155–156.
12. Рогатюк Г.Ф. Участие студентов в научно-исследовательской работе (совместная научно-исследовательская работа студентов и преподавателей) / Г.Ф. Рогатюк, Т.И. Уварова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. ООО «АР-Консалт». – 2015. – С. 31–32.
13. Баширов А.В. Информационные технологии в системе дистанционного обучения / А.В. Баширов, В.Г. Дрозд, М.М. Тусупов // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 132–135.
14. Ханов Т.А. Использование информационных технологий в системе юридического образования / Т.А. Ханов // Новые пути развития юридического образования в Республике Казахстан в свете модернизации высшего и послевузовского образования: Научно-практическая конференция. – Караганда: КЭУК, 2014. – С. 155–157.
15. Гончаров К.О. Внедрение технологии сквозного цифрового проектирования в рамках научно-исследовательской работы студентов и аспирантов / К.О. Гончаров, А.Д. Романов, А.Л. Кулагин, Е.А. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16971 (дата обращения: 28.08.2018).
16. Прудникова А.А. Смарт-технологии в научно-исследовательской работе студента / А.А. Прудникова // Современная образовательная среда: теория и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2018. – С. 206–208.
17. Яворский В.В. Развитие смешанной формы обучения в процессе совершенствования информационно-коммуникационного обеспечения вуза / В.В. Яворский, А.В. Баширов, Н.К. Емелина, А.Е. Рахимбекова, А.О. Чванова, Н.В. Байдикова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 60–64.
18. Ханов Т.А. Использование инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства / Т.А. Ханов // Актуальные проблемы современности. – 2015. – № 3 (9). – С. 6–9.
19. Сихимбаев М.Р. Развитие экономического механизма рационального недропользования в Казахстане / М.Р. Сихимбаев, Д.Р. Сихимбаева, В.Г. Боярский, Т.А. Ханов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-2. – С. 414–418.
20. Фокина И.В. Вовлечение студентов-первокурсников в научно-исследовательскую деятельность как условие формирования профессиональных компетенций будущего специалиста / И.В.Фокина, О.К. Соколовская // Стандартизация в образовании: проблемы и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вологда, 2013. – С. 160–165.
21. Чередниченко О.П. Научно-исследовательская работа со студентами младших курсов / О.П. Чередниченко, И.М. Хомич // Проблемы графической подготовки студентов технических вузов в условиях современного компетентностного подхода к процессу обучения: материалы научно-методической конференции (Дивноморское, 26-28 мая 2015 г.). – Ростов н/Дону: Донской государственный технический университет, 2015. – С. 98–101.

В настоящее время многие высшие учебные заведения сталкиваются со сложностями, связанными с вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность. Несмотря на принимаемые в этом направлении меры, большинство студентов не желают заниматься научной работой или проводят ее формально.

Ряд исследователей в качестве особенностей современного состояния высшего образования отмечают уменьшение интереса студентов к научно-исследовательской работе, а также к мероприятиям, являющимся ее составной частью [1, с. 340].

Задача повышения активности участия студентов в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) является принципиально важной составляющей функционирования любого высшего учебного заведения (вуз). В чем же причина снижения активности НИРС? Можно предположить, что фактором, определяющим активизацию НИРС вуза, является приоритетность научно-исследовательской деятельности, основанная на внутренней мотивации молодого исследователя.

Выяснение данной гипотезы возможно лишь посредством комплексного подхода к анализу изучаемого социального явления. Между тем не менее важными являются конкретные составляющие объекта исследования, которые характеризуют собой многообразные условия, определяющие конкретное социальное явление. Эти данные могут быть получены путем сбора первичной информации с использованием соответствующего инструментария.

Цель исследования: посредством получения информации о факторах (тенденциях), существенно влияющих на активность научно-исследовательской деятельности студентов, разработать рекомендации (положения) по повышению активности студентов в научно-исследовательской работе.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование респондентов, анализ и синтез полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из эффективных средств получения искомой информации является анкетирование респондентов по подготовленным анкетам с перечнем заранее составленных вопросов. По данной методике уже проводились исследования в ряде вузов СНГ с публикацией полученных результатов [2, c. 24; 3, с. 114].

Так, в частности, при проведении тестирования в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации (далее РФ)  61% опрошенных утверждают, что основной причиной отказа от участия в НИРС является нехватка времени в связи с большим объемом учебной нагрузки. Вместе с тем практически все опрошенные (93,5%) отмечают приоритетную роль НИРС через обращение к преподавателям [1, c. 341]. По мнению Н.Л. Москвичёвой, именно высокий профессионализм преподавателей зарождает интерес и желание студентов участвовать в научно-исследовательской работе [4, с. 137].

Во время вышеупомянутого тестирования выяснилось, что мотивация участия в НИРС определяется так называемым статусным фактором. Появляющиеся публикации, участие в научных проектах, объявления о достижениях важны для молодого человека прежде всего тем, что способствуют повышению его креативности, самоутверждению в студенческом коллективе [1, c. 341]. На необходимость повышения мотивации у студентов указывают К.В. Грибенщиков [5], А.С. Гордеев [6] и другие авторы [7].

По мнению О.У. Гогицаевой, П.А. Голикова и Л.Г. Жибаловой, студенты должны привлекаться к выполнению реальных научных исследований в рамках соответствующих исследовательских программ кафедр, под руководством опытных научных руководителей из преподавателей или, возможно, приглашенных специалистов [8, c. 107; 9, с. 648]. Исследовательские задачи, которые научные руководители ставят перед своими младшими коллегами, должны быть посильны для выполнения студентами в разумные сроки. Понятие НИРС при таком подходе практически аналогично НИР [10, c. 155].

На важности вопроса о привлечении студентов к выполнению совместных научных исследований с преподавателями для дальнейшего развития НИРС в университете акцентировалось внимание в научных работах О.В. Осеневой [11, с. 156] и других исследователей [12, с. 31]. Мы также разделяем данную точку зрения и считаем, что формы и методы научно-исследовательской работы и образования должны соответствовать появляющимся информационно-техническим возможностям [13, c. 134; 14, с. 155]. Такой подход поддерживают и другие авторы [15, c. 325]. В частности, А.А. Прудникова указывала, что использование современных технологий в процессе обучения и научно-исследовательской деятельности позволяет подготовить более квалифицированных специалистов [16, с. 208].

Следует также иметь в виду, что эффективность использования информационных технологий способствует процессу совершенствования информационно-коммуникационного обеспечения вуза [17, c. 61]. В последующем такой подход, на наш взгляд, будет способствовать более широкому использованию инноваций в различных сферах деятельности [18, c. 7; 19, с. 417].

Выполняя намеченную задачу, научно-исследовательской институт экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (НИИ ЭПИ КЭУК) провел собственное пилотное исследование. Лабораторией инновационных и научно-образовательных технологий было осуществлено тестирование студентов 1-го курса Карагандинского экономического университета, обучающихся на русском и казахском языках. В тестировании принимали участие студенты, обучающиеся на трех факультетах КЭУК, а именно учетно-финансовом факультете, факультете экономики и управления, а также факультете бизнеса и права.

На необходимость привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности именно на 1-м курсе в свое время указывали И.В. Фокина и ряд других авторов [20, с. 161; 21, c. 98–99].

Для получения информации по степени участия студентов в научно-исследовательской работе в Карагандинском экономическом университете было проведено анкетирование студентов 1-го курса. В тестировании принимали участие 396 студентов трех факультетов названного университета.

Для определения ценностной значимости денег студентам был задан вопрос о том, как деньги влияют на человека. В качестве основных факторов влияния денег на молодого человека были предложены: власть; независимость; возможность роста и защиты; здоровье; возможность не работать. Ответы студентов представлены на рисунке 1.

Большинство опрашиваемых респондентов связывают финансовые средства с «возможностью роста и защиты». Такой выбор, по-видимому, сложился у молодых людей с осознанием завышенной роли денег, которые принципиально влияют как на бытовые услуги, так и на профессионально-карьерный рост.

Следующими по приоритетности отмечены «власть» и «независимость». Характерно: при этом обучающиеся на казахском языке считают более приоритетным ответ «власть», а обучающиеся на русском языке – «независимость».

Настораживающим является достаточно большой процент выбора варианта ответа «по возможности  не работать».

Рис. 1. Ответы студентов о значимости денег

 

Подобный ответ обучающихся на казахском языке (10%) дается в 3 раза чаще, чем на русском (2,8%), и характеризует большую иждивенческую предрасположенность со стороны девушек. Вместе с тем больший процент ответа по проблемам со здоровьем дается  русскоязычными студентами (5,7%). На наш взгляд, это связано с тем, что часть русскоязычного населения региона в большей степени живет в городской местности и, как следствие, является менее здоровым.

Результаты анкетирования показывают,что большинство студентов 1-го курса занимались в школе научным исследованиями (70%) и хотели бы продолжать заниматься в вузе. На рисунке 2, в частности, показаны ответы о  научной активности студентов в школе и ее продолжении в университете.

Рис. 2. Ответы первокурсников  об активности научной деятельности

 

Вместе с тем в процессе учебы в вузе и при переходе на старшие курсы у большинства студентов исчезает интерес к научным исследованиям.

По этому поводу можно выдвинуть ряд предположений, в частности:

1) у студентов теряется интерес в связи с отсутствием мотивации;

2) студенты расхолаживаются  в связи с более свободным режимом обучения;

3) преподаватели вуза не заинтересованы в научных исследованиях, и это отсутствие  интереса передается студентам.

Именно интерес является основной причиной того, что студенты начинают заниматься научными исследованиями. Результаты анкетирования показывают, что для молодых людей это гораздо приоритетнее, чем материальная заинтересованность или необходимость получения профессиональных знаний после окончания вуза.

Студенты 1-го курса не представляют свою деятельность в системе образования или  проведения научных исследований. Как показало анкетирование, процент таких желающих составляет не более 6% (рис. 3).

Рис. 3. Ответы студентов по выбору направления профессиональной  деятельности

 

В перспективе студенты предпочитают государственную службу и индивидуальное предпринимательство. Обучающиеся на казахском языке (53%) выбирают государственную службу в большей степени, чем русскоязычные (35%). Это объясняется сформированным фактором полиязычия, поскольку в Республике Казахстан обучающиеся на казахском языке, как правило, одинаково хорошо владеют как казахским, так и русским языком.

Для организаторов проведения тестирования существенно важным является вопрос так называемой поведенческой предрасположенности.

Большинство первокурсников ориентированы на организационную деятельность, то есть видят себя руководителями (42% на русском и 31% на государственном языке обучения). Другим приоритетным выбором является осуществление проведения переговоров или, к примеру, организации проведения шоу.

Желающие заниматься научными исследованиями, так же как и расчетами, немногочисленны и составляют не более 10%. Такая ситуация возникла не на пустом месте и характеризует ложное представление молодого поколения о бесполезности и малоэффективности непрерывного труда, как умственного, так и физического.

В целях выявления степени внимательности был поставлен вопрос-задача о поездке в лифте. Находясь на первом этаже и поднимаясь на третий этаж, пассажир проезжает 2 этажа; другой пассажир, поднимаясь на девятый этаж, преодолевает 8 этажей. Очевидно, что, двигаясь с одинаковой скоростью, первый пассажир преодолеет расстояние в 4 раза быстрее, чем второй.

Вместе с тем без предварительного представления (визуализации) условия задачи можно дать ответ 3. Действительно, 9 делим на 3, получаем 3 (9/3=3). Именно так и поступили большинство студентов (76,3% на русском и 73,7% на казахском языке обучения).

Объяснить причину подобного ответа можно, предположив, что студенты дают формальные ответы без досконального понимания  условия задачи

Выводы

В результате проведенного исследования сформированы предложения, позволяющие, на наш взгляд, существенно повысить активность  научно-исследовательской деятельности студентов.

Сформулируем тезисно эти положения.

1. Исследования показали, что многое в вопросе активизации научно-исследовательской деятельности зависит от преподавателя, начиная от его компетенции и заканчивая заинтересованностью в проведении научных исследований. Собственный творческий пример является одним из значимых факторов повышения активности научно-исследовательской работы студентов.

2. Преподавателям рекомендуется популяризировать собственное научно-исследовательское творчество. В интересной и доступной форме преподаватель может объяснить цели и задачи своих исследований, обосновать выбор метода решения, изложить результаты и возможности их использования в научно-практической деятельности. Это является основой роста будущего специалиста, что в соответствии с проведенным исследованием служит основным фактором мотивации молодого человека в профессиональной деятельности.

3. Ведущим преподавателям при изложении лекционного материала следует давать наглядные примеры эффективного применения научно обоснованного подхода в вопросах улучшения организации производства, менеджмента, государственного управления, а также в других областях профессиональной деятельности.

4. Для изменения ситуации, связанной с концентрацией внимания и усвоения материала, преподавателям следует практиковать выделение основных опорных научных идей, а затем осуществлять экспресс-проверку по степени усвоения этих идей. Систематическое осуществление этой практики повысит способность выделять главное и будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала и привитию интереса к научным изысканиям.


Библиографическая ссылка

Баширов А.В., Ханов Т.А. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27892 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674