Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Толстенева А.А. 1 Груздева М.Л. 1 Лагунова М.В. 2 Каткова О.В. 1 Прохорова О.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет)
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Актуальность исследования обусловлена широким внедрением в педагогическую практику массовых открытых онлайн-курсов (MOOC - Massive Open Onlain Course) как за рубежом, так и в России. В статье приведен краткий обзор истории и опыта использования MOOC в США, Великобритании, Китае. В статье рассматривается опыт обучения студентов Мининского университета с использованием Российской национальной платформы открытого образования, на примере дисциплины концепции современного естествознания. Использование массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе потребовало: выполнения технических требований; разработки нормативной документации по реализации учебного процесса; осуществления целого ряда организационных мероприятий. Структура и содержание проделанной работы отражены в описании этапов организации экспериментального освоения онлайн-курса. Претерпела изменение и деятельность преподавателя. При использовании онлайн-курса преподаватель в первую очередь выполняет функции организатора и консультанта – тьютора. В статье приводятся результаты апробации. Результатом стало успешное освоение курса студентами. Выявлена высокая мотивация обучаемых и преподавателей к использованию новых форм обучения и реализации проекта. В заключение в статье формулируются проблемы, требующие решения при широком внедрении открытых онлайн-курсов в учебный процесс, а именно: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся; вариативность объема изучения дисциплины; коррекция кадровой политики вуза.
национальная платформа открытого образования
открытые онлайн-курсы
вуз-потребитель
нормативно-методические основания
сетевое взаимодействие
удовлетворенность обучающихся.
1. Sanden C/ Assesment’s Plaice in the New MOOC World. Research & Practice in Assesment. 2013. V.8 P.5-12.
2. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 2 (февраль) [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 15.03.2018).
3. Бодарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООС: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. №10. С. 135-145.
4. Acros B. de los, Farrow R., Perryman L.-A., Pitt R., Weller M. OEREvidenceReport 2013-2014. OERResearchHub. [Электронный ресурс]. URL: https://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/oerrh-evidence-report-2014.pdf (дата обращения: 16.07.2018).
5. Открытое образование. Национальная платформа. Курсы ведущих вузов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/ (дата обращения: 25.07.2018).
6. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalact.ru (дата обращения: 26.03.2018).

Открытое образование сегодня активно исследуется и является предметом социальной практики, поскольку находит реальное воплощение в придании свойств открытости образовательным учреждениям, традиционным системам образования. Многообразие теоретико-концептуальных, институциональных, технологических форм воплощения открытого образования актуализирует потребность теоретического осмысления и эффективного поиска путей его практического применения. Наряду с интеграционными процессами, способствующими продвижению Российского образования к открытости европейскому сообществу, в Российской Федерации происходит становление информационно открытой системы образования, использующей дистанционные обучающие сетевые технологии, где открытый образовательный процесс строится на иных, нежели при традиционном образовании, правовых, организационных, технологических, методических основаниях. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос исследования нормативно-методических оснований реализации образовательной программы вуза в условиях сетевого взаимодействия с использованием открытых онлайн-курсов.

Цель исследования. В ходе разработки и апробации проекта «Реализация образовательных программ вуза с использованием открытых онлайн-курсов ассоциации «Национальной платформы открытого образования» выявить доминирующие системные характеристики открытого образования на базе Национальной платформы открытого образования, уточнить цели и задачи его реализации в условиях традиционного обучения в Мининском университете, выявить нормативно-методические основания реализации образовательной программы.

Материал и методы исследования. Исследование нормативно-методических оснований реализации образовательных программ вуза с использованием открытых онлайн-курсов на примере курса «Концепции современного образования» проводилось в 2017-2018 учебном году в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет). В ходе исследования мы опирались на труды, освещающие проблематику открытого образования (Э.Н. Гусинский, А.Н. Дахин, Ю.И. Турчанинов и др.), технологический подход к проектированию открытого образования, базирующегося на внедрении компьютерных дистанционных методов и форм обучения (Л.А. Андреев, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров и др.). Что касается комплексного анализа теоретических и практических аспектов реализации образовательной программы вуза в условиях сетевого взаимодействия с использованием открытых онлайн-курсов, то это направление открытого образования пока остается недостаточно разработанным. Теоретические и методические положения по данной проблеме представлены отдельными статьями и выступлениями на научных конференциях, немногочисленны опубликованные материалы, содержащие результаты апробаций в условиях конкретных вузов.

В ходе исследования выявлено, что в последние десятилетия эволюция в области разработки и использования электронных ресурсов для высшего образования сформировала учебные материалы для удаленного доступа в виде массовых открытых онлайн-курсов (MOOC - Massive Open Onlain Course) [1]. Первые массовые проекты в мире появились в 2002 г. Рост электронного обучения подтверждает его востребованность. США составляет больший сегмент рынка электронного обучения (более 50%) [2]. В Китае 40% обучения будет реализовываться в режиме онлайн к 2018 г. [3].

Исследование эффективности современных тенденций онлайн-образования, проведенное в Великобритании [4], показало значительную вовлеченность студентов в освоение онлайн-курса, интегрированного в традиционную систему обучения, что повышает эффективность усвоения нового знания, рост мотивированности за счет неформальных способов оценки, доступность образования.

В отечественной системе высшего образования МООС являются недавней инновацией. По инициативе ряда ведущих российских вузов в 2014 году при поддержке Минобрнауки создан Совет по открытому онлайн-образованию, призванный популяризировать этот вид образования в России. Совет объединил ректоров МГУ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ВШЭ, ИТМО, УрФУ, представителей Минобрнауки и Роспотребнадзора. Сегодня Российская национальная платформа открытого образования предлагает более 100 учебных курсов по восьми направлениям подготовки, авторами которых являются ведущие вузы [5].

В 2016 году стартовал приоритетный Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является создание «к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года» [6].

Результатом реализации Проекта стало создание информационного ресурса (портала), призванного обеспечить доступ пользователей к онлайн-ресурсам, разработанным и реализуемым разными разработчиками на разных платформах. «Национальная платформа открытого образования» выступила базовой площадкой для апробации разрабатываемых в рамках проекта технологических и организационных решений. Первый анализ опыта использования онлайн-ресурсов «Национальная платформа открытого образования» [2] позволяет выделить базовые тренды российского рынка онлайн-образования: ориентация на прикладные знания и навыки; появление новых технологий, что способствует развитию и обеспечивает перспективы; специализация проектов; формирование узнаваемых брендов.

Отмечается рост данного сегмента, чему способствует перенесение лучших практик традиционного обучения, сочетание педагогических методик с уникальными технологическими преимуществами дистанционного обучения в сетевой форме. Исследователи современных тенденций онлайн-обучения единогласно утверждают, что онлайн-обучение эффективно, особенно если является дополнением к традиционной системе обучения или интегрировано в нее.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2017-2018 учебном году Мининский университет инициативно выступил вузом-потребителем «Национальной платформы открытого образования» и принял участие в эксперименте по реализации своих образовательных программ бакалавриата в сетевой форме с использованием онлайн-курсов вуза правообладателя ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».

С целью реализации эксперимента Мининским университетом была создана координационная группа по открытому образованию. Координационной группой в соответствии с целью и задачами исследования была проведена конкретизация политики реализации образовательной программы в сетевой форме с использованием онлайн-курсов, позволившая уточнить спектр решаемых при этом задач, а именно интеграция онлайн-курсов в существующую образовательную систему с целью ее дополнения и развития; расширение научно-методического обеспечения учебного процесса; удовлетворение потребности студентов по предоставлению образовательных услуг; расширение форм и методов управления академической самостоятельностью студента; повышение корпоративной культуры профессорско-преподавательского состава. Административно-правовые отношения вуза-потребителя были определены договором о сотрудничестве с ассоциацией «Национальной платформы открытого образования». Вузом был выбран вариант освоения курсов по договору оферты.

В рамках данного договора вуз-потребитель наделен правами: правом на самостоятельное определение перечня используемых онлайн-курсов, подлежащих перезачету; правом на получение информации о студентах, зачисленных для освоения онлайн-курса, сведений о результатах освоения онлайн-курсов и о выданных сертификатах.

Кроме того, вуз-потребитель обязан: разработать локальные нормативные документы, определяющие условия использования открытых курсов национального портала и обеспечивающие возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов при освоении образовательных программ; сформировать перечень рекомендуемых к освоению онлайн-курсов с указанием перечня образовательных программ, дисциплины и ее трудоемкости, сроков онлайн-обучения; разместить перечень рекомендуемых к освоению онлайн-курсов с указанием вуза-разработчика на своем официальном сайте; своевременно информировать ассоциацию «Национальной платформы открытого образования» в случае отклонения от условий договора.

Руководством Мининского университета был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн-курса ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». В соответствии с договором вуз-потребитель получил следующий регламент онлайн-обучения: из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; строго по плану-графику, указывающему контрольные «точки» мягкого и жесткого дедлайна, итогового контроля; под руководством администраторов открытого образования как со стороны вуза-потребителя, так и со стороны вуза-разработчика; под руководством тьютора со стороны вуза-потребителя.

В ходе эксперимента было подготовлено и утверждено Положение об использовании открытых курсов в образовательной деятельности Мининского университета. Согласно данному положению, текущий контроль за использованием онлайн-курсов в образовательной деятельности университета осуществляет координационная группа по открытому образованию, основными функциями которой являются:

- первичное формирование перечня рекомендуемых онлайн-курсов;

- создание рабочих групп для оценки качества и перспектив использования онлайн-курсов и руководство их работой;

- оперативное управление перечнем рекомендованных онлайн-курсов, в том числе введение новых курсов, актуализация рекомендаций по использованию входящих в перечень онлайн-курсов, исключение онлайн-курсов из перечня;

- организация информирования участников образовательной деятельности университета о перечне рекомендованных онлайн-курсов;

- анализ эффективности использования онлайн-курсов;

- рассмотрение обращений обучающихся, преподавателей и сотрудников по различным вопросам использования онлайн-курсов;

- организация, осуществление и контроль взаимодействия с организациями-разработчиками онлайн-курсов и администрациями образовательных порталов, включая и национальный портал «Открытое образование».

В ходе исследования выявлено, что в перечень рекомендуемых онлайн-курсов следует включать те онлайн-курсы, которые соответствуют следующим требованиям: онлайн-курс разработан образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности; онлайн-курс является общедоступным в сроки, указанные на портале открытого образования; трудоёмкость онлайн-курса, выраженная в зачётных единицах или часах, должна быть не ниже трудоёмкости соответствующей дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы; содержание онлайн-курса согласно его аннотации или общему описанию направлено на формирование компетенций, установленных образовательной программой университета; система оценивания результатов освоения онлайн-курса сопоставима с принятой в университете рейтинговой системой оценки качества подготовки студентов, а итоговый контроль – с формой промежуточной аттестации, предусмотренной учебным планом.

В ходе эксперимента было проведено несколько оперативных совещаний, в ходе которых обсуждались текущие и плановые задачи реализации образовательных программ с использованием онлайн-курса. Администраторы открытых курсов как со стороны вуза-потребителя, так и со стороны вуза-партнера осуществляли координацию вопросов по выполнению условий договора, в частности координацию финансовых вопросов. Своевременное перечисление финансовых средств вузом-потребителем за услуги слушателей, обучающихся за счет федерального бюджета, по использованию онлайн-курсов производятся за счет средств субсидий. Организация обучения проводилась поэтапно (рис.1).

Рис. 1. Этапы организации экспериментального освоения онлайн-курса

Согласно разработанному положению отобранные курсы были предложены для самостоятельного изучения студентам на добровольной основе. Выбор изучать онлайн-курс или посещать традиционные занятия в рамках основной образовательной программы оставался за студентом. Желание изучать онлайн-курс студент должен был выразить в форме заявления.

По окончании обучения после получения итоговой оценки за онлайн-курс, нашедшей свое отражение в сертификате, обучающемуся предоставляется возможность выбора: либо обратиться с заявлением с просьбой зачесть полученный результат, либо пройти промежуточную аттестацию традиционным способом в форме контактной работы с преподавателем.

Апробация данного подхода проводилась при освоении содержания дисциплины «Концепции современного естествознания» исключительно с использованием электронного обучения в виде открытого онлайн-курса 55 студентами первого курса Мининского университета, обучающимися по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профилям «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность». На рисунке 2 представлена диаграмма распределения оценки, данной студентами выделенных характеристик изученного онлайн-курса по пятибалльной шкале.

Рис. 2. Результаты оценки онлайн-курса «Концепции современного естествознания» на базе Национальной платформы открытого образования

Результатом апробации явилось успешное освоение курса студентами, поскольку по результатам итогового тестирования все студенты, вышедшие на аттестацию (98% – 54 человека) были аттестованы, а средний рейтинговый балл за курс составил 74,7 (из 100).

Анкетный опрос студентов показал, что 67% респондентов характеризуют сложность курса соответствующей ожиданиям, 27% отметили, что курс оказался сложнее предполагаемого. Уровень освоения содержания дисциплины онлайн-курса «Концепции современного естествознания» на базе Национальной платформы открытого образования не снизился по сравнению с традиционным обучением. В то же время выявлено повышение мотивации обучаемых и преподавателей к использованию новых форм обучения и реализации проекта.

Заключение. В ходе эксперимента определены и оценены характеристики онлайн-курсов, уточнены цели и задачи их реализации в условиях Мининского университета. Показано, что развитие онлайн-курсов и их интеграция в систему традиционного образования позволяет реализовать модель смешанного обучения. Эксперимент выявил направления для анализа и дальнейших научных исследований, связанных с онлайн-обучением на базе Национальной платформы открытого образования:

- необходимо создание условий для ориентации на индивидуальные способности и предпочтения студентов;

- требует решения вопрос приведения в соответствие объёма онлайн-курса курсу учебного плана конкретного вуза;

- требует дальнейшего совершенствования методическая, экономическая, кадровая политика вуза-потребителя.


Библиографическая ссылка

Толстенева А.А., Груздева М.Л., Лагунова М.В., Каткова О.В., Прохорова О.Н. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28030 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674