Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Чистякова Е.Г. 1 Федотова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Современная государственная политика направлена на создание новой эффективной системы физического воспитания и укрепление здоровья населения, что вызвано резким ухудшением состояния здоровья населения, особенно среди детей и подростков. Назрела объективная необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, деятельность которых распространяется на все социально-образовательное пространство и предполагает работу с различными социально-демографическими группами населения. В связи с этим особую значимость приобретает совершенствование подготовки данных специалистов, направленное на формирование толерантной деятельности. Научно обоснована модель формирования толерантной деятельности студентов, системообразующими элементами которой выступают принципы личностной центрации и субъектности, а также сферный и человекоцентрированный подходы. Реализация данных принципов и подходов обеспечивают становление у обучающихся субъектной включенности в образовательном процессе и организации социально значимых физкультурно-спортивных мероприятий с населением. Динамический процесс формирования толерантной деятельности опирается на наличие толерантного сознания и толерантного отношения. Это достигается за счет использования активных методов обучения в образовательном процессе и привлечения студентов к реализации социально значимых проектов во внеурочной деятельности. Результатом апробации модели формирования толерантной деятельности будущих специалистов по физической культуре выступают изменения в ценностно-целевых установках, а также стереотипов поведения, развитие социально-психологической устойчивости, что и обеспечивает их конкурентоспособность на рынке труда.
будущие специалисты по физической культуре
социально значимые проекты
формирование толерантной деятельности
толерантность
1. Здравоохранение в России 2017. Статистический сборник. М.: Росстат, 2017. 170 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 30.09.2018).
3. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2001. № 1-2. С. 8–19.
4. Соломченко М.А. Формирование толерантности и управленческих качеств у будущих специалистов физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 2 (84). С.144-149.
5. Синютич А.А. Модель формирования профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к работе с детьми с особенностями психофизического развития // Вестник Полоцкого государственного университета. 2011. № 15. С. 38-42.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
7. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Ярославль, 2006. 188 с.
8. Чистякова Е.Г. Концептуальная модель формирования профессионально значимых качеств бакалавра направления «Педагогическое образование» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2012. № 70. С. 59-62.
9. Чистякова Е.Г. Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2013. 169 с.

Современная государственная политика направлена на создание эффективной системы физического воспитания и укрепление здоровья населения. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой значительное внимание уделено развитию массового спорта. Активно внедряется ВФСК «Готов к труду и обороне», предусматривающий приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом обучающихся и трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, в том числе и лиц с особыми образовательными потребностями. Однако значительное снижение уровня здоровья населения, в том числе и здоровье детей и подростков, вызывает особую тревогу. Так, по данным Росстата, за 2014–2016 годы количество детей с заболеваниями нервной системы увеличилось на 700 человек, а юношества – на 300 человек; положительная динамика отмечается у лиц с заболеваниями сахарным диабетом (800 – дети; 400 – юношество) и ожирением: 4.800 и 3.900 соответственно. Также отмечается увеличение количества детей-инвалидов на 8.200 человек за период 2014–2016 гг. [1].

Исходя из того что физической культурой и спортом занимаются различные социально-демографические группы населения не только с индивидуальными возможностями здоровья, но и с культурно-историческими ценностями, назрела объективная необходимость внесения изменений в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы, обладающих профессионально значимыми качествами, лежащими в основе их профессиональной компетентности. Особую значимость в сложившейся ситуации приобретает толерантность как устойчивое интегративное свойство личности, выражающееся в эмпатии, оптимизме, доброжелательности, справедливости, гуманности, самообладании и эмоциональном контроле. Вместе с тем необходимость формирования толерантности как ценности межнационального сотрудничества в ученических, студенческих и трудовых коллективах нашла отражение и в разделе «Молодежная политика» Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [2].

Цель исследования: разработка концептуальной модели формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре.

Материал и методы исследования. В настоящее время толерантность, являясь сложным, многозначным понятием, с разными характеристиками и смысловыми оттенками, становится одним из главных методологических инструментов взаимодействия. В силу практической значимости проблема толерантности и её сущности раскрывается разными авторами [3-5] (рис. 1).

Рис. 1. Сущность понятия «толерантность»

Вызывает определенный интерес позиция Н.Н. Бордовской и А.А. Реана, которые определяют толерантность как психофизиологическое понятие, означающее ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [6].

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: толерантность выступает ценностно-целевой установкой, которая проявляется в деятельности (поведенческий аспект) и в общении (коммуникативный аспект). Мы разделяем позицию О.Б. Нурлигаяновой в том, что толерантность как социальная категория – это ценностная установка принятия другого человека, его эмпатическое восприятие в процессе открытого взаимодействия [7]. На наш взгляд, толерантность – это фундамент эмоционально-нравственной готовности будущих специалистов по физической культуре, которая выражается в способности достигать взаимопонимание с субъектами физкультурно-спортивной деятельности.

Включенное наблюдение за проявлением толерантности у студентов выявило наличие определенных тенденций, выражающихся в применении мер принуждения, давления, а порой и унижения занимающихся. Особенно это касалось лиц, имеющих некоторые отклонения в интеллектуальном или физическом развитии личности. Следовательно, возникает объективная потребность в совершенствовании подготовки будущих специалистов, направленной на формирование толерантного сознания, толерантного отношения и толерантной деятельности.

При моделировании процесса формирования толерантной деятельности у будущих специалистов по физической культуре системообразующими элементами выступают принципы личностной центрации (признание приоритета личности по отношению к обществу и социальным институтам) и субъектности (актуализация способности студентов осознавать свое «Я» в связях с другими людьми, проявлять внешнюю и внутреннюю активность на основе осмысленного выбора жизненных решений), а также подходы – сферный и человекоцентрированный. Сферный подход обеспечивает активное воздействие на экзистенциальную, предметно-практическую, волевую, эмоционально-мотивационную, интеллектуальную и сферу саморегуляции личности. Человекоцентрированный подход проявляется в личностной вовлеченности, самоинициируемости, проникающей способности и адекватной самооценке [8].

Остановимся более подробно на субъектной включенности студентов и человекоцентрированном подходе. В психолого-педагогических исследованиях развитие взаимодействия «учитель – обучающийся» раскрывается в определенной последовательности: субъект - объектные, субъект – объект - субъектные, субъект - субъектные. Заметим, что на последнем этапе (субъект - субъектные) не являются завершающими, что предопределило бы возможность дальнейшего развития. Данный факт противоречит закону развития систем, так как должна последовать фаза преобразования. И она действительно раскрывается в научных исследованиях понятием «субъектная включенность», которая рассматривается как процесс, явление, условие, принцип [9] (рис. 2).

Рис. 2. Многоаспектность понятия «субъектная включенность»

Следовательно, субъектная включенность бакалавра – это процесс становления субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающий саморазвитие и самовоспитание значимых качеств личности.

Основные положения человекоцентрированного подхода базируются на том, что сущность человека позитивна, конструктивна и социальна, проявляется только во взаимоотношениях с другими при условии его позитивного принятия, эмпатического понимания и открытого самопредъявления. В процессе реализации данного подхода проявляется личностная активность обучающихся, которая выражается в личностной и самоинициируемой вовлеченности, проникающей способности и самооценке событий учения.

Вышеназванные принципы и подходы к формированию толерантности студентов обеспечивают становление субъектной позиции и субъект-субъектных отношений в учебно-профессиональной деятельности, которые понимаются нами как субъектная включенность не только в образовательный процесс, но и в организацию социально значимых физкультурно-спортивных мероприятий. Гармоничное единство принципов, подходов и субъектной включенности в различные виды деятельности позволило нам спроектировать модель формирования толерантной деятельности студентов (рис. 3).

Апробация. Формирование толерантного сознания студентов в образовательном процессе осуществлялось через ознакомление с нормами и правилами толерантного взаимодействия, осознание значимости и степени проявления толерантности как признания, принятия и понимания другого. Этому способствовала реализация на занятиях активных методов обучения: проблемные и эвристические лекции, деловые игры, дискуссии, кейсы и т.п.

Рис. 3. Формирование толерантной деятельности студентов

Проявление толерантного отношения достигалось за счет участия студентов в разнообразных воспитательных мероприятиях, организованных кафедрой (предметная олимпиада «Лучший по профессии», «День кафедры» и т.п.), институтом (педагогическая олимпиада, конкурс профессионального мастерства и т.п.) и университетом (студенческая спартакиада, конкурс строя и песни, фестиваль ГТО и др.). Это привело к созданию позитивного морального климата среди участников образовательного процесса на основе взаимоуважения, взаимоподдержки и предупреждения случаев нетерпимости в межличностных отношениях. Расширение рамок толерантного отношения у студентов наиболее ярко проявилось на Всероссийской VIII Олимпиаде студентов по специальности «Физическая культура» (г. Ростов-на-Дону).

Толерантная деятельность развивалась и в процессе организации социально значимых спортивных мероприятий для различных категорий населения. Так, например, студенты принимали активное участие в разработке сценария и проведении областных спортивных мероприятий для детей - сирот и воспитанников воскресных школ, осуществляли помощь в организации спартакиады «Будь здоров» для лиц пожилого возраста. Формированию выраженной системы социальных установок и толерантности бакалавров способствовала организация волонтерского движения «Физкультура и спорт», деятельность которого совпадала с основным вектором обучения. Например, толерантная деятельность наиболее ярко проявлялась в процессе реализации акции «Добровольцы - детям» для воспитанников интернатских учреждений, в рамках которой студенты не только обсудили с детьми важность занятий физической культурой, значимость доброжелательных отношений в коллективе, но и в театрализованной форме представили тематические игровые композиции, логоритминки, танцевальные упражнения, кроссворды и веселые эстафеты.

Результатом внедрения модели формирования толерантной деятельности будущих специалистов по физической культуре выступают изменения в ценностно-целевых установках, которые проявлялись в общении (эмпатия, оптимизм, доброжелательность, справедливость, самообладание и эмоциональный контроль) и деятельности (признание права на отличие и принятие другого человека при взаимодействии с ним на основе согласия и взаимопонимания).

В заключение отметим, что степень сформированности указанных компонентов модели определяет успешность толерантной деятельности будущих специалистов как важной составляющей профессиональной компетентности. Создание условий для её формирования способствует изменению стереотипов поведения, развитию социально-психологической устойчивости, адаптации к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит и их конкурентоспособность на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Чистякова Е.Г., Федотова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28094 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674