Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПО ЗРЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Рябцев С.М. 1 Гончарова М.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Министерство образования и науки РФ
Возможность обучения студентов-инвалидов в рамках инклюзии выявила ряд проблем в планировании, организации и практической реализации адаптивного физического воспитания в вузе. Включение в двигательный режим учебных занятий по физической культуре студентов-инвалидов определило необходимость оценивания их уровня физической подготовленности, обеспечивающего контроль за коррекцией и развитием физических качеств и состояния здоровья на занятиях в специальной медицинской группе «В». Применяя показатели международных классификаций МКБ-10 и МКФ, определили критерии распределения студентов-инвалидов по зрению в группы с низкой, средней и высокой степенью поражения. В ходе сравнительного анализа нормативов ЕВСК – спорт слепых и ВФСК ГТО для инвалидов проведено теоретическое обоснование разработки алгоритма с определением корректировочного коэффициента по разработке показателей контрольных испытаний в оценивании уровня физической подготовленности студентов с сенсорными нарушениями по зрению. Предлагаемые контрольные испытания (тесты) соответствуют достоверной оценке уровня развития двигательных способностей, динамики коррекционных изменений и степени развития прикладных физических качеств, что будет способствовать успешному освоению программы дисциплины «Физическая культура» и готовности к профессиональной деятельности.
контрольные испытания
профессиональное образование
студенты с нарушением зрения
специальная медицинская группа
инклюзия
адаптированная образовательная программа
студенты-инвалиды
1. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» / Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035 (дата обращения: 25.09.2018).
2. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Адаптивное физическое воспитание студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 21 февраля 2018 г.). Омск: Изд-во СибГУФК, 2018. С. 141-149.
3. Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 05.10.2018).
4. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Оценка физического развития студентов с нарушениями слуха в процессе адаптивного физического воспитания в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 227-232.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 25.03.2018).
6. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» / Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102442028&intelsearch=486%ED (дата обращения: 25.09.2018).
7. Евсеев С.П., Сороколетов П.В., Евсеева О.Э. Алгоритмы определения корректировочных коэффициентов для разработки нормативов для тестирования и оценки физической подготовленности инвалидов // Адаптивная физическая культура. 2016. № 1(65). С. 8-22.

Актуальность исследования. Демократические преобразования, происходящие в России, положили начало изменениям отношения общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), привели к осознанию необходимости их более широкой интеграции в социум через профессиональное образование. Ряд нормативных документов, утвержденных Правительством и Министерством образования и науки РФ, законодательно закрепил включение инклюзивного образования на всех уровнях обучения, и в современных условиях инклюзия в профессиональном обучении становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из специализированных требований, предъявляемых к образовательным организациям высшего образования, является обеспечение учебного процесса для студентов с особыми потребностями адаптированными образовательными программами по дисциплинам профиля, в том числе по дисциплине «Физическая культура и спорт» [1].

Адаптированная образовательная программа по дисциплине «Физическая культура и спорт» для студентов с инвалидностью и ОВЗ направлена на обеспечение принципов здоровьесбережения и предполагает: стимулирование позитивных морфофункциональных сдвигов в организме, развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных; формирование необходимой двигательной координации и обучение новым способам и видам двигательной деятельности; восстановление функциональных свойств организма, полностью или частично утраченных после болезни, травмы; развитие физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности. При необходимости условий индивидуализации учебного процесса студента-инвалида по дисциплине «Физическая культура и спорт» рекомендуется ввести тьюторское сопровождение, позволяющее более эффективно реализовать индивидуальную образовательную траекторию, разработанную с учетом рекомендаций программы реабилитации и абилитации [2].

В соответствии с ФГОС ВО физическое воспитание в высших учебных заведениях является обязательной дисциплиной для всех студентов, обучающихся по программам бакалавриата, в том числе и для студентов с ограниченными возможностями здоровья, и реализуется в рамках базовой части дисциплины в объеме 2 з.е. и элективных дисциплин (модулей) в объеме 328 часов. Для студентов с особыми образовательными потребностями устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» с учетом состояния их здоровья и рекомендуется проводить учебные занятия в форме адаптивного физического воспитания, направленного на получение теоретических знаний, методических умений и практических навыков в развитии физических качеств, в понимании обязательности системного подхода в занятиях физическими упражнениями, что должно способствовать повышению самооценки, формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни, готовности к будущей профессиональной деятельности [3].

В целях дифференцированного подхода к организации занятий по учебной дисциплине все студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья в стадии компенсации (субкомпенсации), требующие ограничения физических нагрузок по медицинским показателям, зачисляются в специальные медицинские группы «А» и «Б». Студентов c хроническими заболеваниями, имеющих сочетанные заболевания различных систем организма, с необходимостью восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций, определяют в группу лечебной физической культуры (ЛФК). Создается такая группа при условии наличия специалистов по адаптивной физической культуре на кафедре физического воспитания и медицинского работника (врача ЛФК).

Инклюзивное обучение в рамках профессионального образования предопределило необходимость формирования отдельной медицинской группы «В». К данной группе необходимо относить студентов, имеющих стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами со II, III либо IV степенью выраженности, а по категориям жизнедеятельности человека в «способности к обучению» – с I и II степенью выраженности ограничений, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии [4].

Физическую нагрузку для студентов специальной медицинской группы «В» согласно разработанным адаптированным программам, в том числе индивидуальным, по дисциплине «Физическая культура и спорт» рекомендуется подбирать с учетом нозологии и степени поражения, по наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, по времени возникновения болезни (врожденные или приобретенные). При этом следует дополнительно учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) [5, 6].

Определению уровня развития физических качеств и показателей физической подготовленности студентов, имеющих инвалидность, способствуют фонды оценочных средств, разработанные для обучающихся в специальной медицинской группе «В» по дисциплине «Физическая культура и спорт». Все оцениваемые показатели физической подготовленности адаптированы для данной категории студентов, проводятся в форме тестирования и выполнения контрольных испытаний, учитывающих нозологию, индивидуальные психические и физические особенности развития.

Цель исследования – разработать и теоретически обосновать показатели контрольных испытаний в оценивании уровня физической подготовленности студентов с нарушениями зрения, обучающихся в специальной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Материал и методы исследования. В данной работе применялись теоретический анализ научно-методической литературы, изучение нормативно-правовых документов, методических материалов, рабочих программ по физической культуре для студентов специальной медицинской группы, обрабатывались результаты тестирования методами математической статистики.

Анализ рабочих программ по физической культуре, разработанных кафедрами физического воспитания различных вузов, показал отсутствие разделов контроля в оценивании уровня физической подготовленности и развития физических качеств студентов с отклонениями в состоянии здоровья и студентов, имеющих инвалидность. Для определения испытаний (тестов), диагностирующих уровень физической подготовленности студентов-инвалидов, с возможностью в дальнейшем проконтролировать динамику развития их физических качеств и физического состояния, уровень изменений в рамках физической реабилитации в итоге учебных занятий, авторами был разработан алгоритм определения и оценивания контрольных испытаний (тестов) для студентов специальной медицинской группы «В» (рисунок).

Алгоритм формирования оценочных средств контрольных испытаний (тестов) для студентов специальной медицинской группы «В» с нарушениями зрения

Теоретическое обоснование нашего исследования предполагало выполнение сравнительного анализа применения нормативных документов по оценке спортивных результатов в Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) по виду спорта «спорт слепых», 2017 г., и «Методических рекомендаций по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса» (ВФСК ГТО для инвалидов), 2016 г.; рабочих программ по дисциплине «Физическая культура» для студентов, отнесенных к специальным медицинским группам «А» и «Б». Также применялись Медицинская классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) и Международная классификация функционирования (МКФ) с целью определения критериев отнесения студентов – инвалидов по зрению в специальную медицинскую группу «В» с формированием групп с низкой, средней и высокой степенью поражения.

Анализ научно-методической литературы по определению эффективных средств применения тестирования по оцениванию физической подготовленности студентов с инвалидностью по зрению в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» позволил сравнить контрольные нормативы, рекомендуемые рабочими программами по физической культуре, используемые при оценивании физической подготовленности студентов основной и специальной медицинской групп, нормативы спортивных разрядов спортсменов-инвалидов ЕВСК «спорт слепых», испытания ВФСК ГТО, разработанные для инвалидов в возрастной группе от 18 до 24 лет и здоровых людей в возрастной группе от 18 до 29 лет, входящих в нормативы VI ступени для мужчин и женщин.

Построение зависимостей уровня физической подготовленности здоровых лиц и инвалидов для золотого, серебряного и бронзового знака отличия комплекса ВФСК ГТО VI ступени и сопоставление данных нормативов ВФСК ГТО для здоровых лиц и для инвалидов выявили количественные показатели разницы между значениями ВФСК ГТО VI ступени для здоровых людей и инвалидов.

В целях установления корректировочного коэффициента для определения показателей по оцениванию контрольных испытаний, разработанных для студентов-инвалидов, занимающихся в специальной медицинской группе «В», применялась экстраполяция функции, отображающая зависимость уровня золотого, серебряного и бронзового знака отличия ВФСК ГТО VI ступени здоровых людей за пределы аналогичного уровня знаков отличия ВФСК ГТО для инвалидов, то есть в зону разрабатываемых нормативов по уровню физической подготовленности. Разработанный алгоритм определения корректировочного коэффициента позволил создать оценочные показатели контрольных испытаний (тестов), определяющих уровень физической подготовленности по степеням поражения для студентов с сенсорными нарушениями по зрению. При этом получаемая комплексная оценка развития физических качеств студента-инвалида дает полное представление об уровне его физического состояния и развития [4, 7].

Результаты исследования и их обсуждение. В определении уровня развития физических качеств студентов-инвалидов авторами были разработаны и применены оценочные шкалы в использовании критериально-ориентированного подхода с применением понижающих корректировочных коэффициентов, величины которых обусловлены влиянием основного заболевания и степенью поражения. Также авторами были учтены степень поражения и гендерные различия (табл. 1, 2). К группе с высокой степенью поражения зрения авторы отнесли обучающихся студентов с IV степенью миопии, при которой степень понижения остроты зрения лучше видящего глаза с обычной коррекцией составляет 0,04 и ниже; к группе со средней степенью поражения – студентов с III степенью миопии при остроте зрения 0,05–0,1; к группе с низкой степенью поражения относились студенты со II степенью миопии, при остроте зрения до 0,2.

Таблица 1

Оценка развития физических качеств студентов с нарушением зрения с применением контрольных испытаний (тестов) для занимающихся
в специальной медицинской группе «В» (мужчины)

Наименование физического качества

Контрольные тесты (испытания)

Критерии оценивания по степени поражения

высокая

средняя

низкая

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

Быстрота

1

Бег 30 м (с)

6,8

6,1

5,7

5,5

5,3

5,0

5,4

5,2

4,9

2

Бег 60 м (с)

10,8

10,3

9,9

9,8

9,6

9,0

8,9

8,7

8,4

3

Бег 100 м (с)

17,0

16,4

16,0

16,0

15,6

15,2

15,0

14,6

14,2

Выносливость

4

Кросс по пересе-ченной местности (без учета време-ни) (км)

1,0

1,2

1,5

1,5

1,8

2,0

2,0

2,3

2,5

5

Скандинавская ходьба (без учета времени) (км)

1,5

2,0

2,5

2,0

2,5

3,0

2,5

3,0

3,5

6

Бег/ходьба на лы-жах (без учета времени) (км)

1,5

2,0

2,5

2,0

2,5

3,0

3,0

3,5

4,0

7

Плавание без уче-та времени (м)

30

40

50

30

40

50

50

60

70

Сила

8

Подтягивание из виса на высокой перекладине (к-во раз)

6

8

10

7

9

11

8

10

12

9

Сгибание и разги-бание рук в упоре лежа (к-во раз)

18

20

25

20

25

30

25

30

35

Гибкость

10

Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см)

+4

+8

+10

+6

+10

+14

+10

+14

+16

Скоростно-силовые качества

11

Прыжок в длину с разбега (см)

320

350

360

330

370

390

400

430

450

12

Прыжок в длину с места (см)

110

120

130

130

145

150

150

160

170

13

Метание мяча ве-сом 150 г (м)

20

30

35

25

34

40

30

39

45

14

Поднимание туло-вища из положе-ния лежа на спине (к-во раз в 1 мин)

24

26

30

30

35

40

35

40

45

Координацион­ные способности

15

Метание теннис-ного мяча в цель, дистанция 6 м (к-во попаданий, % от максимума)

10/50

12/60

14/70

13/65

14/70

15/75

Метание теннис-ного мяча в озву-ченную цель, дис-танция 6 м (к-во попаданий, % от максимума)

8/40

9/45

10/50

-

-

-

-

-

-

 

Таблица 2

Оценка развития физических качеств студентов с нарушением зрения с применением контрольных испытаний (тестов) для занимающихся в специальной медицинской группе «В» (женщины)

Наименование физического качества

Контрольные тесты (испытания)

Критерии оценивания по степени поражения

высокая

средняя

низкая

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

1 балл

2 балла

3 балла

Быстрота

1

Бег 30 м (с)

7,7

7,2

6,7

6,3

6,0

5,5

6,2

5,8

5,4

2

Бег 60 м (с)

11,8

11,4

10,6

10,9

10,4

10,0

9,9

9,4

9,0

3

Бег 100 м (с)

18,5

18,0

17,2

17,8

17,4

16,8

17,2

17,0

16,7

Выносливость

4

Кросс по пересе-ченной местности (без учета време-ни) (км)

0,6

0,8

1,0

0,8

1,0

1,5

1,0

1,5

1,8

5

Скандинавская ходьба (без учета времени) (км)

1,0

1,2

1,5

1,5

1,8

2,0

2,0

2,3

2,5

6

Бег/ходьба на лы-жах (без учета времени) (км)

1,0

1,2

1,5

1,5

1,8

2,0

2,0

2,3

2,5

7

Плавание без уче-та времени (м)

30

40

50

30

40

50

40

50

60

Сила

8

Сгибание и разги-бание рук в упоре лежа (к-во раз)

8

10

15

9

11

16

10

12

17

Гибкость

9

Наклон вперед из положения «сед с прямыми ногами» (см)

+6

+10

+12

+8

+10

+15

+10

+13

+16

Скоростно-силовые качества

10

Прыжок в длину с разбега (см)

290

300

320

310

330

350

340

360

370

11

Прыжок в длину с места (см)

100

110

120

120

130

140

140

150

160

12

Метание мяча ве-сом 150 г (м)

18

20

22

20

24

32

24

28

35

13

Поднимание туло-вища из положе-ния лежа на спине (к-во раз в 1 мин)

18

20

25

25

30

35

30

35

40

Координационные способности

14

Метание теннис-ного мяча в цель, дистанция 6 м (к-во попаданий, % от максимума)

10/50

12/60

14/70

13/65

14/70

15/75

Метание теннис-ного мяча в озву-ченную цель, дис-танция 6 м (к-во попаданий, % от максимума)

8/40

9/45

10/50

 

Таким образом, все контрольные испытания (тесты) были разделены на группы с перечнем нормативов для оценивания основных физических качеств, которые демонстрируют уровень развития двигательных способностей, динамику коррекционных изменений и степень развития прикладных навыков. Контрольные испытания (тесты) для студентов-инвалидов с нарушением зрения, рекомендованные к выполнению, подбирались с учетом нозологии, учитывалась сложность выполнения двигательного действия. Их количество составило для лиц с нарушением зрения от 14 (у женщин) до 15 испытаний (у мужчин).

Необходимым требованием по оценке уровня развития физических качеств студентов с инвалидностью по зрению является выполнение не менее 6 контрольных тестов, результаты которых затем переводятся в соответствующие баллы. По итогам выполнения выбранных студентом испытаний (тестов) при суммированном показателе не менее 6 баллов оценивается уровень его физической подготовленности. Такое количество испытаний (тестов) позволяет оценить уровень развития основных физических качеств студентов с инвалидностью и предоставляет им возможность отдать предпочтение испытаниям (тестам), которые соответствуют физическим возможностям. Для студентов, имеющих тотальное поражение зрения, рекомендуется участие в не менее чем 6 контрольных испытаниях без учета результатов. Рекомендации и помощь в выборе доступных для студента испытаний (тестов) может оказывать тьютор – преподаватель по адаптивной физической культуре кафедры физического воспитания и спорта учебного заведения.

Выводы. Разработанные контрольные испытания (тесты) для студентов-инвалидов с сенсорными нарушениями по зрению позволят оценить уровень развития их двигательных способностей, динамику коррекционных изменений и степень развития прикладных качеств, что будет способствовать успешному освоению программы дисциплины «Физическая культура и спорт» и готовности к профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Рябцев С.М., Гончарова М.С. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПО ЗРЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28097 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674