Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОРОДСКИХ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Киргуева Ф.Х. 1, 2 Жукова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
2 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
В статье рассматриваются особенности воспитания межэтнической толерантности подростков. Особую актуальность эта проблема приобретает в городах с многонациональным населением. Воспитательный процесс строится на основе таких закономерностей, как проявление гуманности к воспитанникам, опора на положительные качества воспитанника и учет возрастных и индивидуальных его особенностей и др. Воспитание межэтнической толерантности строится на основе закономерностей: природосообразность; культуросообразность; определяющая роль Я-концепции, а также ряда принципов: гуманизации и демократизации воспитания, педагогического оптимизма, коллективности воспитания и др. Для нашего общества проблема толерантности в условиях многообразия национальных, конфессиональных, культурных и иных отношений является чрезвычайно актуальной, в том числе и в молодежной среде. Однако роль школы в этом направлении носит формальный характер. Наблюдения показывают, что среди подростков проявляются разные формы нетерпимости к окружающим. Наиболее значимыми для воспитания межэтнической толерантности городских учащихся подросткового возраста являются: учет возрастных особенностей, субкультура подростковой среды, позитивная социально-психологическая установка, результатом которых должны стать терпимость как личностное свойство воспитуемого и толерантный тип поведения, свойственные человеку культуры.
воспитание
воспитатель
воспитанник
межэтническая толерантность
подростковый возраст.
1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века. Толерантность: объединяем усилия. М. 2008. 238 с.
2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М., 2013. С.74-85.
3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). 2-е изд., стер. М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 240 с.
4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 104-117.
5. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева // М.: Изд-во Инс-та социологии РАН, 2011. С. 84.
6. Евдокимова Т.Л. Правовое регулирование толерантности молодежи как средство противодействия экстремизму // Власть. 2009. N 11. С. 64-66.
7. Зиновьев Д.В. Нургалеев В.С. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога. Красноярск: СибГТУ, 2001. 71 с.
8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.
9. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. М.: Изд-во МГОУ, 2006.
С. 150-155.
10. Голованова Н.Ф. Воспитание: убедительные декларации и противоречивая теория // Педагогика. 2017. N 6. С. 25-32.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2010. С. 263.
13. Гасанов Н.Н. Культура межнационального общения: фактор формирования // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 89-102.
14. Боргоякова Т.В. Молодежный экстремизм - угроза национальной безопасности России // Экономика и право. 2009. № 3/4. С. 50-73.
15. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. 343 с.
16. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб.; 2014. 816 с.
17. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 64-66.
18. Жукова О.В., Киргуева Ф.Х. Сущностная характеристика межэтнической толерантности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 177-181.
19. Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. 2009. N 3. С. 85-93.
20. Проблемы толерантности в молодежной среде: материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов (Курск, 12 декабря 2014 г.) / отв. ред. Е.А. Никитина. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. 159 с.
21. Жукова О.В. Формирование толерантного сознания в молодежной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXXIV Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 15 ноября 2013 г.). Новосибирск, 2013. С. 210.
22. Ипполитова Г. Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия и психологического комфорта // Учитель. 2012. № 5. С. 50-53.
23. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средство формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 117-120.
24. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 424 с.
25. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2012. № 7. С. 3-13.
26. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.

В современном мире негативных тенденций проблема формирования такого личностного качества, как толерантность, приобретает особую актуальность. Теоретический анализ показывает, что научная разработка проблем толерантности началась сравнительно недавно. Рассмотрению различных подходов к анализу толерантности вообще и межэтнической в частности посвящены работы А.Г. Асмолова [1], Н.А. Асташовой [2], С.К. Бондыревой [3], С.Л. Братченко [4], Л.М. Дробижевой [5], Т.Л. Евдокимовой [6], Д.В. Зиновьева [7], Г.У. Солдатовой [8], Х.Х. Тиловой [9] и др.

Цель настоящего исследования заключается в разработке и обосновании теоретических и методических условий воспитания межэтнической толерантности подростков.

Основными субъектами воспитательного процесса являются воспитатель и воспитуемый. Воспитатель в процессе воспитания выступает в качестве носителя определенной педагогической цели, он «уполномочен» обществом осуществлять воспитательный процесс [10]. Воспитанник как субъект воспитательного процесса является носителем определенного личностного поведения, которое складывается из системы поступков, в которых выражается его отношение к себе, другому человеку, событию, миру в целом (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.С. Каган).

В чем же заключается смысл поступка воспитанника?

Во-первых, поступок возникает как действие в результате определенных побудительных мотивов, которые не всегда осознаются. Во-вторых, он является результатом выбора между тем, что хочется и что должно, что нравится, привычно и что страшит своей новизной. В-третьих, поступок всегда является микрочастицей бытия, реального проживания жизни.

Следует отметить, что в основе функционирования любого педагогического процесса лежат определенные закономерности. Так, И.Ф. Харламов [11] к числу общих закономерностей процесса воспитания относит: включение воспитанника в конкретную деятельность; организацию деятельности путем стимулирования; проявление гуманности к воспитанникам; обеспечение в процессе воспитания перспективы духовного роста воспитанника; опору на положительные качества воспитанника и учет возрастных и индивидуальных его особенностей; единство и согласованность педагогических усилий и др.

В качестве закономерностей воспитания межэтнической толерантности мы признаем: природосообразность; культуросообразность; определяющую роль Я-концепции. С точки зрения первой закономерности воспитание межэтнической толерантности должно рассматриваться как педагогическая помощь растущему человеку, развивающейся личности в ее самоопределении в окружающей действительности. Культуросообразность воспитания межэтнической толерантности определяет обусловленность данного процесса культурой межэтнических отношений. Наконец, для процесса воспитания межэтнической толерантности важно не только как осуществляется педагогическое взаимодействие, но и то, как в этом взаимодействии воспитанник сам себя воспринимает, понимает, оценивает, к чему стремится [12].

Помимо закономерностей, процесс воспитания межэтнической толерантности должен опираться на ряд принципов: гуманизации и демократизации воспитания; учета в воспитании индивидуальных, возрастных, половых различий детей; педагогического оптимизма; целенаправленности, единства и целостности воспитательного процесса; коллективности воспитания.

Для российского общества с его национальным, конфессиональным, культурным и иным многообразием проблема толерантности и формирования толерантных отношений чрезвычайно актуальна, особенно в молодежной среде [13-15].

Еще К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании», опубликованной в 1857 г. в «Журнале для воспитания», акцентировал внимание на том, что центром воспитания детей должна быть школа. В современных условиях воспитательная роль школы сузилась до чрезвычайно малых размеров и все больше носит формальный характер, сводится к отдельным «воспитательным мероприятиям».

Что касается воспитания межэтнической толерантности как объекта целенаправленной работы школы, то она занимает в педагогическом процессе весьма скромное место, хотя заслуживает более пристального внимания.

Как показывают наблюдения, среди подростков нетерпимость проявляется по-разному - как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность, приобретая характер агрессии, бунта, стремления совершать хулиганские, не поддающиеся логике и здравому смыслу поступки.

В ходе исследования подросткам (220 человек учащихся 8-9 классов) предлагались вопросы, связанные с выявлением установок личности когнитивного и поведенческого характера. Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты исследования когнитивных и поведенческих установок учащихся

 

Вопросы

Ответы учащихся

Положительный, %

Отрицательный, %

Нет ответа, %

Испытываете ли вы стремление к познанию культуры народа (этноса), к которому вы принадлежите?

 

48

 

28

 

24

Испытываете ли вы желание познавать культуру других народов?

 

32

 

28

 

40

Считаете ли вы терпимое отношение к людям другой национальности и культуры непременным качеством воспитанной личности?

 

 

37

 

 

21

 

 

42

Считаете ли вы, что в общении со сверстниками другой национальности всегда проявляете уважительное отношение?

 

24

 

45

 

31

Считаете ли вы терпимость (толерантность) условием бесконфликтного сосуществования людей разных национальностей и культур?

 

68

 

22

 

10

 

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о следующем: 1) стремление к познанию культуры собственного народа (этноса) проявляет лишь половина школьников (48%); 2) желание познавать культуру других этносов изъявляют немногим более 30% школьников; 3) терпимость к людям другой национальности как качество воспитанности признают около 40% респондентов; 4) уважительное отношение к сверстникам – представителям других этносов в своем общении с ними называли 24% опрошенных школьников; 5) толерантность как необходимое условие сосуществование людей разной национальной принадлежности признали 68%.

Как показывает анализ приведенных данных, проблема межэтнической толерантности в подростковой среде является актуальной и далека от своего решения.

Своеобразной стратегией организации процесса воспитания в школе является педагогическая теория. К концептуальным подходам к воспитанию Н.Ф. Голованова относит: формирующий (управление поведением), культурологический (введение ребенка в многообразный мир культуры), социализирующий (обеспечение социализации и личностного самоопределения ребенка), герменевтический (обращение к жизненному опыту ребенка), аксиологический (понимание мира ценностей), антропологический (развитие индивидуальных способностей ребенка), психотерапевтический (оказание помощи ребенку в проблемных ситуациях) [10]. К этому перечню необходимо добавить возрастной подход.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [16].

В ряде исследований показано, что воспитание межэтнической толерантности наиболее целесообразно начинать именно в подростковом возрасте, когда, с одной стороны, сознание детей сохраняет гибкость по отношению к внешним воздействиям, а с другой – уже готово к самостоятельному осмысленному восприятию того, что хорошо, а что плохо [17-19].

Остановимся на некоторых особенностях подросткового возраста, наиболее значимых, на наш взгляд, для решения поставленной в данном разделе задачи исследования.

Прежде всего, отметим, что подростковый возраст – это переходное состояние между ролью младшего школьника и взрослением. Значимым фактором развития подростков считается общение со сверстниками, при котором появляются такие особенности, как избирательность, целенаправленность восприятия, повышение значимости собственного Я.

Формирование сложной системы самооценок в подростковом возрасте происходит на основании первых попыток самоанализа, а также сравнения себя с другими, что протекает в такой называемой подростковой среде, обладающей своей субкультурой.

Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее свои особенности:

1) функционально - это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к интеграции в общество;

2) содержательно – это процесс освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со сверстниками и взрослыми, сообществом людей в целом;

3) сущностно – это особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей мере регулируемому и определяющему действию социального.

Субкультура подростковой среды – это особое явление социального мира, имеющее социальный и личностный аспекты: 1) источник информации; 2) межличностное общение; 3) эмоциональные контакты.

Для организации процесса воспитания межэтнической толерантности важно понимать, какие возрастные потребности удовлетворяются подростком в пространстве его субкультуры. Как показывает опыт, это потребности: в обособлении от взрослых, преодоления конфликта со взрослыми; в самоактуализации, самоутверждении, реализации своих способностей, успехе; в принятии социумом: принадлежность к группе, объединение с себе подобными; в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера; в получении удовольствий, новых ощущений, информации, не получаемой в школе, семье.

На личностном уровне растут цинизм, грубость, жестокость, агрессивность, нравственная распущенность. С наибольшей жестокостью проявляется нетерпимость к людям другой национальности, культуры, образа жизни, верований, привычек. Причем признаки неприязни проявляются как в явном, так и неявном виде [20]. Преодоление этого негатива возможно лишь в целенаправленной, систематической и системной работе по внедрению в подростковую среду норм культуры межэтнических отношений и толерантности - как позитивной социально-психологической установки.

Исходя из сказанного, ведущая идея воспитания межэтнической толерантности подростков должна, на наш взгляд, состоять в следующем:

1) создание ситуаций успеха в наиболее значимых видах деятельности, создающих возможность позитивного самоутверждения в межэтнических отношениях;

2) формирование культуры межэтнических отношений как ценностной установки;

3) предупреждение отклонений в межличностных отношениях и нравственном развитии.

Непременной частью процесса воспитания межэтнической толерантности должна стать индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая на основе принципов: субъектности, равенства, принятия, индивидуализации, деятельности.

Если рассматривать формирование межэтнической толерантности как систему воспитательной деятельности по формированию межэтнической толерантности подростков, то в ней, по нашему мнению, следует выделять три основных ее вида: развивающая работа, проектирование, превентивная практика.

Таким образом, воспитание межэтнической толерантности в подростковой среде предстает как многоплановая система, а в условиях современной школы – как приоритетная [21-23].

Совершенно очевидно, что воспитание межэтнической толерантности вообще и в подростковой среде в частности должно опираться на идеи гуманистической психологии и гуманной педагогики.

Основной идеей гуманистов-психологов (М. Грин, Д. Динкмейер, Р. Дрейкурс,
Дж. Колт, А. Комбс, С. Мадди, Г.Д. Мак-Кейм, А. Маслоу, Дж. Неллер, Б.Э. Риэрдон,
К. Роджерс, Д. Фрейберг, С. Френе и др.) является воспитание толерантности как личностного качества на основе уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми, создание прочных, развивающих и поддерживающих взаимоотношений с ребенком, особых условий повседневного воспитания: заботы, искренности, полного принятия, понимания.

Гуманистические идеи получили отражение и в работах прогрессивных педагогов прошлого: К.Н. Вентцеля, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Р. Штейнера и др. Их взгляды касались развития ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях, активной роли самостоятельности и роли при этом взрослого, терпимости воспитателей как нравственного качества, деликатного отношения к психическому самочувствию ребенка.

Все достижения прошлого и настоящего явились предпосылкой становления новой педагогики - «педагогики ненасилия», суть которой состоит в ненасильственном развитии природы каждого ребенка, проявляющейся в его стремлении к развитию, свободе и потребности взросления [24].

Идея педагогики ненасилия получила свое закрепление в деятельности
В.А. Сухомлинского, педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.).

Педагогика ненасилия – одно из значимых средств воспитания у подрастающего поколения межэтнической толерантности (уметь жить в многоликом мире; уметь конструктивно решать межнациональные конфликты; проявлять ответственность в поступках и др.). В практическом плане это означает воспитание человека культуры.

По словам Е.В. Бондаревской [25], человек культуры – это, прежде всего, гуманная личность, отличающаяся милосердием, добротой, способностью к состраданию, сопереживанию, терпимостью, доброжелательностью, готовностью оказывать помощь близким и дальним, стремлением к миру, добрососедству, пониманием ценности человеческой жизни. Многие из названных качеств характеризуют человека культуры как толерантную личность, а их порождение возможно лишь в специально организуемом процессе, который называется личностным развитием.

По утверждению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [26], категория «развитие» одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса: становление, формирование, преобразование.

Следует отметить, что в реальной практике все три процесса протекают как «совокупная деятельность», как сотрудничество ребенка и взрослого, что у некоторых авторов обозначается как воспитывающая деятельность. В свете рассматриваемого нами вопроса результатом такой деятельности должны стать терпимость как личностное свойство воспитуемого и толерантный тип поведения как смысло-жизненная стратегия, свойственная человеку культуры. Данный результат считаем возможным обозначить как «личностное новообразование», возникающее в процессе личностного развития и под влиянием педагогических воздействий (убеждения, внушения, подражания, заражения). В содержательном плане оно может быть представлено следующим образом:

1) знания (понятие о толерантности, процессах; представление о своей жизни);

2) относительно устойчивые чувства к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке);

3) предрасположенность к такому типу социального поведения, основой которого является понимание и сотрудничество.


Библиографическая ссылка

Киргуева Ф.Х., Жукова О.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОРОДСКИХ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28106 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674