Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С ДЕВУШКАМИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мальченкова В.В. 1 Мальченков Е.В. 1 Балакин Ю.П. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье раскрываются принципы, этапы, методы, способы и приёмы воспитания и обучения курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, поставлена образовательная цель и пути ее достижения, выделены наиболее эффективные направления педагогической деятельности, которые базируются на теоретических и практических положениях. Содержание представленной статьи призвано познакомить будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с особенностями работы с девушками делинквентного поведения, а также познакомить их со спецификой и видами правонарушений, которые чаще всего совершаются девушками с отклоняющимся поведением. В статье раскрываются особенности социальной, бытовой адаптации, определяющей оптимальный режим протекания семейно-бытовой и общественной деятельности с учетом социальных условий девушек делинквентного поведения. В статье также раскрывается профилактическая работа с девушками делинквентного поведения, которая осуществляется посредством участия в этом процессе педагогических работников, специалистов по социальной работе, психологов, сотрудников полиции, где каждый из участников работает по своей специфике, при этом консультант учитывает воздействие других. В статье раскрывается процесс формирования профессиональной готовности участковых уполномоченных полиции к работе с девушками делинквентного поведения, в котором будущие сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, проходя обучение, приобретают правовые, педагогические, психологические и социологические знания в области профилактики правонарушений, совершаемых девушками делинквентного поведения.
девушки делинквентного поведения
профессиональная готовность
педагогические условия
будущие сотрудники овд
педагогическая деятельность
обучение и воспитание
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 283-289.
2. Мальченкова В.В. Формирование профессиональной готовности будущих сотрудников полиции МВД России к работе с девушками делинквентного поведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2015. 23 с.
3. Мальченкова В.В. Особенности формирования готовности будущих полицейских к профилактико-коррекционной работе с делинквентными девушками-подростками // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11896 (дата обращения: 17.10.2018).
4. Богдан М.М. Особенности психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2012. № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/09/1031 (дата обращения: 17.10.2018).
5. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 624 с.
6. Воронин И.В. Формирование образа эффективной профконсультационной помощи у подростков: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2013. 21 с.

В настоящее время развитие российского общества характеризуется изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека. Государственная политика направлена и делает акцент на улучшение социально-культурного климата в государстве, однако возникают и негативные проявления, которые не уменьшают количество правонарушений и преступлений в отношении граждан и общества. Негативное влияние различных факторов отражается в основных показателях преступности различных категорий граждан, отмечается увеличение правовых нарушений, в которых участвуют девушки. В связи с этим необходимо активизировать правоохранительную систему в целом, улучшая профессиональную подготовку будущих сотрудников полиции, делая акценты на профилактическую работу, в том числе работу с девушками делинквентного поведения.

Цель и задачи исследования. Анализ литературных источников выявил основное противоречие исследования: общее противоречие обнаруживается между особой ролью женщины в сохранении и развитии социума, важности периода юности в ее развитии и необходимости активизации деятельности правоохранительных органов при работе с данной половозрастной категорией; частное противоречие проявляется между возросшими требованиями к уровню подготовки сотрудников полиции, в частности их готовностью к работе с девушками делинквентного поведения, и отсутствием учета специфики этой деятельности в процессе их профессиональной подготовки. С учетом содержания этих противоречий нами была определена цель исследования: разработать и внедрить технологию формирования профессиональной готовности участковых уполномоченных сотрудников полиции к работе с девушками делинквентного поведения.

В нашем исследовании мы решали задачи:

  1. Определить социальные, нравственные и психологические факторы, обуславливающие формирование делинквентности среди девушек.
  2. Выявить специфику и содержание процесса формирования профессиональной готовности участковых уполномоченных сотрудников полиции к работе с девушками делинквентного поведения.
  3. Обосновать и внедрить технологию формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с девушками делинквентного поведения в профессиональную подготовку.

Методы исследования. По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом при психопатиях, акцентуациях характера [1].

Совершению правонарушений девушками делинквентного поведения, как правило, предшествует неблагоприятная ситуация и конфликты в социальной среде. Ослабление основных социальных институтов, психологическое неблагополучие, социальная несостоятельность, аморальный, безнравственный образ жизни, наркомания, алкоголизм – все это приводит к тому, что девушки делинквентного поведения в будущем утрачивают свои социальные роли и назначение. Разнонаправленность и неопределенность общественных идеалов провоцируют падение общественной нравственности и морали, ведут к утрате базовых общечеловеческих ценностей, обесценивают такие социальные институты, как брак, семья, материнство, что в конечном счете способствует росту противоправного поведения девушек [2].

Мы считаем, что изучение данной половозрастной категории в современных условиях своевременно, поэтому формирование готовности будущих сотрудников полиции к работе с девушками делинквентного поведения объективно востребовано как одно из приоритетных направлений профессиональной подготовки.

Участковый уполномоченный полиции в своей профессиональной деятельности непосредственно сталкивается и с такой половозрастной категорией, как девушки делинквентного поведения.

Для учета особенностей работы с данной категорией необходимо знать следующие принципы:

  1. Законность – неукоснительное выполнение всего действующего законодательства, в частности касающегося девушек делинквентного поведения.
  2. Комплексность в профилактической работе – необходимость обеспечения и применение всех социальных институтов и средств в работе с девушками делинквентного поведения.
  3. Взаимодействие – обеспечивается согласованность работы всех учреждений и субъектов, ведущих работу с данной категорией.
  4. Индивидуальность – обеспечивается индивидуальный педагогический подход к каждому субъекту, выбор средств и мероприятий должен происходить избирательно с учетом индивидуальных социальных и психологических особенностей девушек, а также дифференцированное воздействие при совершенных ими правонарушений.
  5. Упреждаемость – обеспечивает сокращение времени при проведении мероприятий, направленных на профилактику данной категории лиц, что позволяет минимизировать криминальное, асоциальное поведение делинквентных девушек.
  6. Последовательность – обеспечивает пошаговую работу с применением различных средств, направленных с учетом нарастающих требований к каждой девушке делинквентного поведения.
  7. Оперативность – обеспечивает быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию девушки своевременным и оперативным позитивным влиянием для недопущения втягивания в плохую компанию (криминальную среду) и с целью максимально помочь улучшить условия проживания и микроклимат в семье.
  8. Непрерывность – обеспечивает постоянный систематический контроль по месту проживания, учебы и проведения внеучебного времени (досуг), что, несомненно, имеет воспитательное и социально-профилактическое воздействие.
  9. Компетентность – обеспечивает специалистов высокими профессиональными качествами, знаниями и умениями при работе с девушками делинквентного поведения.
  10. Гуманистическое отношение – обеспечивает бережное отношение к девушкам с отклоняющимся поведением, внимательное и тактичное вникание в их проблемы и поиск в их состоянии позитивных положительных действий.

Особенности формирования профессиональной готовности будущих полицейских к работе с делинквентными девушками-подростками заключаются в реализации выделенных условий и специальной методике. Педагогическими условиями формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками-подростками являются: комплексное применение правовых, социальных, психологических и педагогических направлений деятельности [3].

  1. Педагогическое направление – направлено на повышение профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции через образовательный процесс, где он получает знания о видах, сущности, причинах возникновения отклоняющегося поведения, особенностях делинквентности у данной половозрастной категории.
  2. Социальное направление – направлено на повышение профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции через воспитательный процесс, где у него на основе социальных принципов формируется навык применения воспитательных методов, которые при проведении мероприятий профилактической направленности помогают улучшению социального статуса девушек делинквентного поведения.
  3. Психологическое направление – направлено на повышение профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции через использование психологических знаний в деятельности правоохранительных органов, где сотрудник должен знать основы психологии и выявлять психологические особенности личности девушек с делинквентным поведением, с учетом их психологических характеристик при совершении ими различных видов правонарушений.
  4. Правовое направление – направлено на повышение профессиональной компетентности участкового уполномоченного полиции через формирование готовности к работе с девушками делинквентного поведения путем получения знаний по таким дисциплинам, как административное право, уголовный процесс, административная деятельность в ОВД и др., в части, касающейся действий в отношении несовершеннолетних и среди девушек делинквентного поведения.

Результаты исследования. Весь процесс формирования профессиональной готовности можно условно разбить на три этапа.

Первый (вводный) - данный этап обучения проходит на 3 курсе, его основная цель - дать курсантам основы по общепрофессиональной подготовке, которая в практической деятельности непосредственно будет связана с работой с девушками делинквентного поведения. В процессе обучения курсанты изучают такие дисциплины, как психология, педагогика. На занятиях они разбирают жизненные ситуации в форме задач, где приобретают знания, которые им помогут выявить подростков (девушек) с отклоняющимся поведением и установить за ними систематическое наблюдение и контроль в профилактических целях.

Второй этап – данный этап направлен на профессиональную подготовку и реализуется на 4 курсе, его целевое предназначение - выявление причин, социальных и педагогических проблем работы с девушками делинквентного поведения. На этом этапе курсанты получают дифференцированные знания по различным дисциплинам посредством методик, приобретают практические умения.

Третий этап имеет практическую направленность и проходит на последнем году обучения, который является заключительным этапом формирования профессиональной компетентности будущего сотрудника полиции. Основными задачами данного этапа являются формирование воспитательных, коррекционных познаний, повышение профессионального уровня будущего сотрудники полиции, усвоение педагогических технологий и методик, изучение спецкурсов по различным дисциплинам и прохождение преддипломной практики.

Цель правовой подготовки направлена на защиту законных интересов граждан и государства, на предупреждение преступлений и иных правонарушений. Правовая подготовка курсантов направлена на получение знаний, умений и навыков по юридическим дисциплинам в части, касающейся девушек с отклоняющимся поведением.

Направление педагогической и психологической подготовки основывается на получении знаний о сущности, видах и причинах возникновения делинквентного поведения у девушек, о специфических особенностях в их поведении, специфике и принципах организации воспитательного процесса с данной половозрастной категорией, о применении методик и практик, направленных на воспитание и самовоспитание, а также на изучении психологических характеристик и особенностей личности делинквентной девушки.

Процесс подготовки сотрудников полиции по формированию профессиональной готовности к работе с девушками делинквентного поведения обеспечивается на занятиях по профессиональной подготовке, где ими усваиваются специфические методы профессиональной деятельности, что формирует состояние их готовности, и характеризуется прежде потребностью в профессиональном самоопределении на основе убежденности в его значимости. «Становление будущего мастера своего дела зависит от того, что сам студент сделает: от его установок, интересов, потребностей, активности при получении научных знаний и умений, от целеустремленности при работе над собой» [4].

Реабилитационная работа помогает оценить эффективность проводимых мероприятий и позволяет своевременно внести корректировки в программу мероприятий по профилактике и реабилитации девушек делинквентного поведения.

Метод консультирования обеспечивает более эффективную реабилитацию, его цель направлена на совместную позитивную работу по решению личных проблем девушки, где ведущая роль в предупреждении правонарушений отводится мерам общего социально-педагогического характера, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков, и прежде всего условий их семейного воспитания, а также социально-психологические и половозрастные характеристики этого периода [5].

Диапазон возможностей консультирования многогранный, оно позволяет соединять такие компоненты функций, как диагностический, коррекционный, психотерапевтический, профилактический, и является важным профилактическим средством в преодолении отклоняющегося поведения среди девушек. Метод консультирования можно проводить с девушками делинквентного поведения как индивидуально, так и в групповых беседах, это зависит от конкретно поставленных задач и условий, при этом необходимо учитывать их подростковый возраст, так как они уже достаточно продуктивны и способны к развитию самосознания.

По функциональным обязанностям участковые уполномоченные сотрудники полиции при разрешении конфликтных социальных ситуаций по вопросам, связанным с устройством личной жизни, обучением в образовательной организации, могут самостоятельно принимать решение о способах воздействия на личность девушки. Важной задачей профессионального консультирования является помощь в жизненном самоопределении личности девушки, развитии ее способностей и качеств [6]. При этом не нужно забывать о роли семьи, образовательного учреждения, где обучается девушка-подросток, и в случаях возникновения неадекватных поступков проводить консультационные беседы с родителями, педагогами и другими лицами. Все это дает возможность для создания условий формирования личности делинквентной девушки, которая будет готова к негативным социальным ситуациям, и у нее разовьется чувство ответственности, осознанности.

Основными задачами консультирования девушек делинквентного поведения являются:

– оказание помощи в самопознании себя и своих возможностей, где формируется адекватная самооценка личности и происходит самосознание и позитивное отношение к своей «Я-концепции» и окружающим людям;

– расширение знаний в области социальных отношений и закономерностей, общения и взаимодействия с различными типами людей, что способствует личностному и профессиональному самоопределению;

– разъяснение о существовании возможных подходов по разрешению конфликтов, которые могут возникнуть в отношениях и общении со взрослыми, сверстниками и родителями.

Немаловажным моментом в профессиональной деятельности участкового уполномоченного сотрудника полиции является проведение консультирования близких родственников девушек делинквентного поведения.

Консультации с девушками делинквентного поведения проводятся в пять этапов.

  1. Установление доверительных эмоциональных отношений с девушкой делинквентного поведения.
  2. Определение проблемы и условий возникновения этой проблемы у девушки с отклоняющимся поведением и технология решения этой проблемы.
  3. Конкретизация направлений содержания консультации и ее результат, обеспечивающий его принятие девушкой делинквентного поведения.
  4. Консультирование девушки делинквентного поведения и совместное принятие решения по проблемным вопросам, социальным ситуациям.
  5. Заключительный этап – делается анализ полученных результатов.

Заключение. В заключение следует сделать вывод, что социально-средовая ориентация девушек делинквентного поведения предусматривает их индивидуализацию, которая включает девушку делинквентного поведения в соответствующую деятельность исходя из функциональных обязанностей участковых уполномоченных сотрудников полиции.

Таким образом, отклоняющееся поведение девушек в большинстве случаев выражается отклонениями их психического и физического состояния, нежеланием общаться с окружающими, в том числе и с семьей. Разрыв происходит и с социальными общественными институтами. Девушка изменяется как личность, теряет не только свой внутренний мир, но и жизненные ценности, идеалы, установки, которые необходимы для полноценной социализации. В связи с этим работа участкового уполномоченного полиции с девушками делинквентного поведения должна осуществляться комплексно, взаимодействуя со всеми социальными институтами, и носить системный характер.


Библиографическая ссылка

Мальченкова В.В., Мальченков Е.В., Балакин Ю.П. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С ДЕВУШКАМИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28167 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674