Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мальченкова В.В. 1 Мальченков Е.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье освещаются вопросы профессионального отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Данный отбор осуществляется кадровой службой, у кандидата определяются способности выполнять функциональные и служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Определены критерии категорий профессиональной пригодности, которые заключаются в развитии высокого уровня личных и деловых качеств кандидатов, поступающих на службу или учебу в образовательные организации системы МВД России. В статье рассматриваются средства изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу и выявления у них факторов риска. Особое внимание уделено ориентационной работе, которую проводит кадровая служба путем предоставления кандидатам полной и достоверной информации о прохождении службы в органах внутренних дел и предъявляемых к ним требованиях. Рассмотрено понятие «профессиональная пригодность», в котором определено свойство психологических и психофизиологических особенностей человека, которые необходимы и достаточны для достижения им поставленной цели в процессе эффективной трудовой деятельности при наличии у него специальных знаний, умений и навыков. Результат исследования подтверждает эффективность качественного профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, что позволяет свести до минимума риск проникновения в органы внутренних дел России лиц, не соответствующих задачам деятельности и правоохранительной системы в целом. Правильная организация профессионального отбора оказывает положительное влияние на процесс формирования позитивного правосознания у будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
профессиональный отбор кандидатов
сотрудники органов внутренних дел
профессиональная подготовка
развитие психофизических качеств
формирование правосознания
профессиональная пригодность
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 22.10.2018).
2. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения с позиций междисциплинарного и системного подходов: монография. Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2015. 170 с.
3. Мальченков Е.В., Мальченкова В.В., Балакин Ю.П. Особенности формирования профессиональной компетентности участковых уполномоченных полиции в процессе адаптации к службе в ОВД // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=27101 (дата обращения: 31.10.2018).
4. Болотаева О.С. Формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел в условиях становления информационного общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011. 26 с.
5. Черепанова М.А., Сарыглар С.А., Федулов Б.А. Компетентностный подход в системе высшего образования // Научный журнал «Дискурс». 2016. № 1 (1). С. 128-133.

В эпоху реформирования и преобразования общества и правоохранительной системы Министерство внутренних дел России ставит новые приоритетные задачи и повышает требования к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В связи с этими задачами необходимо повышать и совершенствовать систему подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. На протяжении всего времени существования и развития правоохранительной системы российской полиции существует и остается актуальной задача подбора квалифицированных кадров. Большая доля данного процесса ложится на образовательные организации МВД России: необходимы обучение и воспитание будущих сотрудников полиции, которые после прохождения обучения пополнят ряды сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как высококвалифицированные специалисты, высококультурные, нравственно, морально и психологически устойчивые к профессиональной деятельности, с развитой профессиональной компетентностью.

Цель и задачи исследования. Кадровая ситуация в органах внутренних дел Российской Федерации определяется сложными и противоречивыми процессами. Проблемными вопросами в последнее время становятся уровень материальной обеспеченности сотрудников полиции и степень их социально-правовой защищенности, а также повышение требований, что в свою очередь расширяет перечень функциональных обязанностей. Все это приводит к расслоению кадровой политики и уменьшению престижа службы в правоохранительных органах, а также к большому оттоку высококвалифицированных кадров из органов внутренних дел Российской Федерации.

В процессе изучения литературы по данной проблеме нами была определена цель исследования, которая заключается в выявлении психолого-физических основ профессионального отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и определении их уровня личной психологической готовности к профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1) изучить литературные источники по проблеме проведения профессионального отбора;

2) проанализировать понятие «профессиональная пригодность»;

3) разобрать методы и средства более эффективного профессионального отбора кадров.

Материалы и методы исследования. Профессиональный отбор – это часть процедуры набора сотрудников, существенно сокращающая число кандидатов на предлагаемую должность. Желание устроиться на определенную должность может возникнуть у достаточного числа кандидатов, но из них необходимо выбрать именно тех, кто наиболее соответствует предъявляемым требованиям по мнению кадровой службы на основе результатов собеседования, опроса, тестирования кандидата.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» установлен порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [1].

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу в ОВД осуществляется для определения его способности по своим личным и деловым качествам выполнять функциональные и служебные обязанности сотрудника ОВД Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.

В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу.

Определение категорий профессиональной психологической пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), таких как тестирование, медицинские обследования с применением специализированных технических устройств и аппаратов, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий.

Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются: уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД Российской Федерации; наличие или отсутствие факторов риска.

Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

– уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

– эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

– уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

– внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

– уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

– зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

– самооценка, особенности мотивационной сферы личности [1].

Изучение личных и деловых качеств кандидатов на службу и выявление у них факторов риска осуществляются психологами кадровых подразделений ОВД путем проведения тестирования, психологического обследования (собеседования) и психофизиологического исследования с применением полиграфа.

Немаловажным средством профотбора является профориентационная работа, которая проводится кадровой службой путем предоставления кандидатам полной достоверной информации о прохождении службы в органах внутренних дел и предъявляемых требованиях.

Следует согласиться с мнением А.Л. Фурсова, что с позиций междисциплинарного и системного подходов под профессиональной ориентацией понимается «инициируемый и управляемый обществом многоаспектный и непрерывный процесс взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленный на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования, обеспечение баланса между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида, в результате чего индивид эффективно интегрируется в общественное разделение труда» [2].

Основным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение. Во время обучения человек приобретает общие и специальные знания, умения и навыки.

Задачами профессионального обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников органов внутренних дел являются обеспечение устойчивой морально-психологической подготовки, формирование умений общаться с различными категориями населения, укрепление эмоционально-волевой устойчивости, развитие таких качеств, как патриотизм, преданность своему делу, чувство долга. Для будущего сотрудника органов внутренних дел важны также и умения действовать в экстремальных условиях, поскольку это повышает успешность овладения боевыми приемами борьбы, специальными и индивидуальными средствами защиты, оружием. Признавая лучшую прогностичность комплексного обследования кандидатов, большинство специалистов основное внимание уделяют разработке и обоснованию психофизиологических методик прогноза профессиональных способностей.

Главная цель (задача) профессионального отбора – это возможность определить способности человека, при этом особое внимание уделяется способностям, необходимым для эффективного выполнения требований конкретной профессии. В связи с этим необходимо качественное изучение каждого кандидата на службу, его психофизических характеристик, так как все выявленные особенности личности влияют на его подсознание, образ жизни и личностные качества. Служба в органах внутренних дел сложна и многообразна, в большинстве случаев она связана с угрозой личной безопасности сотрудника при возникновении различных экстремальных ситуаций. Поэтому личная профессиональная подготовленность к преодолению трудностей, закалка и реагирование организма на возникшие нестандартные жизненные ситуации, проявления индивидуальных психофизических особенностей человека повышают его адаптационные способности, что, несомненно, эффективно влияет на его развитие в целом. Важным элементом при профотборе является физическая подготовленность кандидатов на службу.

Профессиональная пригодность выступает как свойство психологических и психофизиологических особенностей человека, которые необходимы и достаточны для достижения им поставленной цели в процессе эффективной трудовой деятельности при наличии у него специальных знаний, умений и навыков.

Многие исследователи в определение «профессиональная пригодность» вкладывают элемент удовлетворенности человека в процессе его профессиональной деятельности и оценку ее результата.

Успешность развития профессиональной пригодности понимается как удовлетворенность всем комплексом, обусловливающим жизнедеятельность сотрудника в процессе службы в ОВД: она определяется удовлетворенностью условиями службы, удовлетворенностью организацией службы и ее технической оснащенностью, режимом и графиком работы, климатическими, гигиеническими и психофизиологическими условиями службы и др. [3].

О профессиональной подготовленности можно говорить как о комплексе специальных знаний, умений и навыков, которые объединяют различные способности человека при выполнении определенной работы посредством психофизических качеств. В связи с этим понятия «подготовленность», и «профессиональные способности» нельзя объединять с понятием «профессиональная пригодность», так как она включает мотивацию и удовлетворенность трудовой деятельностью.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведение профессионального отбора осуществляется не для каждого вида профессий. В тех же случаях, когда выполнение профессиональной деятельности невозможно без предъявления высоких требований к личности сотрудника, профессиональный отбор обязателен.

Данный круг вопросов освещен в нормативно-правовых актах, что указывает на важность и актуальность профессионального отбора сотрудников на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, это имеет большое значение для государства и общества в целом.

Правоохранительные органы играют важную роль в поддержании правопорядка, обеспечении защиты общества от противоправных посягательств. От результативной и гармоничной деятельности сотрудников органов внутренних дел, от согласованной работы этих структур с социумом, в том числе с общественными формированиями, органами местного самоуправления и отдельными лицами, главным образом зависят спокойствие и размеренность жизни как общества в целом, так и каждого гражданина. Все это факторы формируют правосознание будущего сотрудника полиции и являются главным мотиватором его профессиональной жизнедеятельности. «На правосознание сотрудников органов внутренних дел воздействуют все эти факторы, в том числе внешние, образующие среду деятельности данных органов, а также внутренние, относящиеся к их организации и функционированию» [4].

Говоря об органах внутренних дел Российской Федерации, мы имеем в виду реальных сотрудников полиции, обладающих высокими моральными принципами и достойной правовой и физической подготовленностью. Один из необходимых элементов плодотворной службы в системе МВД России – знание правовых норм и умелое их применение на практике.

Хотя сотрудники полиции в основном соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством внутренних дел России, на сегодняшний день совершение противоправных действий остается на высоком уровне, что возлагает на сотрудника полиции большие требования к его профессиональной подготовке. Подобная необходимость связана со спецификой деятельности, в процессе которой необходимы правомерное применение мер принуждения к правонарушителям и соблюдение мер личной безопасности в отношении сотрудника полиции. Для формирования готовности к данному направлению нужно увеличить количество учебных часов в программе профессиональной подготовки по разделу «Физическая подготовка», так как положительное воздействие физических упражнений и боевых приемов борьбы повышает и укрепляет преодоление нагрузок на самих сотрудников во время выполнения служебных обязанностей. Известно, что в правоохранительных органах ежегодно проводится обязательная проверка физической подготовки сотрудников. Это указывает на приоритетность направления по обеспечению личной безопасности при обучении сотрудника, поступившего на службу в ОВД. Указанный факт связан с сотрудниками всех подразделений полиции, а также с особенностями выполнения служебных обязанностей. В связи с этим необходимо создать модель профессиональных компетенций сотрудников ОВД, которая позволит сформировать цели и задачи профессиональной подготовки и будет удобна при применении и употреблении на всех этапах профессиональной деятельности – как при профотборе на службу в ОВД, так и при обучении в образовательных организациях системы МВД России.

Профессиональную компетентность будущего специалиста следует рассматривать, с одной стороны, как непрерывный процесс формирования модели успешного профессионала, а с другой – как результат успешного обучения в вузе навыкам, главным из которых, на наш взгляд, является постоянное стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, саморефлексии по типу обратной связи, основанной на требованиях современного социума. В этом смысле понятие «компетенция» гораздо уже, так как обозначает компетентность в процессе конкретной деятельности [5].

Заключение. Анализ данных позволяет выявить все основные направления для целенаправленной ориентационной работы и формирования позитивного правосознания у будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. При этом следует учитывать, что необходимо комплексное решение стоящих на этом пути проблем.

На начальном этапе отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации необходимо проведение мероприятий по оценке мотивации поступления на службу в ОВД и в образовательную организацию системы МВД России.

При прохождении профессионального отбора в органы внутренних дел Российской Федерации необходима слаженная работа сотрудников кадрового аппарата, психологов, медицинских работников, так как на этом этапе эти действия являются определяющими, позволяющими предупредить воздействие различных негативных факторов, влияющих на профессиональную компетентность личного состава. Качественный отбор кандидатов позволяет свести до минимума риск проникновения в органы внутренних дел России лиц, не соответствующих задачам деятельности правоохранительной системы, а также окажет положительное влияние на процесс формирования позитивного правосознания будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Мальченкова В.В., Мальченков Е.В. К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28225 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674