Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Вазиева А.Р. 1 Валиева Р.З. 1
1 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Социальные и экономические проблемы современных городов вызваны в основном зависимостью существования жителей от деятельности одного градообразующего предприятия, определяющего экономику знаний и услуг, экономику человеческого капитала, науки и технологии. Предлагаемая модель проекта профессиональной ориентации на разных уровнях образования «Мой профессиональный вектор» предполагает целью деятельности разработку технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях образовательной системы и содействие адаптации к профессии молодых специалистов. Реализация данного проекта обусловлена необходимостью решения таких проблем, как: слабая информированность в сложном мире профессий и часто необоснованный, неадекватный и случайный выбор профессии; необходимость подготовки инженерных и рабочих кадров для эффективного экономического развития города и страны, новых моделей профессиональной ориентации, учитывающих разные профессиональные интересы и способности обучающихся; ориентация современной молодежи на технические специальности, повышение престижа предприятий города и интереса к рабочим профессиям, тенденции повышения интереса у молодежи к техническим и естественным наукам посредством реализации возможности получения рабочей специальности. Исследования склонностей профессионального самоопределения обучающихся среднего уровня образования показали возросший в три раза за последние два года интерес к профессиям технического направления.
технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
различные уровни образовательной системы
содействие адаптации к профессии молодых специалистов.
1. Мухаметшин А.Г. Социально-экономические и политические условия развития педагогической мысли татар в Казанском регионе XVIII-XIX вв. // Наука, образование и спорт: история, современность, перспективы. 2013. С.55-56.
2. Wherry F.F. The Social Sources of Authenticity in Global Handicraft Markets Evidence from Northern Thailand. Journal of Consumer Culture. 2006. V. 1 (5). P.32.
3. Галиакберова Р.Г., Галиакберова А.А. Элементы социально-экономической системы предприятий области народных художественных промыслов // В мире научных открытий. 2014. № 11. 2 (59). С.1074-1079.
4. Peters T.J. Re-imagine! Business Excellence in a Disruptive Age. N.Y.: DK ADULT, 2003. 352 с.
5. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров в рамках бакалаврских программ подготовки учителей начальных классов (психолого-педагогическое образование) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 19 (3). С.143-159.
6. Вазиева А.Р., Валиева Р.З. Активные приемы обучения учащихся в предметной области «Технология» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25322 (дата обращения: 17.10.2016).
7. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О практико-ориентированном содержании психолого-педагогической подготовки современного педагога к новой школе // Культурная, историческая психология. 2010. № 4. С.62-80.

Проблема обеспечения современных городов рабочими местами в мировом масштабе не нова. Социальные и экономические проблемы этих населенных пунктов вызваны в основном зависимостью существования жителей от деятельности одного градообразующего предприятия, определяющего в основном экономику знаний и услуг, экономику человеческого капитала, науки и технологии. Социально-экономическая ситуация в каждом городе различна. Преобразование в стабильно благоприятное, комфортное для жизни состояние становится приоритетной задачей в их развитии.

Моногорода России — это целая страна с городами с населением свыше 3 тыс. человек, в которых на одном предприятии работают не менее 20% от общего числа занятых. Всего в 319 моногородах России проживают 14 млн человек. В каждом из них есть наследие национальное, индустриальное, советское или современное. Социально-экономические условия в практике существования любого народа выступают одним из факторов межпоколенческой преемственности элементов национального самосознания, духовно-нравственных ценностей [1]. При наличии богатого этносоциокультурного потенциала становятся возможными перспективы развития городов в качестве центров не только туризма, но также науки, образования, коммуникации, бизнеса [2]. Все они разные, интересные и глубоко специфичные. В Татарстане такой статус имеют 7 городов, один из которых Набережные Челны.

Цель любого общества мирового содружества – сформировать и накопить качественный человеческий капитал и эффективную элиту, которая будет определять вектор развития общества. Главная стратегическая цель развития города связана с обеспечением качества жизни нынешних и будущих поколений на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства [3]. В концепции устойчивого развития и с позиций системного подхода модель развития города Набережные Челны 2030 представляет собой последовательное формирование уровней системы развития города, том числе в контексте базовых элементов в структуризации и трансформации среды.

В рамках формирования конкурентоспособной личности и раскрытия потенциала обучающегося необходимо учесть основные ключевые проблемы города:

недостаточность материально-технической базы учреждений образования и ее несоответствие современным требованиям;

– отсутствие связей с рынком труда; отсутствие необходимых умений в обучении взрослого населения в средних профессиональных учреждениях города в рамках реализации программы непрерывного (дополнительного) профессионального обучения;

– отсутствие мониторинга и гибкого регулирования спроса на образование в сфере среднего профессионального образования;

– низкий престиж рабочих профессий, отсутствие у молодежи представлений о спросе на рабочие кадры на рынке труда;

– недостаточная укомплектованность кадрами учреждений бюджетной сферы города, высокая текучесть технического обслуживающего персонала;

– недостаточный уровень подготовки выпускников среднего профессионального образования;

– отсутствие необходимых компетенций у преподавателей.

Цель исследования. Предлагаемая модель проекта профессиональной ориентации на разных уровнях образования «Мой профессиональный вектор» предполагает целью деятельности разработку технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения для обучающихся на разных уровнях образовательной системы и содействие адаптации к профессии молодых специалистов. Структура рассматриваемой модели в виде схемы координации и взаимодействия систем общего и профессионального образования с работодателями представлена на рисунке.

Структурная схема координации и взаимодействия систем общего и профессионального образования с работодателями

Реализация данного проекта обусловлена необходимостью решения таких проблем, как: слабая информированность в сложном мире профессий; часто необоснованный, неадекватный и случайный выбор профессии; необходимость инженерных и рабочих кадров для эффективного экономического развития города и страны, новых моделей профессиональной ориентации, учитывающих разные профессиональные интересы и способности обучающихся; ориентация современной молодежи на технические специальности; повышение престижа предприятий города и интереса к рабочим профессиям; тенденция повышения интереса у молодежи к техническим и естественным наукам посредством реализации возможности получения рабочей специальности.

Исследования склонностей профессионального самоопределения обучающихся среднего уровня образования показали возросший в три раза за последние два года интерес к профессиям технического направления. В соответствии с выбранной целью задачами проекта определены:

– популяризация рабочих профессий;

– содействие правильному выбору профессии старшеклассниками; ранняя профессиональная социализация;

– создание центра профессионального обучения для школьников;

– создание позитивного имиджа предприятий города;

– проектирование планов профессиональной карьеры обучающейся молодежи;

– развитие системы профессионального самоопределения в образовательных организациях г. Набережные Челны;

– развитие механизмов координации и взаимодействия систем общего и профессионального образования с работодателями города и с инновационными компаниями.

Материал и методы исследования. Сформированный человеческий и командный капитал города нуждается в эффективном позиционировании и презентации, возникает необходимость капитализации этого ресурса, что является основой для формирования эффективного рынка труда в информационном пространстве.

Для того чтобы преобразовать имеющийся человеческий потенциал, а также пассивный и отрицательный человеческий капитал в продуктивный, необходима эффективная политика в области образования, культуры, здоровья и спорта, экологии и развития городского пространства [3].

Значительные изменения на рынке труда и экономики диктуют потребность современного общества в гибких адаптивных системах образования, предусматривающих возможность быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на каждом уровне образования человека. Работодатель нуждается в специалистах нового типа, обладающих навыками работы в нескольких областях и умеющих перерабатывать возросшее количество информации.

При этом важно расширить применение маркетинговых стратегий для повышения результативности программы [4].

Современный динамично развивающийся мир предполагает реализацию в проекте следующих инструментов:

– педагогических: это дополнительные программы профессионального обучения, разработанные в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессии рабочего, служащего;

– диагностических: LifeLein – компьютерная методика проектирования самореализации, методики профессионально ориентационной диагностики «Профстарт», «Профориентатор», «Профнавигатор», «Профшкола»;

– методические: семинары и круглые столы для педагогов, олимпиады и конференции школьников;

– психологические: консультирование по вопросам профориентации, профессионально ориентированные тренинги;

– технологические: производственное оборудование центра профессионального обучения в соответствии с профилизацией;

– деятельность обучающихся в сфере дополнительного образования (кружки);

– организация курсов повышения квалификации;

– сертификация школьников на освоение рабочей специальности.

Проект предусматривает разработку программ профессионально ориентационной работы на разных уровнях образования: дошкольное, начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее образование [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Ближайшие ожидаемые результаты проектной деятельности рассматриваются в возможности формирования у дошкольников гордости и уважения к малой Родине (городу), у младших школьников – гордости и уважения к Республике, России, миру (прежде всего внутреннему – ценностный аспект), уважения и гордости за город, республику, страну, формирования компетенций психолого-педагогического сопровождения у педагогов.

Среднесрочные ожидаемые результаты проектной деятельности предполагают способствование проектированию профессиональной самореализации у подростков, закрепление профессионального выбора у старшеклассников и студентов среднего профессионального образования, программирование профессионально ориентационной работы на уровнях основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального, высшего образования, внедрение новых инструментов профессионально ориентационной работы и новых методик диагностики.

Дальнейший стратегический ряд мероприятий модели предусматривает получение профессиональных знаний, умений, навыков и формирование ответственного отношения к профессиональной подготовке, раскрытие способностей каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей, воспитание порядочного и патриотичного человека, компетентной личности, готовой к самосовершенствованию и самореализации, обучение, воспитание и формирование уважения к выбранной профессии у современной молодежи. Создание технологии профессионально ориентационной работы для всех уровней образования, «основанных на системно-деятельностном подходе, предполагает в итоге новую дидактическую модель в педагогике, требующую от педагогов выбора новых активных методов и приемов обучения, развивающих и активизирующих в первую очередь творческую деятельность обучающихся, тем самым подготавливая их к новым жизненным ситуациям» [6], росту количества молодежи, трудоустраивающейся на предприятиях города.

Основные этапы проекта: организационный с разработкой теоретической модели профессионально ориентационной работы и соответствующей сметы расходов; этап конструирования модели центра профессионального обучения и ее методологического сопровождения; этап внедрения модели со стартовой реализацией программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в школах и детских садах и более, профессиональных образовательных организациях.

Наиболее емким, ответственным, требующим учета дальнейших различных вариаций в оптимальном выборе направления профессионализации и возможных методов и средств его сопровождения, в представленности проекта модели центра профессионального обучения видится этап конструирования модели и ее методологического сопровождения. Он содержит следующую последовательность действий: определение контингента обучающихся экспериментальной площадки; выстраивание схемы взаимодействия «ребенок – родитель – педагог – наставник»; диагностика профессиональной ориентации школьников; реализация программы профессионально ориентационной работы на всех ступенях обучения, а именно:

1) в начальных классах:

– профессиональное ориентирование в рамках предмета «Технология»;

– формирование гражданской идентичности обучающихся;

2) в средних классах:

– введение элективного курса «Мой путь в профессию»;

– дифференциация способностей детей посредством дополнительного образования;

– профессионализация способностей обучающихся в центре профессионального обучения посредством сертификации.

Эффективность всего процесса на рассматриваемом этапе, безусловно, будет зависеть от уровня профессиональной подготовленности самих педагогов. Освоение ими ключевых компетенций межпредметных дисциплин с возможностями развития способности учиться самим обеспечивает впоследствии усвоение их и обучающимися [7]. Этот вопрос необходимо разрешать организацией курсов повышения квалификации педагогического состава.

Структура проектных работ организационного этапа функциональными действиями проектной команды по достижению результатов (формированию продуктов) проекта предполагает теоретический анализ проблемы профессиональной ориентации обучающихся, определение заинтересованных сторон, разработку теоретической модели профессионально ориентационной работы, поиск партнеров и заключение договоров с ними, организацию и проведение семинаров, круглых столов по проблематике проекта, разработку плана-графика реализации проекта и составление сметы расходов, заключение договора с центром тестирования и развития, разработку рабочей учебно-программной документации профессиональной подготовки по рабочим профессиям на основе регламентирующих документов, стажировку координаторов проекта с последующей сертификацией в центре тестирования и развития, заключение договоров с профильными предприятиями и образовательными организациями для проведения стажировочных мероприятий с последующей сертификацией.

Структура проектных работ этапа апробации модели предусматривает апробирование функциональных действий программы профессионально ориентационной работы на разных уровнях образования (дошкольное, начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее образование), комплексную компьютерную диагностику и профессионально ориентационное консультирование по отобранным методикам, разработку и издание методических рекомендаций для педагогов-технологов и обучающихся по каждому направлению профессионального самоопределения, организацию и проведение методических семинаров по сопровождению процесса профессионализации, руководство стажировкой обучающихся на профильных предприятиях в рамках производственного обучения, осуществляемого мастерами из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям.

Выводы. Низкий уровень представлений современных молодых людей о состоянии рынка труда, мере заполненности сегмента рабочих профессий необходимым количеством специалистов, о профессионально важных качествах и характеристиках различных видов профессий, спросе на рабочие кадры при их низком престиже, а также отсутствие необходимого уровня требований к современным умениям в профессиональном образовании предполагают актуальность отработки модели профессионального образования рабочего. В результате созданная в рамках образовательного кластера платформа взаимодействия образовательных учреждений и разных уровней системы образования с бизнесом города позволит соорганизовать разные типы профессионализации.

Тиражирование полученного результата на систему образования и рынка работодателей города обусловливает необходимость организации и проведения конференции обучающихся и педагогов по проблематике проекта.

Представленный проект психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения для обучающихся на разных уровнях образовательной системы и содействия их адаптации к профессии нашел поддержку в лице органов городской власти, педагогических коллективов всех ступеней обучения и в настоящее время проходит апробацию в двух общеобразовательных учреждениях города. Надо отметить активную позицию родителей обучающихся по программе профессионально ориентационной работы, проявивших заинтересованность в процессе профессионализации и формирования у детей ответственного отношения к профессиональной подготовке.


Библиографическая ссылка

Вазиева А.Р., Валиева Р.З. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28397 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674