Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ У КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА

Карапузиков А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России
Глобализация общества сопровождается не только позитивными процессами, но и негативными, деструктивно воздействующими на человечество и мир. Указанное обстоятельство усиливает необходимость рассмотрения вопроса формирования готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. Данный аспект также указывает и на актуальность заявленной проблемы, которая является одной из приоритетных при подготовке курсантов специальных вузов. В статье на основе анализа и обобщения современных теоретических подходов автором предпринята попытка обосновать сущность и содержание понятий «готовность» и «экстремальность». Кроме того, автор с помощью сравнительного анализа пытается определить синтез понятий «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» в методологии исследований. В контексте сущностных критериев экстремальной ситуации, содержание которых представлено в статье, а также в результате работы, учитывая различные теоретические позиции, была обоснована сущность понятия «готовность к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза». В заключение автор приходит к выводу, что системный подход позволит более полно и непротиворечиво исследовать проблему формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза.
готовность
экстремальность
готовность к деятельности
чрезвычайная ситуация
экстремальная ситуация
системный подход
1. Шойгу Ю.С., Елисеева И.Н., Павлова М.В. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл Москва, 2008. 319 с.
2. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.: «Физкультура и спорт», 1983. 118 с.
3. Арапова Г.Ю., Кузеванова С.И., Ледовских М.А., Пантелеев Б.Н. Освещение журналистами экстремальных ситуаций. Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012. С. 58.
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения 02.12.2018).
5. Кекелидзе З.И. Психические расстройства, возникающие при чрезвычайных ситуациях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/doc/970406649V0010-0000/000.html (дата обращения 20.11.2018).
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t2_1980/go,0;fs,1/ (дата обращения 18.11.2018).
7. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 239 с.
8. Викулина М.А., Вилкова Л.В. Формирующее оценивание качества учебных достижений обучающихся: теоретический аспект. Н. Новгород: НГЛУ, 2017. 132 с.
9. Жуков Г.Н Особенности современного рынка труда и цели профессиональной подготовки кадров // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.). Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 38-42.
10. Кугно Э.Э. Содержание и структура готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях // Вектор науки ТГУ. 2012. №1 (8). С. 195-198.
11. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. 1969. № 5. С.24-31.
12. Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 224 с.
13. Девятова Г.Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 27 с.
14. Уварина Н. В., Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Лоскутов А.А., Саламатов А.А. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Челябинск: Изд-во Цицеро, 2016. 210 с.

Для современного мира характерны глобальные процессы, направленные не только во благо человека и мира, но и на реализацию злокачественной деструкции – кризисов, военных и социотехнических катастроф и другое, что, собственно, и обусловливает актуальность исследования экстремальных ситуаций. Работа в данных условиях сопряжена с высоким риском у людей и поэтому характеризуется максимальным уровнем экстремальности.

Анализируя деятельность сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) по различным направлениям, заметим, что в настоящее время количество ситуаций, которые характеризуются как экстремальные, многократно возросло. По этой причине выпускники специальных вузов должны быть готовы к осуществлению результативной и целесообразной деятельности в любых, в том числе и в экстремальных, ситуациях.

Цель исследования - теоретическое обоснование категориального аппарата проблемы формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов в образовательном процессе специального вуза.

Материалы и методы исследования

В данной работе мы применили следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение; теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов осуществляется в период их обучения в образовательных учреждениях. Поэтому требования к подготовке будущих специалистов возрастают, и заявленная проблема формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза становится неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований. Их анализ показывает, что общие теоретические аспекты готовности человека к деятельности отражены в трудах В.М. Бехтерева, Н.Д. Виноградова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других; различные подходы к ее формированию представлены в исследованиях Б.Г. Ананьева, Б.М. Бим-Бада, А.А. Вербицкого, В.М. Видгофа, A.B. Кирьяковой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, П.И. Пидкастистого, В.А. Сластенина и других.

Условия личной защищенности человека и безопасности общества в целом, которые отражают готовность человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций, рассматривали в своих работах А.В. Абрамов, А.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.А. Деркач, В.Н. Дружинин, C.B. Кобылянский, Б.В. Кулагин, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.В. Макаренко, А.В. Махнач, В.Л. Марищук, Н.В. Нижегородцева, А.Т. Ростунов, Б.М. Теплов, Н.П. Фетискин, К. Ясперс и другие.

Термин «экстремальность» происходит от латинского слова extremum – «край», «конец». Он заимствован в педагогическую науку из медицинских и биологических исследований, где отождествляется с травматической ситуацией. Поэтому слово «экстремальность» ассоциируется с катастрофой, войной, терроризмом, насилием, землетрясением и другими трагическими явлениями.

Для того чтобы найти оптимальный подход к эффективному анализу проблемы готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза, необходимо определиться с понятием «экстремальная ситуация».

По мнению Ю.С. Шойгу, «экстремальная ситуация – внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимаемая человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию» [1].

Ю.А. Штюрмер рассматривает экстремальную ситуацию как «обстоятельства, в которые попадает человек. Они предъявляют к нему требования, выходящие за пределы функционального диапазона и приспособительных возможностей человека» [2, с. 87].

Представляют интерес исследования П.С. Карако, Д.Д. Зербино, которые считают, что понятие «экстремальная ситуация» должно быть рассмотрено в контексте сущностных компонентов [3], содержание которых представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты дефиниции «экстремальная ситуация»

На наш взгляд, представленное описание экстремальной ситуации является более полным, содержательным и адекватно отражающим сущность исследуемого понятия.

Анализируя компоненты и различные трактовки понятия «экстремальная ситуация», мы полагаем, что непосредственно вузовское образование должно быть направлено на развитие тех качеств личности будущего специалиста, которые будут результативными в процессе формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

Отметим, что вместо термина «экстремальная ситуация» применяется также термин «чрезвычайная ситуация», используемый в Федеральном законе РФ в следующей редакции: «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [4].

Согласно З.И. Кекелидзе, чрезвычайные ситуации – это события, выходящие за рамки простого житейского опыта человека или общественного опыта окружающей его микросоциальной среды; при этом, если рассматривать психологическую составляющую, могут вызвать стресс у любого индивида вне зависимости от его прежнего опыта или социального положения [5].

Опираясь на рассмотренные выше определения, считаем, что непосредственно при решении заявленной нами проблемы более корректным видится применение именно дефиниции «экстремальная ситуация», так как она представлена не только как чрезвычайное, но и как опасное событие (или их совокупность), которое находится в постоянной взаимосвязи с деятельностью людей, их пребыванием и существованием.

Сложность и многоаспектность проблемы формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов в образовательном процессе специального вуза позволили отнести к категориальному аппарату нашего исследования дефиницию «готовность».

Явление, которое описывается дефиницией «готовность», было для исследователей центром внимания не один раз. Однако распространение данного термина в науке относится к 1950–1960-м годам и связано с работой Б.Г. Ананьева «Проблема человека как субъекта деятельности» [6]. Но, собственно, до сих пор понятие «готовность» не имеет единой и однозначной трактовки, что осложняет рассмотрение проблемы готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза.

Изучение различных аспектов проблемы готовности представлено в трудах таких ученых, как М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Н.В. Уварина, Л.С. Узун и др.

Исследователи-психологи К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе считают, что готовность должна быть представлена в виде концентрации или мгновенной мобилизации сил личности, направленной в нужные моменты на осуществление определенных действий.

Д.Н. Узнадзе сравнивает готовность с установкой, которая обладает «предрасположенностью субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека» [7].

Другие ученые – М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Д.И. Фельдшейн – предлагают рассматривать «готовность» в виде системы, имеющей сложную многоплановую, многоуровневую структуру, совокупность качеств и свойств которой обеспечивает субъекту успешное осуществление своей деятельности.

Понятие «готовность» М.А. Викулина трактует по-иному – в данном случае объектом изучения являются как общие вопросы формирования готовности к деятельности, так и частные [8, с. 205].

Отметим интересную трактовку Г.Н. Жукова, который полагает, что понятие «готовность» находится непосредственно во взаимосвязи и взаимозависимости с понятием «подготовка». Однако они не являются синонимами, хотя взаимообусловлены и представлены как качество готовности специалиста, которое определяется пройденной им подготовкой. При этом «подготовка» должна быть показана в качестве динамического процесса, у которого конечная цель выступает как «формирование такого интегративного качества личности, каким выступает готовность». Следовательно, по мнению Г.Н. Жукова, результатом профессиональной подготовки выступает «готовность» [9, с. 14].

Наиболее полно, на наш взгляд, это понятие раскрыл Э.Э. Кугно, который «готовность» понимает как «активно-действенное состояние личности, отражающее понимание содержания стоящей задачи и условия предстоящего ее выполнения» [10, с. 196].

Анализ литературных источников и документов показал, что многие исследователи считают, что «готовность к деятельности» необходимо представлять в виде структуры или схемы взаимодополняемых компонентов.

Например, В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсесян представляют «готовность к деятельности» в виде следующих элементов: «первый – психическая направленность личности, второй – интегральный психофизиологический компонент, третий компонент реализуется в виде структуры действий» [11].

Психолог Ю.М. Забродин в своих исследованиях приводит виды готовности, которые направлены на взаимодействие и взаимодополнение друг друга [12]. Рассмотрим их содержание на рисунке 2.

Рис. 2. Виды готовности (по Ю.М. Забродину)

На основании приведенных выше исследований мы, опираясь на точку зрения Г.Г. Девятовой, приходим к выводу, что «готовность личности к какому-либо виду деятельности – это особое состояние в виде процесса или результата овладения личностью определенным уровнем знаний, отношений и конкретных умений» [13, с. 16].

Обобщая представленные сведения, посвященные вопросам формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза, подчеркнем, что разные виды негативных факторов характеризуются рядом особенностей, которые создают различные проблемы для спасателей, работающих в условиях экстремальных ситуаций. Анализ исследований показал, что непосредственно для выполнения профессиональных обязанностей в таких условиях курсанты специальных вузов должны уметь рационально мыслить и быть готовыми к оправданному риску. В первую очередь данный аспект связан с тем, что сотрудникам МЧС России необходимо принимать решения в достаточно ограниченное время, зная, что от их наиболее оптимального выбора зависит жизнь человека.

Также отметим, что важную роль в формирований готовности к деятельности в экстремальных условиях играет саморазвитие курсантов специального вуза, которое, по мнению Н.В. Увариной, «предполагает наличие его внутренних сил, в качестве которых выступают противоречия между потребностями и возможностями личности, с одной стороны, и внешними условиями и требованиями – с другой» [14, с. 37].

Можно утверждать, что в современной педагогической науке разработаны и применяются технологические приемы, педагогические формы и методы организации готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза. В этих работах и исследованиях заявленная нами проблема решается в направлении развития физиологической, нравственно-эмоциональной и индивидуальной готовности. Считаем, что данные элементы необходимо рассматривать в совокупности, чтобы определить у курсантов специального вуза высокий уровень таких качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать в группе людей, способность к совершению поступков в экстремальных ситуациях.

Опираясь на данное умозаключение, в основу формирования готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов специального вуза нами положен системный подход, который позволяет рассмотреть проблему в виде множества компонентов, которые находятся в совокупности отношений и связей между ними.

Исходя из этого системный подход в нашем исследовании представляется как способ по реализации наших действий, охватывающий любой род деятельности, при этом способный выявлять закономерности и взаимосвязи для более рационального их использования.

Анализируя работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.Ю. Садовского, А.И. Уемова, Э. Г. Юдина и иных, мы сформулировали основные принципы системного подхода согласно проблеме формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза.

1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать готовность к деятельности в экстремальных условиях одновременно как систему, единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней, то есть готовности.

2. Иерархичность строения подразумевает наличие множества компонентов, которые расположены на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. В этом случае готовность к деятельности в экстремальных условиях выступает как единое целое.

3. Структуризация – позволяет анализировать компоненты готовности к деятельности в экстремальных условиях и их связь в условиях специального вуза.

4. Принцип множественности дает возможность применять различные модели для описания системы в целом либо ее отдельных элементов, в нашем исследовании – для описания модели формирования готовности к деятельности в экстремальных условиях у курсантов специального вуза.

5. Системность – это общий признак объекта, которому присущи все признаки системы.

Исходя из анализа теоретических и эмпирических исследований «готовность к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза» в рамках нашего исследования понимается как сложное образование, имеющее динамическую структуру и включающее активное применение средств и способов, мобилизацию полученного опыта, а также устойчивые качества и свойства личности курсанта специального вуза для реализации определенной цели.

Заключение. Таким образом, осуществление анализа дефиниций «готовность», «экстремальность», «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» в методологии исследований, а также уточнение с позиции системного подхода понятия «готовность к деятельности в экстремальных ситуациях у курсантов специального вуза» позволяют проектировать специфические методики, которые обеспечивают высокий уровень готовности к деятельности в экстремальных ситуациях и способствуют более успешному выполнению курсантами специального вуза возложенных обязанностей, грамотному применению полученного ранее опыта и индивидуальных возможностей, применению наиболее эффективных способов саморегуляции и быстрому реагированию на различного рода ситуативные изменения.


Библиографическая ссылка

Карапузиков А.А. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ У КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28412 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674