Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Михайлова Е.Н. 1 Михайлов И.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
2 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области»
На современном этапе развития общества одной из злободневных проблем выступает дезадаптация лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции современной жизни выдвигают повышенные требования к личности вне зависимости от состояния здоровья, как физического, так и психологического. Одними из основных требований являются творческая и социальная активность, повышенная ответственность, профессионализм и быстрота реагирования на изменение окружающей обстановки. Для своевременного и полноценного формирования необходимых навыков общения и работы у инвалидизированных лиц юношеского возраста необходима комплексная оценка их состояния, разработка и внедрение специальной программы реабилитации, способствующей безболезненной адаптации к окружающей действительности. В ходе проведенного исследования установлено, что лица с ограниченными возможностями имеют специфические психологические особенности, что необходимо учитывать при проведении медико-социальной экспертизы и разработке индивидуальной программы реабилитации, основное направление которой должно способствовать развитию позитивной Я-концепции и повышению уровня социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями юношеского возраста, так как одним из конструктивных элементов Я-концепции служит субъективное эмоционально окрашенное самовосприятие, значение которого трудно переоценить и которое в действительности оказывается важнее окружающей действительности. Таким образом, в целях моделирования личности, обладающей исключительными личностными качествами, способной к самостоятельной социальной адаптации, с повышенной стрессоустойчивостью, необходимо формирование в процессе развития позитивной Я-концепции лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья.
здоровье
дезадаптация
инвалидность
юношеский возраст
ограниченные возможности здоровья
Я-концепция
психологические особенности
социально-психологическая адаптация.
1. Лихошва В.П. Особенности Я-концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2007. 157 с.
2. Кузьмин М.Ю., Конопак И.А., Синева О.В. Проблема анализа методики «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда при помощи процедуры многомерного шкалирования // Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т.11. С. 15-26.
3. Сидоров К.Р. Методика Дембо-Рубинштейн и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып.1. С. 40-42.
4. Михайлов И.В. Исследование сложного стереогностического чувства в клинической практике // Вестник новых медицинских технологий. 2015. Т. 9. № 2. С.34
5. Никитина Е.А. Формирование позитивной Я-концепции студентов: от теории к практике: учеб. пособие. Курск: Изд-во Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. 108 с.

Политика государства в сфере защиты социально ослабленных категорий населения, в число которых входят инвалидизированные лица различных возрастных категорий, направлена на социальную и трудовую адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, взрослых и детей. Работа с указанной категорией граждан базируется на медицинской модели инвалидности. В рамках конститутивных начал указанной концепции адаптации и  абилитации инвалидов физическое и психологическое состояние здоровья человека, отличающееся от общепринятых стандартов здоровья, воспринимается как отклонение, патология, недуг или болезнь.  Такая система взаимодействия, сложившаяся между государственными органами и инвалидизированными лицами, особенно юношеского возраста, способствует деформации несформировавшейся личности подростка и, как следствие, ведет к принижению социальной значимости индивидуума, притуплению восприятия окружающего мира, самоизоляции, укрепляет его неравноценную, по сравнению со здоровыми гражданами, жизненную позицию, вынуждает инвалида принять свою неконкурентность по сравнению с прочими лицами аналогичной возрастной группы.

Конкретизируя сложившуюся социальную ситуацию в области условий жизни лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья, необходимо отметить, что один медицинский диагноз влечет за собой целый комплекс проблем. Очевидно, что эти лица без своевременного вмешательства врачей, педагогов, дефектологов, психологов и других специалистов испытывают трудности в повседневной жизни [1]. А ведь именно в процессе взаимодействия инвалида со своим психологическим окружением (семьей, друзьями, социальными работниками, сотрудниками лечебных учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы) происходит формирование Я-концепции личности, что в дальнейшем влияет на субъективное восприятие человеком окружающей действительности и формирует его поведение на будущее.

Таким образом, представляется необходимым изучить структуру Я-концепции лиц с ограниченными возможностями юношеского возраста с целью дальнейшей разработки методических рекомендаций по улучшению социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями юношеского возраста и внедрения их в практику высших учебных заведений, лечебных учреждений и особенно учреждений медико-социальной экспертизы.

Эта потребность, прежде всего, обусловлена запросами практики медико-социальной экспертизы в связи с современными процессами, в частности ростом количества инвалидизированных лиц юношеского возраста среди здорового населения. Нынешняя система медико-социальной экспертизы, к сожалению, не отражает потребности указанной категории граждан в реабилитационных, адаптационных и иных мероприятиях.

Цель исследования. Изучение психологических особенностей Я-концепции лиц с ограниченными возможностями юношеского возраста и выявление психолого-педагогических условий развития Я-концепции вышеуказанной категории граждан.

Экспериментальное исследование с целью изучения психологических особенностей Я-концепции лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья было организовано на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» и ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России.

Целью деятельности ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» является предоставление образовательных услуг, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России является реализация государственной услуги путем осуществления медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в социальной поддержке государства. Практика осуществления медико-социальной экспертизы заключается в установлении структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалидизированного лица. Критерии, на основании которых устанавливается группа инвалидности, носят комплексный характер и включают ряд клинико-функциональных, профессионально-трудовых, социально-бытовых и психологических условий, исследование которых возложено на учреждения медико-социальной экспертизы в лице Бюро медико-социальной экспертизы (далее - БМСЭ).

Деятельность указанных учреждений регламентирована приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1024н от 17 декабря 2015 года, а также Административным регламентом «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (Приказ Минтруда России от 29.01.2014 № 59н) и, помимо обязанностей, связанных с освидетельствованием лица, претендующего на установление группы инвалидности, включает и обязанность в последующей разработке индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПРА).

ИПРА отражает потребности лица в реабилитационных или абилитационных мероприятиях в целях повышения качества жизни инвалида и включает в себя не только медицинские и профессиональные аспекты, но и психологические. Однако в настоящее время учреждениями БМСЭ больший акцент делается именно на материально-техническую составляющую ИПРА, в то время как инвалидизированные лица юношеского возраста в равной мере нуждаются и в материальной, и в психологической поддержке.

Именно в целях привлечения внимания к проблеме недостаточной проработки вопросов психологической реабилитации инвалидизированных лиц юношеского возраста в ИПРА было проведено вышеуказанное исследование.

Выборка исследуемых представлена лицами юношеского возраста (обоего пола) в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Характеризуя данную выборку, следует отметить, что в ходе исследования были сформированы две группы. Первая (контрольная) группа из 20 человек представляла собой лиц юношеского возраста без ограничений здоровья, обучающихся в ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет». Вторая группа (экспериментальная) состояла из 60 исследуемых лиц юношеского возраста с ограничениями здоровья, проходящими медико-социальную экспертизу с целью установления группы инвалидности.

Экспериментальная группа представлена лицами с депривацией сенсорных систем: слуховой (на фоне сенсоневральной и кондуктивной тугоухости), зрительной (поражение зрительного нерва резидуального и аутоиммунного генеза), тактильной и вибрационной (на фоне сахарного диабета I типа). Поражение слуховой сенсорной системы отмечалось у 30 человек, зрительной у 20 человек, тактильной и вибрационной – у 10 обследуемых.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.

1 этап: подбор диагностического инструментария с целью изучения психологических особенностей Я-концепции лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья и без ограничения здоровья.

2 этап: проведение диагностики психологических особенностей Я-концепции лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья и без ограничения здоровья.

3 этап: анализ полученных результатов.

В ходе работы с экспериментальной группой было проведено обследование лиц юношеского возраста с поражением слуховой сенсорной системы различной степени выраженности вплоть до глухоты, лиц с различными поражениями зрительной системы, а также с тактильной и вибрационной патологией. Все испытуемые имели врожденные функциональные нарушения или приобрели их в детстве (до 6 лет). Обследование проводилось на базе отдела реабилитационно-экспертной диагностики ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России.

В исследовании участвовали инвалиды, в возрасте от 18 до 25 лет, обучающиеся в специализированных учебных заведениях, а также находящиеся на иждивении, не работающие и не обучающиеся.

На каждом из этапов исследования в контрольной и экспериментальной группах первоочередное значение придавалось такому виду вербально-коммуникативного общения, как психологическая беседа, в ходе которой проводился анализ психологического статуса испытуемых, определялись наиболее уязвимые и проблемные личностные сферы. Далее применялись следующие методы: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, символические задания на выявления «Социального Я», идентичность исследуемых изучалась с помощью модифицированного теста «Кто Я?» Румянцевой Т.В. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Л.В. Бороздиной) [2; 3]. Кроме того, внимание акцентировалось на первичной медицинской документации (амбулаторных картах, историях болезни и личных делах). Дисфункция тактильной чувствительности оценивалась по описанной ранее методике [4].

Особое внимание уделялось результатам, полученным путем анамнестического метода, сущность которого заключается в сборе и обработке информации о состоянии здоровья исследуемого, условиях жизни, составе семьи, перенесенных заболеваниях и так далее. Акцент на совокупности данных, полученных с использованием вышеуказанного метода, связан с тем, что экспериментальная группа была сформирована лицами юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья, проходящими освидетельствование в отделе реабилитационно-экспертной диагностики ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России с целью установления степени ограничения жизнедеятельности и определения группы инвалидности.

Выводы. При подведении итогов проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов.

Я-концепция лиц юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет отличительные особенности. Данные особенности обусловлены сроками возникновения, полом, возрастом, социальным развитием личности, уровнем развития речи.

Исходя из использования методик Дембо-Рубинштейн и «Социального Я» личности (TheSelfSocialSymbolsTask), было установлено, что уровень самооценки у испытуемых экспериментальной группы ниже по сравнению с контрольной группой.

Кроме того, отмечалось, что если значимой разницы в уровне самооценки по критериям «характер», «здоровье», «ум» не наблюдается, то в экспериментальной группе оценка критерия «счастье» заметно ниже.

Кроме того, лица со слуховой и зрительной дисфункцией испытывали значительные затруднения, сталкиваясь с этими заданиями. По степени выраженности затруднений первое место занимают лица со зрительной дисфункцией, далее следует слуховая, и замыкающее место принадлежит тактильной и вибрационной дисфункциям. Полученные результаты можно объяснить как особенностями познавательной сферы, так и тем, что нарушения зрения и слуха действительно более сильно ограничивают полноценную жизнь испытуемых с указанной патологией в отличие от поражений тактильной и вибрационной сфер.

При анализе данных исследования поведенческого компонента Я-концепции лиц юношеского возраста с ограничениями здоровья следует обратиться к результатам, полученным по методике «Социального Я» (TheSelfSocialSymbolsTask). В частности, к заданию на выявление силы как превосходства, равенства или подчиненности по отношению к определенным авторитетным фигурам. Так, было установлено, что средний показатель силы в экспериментальной группе несколько ниже, чем в контрольной группе.

При анализе результатов экспериментальной группы отмечалось равное по частоте указание на переживаемое, мыслимое сходство (40,17%) и отличие от других людей (46,65%). Между тем контрольная группа характеризуется указанием на переживаемое отличие (61,81%). Это объяснимо более сформированным когнитивным компонентом Я-концепции личности при развитии вне условий ограничения жизнедеятельности, с формированием четкого и дифференцированного образа собственного Я. Кроме того, значимым является стремление лиц с функциональными нарушениями не отделять себя от социума здоровых людей, даже если человек с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях учреждений интернатного типа.

Следует учитывать, что на протяжении от младшего до старшего подросткового возраста чувство переживаемого отличия от других людей снижается, а к юношескому возрасту достаточно резко начинает расти. Такие тенденции связаны в первую очередь с активным развитием самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Известно, что характерной   чертой    подросткового    возраста    становится    негативизм    и противопоставление себя окружающим [1].

Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать вывод, что указанные физиологические недостатки здоровья оказывают влияние как на личностную, так и на познавательную сферу инвалидизированных лиц.

У лиц юношеского возраста с функциональными нарушениями заметно снижен уровень самооценки, что оказывает прямое влияние на степень дифференциации самооценки личности как основного компонента Я-концепции. Склонность к переживанию мысленного сходства со здоровыми людьми и занимаемая позиция подчинения по отношению к авторитетным фигурам является картиной особенности когнитивного и аффективного компонентов Я-концепции.

В рамках социальной и психологической адаптации лиц с нарушением функции сенсорных систем целесообразно формировать условия жизнедеятельности в рамках существующей системы педагогического воспитания, с исключением изоляции данной категории лиц из социума. При реализации программ среднего и высшего образования следует шире использовать возможности инклюзивного образования, с учетом психологических и социальных особенностей обучающихся лиц [5]. Подобные условия должны учитываться органами медико-социальной экспертизы для разработки адекватной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в рамках социально-психологической реабилитации и абилитации.

Между тем при проведении психологического исследования в практике медико-социальной экспертизы с целью установления групп инвалидности или категории «ребенок-инвалид» у лиц с дисфункцией указанных сенсорных систем следует предвосхищать наличие суженности личностных ценностей, сниженной самооценки и самокритичности, низкого уровня межличностного взаимодействия. Указанные нарушения более ярко проявляются при дисфункции органа зрения, менее ярко – при дисфункции тактильной и вибрационной сенсорных систем.


Библиографическая ссылка

Михайлова Е.Н., Михайлов И.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28416 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674