Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИКО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Горшкова О.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», филиал
В статье обосновано использование практико-модульного подхода в учебном процессе технического вуза с целью реализации требований образовательных, профессиональных стандартов, работодателей; рассматриваются возможности применения практико-модульного подхода в учебном процессе технического вуза с целью формирования исследовательской компетенции студентов в процессе реализации концепции исследовательской подготовки студентов; представлена структура исследовательской подготовки студентов, предусматривающая внедрение программно-целевого подхода к управлению качеством образования, создание развивающей образовательной среды в техническом вузе; реализацию функциональной модели, способствующей формированию исследовательской компетенции студентов; представлены основные компоненты функциональной модели исследовательской подготовки студентов технических вузов, представлено их содержание; описаны этапы внедрения в учебный процесс технического вуза функциональной модели; реализация практико-модульного подхода рассмотрена в условиях взаимодействия с предприятиями-партнерами в рамках ресурсной модели реализации основной профессиональной образовательной программы, предусматривающей организацию аудиторной и внеаудиторной деятельности, практики студентов совместно с представителями предприятий как в вузе, так и на производстве; представлена схема организации деятельности студентов в процессе исследования, описаны основные этапы деятельности студентов в процессе выполнения исследовательских заданий в рамках создания инновационной дидактики технического вуза.
исследовательская подготовка
исследовательская компетенция
исследовательская деятельность
техническое образование
технический вуз.
1. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: http://wek.ru/putin-nam-nuzhna-novaya-yekonomika (дата обращения: 21.12.2018).
2. Агранович Б.Л., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. 2011. № 1. С. 11-14.
3. Соловьева В.К. Программно-целевой подход в управлении качеством образования на региональном уровне // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6. С. 59-62.
4. Горшкова О.О. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов инженерных вузов к исследовательской деятельности // Альма матер (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С.58 - 62.
5. Майстренко Е.В., Ибрагимова Н.И., Андреева Т.С., Майстренко В.И. Особенности мотивации студентов – будущих специалистов по охране труда // Высшее образование сегодня». 2018. № 12. С.68-70.
6. Горшкова О.О. Исследовательская деятельность как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего инженера // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 2 (26). С. 169-176.
7. Федорова М.А. Рефлексия как основа учебной самостоятельной деятельности студентов // Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С.1-6.

В современных условиях одним из факторов конкурентоспособности государства является качество инженерных кадров [1]. Исследовательская направленность инженерной деятельности обуславливается особенностями развития производства и общества. В стране протекают процессы перетрансформации индустриального общества в постиндустриальное, изменяются ценностные и функциональные ориентации труда; активно развивается интеграция производства и науки, обуславливающая интеллектуализацию производства; расширяются информатизационные процессы [2]. Это определяет требования, предъявляемые к выпускникам технических вузов, которые должны быть способны к профессиональной и личностной самореализации.

Цель исследования. Изучение возможностей использования практико-модульного обучения в процессе подготовки в техническом вузе с целью формирования исследовательских компетенций студентов. При этом исследовательская подготовка рассматривается как один из основополагающих факторов при построении новой дидактики технического вуза.

Материал и методы исследования. Нами использованы следующие взаимодополняющие методы: теоретические – изучение, анализ, систематизация научных исследований по изучаемому вопросу; моделирование учебного процесса технического вуза; обобщение результатов исследования; эмпирические – педагогическое проектирование, изучение деятельности студентов, анализ нормативных документов; тестирование, наблюдение; экспериментальные методы – педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. Изменение модели учебного процесса в техническом вузе предусматривает внедрение практико-модульного обучения на основе реализации сформированной ресурсной модели с предприятиями-партнерами (базовыми предприятиями), предполагающей внедрение в учебный процесс практико-ориентированных методик, системы проектов и заданий, выполняемых в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности, разработку и внедрение специальных средств и форм деятельности студентов.

Программно-целевая система, взятая за основу в процессе управления качеством образования в техническом вузе [3], позволила ориентировать образовательный процесс на целенаправленное формирование исследовательской компетенции студентов, организовать развивающую образовательную среду в техническом вузе; разработать функциональную модель исследовательской подготовки; сформировать кадровое, информационное, материально-техническое, методическое обеспечение.

На рисунке 1 приведена схема структуры исследовательской подготовки студентов технических вузов. Следует указать, что она является инвариантной и будет эффективной при применении в различных вузах.

Рис. 1. Исследовательская подготовка студентов [4]

Нами реализуется ресурсная модель взаимодействия с предприятиями города, что позволяет создать надежную систему сетевой формы реализации основных профессиональных образовательных программ вуза (ОПОП) (рис. 2).

ВузДоговор о сотрудничестве
( теоретическое обучение; практика, 
руководство и защита КР, ВКР, НИРС;
стажировки ППС и др.)
Предприятия- партнеры

Рис. 2. Ресурсная модель сетевой формы реализации ОПОП

Заключенные договоры о комплексном сотрудничестве с базовыми предприятиями предусматривают: привлечение представителей предприятий к процессу реализации ОПОП в процессе теоретического обучения и в период практик; проведение целевого набора, подготовки и целенаправленного распределения выпускников в подразделения базовых предприятий, при этом проводится систематический мониторинг успешности деятельности выпускников, их востребованности; стажировки представителей профессорско-преподавательского состава в организационных структурах предприятий с целью изучения новейших разработок, технологий, оборудования, применяемых в отрасли.

Формированию исследовательских компетенций способствовало внедрение в учебный процесс функциональной модели, которая рассматривалась нами как основа инновационной дидактики технического вуза (рис. 3).

Рис. 3. Функциональная модель исследовательской подготовки студентов технического вуза (ИД-исследовательская деятельность) [4]

В процессе внедрения функциональной модели в учебный процесс технического вуза мы ориентировались на гармонизацию интересов всех субъектов, создавая атмосферу продуктивной деятельности, формируя мотивации студентов к исследованию. Содержание образования потребовало структурирования, при этом реализованы интегративные процессы в виде применения интегрированных курсов, расширения межпредметных связей, создания операциональных комплексов за счет интеграции частных умений и знаний [5]. В учебном процессе применялись разработанные спецкурсы («Основы исследовательской деятельности инженера», «Профессиональное самоопределение») и спецпрактикумы («Эвристические методы исследования», «Культура исследования», «Способы решения нестандартных исследовательских задач инженера», «Методы математической статистики в инженерном исследовании», «Творчество в профессии инженера»), направленные на формирование исследовательских компетенций студентов.

Практико-модульный подход позволил часть практических и лабораторных работ организовать как выездные, они проводились на производственных базах предприятий-партеров, внедрялись виртуальные работы, презентации, экскурсии при непосредственном использовании информационных технологий, сетевых образовательных ресурсов, не исключалось интерактивное общение преподавателей, студентов. Студенты, начиная с первого курса, активно вовлекались в процесс выполнения исследовательских заданий, проектов. На кафедрах сформированы инициативные группы согласно направлениям исследований, проводимых преподавателями [6].

Анализ образовательных, профессиональных стандартов, требований работодателей позволил нам разработать и успешно применять комплекс исследовательских инженерных задач, при этом определена совокупность необходимых исследовательских умений и основные методы исследования, которыми должен овладеть выпускник технического вуза.

Особое внимание уделено развитию рефлексии студентов в процессе исследовательской деятельности, они активно вовлекались в процесс самонаблюдения, самопознания, при этом у студентов развивались способности к самоконтролю, самоанализу и оценке собственных действий [7].

Нами использована совокупность внешней и внутренней мотивация, доказано, что необходимо формировать переход внешней мотивации во внутреннюю при обучении в техническом вузе. В процессе обучения в вузе осмыслению опыта исследовательской деятельности уделялось особое внимание (проведение групповых обсуждений после практики, встреч с представителями предприятий-партнеров, ролевых и деловых игр, выполненных заданий (проектов) с акцентированием социального и личностного смысла, целей и результатов деятельности).

Создание развивающей образовательный среды, переход на программно-целевой подход в управления качеством образования, реализация ресурсной модели взаимодействия с базовыми предприятиями позволили внедрить практико–модульный подход в образовательный процесс технического вуза. Теоретическое обучение проводится на базе университета, часть лабораторных и практических занятий – на базе предприятий-партнеров. Построение учебного процесса ориентировано на выделение основных содержательных блоков. Изучение материала дисциплин отдельного модуля способствует формированию теоретических обобщений, общих принципов построения понятий, выводов, формированию интегрированных знаний, подкрепленных сформированными умениями и навыками. Представители предприятий участвуют в разработке и корректировке ОПОП, рабочих программ практик, дисциплин модулей, комплектов оценочных средств, системы заданий, в защите исследовательских работ, отчетов по различным видам практик, курсовых работ (проектов), в работе государственных экзаменационных комиссий. Данный подход обеспечивает выполнение требований образовательных и профессиональных стандартов, работодателей, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников и сокращению периода адаптации при трудоустройстве на предприятия-партнеры.

Проведение занятий на производственных базах предприятий-партнеров в рамках реализации практико-модульного обучения, выполнение лабораторных и практических заданий дает возможность студентам наблюдать реальные производственные и технологические процессы, в реальных условиях исследовать их, находить оптимальные решения поставленных проблем, при этом формируются исследовательские умения студентов.

Процесс формирования исследовательских компетенций неразрывно связан с выполнением исследовательских заданий. Процесс исследовательской подготовки предусматривает выполнение самостоятельной работы, что способствует усвоению содержания исследовательской деятельности и опыта ее проведения, саморазвитию, самореализации, самоорганизации студентов. Нами разработана и использована система заданий, которая размещена в электронной системе поддержки учебного процесса Educon. Задания варьируются по уровню сложности, что обеспечивает индивидуальный подход к студенту. Задания предусмотрены как для аудиторной (лабораторные и практические работы), так и для внеаудиторной работы (выездные работы, разработка проектов и т.д.).

В учебном процессе мы целенаправленно обучали студентов способам выполнения исследовательских заданий, тематика которых была связана с запросами предприятий-партнеров и направлениями исследовательской работы, проводимой на кафедрах вуза. Процесс формирования способов выполнения исследовательских заданий проходил поэтапно: информационно-рецептивные методы используются на первоначальных этапах, далее неоднократное применение методов в сходной ситуации позволяет студентам усваивать способы деятельности, способствуя формированию совершенных умений и навыков, после чего формируется опыт творческой деятельности.

Студенты ориентировались на выполнение комплексных сквозных исследовательских заданий (проектов). Использованы проекты различных уровней: от базового (начального), ориентированного на освоение базовых знаний, формирование комплекса компетенций, до проектов повышенного уровня (научно-исследовательская работа, курсовые работы (проекты), выпускная квалификационная работа). Результаты работы по проектам представляются на заседаниях инициативных групп, на международных и региональных конференциях, в процессе работы круглых столов с приглашением представителей предприятий–партнеров. Дидактике выполнения исследовательских заданий было уделено особое внимание. Основные этапы деятельности студентов представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Этапы деятельности студентов в процессе выполнения исследовательского задания

Все виды практики, предусмотренные учебным планом, проводились на площадках базовых предприятий, что обеспечивало адаптацию студентов к реальным условиям производства, давало возможность проводить исследовательскую работу, ориентированную на решение проблем конкретного предприятия.

Заключение. Практико-модульное обучение способствует реализации требований образовательных, профессиональных стандартов, способствует привлечению представителей предприятий-партнеров к реализации основных образовательных программ, при этом взаимодействии учитываются требования работодателей к уровню подготовки выпускников технических вузов. Эффективность внедрения функциональной модели в образовательный процесс технических вузов подтверждена в ходе экспериментальной работы, достоверность результатов подтверждена при помощи методов математической статистики. Нами зафиксировано, что выпускники ориентированы на решение исследовательских производственных задач, мотивированы к исследованию, универсально контактируют с окружающим миром посредством комплекса сформированных функциональных навыков исследования, способны к принятию нестандартных решений, что способствует повышению качества технического образования, формированию компетенций согласно ФГОС ВО.


Библиографическая ссылка

Горшкова О.О. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИКО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28495 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674