Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ

Шевченко И.А. 1 Лощилова А.А. 1 Бикмаева А.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Дзержинский филиал
В статье рассмотрена актуальная проблема формирования экологической ответственности у обучающихся во внеурочной деятельности по географии России, отражающая тенденции развития географического образования в русле мировоззренческой парадигмы экологического гуманизма. Обосновано значение внеурочной деятельности, роль детского геоэкологического объединения в формировании экологической ответственности как качества личности. В географическом образовании внеурочная деятельность изначально ориентирована на интересы и потребности школьников, «погружение» их в реальное социоприродное окружение и геоэкологические проблемы родного края, тем самым обеспечивая активный поиск способов деятельности, отвечающих требованиям экологической этики и права. Достижению данных результатов способствует формирование экологической ответственности, которая является составной частью экологической культуры, ее проявлением и признаком. Раскрыта образовательная практика, связанная с реализацией программы внеурочной деятельности «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край». В основе программы находятся культурно-экологический, средовый и личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие переосмысление образовательных целей, содержания, технологий, методов и планируемых результатов. Реализация содержательных линий предполагает объединение обучающихся в центры по интересам. В статье рассмотрены особенности целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов программы. В статье представлена разработанная технология модульного обучения, а также элементы технологической триады «система личностно ориентированных геоэкологических задач – методы эвристического обучения – система ответственных дел». Отмечено, что детское объединение позволяет школьникам проявить себя в разнообразной эколого-ориентированной деятельности, где они становятся членами сообщества, в котором имеют не только права, но и обязанности, возможность проявлять инициативу, самостоятельность, а значит, и ответственность за социально значимые дела. Материалы статьи представляют практическую ценность для школьной практики, обеспечивая реализацию требований ФГОС и стратегических направлений модернизации отечественного образования.
экологическая ответственность
географическое образование
внеурочная деятельность по географии
детское геоэкологическое объединение
система ответственных дел
экологический гуманизм
средовые идеи
родной край.
1. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты: коллективная монография / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. 164 с.
2. Винокурова Н.Ф., Шевченко И.А. Культурно – экологический подход при изучении городского ландшафта в школьной географии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16422 (дата обращения: 14.12.2018).
3. Шевченко И.А., Кутасова Е.В. Особенности проектно-модульного обучения в дополнительном географическом образовании в контексте культуры природопользования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19853 (дата обращения: 14.12.2018).
4. Шевченко И.А., Лощилова А.А., Бадьина О.А. Демографическая ситуация в городском округе Дзержинск Нижегородской области // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Нижний Новгород, 17 марта 2017 г.) г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 91-97.
5. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
6. Каропа Г.Н. Теория экологического образования школьников. Гомель, 2000. 272 с.
7. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 122 с.
8. Соткина С.А., Кривдина И.Ю., Бургасова Н.Е. Консолидация профессионального сообщества учителей географии как инновационный вектор развития географического образования в нижегородском регионе // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 22.
9. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13596 (дата обращения: 14.12.2018).
10. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие. Часть 2. / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: НГПУ им К. Минина, 2014. 314 с.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО). Первостепенное значение приобретает становление личностных характеристик ученика. Одним из прописанных в ООП ООО личностных результатов является воспитание у обучающихся чувства ответственности и долга перед Родиной, основ экологической культуры. Достижению данных результатов способствует формирование экологической ответственности, которая является составной частью экологической культуры, ее проявлением и признаком [1].

Указанные особенности определяют становление геоэкологического образования (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, Т.С. Комиссарова, В.В. Николина, М.В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков), которое возникло в результате синтеза географического образования и теории устойчивого развития на основе экогуманистических идей, формирования нравственности, продуктивной самостоятельности, экологической ответственности, общекультурной и культурно-экологической компетентности (И.Е. Жуковская, А.А. Лощилова, И.А. Шевченко).

Цель исследования - выявление особенностей формирования экологической ответственности у обучающихся во внеурочной деятельности. Как качество личности экологическая ответственность характеризуется (по И.Т. Суравегиной) в высшей степени положительным отношением к общественным требованиям и нормам, которое основано на разумном, глубоком понимании своих действий в природной среде, умении предвидеть их последствия, осознании своей роли в улучшении экологической ситуации. В географическом образовании, развивающемся в русле мировоззренческой парадигмы экологического гуманизма, значительными возможностями по формированию экологической ответственности обладает внеурочная деятельность по географии России. В географическом образовании внеурочная деятельность изначально ориентирована на интересы и потребности школьников, «погружение» их в реальное социоприродное окружение и экологические проблемы родного края, тем самым обеспечивая активный поиск способов деятельности, отвечающих требованиям экологической этики и права [2].

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутыми положениями использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы, формирование экологической ответственности у обучающихся во внеурочной деятельности средствами детского геоэкологического объединения с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения и моделирования; эмпирические: педагогические наблюдения, различные формы опросов (устные, письменные и с помощью анкет), изучение творческих работ учащихся, индивидуальные собеседования, социологические интервью. Основными педагогическими методами являются творческо-исследовательские, результатом которых становится позиция учащегося-созерцателя, что ведет к усвоению учащимися социального опыта принятия экологически грамотных решений и высокому уровню культурно–экологической активности и ответственности учащегося. При этом используются методы формирования волевой сферы, в том числе методы экологических ожиданий, экологической заботы, практические методы. Ведущее значение имеет познавательная деятельность частично – поискового и творческого характера. Учащиеся осуществляют выбор наиболее интересных объектов и территорий, изучают историю их формирования, описывают и обеспечивают элементарный уход. Формирование экологической ответственности связано с присвоением субъектом ценности, при которой она становится его личностным смыслом (потребности, интересы), регулятором образа жизни и осуществляется по разработанной нами программе внеурочной деятельности «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край», которая реализуется в рамках работы детского геоэкологического объединения.

Основанное на принципах самодеятельности, добровольности, самоуправления, детское объединение позволяет школьникам проявить себя в разнообразной эколого-ориентированной деятельности, где они становятся членами сообщества, в котором имеют не только права, но и обязанности, возможность проявлять инициативу, самостоятельность, а значит, и ответственность за социально значимые дела [3].

В основе программы «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край» находятся культурно-экологический, средовый и личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие переосмысление образовательных целей, содержания, технологий, методов и планируемых результатов. Целевой компонент программы имеет целью создание условий для формирования у обучающихся экологической ответственности. Таким образом, возникают новые ориентиры для развития методической системы образования. В основе содержательного компонента программы находятся средовые идеи, предполагающие использование познавательного, ценностного и деятельностного потенциала окружающей среды [4].

В этой связи содержание представлено тремя линиями:

I содержательная линия «Образование о среде» имеет информационно-познавательную ориентацию и включает в себя следующие разделы: раздел 1 «Переживаем, воспринимаем, погружаемся в мир экологической ответственности» содержит информацию, способствующую пробуждению у учащихся экологических чувств, эмоциональных переживаний, развитию представлений об экологической ответственности как качестве личности и ее роли в решении экологических проблем родного края. Раздел 2 «Изучаем, общаемся и осознаем экологическую ответственность» содержит систему знаний о единстве и взаимосвязях человека с окружающей средой, об экологически ответственном поведении и отношении, об экологических проблемах родного края и способах их решения.

II содержательная линия «Образование для среды» имеет коммуникативную и ценностно-нормативную направленность. Она включает раздел 3 «Ценим, соблюдаем и осмысляем экологическую ответственность», который раскрывает смыслы экологической ответственности и ориентирован на усвоение обучающимися совокупности этических, экогуманистических, коэволюционных ценностей и норм.

III содержательная линия «Образование через среду» имеет практико-созидательную, творческую ориентацию. Включает раздел 4 «Действуем экологически ответственно, оцениваем и анализируем», который способствует «включению» школьников в практико-ориентированную ответственную и рефлексивную деятельность [5].

Реализация данных содержательных линий предполагает объединение обучающихся в центры по интересам. Информационный центр «Голос» направлен на пропаганду экологически ответственного поведения среди школьников, проведение социологических опросов. Центр «Забота» ориентирован на взаимодействие с младшими школьниками, их экологическое просвещение. Научно-исследовательский центр «Следопыт» предполагает проведение наблюдений и экологических исследований. Художественно-эстетический центр «Образ» направлен на развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания экологической ответственности (создание рисунков, плакатов, фотографий, видеофильмов, презентаций).

Процессуальный компонент. Подчеркнем, что реализация содержания программы происходит последовательно, в соответствии с этапами формирования экологической ответственности (по Г.Н. Каропа), которые отражают объективную логику интериоризации социальных норм и требований в компоненты внутренней структуры личности [6].

Технологический компонент. Формирование экологической ответственности на данных этапах происходит посредством системы ответственных дел, разработанной нами на основе технологии коллективно-творческих дел И.П. Иванова и включающей пять видов ответственных дел: 1) мотивационно-стимулирующие; 2) эколого-просветительские; 3) ценностно-смысловые; 4) практико-созидательные; 5) рефлексивно-оценочные [7].

Применение технологического компонента при формировании экологической ответственности вносит существенные изменения в процесс обучения, так как педагогические технологии геоэкологического образования имеют следующие особенности: во-первых, формулировку общей цели (в русле формирования геоэкологической культуры, экогуманистического мировоззрения и геоэкологической компетентности учащихся) и конкретной цели (например, если учителем поставлена цель оптимизации средств поиска, хранения и передачи информации, то используется информационно-коммуникативная технология и т.д.); во-вторых, прогнозирование ожидаемых результатов, поддающихся диагностике и контролю [8].

Результаты исследования и их обсуждение. Реализация ответственных дел осуществляется в несколько стадий, разработанных на основе исследований И.П. Иванова. Работа над выполнением ответственных дел происходит в микрогруппах, что способствует выделению субъекта, объекта и инстанции ответственности. Ключевым принципом системы ответственных дел является принцип «свободного выбора», который предполагает добровольный и самостоятельный выбор обучающимися наиболее интересного для них ответственного дела [9]. За каждое выполненное ответственное дело школьники получают экозначок, который наклеивается в их дневники личностного роста «Моя экологическая ответственность». В конце года происходит анализ и оценка достигнутых результатов.

1 стадия - «Выбор». Участники микрогрупп выбирают наиболее интересное для них ответственное дело (из списка, предложенного педагогом). 2 стадия - «Творческий поиск». В микрогруппах происходит обсуждение и заслушивание различных вариантов идей и предложений по реализации выбранного дела. В результате обсуждения принимается итоговое решение. 3 стадия - «Разработка дела и распределение поручений». Осуществляется разработка выбранного варианта реализации ответственного дела. Распределяются ответственные поручения между членами микрогруппы. 4 стадия - «Реализация». Происходит выполнение ответственного дела. 5 стадия - «Рефлексия». Осуществляется обсуждение проведенного дела, достоинств и недостатков работы участников микрогруппы. Вносятся предложения на будущее.

Покажем на примере разработанного авторского проекта «Решаем экологическую проблему».

Введение (2 часа). Знакомство с ребятами. Постановка целей и задач кружка. Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Анкетирование «Мы и природа».

Геоэкология как наука, ее методы (1 час). Знакомство с геоэкологией как наукой. Что изучает наука геоэкология? Основные геоэкологические понятия и определения. Задачи геоэкологии. Методы геоэкологических исследований.

  1. Охарактеризуйте виды и методы исследований, применяемых при изучении глобальных экологических проблем.
  2. Выберите и обоснуйте методы исследования, которые считаются, на ваш взгляд, наиболее важными при изучении глобальных экологических проблем.
  3. Выразите свое отношение к следующему суждению: «Когда "наука о доме" (Экология) и наука о "ведении домашнего хозяйства" (Экономика) сольются и когда предмет этики расширит свои границы и включит в себя, наряду с ценностями, произведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества» (Ю. Одум).
  4. Выскажите свои суждения и аргументируйте их по следующему вопросу: геоэкология наука будущего?

Раздел 1. Сбор информации (10 часов).

Глобальные экологические проблемы современности. Изучите источники литературы и ответьте на следующие вопросы: какие глобальные экологические проблемы существуют в современном мире? В чем их причина? Насколько они опасны для вашей жизни и жизни ваших близких? Какие меры предложены для их решения? Используя источники информации (газеты, журналы, Интернет, СМИ), рассмотрите проблему бытовых отходов в мире. Выявите, какие территории загрязнены больше всего. Сделайте вывод.

Экологические проблемы нашей страны. Используя материалы ежегодного государственного доклада «О состоянии окружающей среды Российской Федерации», изучите экологическую ситуацию в нашей стране. Запишите основные экологические проблемы нашей страны. Изучите дополнительную литературу по вопросам решения экологических проблем в России. Выберите наиболее успешные пути решения по каждой проблеме. Сделайте выводы.

Экологические проблемы своего края (области). Изучите краеведческую литературу, выявите наиболее острые экологические проблемы, характерные для вашей области. Заполните таблицу «Экологические проблемы. Причины. Географические проявления. Пути решения». Сделайте вывод.

Экологические проблемы своего города (поселка, села). Изучите краеведческую литературу, Интернет и выясните основные занятия населения в вашем городе. Как они отражаются на состоянии окружающей природной среды. Изучите карту своего города, узнайте расположение всех полигонов и мусорных свалок. Найдите информацию о способах утилизации мусора в вашем городе. Часто ли вы видите «валяющийся» мусор на улице? Если да, то с чем это связано?

Экология в нашем доме. Проведите опрос среди своих близких, друзей и знакомых. Узнайте, куда они выбрасывают мусор дома и из дома? Сортируют ли они мусор в своем доме? Узнайте из источников информации, какие существуют способы сокращения количества отходов в вашем доме. Проведите экологический мониторинг в своем доме. Для начала зафиксируй, какое количество отходов образуется в твоем доме за день и за неделю. Далее используй существующие способы по сокращению количества отходов целую неделю, и также делая заметки о количестве отходов, образовавшихся за день и за неделю. Сделай вывод о проделанной работе.

Экологическое фотографирование. Посещение выставки «Экологическое фотографирование». Сделай выводы о том, какие экологических проблем вы увидели на фотографиях больше всего. Почему?

Раздел 2. Анализ проблемы (10 часов).

Идем в гости. Посещение экологической организации в своем городе. Беседа со специалистами по проблеме отходов. Заранее составьте перечень вопросов для специалистов. В ходе беседы узнай технический отчет по отходам, выяви способы утилизации отходов, экологическую ситуацию в городе и прогноз на ближайший год. Сделай вывод.

Узнаем все! Посещение жилищно-коммунальных служб в своем районе. Беседа с работником ЖКС. Заранее составьте перечень вопросов для работника ЖКС. Выяви, как часто вывозят мусор в вашем районе, куда вывозят. Как часто в вашем районе проводится уборка территории. Кто отвечает за уборку территории. Какие меры по борьбе с мусором проводятся в вашем районе. Сделай вывод.

«Мусор – бомба замедленного действия». Как избавится от отходов? Свалка – выход ли это? Разработайте свой путь решения экологической проблемы. Проведите эксперимент у себя дома, используя свою разработку. Сделай вывод об эффективности использования.

Раздел 3. Содействие решению проблемы (11 часов).

«Я хочу, чтобы город стал чище…» Участвуй в природоохранной акции «Я хочу, чтобы город стал чище…». Цель акции - улучшить экологическую обстановку в городе. Акция заключается в организации внеочередного «субботника». Позови своих близких, друзей, знакомых и выйди во двор и собери весь мусор рядом с домом, на детской площадке, на территории школы.

«Бой с мусором». Участвуй в конкурсе плакатов «Бой с мусором». Представь в виде рисунка или схемы рекомендации по борьбе с большим количеством отходов. Защити свой проект.

«Люди и мусор: кто кого?». Разработайте информационный буклет «Люди и мусор: кто кого?». Представьте в данном буклете краткую информацию о бытовых отходах (сущность проблемы, причины возникновения проблемы, последствия, пути решения). Раздайте буклеты своим близким, друзьям и знакомым, а также ученикам школы и прохожим людям на улице.

Идем в народ! Подготовь экологическое выступление «Сделай мир чище – вторая жизнь мусора». Раскрой все особенности проблемы бытовых отходов, предоставь свои разработки в решении этой проблемы. Выступи на детском экологическом форуме. Загрузи свое выступление в Интернет.

Результативно-оценочный компонент. Для выявления эффективности реализации программы внеурочной деятельности по формированию экологической ответственности был разработан инструментарий педагогической диагностики, который включает критерии сформированности экологической ответственности, диагностические методики, контрольно-диагностические задания [10].

Выводы. Отметим, что при разработке уровней экологической ответственности нами учитывались положения К.А. Абульхановой-Славской. В заключение отметим, что данная статья была направлена на решение отмеченных выше проблем, связанных с формированием экологической ответственности. Предложены конкретные методические рекомендации по формированию экологической ответственности средствами географии. В статье отражается новая научно-образовательная проблема – становление культурного человека как стратегическая цель и высшая ценность в образовании XXI века. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о действенности и эффективности программы внеурочной деятельности по формированию экологической ответственности «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край».


Библиографическая ссылка

Шевченко И.А., Лощилова А.А., Бикмаева А.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28546 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674