Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Артеменко Н.А. 1
1 Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России
Статья посвящена проблеме организации сетевого взаимодействия образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы профессионального образования. Описаны основные этапы работы над проектом по созданию модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования на базе Новороссийского социально-педагогического колледжа. Деятельность преподавательского корпуса колледжа была нацелена на формирование у участников умений и навыков, которые позволят стать им конкурентоспособными на рынке труда, на рынке образовательных услуг и повысить уровень профессиональной адаптации специалистов на территории муниципального образования г. Новороссийска. Проект был задуман и воплощен в жизнь в ходе реализации в Новороссийском социально-педагогическом колледже Программы проектно-инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Программа обеспечила систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами колледжа (образовательными организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации. В статье обозначены основные направления реализации проекта: организация и обеспечение предпрофильной подготовки психолого-педагогической направленности, практическое обучение студентов педагогического профиля, обеспечение контроля качества подготовки специалистов, материальная поддержка перспективных выпускников педагогического профиля, взаимодействие с организациями высшего профессионального образования, дополнительное профессиональное образование; основные этапы реализации: подготовительный этап, этап внедрения модели, этап обобщения и трансляции опыта.
модель сетевого взаимодействия
подготовка педагогических кадров
инновационная модель
оценка возможностей образовательной организации
образовательные технологии
непрерывное педагогическое образование
проектная деятельность
1. Каменский А.М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 181-190. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-181-190.
2. Жуковицкая Н.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №73-1. С. 205-209. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-regionalnoy-obrazovatelnoy-sisteme (дата обращения: 20.01.2019).
3. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (дата обращения: 27.01.2019).
4. Корытова Г.С., Корытова А.И. Внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 123-132. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-123-132.
5. Ложкина Т.Ю. Развитие кадрового потенциала как условие решения стратегических задач системы профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 111-119. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-111-119.

Современная экономическая ситуация в нашей стране такова, что усовершенствование технологий производства требует высококвалифицированных специалистов.

Система непрерывного педагогического образования, региональная в том числе, строится с учетом приоритетов развития общего образования России и направлена на обеспечение высоких образовательных результатов. Подготовка высококвалифицированных специалистов является главнейшей задачей любой системы образования.

Однако, как показывает опыт, система образования в последние годы не всегда отвечает требованиям экономической ситуации. [1]. В связи со сказанным одним из возможных решений модернизации региональной системы непрерывного образования является внедрение сетевых проектов для обеспечения доступности хорошего образования [2]. Решение данной задачи предполагает и совершенствование сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений. Надо отметить, что «появление разнообразных моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений, типов кооперации свидетельствует о необходимости сотрудничества различных сфер образования, развития такого сотрудничества, наполнения его новым содержанием, а также новых моделей и механизмов управления этими процессами» [3, с. 35].

Педагогическое образование, являясь сегодня приоритетным направлением сферы российского образования, обеспечивает формирование компетентного педагога, который способен решать профессиональные задачи самостоятельно и творчески и понимает значимость своей профессии. Создание инновационной модели подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования позволит подготовить адаптированного и конкурентоспособного специалиста в области педагогического образования [4].

Цель исследования. В данной статье представлено описание процесса реализации инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров на территории муниципального образования г. Новороссийска.

В данной работе охарактеризована специфика реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также раскрыто содержание сетевого взаимодействия (направленность на формирование сетевого образовательного пространства, наличие структуры, наличие администраторов, которые координируют деятельность субъектов сети).

Материал и методы исследования. В Новороссийском социально-педагогическом колледже (далее - НСПК) накоплен определенный опыт социального партнерства, но необходимость создания новой модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами была продиктована следующими причинами:

  • расширением форм участия работодателей в процедурах оценки качества профессионального образования;
  • недостаточной престижностью педагогических специальностей среднего профессионального образования;
  • формированием профессионально значимых качеств, общих и профессиональных компетенций у студентов и выпускников колледжа;
  • подготовкой профессионально адаптированных выпускников к предстоящей профессиональной деятельности;
  • реализацией эффективной модели профориентационной работы колледжа на разных уровнях общего образования.

Таким образом, возникает потребность в инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования, результатом деятельности которой станет педагог как конечный продукт профессионального заказа потребителя, готовый к инновационным процессам в образовании.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является расширение вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан и обеспечение рынка труда востребованными высококвалифицированными специалистами.

В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектно-инновационной и опытно-экспериментальной деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.

В период 2012-2014 гг. модель взаимодействия с социальными партнерами представляла собой следующее: коллектив НСПК осуществлял обучение по основным образовательным программам среднего профессионального обучения, занимался профориентационной и научно-практической деятельностью, ориентируясь на требования работодателей (муниципальных организаций дошкольного образования, среднего общего образования, дополнительного образования). Кроме того, колледж предоставлял услуги для студентов по дополнительному профессиональному образованию. На основании договоров и соглашений о взаимодействии выпускники колледжа трудоустраивались в образовательные организации. Таким образом, основными партнерами колледжа являлись в основном образовательные организации г. Новороссийска

Необходимо отметить, что за период реализации программы произошли существенные изменения нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»; федеральные государственные образовательные стандарты   среднего профессионального образования, начального общего образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог», утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров [5], внедрять новые образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды. Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация инновационной модели сетевого взаимодействия.

Подготовка (как и переподготовка) педагогических кадров требует использования в процессе обучения технологий личностно ориентированной проектной деятельности (дебаты, метод проектов, кейс-стади, технологии развития критического мышления и т.д.). Данные технологии ориентированы на личностные потребности участников образовательного процесса. Грамотное использование указанных технологий позволяет каждому обучающемуся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию (далее – ИОТ).

Создание сетевых методических объединений работников образовательных организаций всех уровней, внедрение в образовательный процесс ИОТ, а в систему повышения квалификации педагогов персонифицированной системы на основе индивидуального профессионального маршрута развития личности предоставляет возможность готовить специалистов, способных успешно функционировать в ситуации постоянного изменения содержания, средств, форм, методов и технологий образования, что, несомненно, говорит о более высокой эффективности работы всех образовательных организаций.

Реализация модели позволила позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.

В 2015 году коллектив авторов (Е.В. Самарина, А.Н. Дидович, Е.В. Гришко, Е.А. Задорожная, Н.А. Артеменко, А.С. Петракова, С.А. Кульчинская) приступил к работе над проектом по созданию модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования. Реализация модели, по мнению авторов, должна была позволить повысить конкурентоспособность и уровень профессиональной адаптации специалистов на территории муниципального образования г. Новороссийска.

Рабочей группой была сформулирована проблема проекта: каковы должны быть структура, формы, содержание и механизмы реализации инновационной модели сетевого взаимодействия в условиях непрерывного педагогического образования для обеспечения качества подготовки педагогических кадров, соответствующего актуальным потребностям отрасли образования и общества?

Сформулированная проблема определила основную идею проекта: обоснование и реализация инновационной модели сетевого взаимодействия будут способствовать повышению качества подготовки специалиста педагогического профиля и его профессиональной адаптации к функционированию в условиях постоянного обновления содержания образования всех уровней через создание сетевых методических объединений, применение технологий проектного обучения, организацию ИОТ обучающихся, привлечение в систему образования лучших выпускников общеобразовательных организаций и закрепление в школах выпускников колледжа.

Направления реализации следующие:

  1. Организация и обеспечение предпрофильной подготовки психолого-педагогической направленности по согласованию с Управлением образования г. Новороссийска на базе дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений в ходе реализации совместных с Центром развития образования г. Новороссийска тематических программ.
  2. Практическое   обучение студентов педагогического профиля с учетом современных и   перспективных   требований   к   молодым работникам сферы образования, предъявляемых со стороны работодателей.
  3. Обеспечение контроля качества подготовки специалистов. Для этих целей Колледж привлекает ведущих работодателей, социальных партнеров, являющихся потребителями кадров, к участию в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников.
  4. Материальная поддержка перспективных выпускников педагогического профиля. В рамках муниципальной программы «Развитие образования в городе Новороссийске» управлением образования производятся ежемесячные стимулирующие выплаты в размере 2000 рублей студентам колледжа, заключившим договоры, которые по окончании колледжа будут приняты на педагогические должности в образовательные учреждения города Новороссийска.
  5. Взаимодействие с организациями высшего профессионального образования. С целью обеспечения непрерывности процесса подготовки педагогических кадров колледжем организована целевая подготовка выпускников педагогических специальностей на базе Кубанского государственного университета и Армавирской государственной педагогической академии. Еще одно направление сотрудничества с профессорско-преподавательским составом Новороссийского филиала Кубанского государственного университета осуществляется в области экспертной оценки программ и методической продукции колледжа.
  6. Дополнительное профессиональное образование. Подготовка квалифицированных кадров невозможна без систематического повышения квалификации педагогов колледжа, а также работников социальных партнеров сетевого взаимодействия: дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования.
  7. Институт наставничества. Результаты анализа уровня адаптации выпускников на первом рабочем месте в образовательных организациях определили важным направлением взаимодействия внедрение института наставничества в образовательных организациях всех уровней с целью сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
  8. Реализация данных направлений предполагается через инновационные формы сетевого взаимодействия – работу сетевых методических объединений. Сетевое методическое объединение – это виртуальное объединение педагогов образовательных организаций – участников сетевого взаимодействия, целью деятельности которого является оказание научно-методической помощи молодым специалистам педагогического профиля при решении профессиональных задач.

Механизм реализации проекта включал в себя три этапа.

Этап 1. Подготовительный - определение необходимости создания сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования.

Этап 2. Внедрение модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров на территории МО «Город Новороссийск» (2015-2017 гг.) - предпрофильная подготовка психолого-педагогической направленности, среднее профессиональное педагогическое образование, трехуровневая подготовка   педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования, дополнительное профессиональное педагогическое образование, институт наставничества в образовательных организациях всех уровней, открытие ресурсного центра на базе ГБПОУ КК «Новороссийский социально-педагогический колледж».

Этап 3. Обобщение и трансляция опыта по внедрению инновационной модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования (2017-2018 гг.).

Итак, результатом реализации проекта стало:

- внедрение в работу колледжа системы сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДОУ и учащихся общеобразовательных школ г. Новороссийска (на базе ресурсного центра педагогического образования «Призвание» ежемесячно проводятся профориентационные мероприятия - экскурсии в мастерские и лаборатории колледжа);

- создание педагогического класса для учащихся 9-11 классов школ г. Новороссийска (преподаватели колледжа ориентируют учащихся на продолжение обучения по профилю подготовки «Образование и педагогические науки». В 2016 году выбрали педагогический колледж 87% человек из числа обучавшихся, 61% поступивших на педагогические специальности обучались в педклассе; в 2017 году 89% и 60% соответственно; в 2018 году – 86% и 64%);

- получение лицензии на реализацию программ основного общего образования в колледже с 1 сентября 2016 года позволило открыть 9 профильный педагогический класс;

- привлечение преподавателей высших учебных заведений к проведению учебных занятий и профориентационных мероприятий (с целью ориентации студентов на продолжение обучения в высшей школе по профилю подготовки «Образование и педагогические науки»);

- организация курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю подготовки «Образование и педагогические науки»;

- организация института наставничества (методическое и психолого-педагогическое сопровождение начинающих педагогов. Разработана и проходит апробацию программа «Сопровождение выпускников ГБПОУ КК НСПК «Первое рабочее место». Мониторинг трудоустройства выпускников показал, что в 2016 году в профессию пришли 63%, в 2017 – 66%, в 2018 – 67%).

Выводы. Работа в рамках проекта позволила сделать вывод о том, что реализация предложенной модели способствует повышению качества подготовки специалистов педагогического профиля в условиях постоянного обновления содержания образования всех уровней через создание сетевых методических объединений, применение технологий проектного обучения, организацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, привлечение в систему образования лучших выпускников общеобразовательных организаций и закрепление в школах выпускников колледжа.


Библиографическая ссылка

Артеменко Н.А. О РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28582 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674