Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ КАК ФАКТОР ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раянова Ю.Ю. 1 Чусовитина О.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Изложена актуальность проблемы внедрения социального коучинга в образовательную среду в процессе допрофессиональной социализации старшеклассников. Представлено понимание допрофессиональной социализации и ее критериев. Описаны результаты исследования допрофессиональной социализации среди обучающихся 10-х классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска. В исследовании применялись методы тестирования и педагогического эксперимента. Результаты исследования позволили выявить низкомотивированных обследуемых и обучающихся с дисгармоничными социальными установками, которые в большей степени нуждаются в коучинге в процессе допрофессиональной социализации. Представлен комплексный подход к решению проблемы использования социального коучинга в процессе допрофессиональной социализации старшеклассников. Модель психолого-педагогического сопровождения с использованием коучинга включает профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и психологическое консультирование. Авторы считают, что результатом внедрения коучинга в образовательную среду является формирование у обучающихся гармоничных социальных установок и статуса профессиональной идентичности, направленных на процесс труда и самореализацию в трудовой деятельности. Важным является создание условий с помощью коучинга, которые способствуют коррекции дисгармоничных социальных установок, обучению продуктивному целеполаганию и планированию времени. Социальный коучинг в допрофессиональной социализации старших школьников может способствовать эффективному профессиональному и жизненному самоопределению.
допрофессиональная социализация
выбор профессии
мотивы выбора
социальные установки
статус профессиональной идентичности
социальный коучинг
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С 43-52.
3. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 46–49.
4. Голви Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала– 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 266 с.
5. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация. 2007. № 4. С.45-49.
6. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Издательский дом «Питер», 2008. 155 с.
7. Диагностика профессионального самоопределения / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
8. Кларин М.В. Новая развивающая практика - коучинг. Новая профессия-коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С.71-80.
9. Бычкова В.А., Раянова Ю.Ю. Допрофессиональная социализация старших школьников // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы III Региональной научно-практической конференции. Омск: СибГУФК, 2016. С. 121-125.

Проблема применения социального коучинга в процессе допрофессиональной социализации старших школьников является особенно актуальной в настоящее время в связи с динамично меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий, о которых обучающиеся старших классов имеют лишь поверхностные представления. Именно в процессе допрофессиональной социализации, результатом которой должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и способов получения высшего образования, возникает необходимость применения технологий поддержки и помощи старшеклассникам [1].

Допрофессиональная социализация рассматривается как многогранный процесс включения индивида в дотрудовую деятельность, направленный на получение знаний о современных и востребованных в обществе профессиях, выявление индивидуальных склонностей к определенным профессиям, усвоение профессиональных норм и развитие профессионально важных качеств. Особенностями допрофессиональной социализации как процесса являются приобщение старшеклассника к будущей профессиональной роли и развитие различных типов адаптивного поведения, которые проявляются не как простое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения в ситуации выбора профессии [2].

Вследствие этого в теории и практике образования проблема применения технологий поддержки в процессе допрофессиональной социализации является недостаточно изученной по следующим причинам:

– система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик и социального коучинга в нем недостаточно обоснована;

– отмечается несоответствие между потребностями старшеклассников в коучинге и реальными условиями для удовлетворения этих потребностей в образовательной среде;

– недостаточно изучены социальные и психологических механизмы, обеспечивающие помощь в развитии и саморазвитии профессиональных качеств обучающихся.

Появившаяся потребность в помощи и поддержке у старшеклассников в процессе допрофессиональной социализации призывает к совершенствованию инструментов саморазвития личности, являющихся частью системы образования. Одним из методов образования, способствующих саморазвитию, является коучинг.

Коучинг рассматривают не только как науку, искусство, процесс, технологию, метод, но и как новый тип мышления, свободный от императивного вмешательства со стороны взрослых. При помощи эффективных открытых вопросов коуч помогает активизировать глубинные ресурсы человека, вернуться к своему внутреннему знанию, осуществляет помощь в активизации субъектной позиции при поиске ответов. Методы и технологии коучинга позволяют отчетливо увидеть цель и спроектировать индивидуальный маршрут ее достижения максимального раскрытия внутреннего потенциала человека [3].

Процесс взаимодействия коуча и обучающегося осуществляется с помощью таких аспектов, как:

– поддержка имеющихся у обучающегося возможностей, которые потенциально находятся в зоне его ближайшего развития;

– построение условий, которые способствуют переведению поддерживающихся качеств в самостоятельную деятельность самого обучающегося;

– формулирование собственных проблем, противоречий и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в деятельностную задачу.

Потребность в использовании коучингового подхода в современной образовательной среде является достаточно очевидной, так как старшие школьники испытывают затруднения в постановке целей и выборе путей их достижения в процессе допрофессиональной социализации. Новаторский метод в обучении при применении коуч-технологии заключается в следующем:

– акцент в сложных ситуациях переносится не на проблему, а на решение;

– обучение осуществляется с фокусом не на недостатки, а на сильные стороны;

– обучение коуч проводит не на ошибках, а на успехе;

– ориентир выбирается не на то, что было, а на то, что будет;

– педагог выступает не в роли контролера, а фасилитатора, консультанта.

Предметом работы педагога-коуча является создание ситуации на уроке, когда у обучающегося возникает желание обучаться, получать знания. Отношения между наставником и обучающимися должны быть направлены исключительно на решение поставленных задач. Поэтому применение данной техники требует от педагога самовоспитания, выработки умения слушать и слышать остальных, задавать нужные вопросы, которые, как правило, существенно важнее умения отдавать прямые и грамотные указания [4].

Результатом применения коуч-технологии в допрофессиональной социализации обучающихся являются следующие показатели:

1) ценностный-смысловой – наличие мотивов, гармоничных социальных установок выбора профессии, активная позиция старшеклассника в процессе принятия решения;

2) информационно-аналитический – умение анализировать и критически оценивать информацию, осведомленность о профессии;

3) деятельностно-практический – умение проводить критику имеющихся вариантов выбора профессии, контролировать и корректировать профессиональные планы, заниматься профессиональным самовоспитанием и саморазвитием [5].

Цель исследования: теоретически и практически обосновать социальный коучинг как фактор допрофессиональной социализации обучающихся.

В исследовании допрофессиональной социализации и готовности к взаимодействию с коучем принимали участие 53 респондента – обучающиеся 10-х классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска.

Материал и методы исследования. В исследование допрофессиональной социализации были включены следующие методики [6, 7]:

1) диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина);

2) изучение мотивов профессионального выбора (А.А. Кибирев);

3) изучение статуса профессиональной идентичности (А.А. Азбель и А.Г. Грецов);

4) готовность к профессиональному самоопределению (В.Б. Успенский);

5) анкета, направленная на исследование умений ставить и добиваться жизненных целей, планирования времени, а также отношения к коучингу.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования допрофессиональной социализации и готовности к работе с коучем у старшеклассников показали, что 60% обучающихся имеют средний уровень допрофессиональной социализации. У 20% подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство обучащихся уже выбрали свою будущую профессию, но все еще ищут альтернативные варианты и помощь коуча им необходима в выборе вариантов и анализе рынка труда.

Анализ мотивов профессионального выбора старшеклассников играет важную роль в работе с коучем. Результаты диагностики показали, что для 14% старшеклассников доминирующими являются предметный мотив, определяющий интерес к конкретному учебному предмету, и ситуативно-прагматический мотив, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также формируется под влиянием лидеров и референтной группы.

Социально-психологические установки выступают важнейшим фактором, способным регулировать и детерминировать поведение старших школьников. Результаты изучения социально-психологических установок показали, что у 34% обследуемых были отмечены слабовыраженные социальные ориентации, свидетельствующие о наличии трудностей в принятии решения о выборе профессии. У 39% обучающихся проявились дисгармоничные социальные установки, что означает наиболее яркую выраженность одних и меньшую развитость либо вообще отсутствие других социальных установок и свидетельствует о необходимости специального психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации. По результатам изучения социальных установок мы установили, что 21% респондентов привлекает в будущей профессии результат. Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему профессиональному обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведет к разочарованию.

В результате проведенного анкетирования о потребности в коучинге мы можем констатировать, что большинство старших школьников готовы уделять время работе с коучером. Запросы обучающихся варьируют от грамотного распорядка времени до профессионального самоопределения. Достижению главных целей в жизни старшеклассники отводят небольшой период, как правило, до 25 лет, но, даже если цель не будет достигнута в срок, молодежь продолжит ее добиваться, что свидетельствует о целеустремленности старших школьников.

Снизить остроту большинства социальных проблем старших школьников поможет внедрение коучинга в образовательную среду. От самого коучинга учащиеся ожидают упрощение восприятия жизненных проблем, ориентировку сознания на выполнение более важных целей и задач.

Использование коуч-технологии предполагает необходимость специальной организации деятельности обучающихся, включающей: проблемное формирование мотивов и установок мотивов выбора профессии, анализ полученных знаний о себе и мире профессионального труда; поддержку в соотнесении знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, корректировку статуса профессиональной идентичности, развитие и саморазвитие профессиональных качеств, развитие умений проектирования жизненного пути, активизацию участия школьников в формировании своего будущего с опорой на достижения и сильные стороны.

На основе изученного теоретического материала и диагностических данных нами был проведен педагогический эксперимент с использованием социального коучинга в процессе допрофессиональной социализации старших школьников. Модель психолого-педагогического сопровождения с использованием коучинга включала профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и психологическое консультирование.

Проведение диагностики было направлено на изучение личности школьника. Данный компонент включает в себя проведение с обучающимися комплекса диагностических методик, выявляющих сформированность показателей допрофессиональной социализации.

В процессе профессионального просвещения коучинг реализуется через проблемное информирование школьников о современных профессиях, о способах и условиях овладения ими, через усиление мотивации для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии, через активизацию сил и мобилизацию человека к самопознанию и самоопределению в океане труда и профессий. Реализация данного компонента предполагает проведение диспутов, эвристических бесед, мастер-классов.

Использование коучинга в профессиональном воспитании направлено на развитие гармоничных социальных установок, мотивов, интересов и склонностей, на коррекцию и воспитание профессиональных свойств личности, склонностей с опорой на сильные стороны. Данный компонент был реализован с помощью профориентационных игр, дискуссий, проектов, тренингов, направленных на активизацию ресурсов личности, формирование представлений о современном рынке труда, расширение знаний о профессиях будущего, проектирование индивидуального плана своего профессионального будущего.

Тренинг «Ты сможешь» – это интерактив, который направлен на обучение старшеклассников грамотному планированию времени, тайм-менеджменту, в ходе которого коуч предлагал упражнения, способствующие эффективному ранжированию времени, его распределению в порядке приоритетности для школьников, например «Пирог времени», «Поглотители времени».

Тренинг «Все в твоих руках» помог научить молодежь основам продуктивного целеполагания, способам принимать обдуманные, взвешенные решения в профессиональном самоопределении с учетом своих интересов, склонностей.

Воспитание в психологии обозначает формирование и изменение социальных установок человека. Социальная установка имеет три компонента: когнитивный, аффективный и конативный. Формирование социальных установок – это изменение одной (либо всех) составляющих компонентов посредством упражнений «Братолюбие живет тысячью душ...» (альтруизм – эгоизм), «Работа по душе» (процесс – результат), «Любовь к свободе – это любовь к людям» (нравственные нормы в профессии), «Якоря карьер» (труд и деньги), «Мое видение будущей профессии» (профессия – акт любви, а не брак по расчету).

В процессе профессиональной консультации коуч помогает обучающимся и их родителям устанавливать соответствие между индивидуальными, психологическими особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии посредством индивидуальных бесед по проблемам профессионального самоопределения.

Конечным результатом использования коучинга в образовательной среде является формирование у старшеклассника готовности активно выполнять намеченный план достижения своего профессионального будущего [8, 9].        

Заключение

На основании проведенного исследования и изученной научной литературы нами был внедрен коучинг в процесс психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников. После проведенного педагогического эксперимента у большинства оптантов произошли незначительные изменения в повышении социальных установок на труд, на процесс, незначительно снижены показатели по результатам. Отсутствуют ориентации на эгоизм по сравнению с показателями первичной диагностики.

Таким образом, социальный коучинг в допрофессиональной социализации старших школьников может способствовать эффективному профессиональному и жизненному самоопределению, позволяет формировать готовность к реализации профессионального плана, способствует изменению социальных установок старших школьников.


Библиографическая ссылка

Раянова Ю.Ю., Чусовитина О.М. СОЦИАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ КАК ФАКТОР ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28613 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674