Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Мингажева Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
В данной статье раскрывается понимание мотивации как неотъемлемого фактора, влияющего на увеличение уровня самообразования обучающихся. Самообразованию надо учиться. Уметь ставить цели и определять задачи. И это все на первом этапе обучения в вузе. Исходя из этого, определяется роль преподавателя в процессе образования как на этапе установления взаимосвязи преподавателя и обучающегося, так и на этапе формирования его самостоятельной работы. Выделен наиболее актуальный подход при управлении качеством педагогического состава в вузах - учет формальных признаков профессионального соответствия преподавателей. Качество образования – это основной критерий оценки работы преподавателя, который проверяем уровнем образования обучающихся. При этом также учтены личностно-профессиональные качества преподавателя. Определены формы и методы обучения, которые помогают взаимодействию преподавателя и обучающегося в образовательной траектории. Представлены типы работ самообразовательной деятельности обучающихся вуза посредством языка, которые необходимо использовать при реализации работы. Определены ключевые критерии мотивационной активности преподавателя, оказывающие влияние на качество образовательного результата, а они, как следствие, и влияют на уровень самообразования обучающихся. На рисунке 1 отражено взаимодействие обучающихся и преподавателя.
самообразование обучающихся
мотивация
личностные качества
преподаватель
качество обучающихся
качество обучения
самообразовательная компетентность
обучающиеся
компетенция
1. Глухова Е.А. Межпредметные связи как средство самообразования студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 208 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23519 (дата обращения: 10.02.2019).
3. Цыбульникова К.А. Личностно и профессионально значимые качества современного преподавателя вуза // Актуальные вопросы науки и образования: материалы международной научной конференции (Москва, 21-24 мая 2018 г.). М.: Изд-во Российской академии естествознания. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003618 (дата обращения: 10.02.2019).
4. Управление образованием: теория и практика / Ответственные за выпуск Бажилина А.В., Ильина В.С. 2015. №3(19). 95 с. [Электронный ресурс]. URL: http://iuorao.ru/images/jurnal/15_3/2015_3_19.pdf#1 (дата обращения: 10.02.2019).
5. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. М., 2004. С. 44. [Электронный ресурс]. URL:https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1411/%D0%9A%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 10.02.2019).
6. Иквел Джон. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО - центр, 2002. 288 с.
7. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Косинова Е.П., Гибова И.М. Критерии оценки эффективности труда профессорско-преподавательского состава // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 981-984.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20170915/1504862738.html (дата обращения: 11.02.2019).
9. Словарь экономических терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://economylit.online/rabotyi-obschie/slovar-ekonomicheskih terminov246 (дата обращения: 11.02.2019).
10. Липатова Л.Н. Самостоятельная работа студентов: цель, задачи, принципы и формы // Мир науки и образования. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/2015/2/Lipatova.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
11. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. 2010. № 8. Т. 2. С. 188-190. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/19/1929/ (дата обращения: 11.02.2019).
12. Педагогический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#JsCttX5P2DQoIda8.99 (дата обращения: 11.02.2019).
13. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Вызовы, концепции, инструменты. Учебно-методическое пособие. М.: AIC and PRO, 2003. С. 52.

В настоящее время социальный заказ общества диктует нам готовить обучающихся, умеющих самостоятельно учиться в течение всей своей жизни, а также без посторонней помощи уметь решать задачи и достигать поставленных целей. Внедрение компетентностного подхода в образовательную систему вуза требует от профессорско-преподавательского состава создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося. Эффективное решение данной задачи зависит от многих факторов: содержание РПД (рабочей программы дисциплины), организация процесса образования и контроль его результатов, политика управления вузом, технологии и методы обучения студенческой молодежи, материально-техническое обеспечение процесса образования, четко организованная воспитательная работа в вузе, уровень квалификации и мотивации профессионально-преподавательского состава, а также требования работодателей к выпускникам вуза. Самообразование в вузе - это комплексное личностное образование будущего специалиста, механизмом которого является развитие диалектического мышления, которое позволяет перерабатывать информацию из разных дисциплин, обобщать ее, систематизировать и классифицировать для решения профессиональных задач и овладения общекультурными и общепрофессиональными компетенциями (организационная, коммуникативная, рефлексивная, специально-профессиональная, социально-профессиональная) [1, c. 39]. Самообразование – это очень хорошо, но само собой разумеется, что и самообразованию надо учиться. Уметь ставить цели и определять задачи. Но на первом этапе обучения в вузе самим обучающимся это сделать достаточно трудно. И конечно, на помощь им в этом приходит преподаватель. Каждый преподаватель или нет сможет правильно научить обучающихся учиться? Исходя из этого, стоит острая необходимость оценки качества преподавателей вузов, это и ставим основным в исследовании. Несомненно, важную роль здесь играет взаимодействие преподавателя и студента, так называемая обратная связь. Необходимо рассмотреть понятие «преподаватель» - это работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу [2]. Преподаватель проводит обучение на профессиональном методическом, научном уровне, постоянно формируя у обучающихся профессиональные умения и навыки, которые помогут им в их практической деятельности. Для данного процесса обучения и формирования преподавателю в работе необходимо использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения. В своей работе преподаватель обязан знать: принципы организации образовательного процесса по преподаваемому предмету, содержание тем данной дисциплины, базовые приемы работы, технологические процессы, а также законодательные и нормативные документы, связанные с вопросами образования, методику профессионального обучения, педагогику, физиологию, психологию.

Профессиональными качествами преподавателя (а также и преподавателя – лингвиста, для преподавания дисциплины «Иностранный язык») считаем: коммуникативную компетентность, аналитическое мышление, оперативную память, способность организовать образовательный процесс, воображение, внимание, эрудицию. Также не менее важными качествами преподавателя являются: дисциплинированность, пунктуальность, ответственность, толерантность, организованность, работоспособность, трудолюбие, умение ставить цели и решать задачи, настойчивость, систематическое повышение своего профессионального уровня, постоянное стремление повышать уровень качества своего труда и т.д. Однако особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе [3], такие как доброта, сострадание, оптимизм, жизнерадостность, чуткость, толерантность, ответственность, настойчивость, стремление к лучшему результату касаемо каждого обучающегося и т.д.

Цель исследования: определить факторы, влияющие на мотивацию самообразовательной деятельности обучающихся (на примере иностранного языка). Иностранный язык выбран здесь как дисциплина, которую ведет преподаватель.

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; обосновать влияние преподавателя на мотивацию обучающихся к самообразовательной деятельности; раскрыть методы и приемы образовательной деятельности.

Материал и методы исследования

Сегодня при управлении качеством обучения в вузах наиболее актуальным является контроль формально установленных профессиональных критериев соответствия преподавателей, а именно: наличие у него профильного образования, допустимый педагогический стаж, ученая степень (звание), наличие сертификата о повышении квалификации за последние 3 года, публикационная активность (минимум 2 статьи в год: ВАК, Web of Science, Scopus), научные изыскания, учебные пособия, монографии и др. Приоритетом является научная деятельность преподавателя, зачастую невидимая студентами. Но в действительности научная работа преподавателя говорит о его высокой квалификации и качественном и актуальном применении своих знаний в науке и практике. В самом общем понимании «качество – это совокупность свойств, признаков товаров и услуг, позволяющих соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы людей. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей» [4]. Качество образования – это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы) [5, с. 44].

Несомненно, приведенные выше показатели являются истинными ориентирами при комплектовании ППС (профессорско-преподавательского состава) как для вузов, так и для самих преподавателей, с позиции определенных результатов профессионализма. Но для комплексного управления качеством образования данных критериев явно недостаточно, также принимая во внимание развитие личностно-профессиональных качеств преподавателей. В настоящий момент, в период становления человеческой личности, к педагогу предъявляется ряд основополагающих требований, которые, в свою очередь, нацелены развивать определенные личностные качества педагога, как профессионально значимые и обязательные. Именно личностно-профессиональные качества сегодняшних преподавателей – это интерес в получении высококачественного образовательного результата (качественная отдача знаний обучающихся), предметно-содержательная компетентность и способность наиболее эффективно и уместно применять данную компетентность, используя современные формы и методы обучения и воспитания вовне, являются основными факторами для успешного повышении качества обучения в вузе [6]. В настоящее время существуют попытки Минобрнауки 18 сентября 2017 года оценки ППС вузов, применяемые при оценки качества обучения [7], в основном являются формальными и не отождествляют реальный профессионально-педагогический опыт преподавателей и другие их качества, оказывающие прямое влияние на уровень подготовки выпускников (в соответствии с положениями статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») образовательных организаций высшего образования) [8]. Более актуальным становится этот вопрос при подготовке бакалавров и специалистов по направлениям подготовки, с которыми работают преподаватели в вузе. Так как именно на этом этапе образовательной траектории закладывается база специальных умений, которые найдут свое применение на будущих рабочих местах.

В настоящее время большую, но не учитываемую аттестацией, роль играют личностные качества преподавателя, его статус в педагогическом сообществе, в образовательной среде (в глазах обучающихся), а также в сообществе экспертных групп. Минорной определяющей является то, что данные личные качества нигде не учитываются в документации, при прохождении по конкурсу [9, c. 3]. Основой формирования таких качеств является профессиональная мотивация преподавателя и его готовность к постоянному личностно-профессиональному развитию (самообразованию в течение всей жизни), ориентация на подготовку студентов к самостоятельному решению профориентационных задач. Все это сделало актуальным оценку профессорско-преподавательского состава, которая определяет новые ориентиры для наличия личностно-профессиональных качеств преподавателей, требуемых современным образовательным процессом.

Основными качествами преподавателя, которые необходимо развивать и поддерживать, являются: 1) высокая мотивационная активность преподавателя к эффективной работе (повышение самообразовательной активности обучающихся и применение на практике) и личному профессиональному развитию для постоянного и систематического роста качества образовательного результата, путем изменения и добавления методов и приемов, при применении которых это возможно; 2) способность преподавателя прививать любовь обучающихся к преподаваемой им дисциплине – предметно-содержательная компетентность преподавателя; 3) способность преподавателя вовлекать обучающихся в образовательный процесс, применяя в работе большое количество современных форм и методов обучения – педагогическая компетентность преподавателя [1, с. 84].

Более частными показателями оценки преподавателей являются: наличие необходимых знаний в области менеджмента в целом (для управления образовательным процессом); имеющийся у преподавателя собственный управленческий, консультационный и практико-ориентированный опыт (умение общаться с разными типами личности, найти подход к каждому обучающемуся; понимать аудиторию: как распределить подтемы согласно рабочему графику и времени, отведенному на занятие); знание своего предмета и постоянное саморазвитие в течение всей жизни. При реализации работы самообразовательной деятельности обучающихся вуза посредством языка необходимо использовать следующие типы работ: работа в малых (2-4 человека) и больших (5-10 человек) группах, творческие интеллектуальные задания, обучающие игры (деловые, ролевые и образовательные), изучение и закрепление нового материала (интерактивные занятия, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами), проектная деятельность (индивидуальная и групповая), дискуссии сложных насущных вопросов и проблем, брифинги, дебаты. Данные виды работ используются для понимания правильной организации самостоятельного процесса получения знаний обучающимися. Все это позволяет обучающемуся определить уровень теоретической и практической грамотности преподавателя, его адекватность в общении и проанализировать потенциальную взаимосвязанную деятельность в процессе образования [10; 11]. Какие методы использовались в работе преподавателя? При реализации работы самообразовательной деятельности обучающихся посредством языка основным методом был метод проектов. В работе над проектами обучающиеся выбирали тему исследования, анализировали литературу, необходимую для исследования, проводили соц. опросы на английском языке, систематизировали результаты соц. опросов в кругограммах, подводили итоги всей работы. Данный метод был выбран не случайно. Сегодня метод проектной деятельности все больше находит отражение в работах обучающихся. Именно он способствует разностороннему развитию личности обучающегося. В данной работе преподаватель играл роль куратора проекта, который контролировал каждый пункт работы над проектом (своевременно регулируя его аспекты), указывал на плюсы и недочеты проекта, оценивал защиту проекта.

Что мотивирует преподавателя к высокоорганизованной и результативной работе в вузе?

Факторы мотивации преподавателя: энтузиазм; целеустремленность; работа на результат, желание взрастить образованную личность; гранты; карьерный рост. Несомненно, не каждый преподаватель придерживается сразу всех данных факторов. У одного есть желание взаимодействовать и давать знания, получая в ответ навыки обучающихся и слова благодарности за то, что он делает. Другой – каждую практическую деятельности с обучающимися проводит в процессе подтверждения своей теории или открытия и, как результат, получения гранта на данную работу. Каждый придерживается своих факторов. Но, несмотря на это, у всего преподавательского состава стоит цель – научить. Именно такая образовательная компетенция есть в каждом государственном стандарте каждой дисциплины.

Ежедневно преподаватель демонстрирует свою компетентность на практических и лекционных занятиях. Обучающиеся отмечают данное рвение и усилие при подаче материала более доступным и легко усваиваемым способом. Такое ежедневное общение преподавателя и студента дает понимание деятельности друг друга, что влечет за собой уважение как первого, так и второго. Именно уважение и желание посещать занятия преподавателя, его опыт и авторитет мотивируют обучающего к достижению тех или иных результатов своей работы. Рассмотрим понятие «самообразовательная компетентность», что поможет сделать выводы о готовности обучающихся к самообразовательной деятельности, под которой понимаем личностное качество студента, обеспечивающее готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способствующее овладению комплексом компетенций, которые помогают продуктивному выполнению профессиональной деятельности и определяют конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда [1, c. 86]. Таким образом, можно сформулировать понятие самообразовательной деятельности обучающихся, под которой будем понимать сформированность самообразовательной компетентности обучающихся в определенной образовательной сфере.

Рассмотрим ключевые критерии мотивационной активности обучающихся (рисунок 1), оказывающие влияние на качество образовательного результата, а как следствие, и влияют на уровень самообразования обучающихся.

Рис. 1. Критерии мотивационной активности обучающихся, влияющие на самообразование

Как можно увидеть из рисунка, преподаватель и обучающийся определенно взаимодействуют, они являются цельным звеном структуры процесса образования в вузе. Каждый из которых стремится к эффективному образовательному процессу за счет мотивации к самообразованию. На каждом этапе жизни разные люди дают разные понятия мотивации. Что такое мотивация и зачем она нужна? Мотивация (фр. – побудитель) – система причин (факторов, условий), побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности. Мотивация включает в себя: потребности и инстинкты, определяющие степень активности деятельности; цели и задачи, характеризующие ее направленность; стремления, желания и установки, придающие деятельности эмоционально-чувственную окраску и силу. Мотивация – это одновременно и процесс формирования мотивов какой-либо деятельности, например учебной, педагогической и др.
[11]. Как видно из определения, мотивация может быть как внутренней (личностные качества обучающегося, личностный интерес к обучению), так и внешней (личностные качества преподавателя, авторитет преподавателя, опыт работы, мотивация преподавателя к эффективности результата обучения). В основном каждым обучающимся, как и преподавателем, движет мотивация к тому или иному действию. Она является первой ступенью в достижении цели, которую ставит перед собой каждый человек. И наоборот, каждый человек ставит перед собой цель в зависимости от его мотивации на данном отрезке жизни. Таким образом, невозможно не оценить роль преподавателя в процессе образования обучающихся в вузе [13, c. 52].

Результаты исследования и их обсуждение

Для подтверждения того, что мотивация к самообразованию обучающихся со стороны преподавателя является одним из основных факторов, был проведен опрос обучающихся 1 и 2 курса. Для такой категории студенческой молодежи на начальном этапе обучения в вузе аспект мотивации наиболее важен, так как им необходимо понимать «зачем учиться». Также именно в данный момент они имеют возможность обозначить собственную мотивацию к обучению и самообразованию. Для проверки значимости мотивации преподавателя, как одного из факторов, влияющих на мотивацию обучающихся, последним было предложено ответить на вопрос: Что является основным фактором, влияющим на повышение Вашей самообразовательной активности? И даны варианты ответов: 1) личностные качества обучающегося; 2) интерес к предмету (его теоретические аспекты и практическое применение); 3) самосовершенствование и самореализация; 4) личностные качества преподавателя; 5) профессиональные качества преподавателя и его опыт; 6) авторитет преподавателя. Обучающимся 1 и 2 курсов были предложены анкеты с вариантами ответов, в которых обучающиеся должны были выбрать основные факторы, которые являются мотивирующими для них в процессе образования, при взаимодействии с преподавателем. Перед студентами стояла задача выбрать только три фактора, влияющие на их мотивацию, то есть такие факторы, которые они посчитают правильными. Таким образом, они могли выделить от 1 до 3 предложенных факторов. Также ими самостоятельно был выбран объект (преподаватель), которого они считают заслуживающим доверия, с помощью которого учащиеся получают соответствующие и своевременные знания. То есть обучающиеся анонимно заполняли данные анкеты, указывая преподавателя той или иной дисциплины.

Основные факторы, определяющие мотивацию обучающихся к самообразованию

Предложенные варианты ответов

Количество ответов

Ответы (%)

1.

Личностные качества обучающегося

14

7

2.

Интерес к предмету (его теоретические аспекты и практическое применение)

33

17

3.

Самосовершенствование и самореализация

29

15

4.

Личностные качества преподавателя

45

24

5.

Профессиональные качества преподавателя и его опыт

61

32

6.

Авторитет преподавателя

7

4

 

В опросе приняло участие 63 обучающихся 1 и 2 курса физического и математического факультетов Челябинского государственного университета (таблица). Следующие студенты были выбраны исходя из того, что у них велось преподавание языка одним преподавателем. То есть один и тот же преподаватель иностранного языка вел дисциплину и на математическом, и на физическом факультетах. Опрос имел место в конце 1 и 3 семестров. Время было выбрано не случайно. Данный выбор обусловлен достаточным промежутком общения обучающихся и преподавателей для определения уважаемого преподавателя, которого они и выбрали для анкетирования. Таким образом, в течение 1 и 3 семестров обучающиеся каждый день общались со своими преподавателями и могли определить факторы, которые положительно влияли на совместную работу. После проведенного опроса и обработки результатов мы имеем следующие результаты.

Рис. 2. Основные факторы, определяющие мотивацию студентов к самообразованию

Из рисунка 2 видно, что превалируют такие факторы, как «личностные качества» и «профессиональные качества и опыт».

Заключение

Согласно ответам обучающихся (рисунок 2) можно сделать вывод, что для данной категории испытуемых очень важны такие факторы, как личностные (24%) и профессиональные качества преподавателя (32%). Немаловажен для обучающихся и такой фактор, как «интерес к предмету» (17%), что говорит о сознательном выборе специализации испытуемыми. Восторгает, что обучающаяся молодежь заинтересована во взаимной самообразовательной деятельности.

Таким образом, задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; обосновать влияние преподавателя на мотивацию обучающихся к самообразовательной деятельности; раскрыть методы и приемы образовательной деятельности - решены.

Цель: определить факторы, влияющие на мотивацию самообразовательной деятельности обучающихся (на примере иностранного языка) - достигнута.

Все выше сказанное рекомендует оценивать деятельность преподавателя не только по авторитету, а также по личностно-профессиональным качествам, которые, в свою очередь, мотивируют обучающихся к самообразовательной деятельности. А правильная мотивация ведет к правильно организованной деятельности обучающихся.


Библиографическая ссылка

Мингажева Е.А. МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28619 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674