Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РАЗВИТИЕ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Хаялеева А.Д. 1 Гайсин Р.И. 1 Гайсин И.Т. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье раскрывается роль геолого-географического образования в подготовке учителей географии в педагогических вузах и ее развитие на примере Казанского педагогического института (Восточно-педагогический институт, КГПИ, КГПУ) в ХХ в. В современном российском образовании геология как самостоятельный предмет в школьных программах отсутствует, а мировоззрение учащихся, опирающееся на науку о Земле, развивается лишь на базе предметов «Окружающий мир» и «География». Поэтому геологическое образование играет огромную роль в педагогических вузах, готовящих будущих учителей географии для общеобразовательных учебных заведений. Начиная с 1920-х гг. геолого-географическое образование в КГПУ развивалось поэтапно. Сначала открываются кабинеты географии и геологии и далее кафедра методики естествознания и географии, биолого-географическое отделение. Большую научную и учебно-методическую помощь преподавателям педагогического института оказывали ученые Казанского университета: Б.Ф. Адлер, М.Э. Ноинский, В.Н. Сементовский, Н.И. Воробьев и др. Преподаватели Казанского университета перенесли в институт свойственные казанской геологической и географической школе методические и методологические взгляды. Для углубления геологических и географических знаний студентов с середины 1930-х гг. в учебный процесс внедряются факультативы, а с начала 1990-х гг. – пециальные курсы. Издаются учебные и учебно-методические пособия по геологии, физической географии, географии Татарстана для студентов педагогических вузов республики. Преподаватели кафедры географии КГПУ уделяли большое внимание изучению местного края и поэтому использовали в учебном процессе краеведческий подход, проводили регулярные экскурсии и экспедиции для изучения геологических и географических объектов в окрестностях города Казани и в некоторых районах Татарстана и сопредельных территорий. Нами выделены этапы развития геолого-географического образования в КГПУ: в 1930–1940-х гг. внедрение краеведческого подхода; в 1950–1970-х гг. – профессионализация; с 1980-х гг. – экологизация; с середины 1990-х годов – компьютеризация.
геолого-географическое образование
казанский университет
казанский педагогический институт.
1. Гайсин Р.И. Географическое образование в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете: становление и развитие: монография. Казань: Отечество, 2013. 187 с.
2. Институт экологии и географии / Под ред. О.П. Ермолаева. Казань: Казанский ун-т, 2013. 60 с.
3. Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: монография. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2007. 185 с.
4. Библиографический указатель трудов профессорско-преподавательского состава Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета с 1968 по 1999 годы. Казань: ТГГПУ, 2011. 214 с.
5. Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем: монография. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. 192 с.

Актуальность данного исследования вызвана необходимостью повышения роли геолого-географического образования в подготовке геологически и географически грамотных специалистов – учителей географии в условиях модернизации образования. Однако в современном российском образовании геология как самостоятельный предмет в школьных программах отсутствует. А мировоззрение учащихся, опирающееся на науку о Земле, развивается лишь на базе предметов «Окружающий мир» и «География». Поэтому в развитии геолого-географического образования огромную роль играют вузы, готовящие будущих учителей географии. Педагогические вузы, призванные готовить высококвалифицированных учителей географии, отличаются от других вузов профессионально-педагогической направленностью всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому основными их проблемами являются пересмотр преподавания предметов геолого-географического цикла с позиции профессионализации и определение их содержания и методики преподавания. Следовательно, читаемые курсы геологии и географии в педагогических вузах в основном увязаны с программой общеобразовательных школ и являются практикоориентированными. Во время полевых практик студентам прививаются практические умения и навыки, необходимые для работы в общеобразовательных учебных заведениях, и это приводит к повышению качества преподавания геолого-географических дисциплин при подготовке учителей географии в педагогических вузах [1, 2].

Целью исследования является изучение развития геолого-географического образования при подготовке учителей географии в педагогическом вузе.

Материал и методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы: научно-теоретический анализ историко-педагогической, геологической, географической, методической литературы и учебно-программной документации по исследуемой проблеме.

Результаты исследования и их обсуждение. В октябре 1918 г. Казанский учительский институт на основании Постановления Народного комиссариата просвещения РСФСР (№ 1303) был преобразован в Казанский педагогический институт (КПИ). В составе института было создано восемь факультетов, в том числе географический [1]. С 1918 г. на базе географического факультета КПИ начинают готовить учителей географии для общеобразовательных школ города Казани и сопредельных территорий. На первый курс в основном принимали выпускников учительских семинарий, а на старшие курсы зачислялись студенты бывших учительских институтов. С первых дней образования КПИ создаются учебные кабинеты по геологии и географии. Для работы преподавателями геолого-географических дисциплин приглашаются ученые и преподаватели профильных кафедр Казанского университета. Со дня образования института геологию в нем преподавал профессор университета М.Э. Ноинский. Кроме преподавательской деятельности, он также вел большую работу по оснащению кабинета геологии учебниками, справочниками, геологическими картами, учебно-наглядными пособиями, коллекциями минералов и горных пород [2].

В 1922 г. в Казани на базе КПИ создается Восточно-педагогический институт (ВПИ). В нем преподавателем и директором работал известный ученый-географ Казанского университета, профессор Б.Ф. Адлер. Именно при нем в институте была организована кафедра методики естествознания и географии (1922–1928 гг.) [1, 3]. С созданием кафедры усиливается научно-исследовательская работа преподавателей по предметам геолого-географического цикла, расширяется тематика исследуемых научно-методических проблем по геологии, географии и методике преподавания географии, краеведения, проводятся совместные исследования с учеными – геологами и географами Казанского университета. В эти годы укрепляется учебно-материальная база кафедры и кабинетов геологии, географии и краеведения. Под руководством профессора Б.Ф. Адлера на биолого-географическом отделении для студентов успешно работал кружок «Природа и школа», где, кроме учебной работы, для членов кружка во внеаудиторное время проводили тематические экскурсии и полевые исследования по изучению геолого-географических объектов в пригородах города Казани и в некоторых районах республики. Во время экскурсии члены кружка также занимались сбором и изучением минералов и горных пород, образцов почв и гербариев. Далее члены кружка самостоятельно организовывали школьные геолого-географические кружки и руководили ими, проводили тематические вечера и конкурсы, принимали активное участие в создании геологических и географических кабинетов в базовых школах города Казани [1, 3].

С 1926 г. по 1934 г. в ВПИ и далее в КГПИ работал по совместительству преподавателем географии и картографии доктор географических наук, профессор Казанского университета В.Н. Сементовский. Он уделял огромное внимание организации учебной и научно-исследовательской работы среди преподавателей, аспирантов и студентов. Под его руководством совместно со студентами КГУ и КГПИ регулярно проводились выездные экспедиции по исследованию геолого-географических объектов в окрестностях города Казани и в некоторых районах Предкамья и Предволжья. По результатам исследований в журналах и в сборниках научных трудов были опубликованы статьи и учебно-методические материалы по геологии, геоморфологии, гидрологии. В эти годы профессор В.Н. Сементовский был членом редколлегии журнала «География в школе» [1, 3].

С середины 1930-х гг. по совместительству в КГПИ учебные занятия и полевые практики со студентами I и II курсов по геологии вел доцент кафедры геологии Казанского университета Г.В. Распопов, курс геодезии и топографии читал доцент кафедры геодезии и астрономии З.С. Богданов [1]. Они в своих работах уделяли значительное внимание совершенствованию методики преподавания геологии и разработке учебно-методических пособий и практикумов для проведения учебных занятий и полевых практик по геологии.

Доцент Н.И. Воробьев с 1922 г. работал в ВПИ и занимался изучением географических объектов природы Татарской АССР и Среднего Поволжья. В 1932 г. Н.И. Воробьев избирается заведующим кафедрой географии и руководителем географического отделения, а с 1934 по 1943 гг. работал деканом вновь образованного географического факультета КГПИ [1, 3]. Работая на этих должностях, он много сделал в деле подготовки высококвалифицированных учителей географии и организации научно-исследовательской работы среди преподавателей и студентов по изучению природы ТАССР. В эти годы он написал научные и учебно-методические работы для студентов и учителей по географии и геологии родного края. Среди них учебное пособие «Основы физической географии Татарской республики» (1933), «Физико-географические экскурсии в окрестностях Казани» (в соавторстве с В.Н. Сементовским, 1940), «Природа Татарии. Научно-популярные очерки» (1947) и др. В этих книгах уделялось огромное внимание изучению геолого-географических объектов Татарской республики, и они сыграли большую роль в деле изучения родного (местного) края и являлись основной литературой для проведения практических занятий студентов по предметам геолого-географического цикла и особенно по физической географии [1, 3].

В послевоенные годы в КГПИ были восстановлены и начали функционировать кабинеты геологии, геодезии и картографии. Преподаватель геологии доцент Г.В. Распопов вел огромную работу по оснащению материально-технической базы кабинетов геологии и геодезии, учебной, учебно-методической литературой, справочниками и определителями минералов, геологическими картами и техническими средствами обучения. Во время полевых практик преподавателями и студентами были собраны и приобретены коллекции минералов и горных пород, окаменелостей и другие экспонаты [1].

Анализ литературных источников показывает, что преподаватели кафедры географии КГПИ в течение многих лет работали в направлении профессионализации учебно-воспитательной работы, в основном учитывая интересы учителей географии школ. Задачи повышения качества преподавания геолого-географических дисциплин в связи с переходом средней школы на обучение по новым программам требовали от преподавателей кафедры географии рациональной организации учебного процесса. Так, в эти годы геология в педагогических вузах изучалась на I и II курсах: на I курсе первая часть – динамическая геология и на II курсе вторая часть – историческая геология с палеонтологией. На практических занятиях по динамической геологии преподавателями уделялось большое внимание организации самостоятельной работы студентов по изучению и определению минералов и горных пород, так как при изучении динамической геологии на I курсе практические занятия заканчивались изучением минералов и горных пород республики [1, 3].

Преподаватели кафедры географии уделяли большое внимание написанию учебных и учебно-методических пособий по предметам геолого-географического цикла для студентов дневного и заочного отделений. Так, доцент (далее профессор) В.Г. Музафаров написал и издал монографию «Содержание и методы преподавания геологических дисциплин в педагогических институтах» (1972), учебные пособия: «Минералогия и петрография» (1964), «Основы геологии: пособие для учащихся, факультативный курс» (1972), «Определитель минералов и горных пород: пособие для студентов пединститутов»» (1968), методическое пособие по факультативному курсу «Геология» (1984) в издательстве «Просвещение» (Москва); в издательстве «Недра» – «Определитель минералов, горных пород и окаменелостей: справочное пособие» (1979) и др. [1, 3, 4]. По этим учебным пособиям и определителям занимались многие студенты педагогических вузов РСФСР.

С 1964 г. на кафедре географии издавали ежегодный методический сборник «Вопросы географии и геологии». В нем были опубликованы работы преподавателей кафедры: В.Г. Музафарова «Краткий исторический обзор преподавания геологии и минералогии в педагогических институтах (до 1917 года)» (1964); «Какой курс геологии нужен в педагогических институтах?»; «Каким должен быть учебник по минералогии для педагогических институтов?»; «О некоторых особенностях построения учебника по петрографии для педагогических институтов» (1966); Трофимова А.М., Бабанова Ю.В. – «Эволюция склонов в условиях расчлененного рельефа» (1966) и др. [1].

С середины 1960-х гг. в средних школах был введен факультативный курс по геологии. Курс должен был содействовать повышению научного уровня основного курса средней школы географии, дать возможность учащимся полно и всесторонне изучить Землю – планету, на которой протекает жизнь человека, а также способствовать развитию интереса к геологическим и географическим специальностям и помочь старшеклассникам в выборе будущей специальности. Данный курс состоял из двух разделов – современные геологические процессы и геологическое прошлое Земли – и носил краеведческий и межпредметный характер. Преподаватели геологии кафедры географии КГПИ оказывали необходимую научно-методическую помощь учителям географии общеобразовательных школ города Казани и республики.

Большое значение в развитии геолого-географического образования в КГПИ имел созданный в 1950-х гг. в географическом отделении естественно-географического факультета (ЕГФ) краеведческий музей. В составе музея были созданы несколько отделов геологии: «Геология ТАССР», «Минералы и горные породы Татарской республики», где представлены коллекции минералов, горных пород и образцы полезных ископаемых, добываемых в Татарской АССР; геологические, тектонические, геоморфологические карты республики; рисунки и фотографии геолого-географических объектов республики; информационно-дидактические материалы и др. В создание данного музея большой вклад внесли преподаватели кафедры географии: В.П. Игнатьев, В.Г. Музафаров, И.В. Фафурина, А.С. Тайсин, Э.М. Хакимов – и студенты географического отделения ЕГФ, учителя географии города Казани.

При кафедре географии успешно работал кабинет геологии, где имелись наглядно оформленные стенды и картины, иллюстрирующие геологические эпохи. Были приобретены новые коллекции минералов и горных пород, геологические и тектонические карты, определители минералов и горных пород, другие учебно-наглядные пособия и технические средства обучения. Под руководством преподавателя И.В. Фафуриной студентами выполнены рельефные карты Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Эти рельефные карты сохранились и в настоящее время украшают кабинет географии и геологии Отделения развития территории Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета [1].

Преподаватели кафедры Г.А. Аверьянова, Ю.В. Бабанов, В.Г. Музафаров, Э.М. Хакимов регулярно проводили полевые практики по изучению геолого-географических объектов по заранее установленным и разработанным маршрутам в окрестностях города Казани. Под их руководством студенты изучали берега рек Волги, Свияги; русла рек Казанки, Ноксы, Солонки; озер Голубое, Глубокое, Раифское и посещали гипсовые рудники на территории Верхне-Услонского и Камско-Устинского районов; исследовали Услонские горы и овражную сеть вокруг поселков Аки, Дербышки, Константиновка, Мирный, Нагорный в пригородных районах города Казани.

С 1968 г. на кафедре географии преподавателем геологии работал доцент Э.М. Хакимов. В 1987 г. его избирают на должность заведующего кафедрой географии, а с 1989 г. – кафедрой физической географии и геологии КГПИ. В своих научных исследованиях он занимался разработкой нового научного направления – системно-симметрийный анализ объектов природы. А теоретической и методологической основой данного научного направления является разработанная Э.М. Хакимовым теория иерархии. С середины 1980-х гг. при изучении геолого-географических дисциплин преподаватели кафедры начинают уделять огромное внимание проблемам охраны окружающей среды и экологии. В 1993 г. в Новосибирске Э.М. Хакимов успешно защищает докторскую диссертацию по философии по теме «Диалектика иерархии и неиерархии в философии и естествознании». А в 1994 г. ему было присвоено ученое звание профессора кафедры физической географии и геологии. На кафедре географии и геологии КГПУ с 1982 г. преподавателем геологии также работал доцент Г.В. Сонин, а с 1984 г. практические занятия по геологии проводил ассистент И.А. Уразметов. Они внедряли в учебный процесс компьютерные технологии и занимались также проблемами экологии и экологического образования при изучении геолого-географических дисциплин. По этим проблемам преподавателями были опубликованы: монография «Моделирование иерархических систем (Теоретические и методологические аспекты)» (1986); учебные пособия: «От дрейфа материков к тектонике литосферных плит» (1999), «Системно-симметрийный анализ объектов природы» (1986), «Геометрическая кристаллография (виды симметрии и сингоний кристаллов)» (2000), учебно-методическое пособие «Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод» (1997) и др. [1, 2, 5].

Выводы. Геолого-географическое образование в Казанском педагогическом университете с начала 1920-х гг. развивалось во взаимодействии с другими естественно-географическими дисциплинами. В 1918 г. открываются кабинеты географии и геологии, а также кафедра методики естествознания и географии. В развитии геолого-географического образования большую научную и учебно-методическую помощь оказывали ученые геологического и географического факультетов Казанского государственного университета. С середины 1930-х гг. разрабатываются и внедряются в учебный процесс КГПИ факультативы, а с начала 1990-х гг. – курсы по выбору геолого-географического содержания. Издаются учебные и учебно-методические пособия по предметам геолого-географического цикла, в том числе по физической географии и геологии Республики Татарстан. Преподаватели уделяли большое внимание изучению родного (местного) края, применяли в учебном процессе краеведческий подход. Ими проводились регулярные экскурсии и экспедиции по изучению геолого-географических объектов в окрестностях города Казани и в некоторых районах Татарской республики и сопредельных территорий. В 1930–1950-х гг. преподаватели кафедры географии уделяли значительное внимание использованию в учебном процессе краеведческого подхода, а с 1950–1970-х гг. – проблемам профессионализации, с 1980-х гг. – экологизации, с середины 1980-х гг. – компьютеризации геолого-географического образования.


Библиографическая ссылка

Хаялеева А.Д., Гайсин Р.И., Гайсин И.Т. РАЗВИТИЕ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28658 (дата обращения: 02.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074