Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛАССОВ

Лукьянова М.И. 1 Семенова И.А. 1 Истомина А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
В статье сообщается о результатах эмпирического исследования, проведенного на базе Ульяновского государственного педагогического университета. Цель заключалась в изучении особенностей социальной адаптации у десятиклассников, обучающихся в университетских классах. Обнаружен ряд различий в проявлении социальной адаптации у десятиклассников, обучающихся в университетских классах и в общеобразовательной школе. Представлен перечень стандартизированных психодиагностических методик, использованных для диагностики социально-психологической адаптации старшеклассников. Подтвердилась гипотеза исследования о том, что у десятиклассников, обучающихся в университетских клас-сах, существуют особенности в проявлении социальной адаптации по сравнению с десятиклассниками, обучающимися в общеобразовательной школе. Значимые различия обнаружены по таким параметрам, как коммуникативные навыки, оценочное отношение к другим людям, характеристики эмоциональной комфортности, жизнестойкости, интернальности-экстернальности, вовлеченности в деятельность. Анализ результатов диагностики свидетельствует как о положительных, так и отрицательных аспектах обучения в университетских классах, влияющих на успешность социальной адаптации старшеклассников. Учащиеся таких классов рано интегрируются в университетскую среду, расширяют круг своих социальных контактов, проявляют более высокую мотивацию и уровень притязаний. Однако те же самые факторы могут оказать и обратное, отрицательное влияние на адаптационные процессы, поскольку связаны с высоким уровнем напряжения и стресса.
университетские классы
социально-психологическая адаптация
коммуникативные способности
принятие других
эмоциональный комфорт
контроль
вовлеченность в деятельность
интернальность-экстернальность
адаптивные способности
1. Григорьева М.В., Локаткова О.Н. Структура психологической готовности выпускников школ к взаимодействию с образовательной средой вуза // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 2. С. 103-108.
2. Григорьева М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 1. С. 66-71.
3. Логутова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучения учащихся в университетских профильных классах // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург, 2014. С. 3597-3601.
4. Простяков А.И., Бочкарева Н.В., Прокофьева Г.В. К вопросу применения методики диагностики социально-психологической адаптации на практике // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 1. С. 83-84.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред. сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
6. Мещеряков В.А. Использование теста жизнестойкости для изучения готовности к выбору студентов университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14672 (дата обращения: 20.02.2019).
7. Лукьянова М.И., Галацкова И.А. Оценка профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/127-20544 (дата обращения: 20.02.2019).

В старшем школьном возрасте достаточно актуальным становится вопрос социально-психологической адаптации, поскольку расширяются границы социальных контактов со средой, а индивидуальная интерпретация различного рода межличностных взаимодействий влечет за собой повышение напряженности в общении. Для данного возрастного периода свойственны частые стрессы, которые связаны с ростом интенсивности и сложности образовательного процесса, с переходом на новые формы обучения, с необходимостью профессионального самоопределения, возможным обострением проблем в отношениях с родителями, учителями и сверстниками. Недостаточная коммуникативная компетентность, неопределенность самоотношения, динамичные процессы формирующейся рефлексии по отношению к себе и к другим людям обостряют процессы социально-психологической адаптации старшеклассников.

В течение нескольких последних лет важнейшим направлением деятельности структур доуниверситетской подготовки стало создание лицейских классов в пространстве вуза. На современном этапе развития образования такой вариант профильного обучения представляет собой специфическую социальную ситуацию развития учащихся, которая заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает старшекласснику противоречивое требование активно включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором важных личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов.

Организация классов в пространстве вуза, в иной образовательной среде неизменно связана с необходимостью адаптации учащихся к новым условиям обучения. И хотя ряд исследователей отмечают, что такая организация учебного процесса дает старшеклассникам существенные преимущества в дальнейшей адаптации к обучению в вузе по сравнению с теми, кто обучается в обычной общеобразовательной школе, ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Учащиеся университетских классов могут переживать эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях преподавателей вуза, об условиях и особенностях пребывания в образовательном пространстве университета, о ценностях и нормах поведения в коллективе нового класса. Психическое напряжение, если оно будет достаточно длительным, может привести к дезадаптации, которая проявится у старшеклассника в недисциплинированности, невнимательности, безответственности, отставании в учебе, быстром утомлении, нежелании идти на занятия и общаться с одноклассниками.

В этой связи актуален вопрос о необходимости изучения процесса социальной адаптации старшеклассников к обучению в университетских классах.

Цель исследования

Цель эмпирического исследования заключалась в изучении особенностей социальной адаптации десятиклассников, обучающихся в университетских классах. Теоретический анализ проблемы показал, что существуют как положительные, так и отрицательные аспекты организации лицейских классов в пространстве университета, которые оказывают влияние на успешность социально-психологической адаптации старшеклассников.

Гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что у десятиклассников, обучающихся в университетских классах, существуют особенности в проявлении социальной адаптации по сравнению с десятиклассниками, обучающимися в общеобразовательной школе.

Исследование проводилось среди учащихся университетских классов при УлГПУ имени И.Н. Ульянова. В исследовании приняли участие 59 десятиклассников; из них 33 девушки и 26 юношей. Возраст испытуемых составил 16–17 лет. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная, в которую вошли десятиклассники, обучающиеся в университетских классах педагогического вуза, и контрольная – группа десятиклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.

Материал и методы исследования

Для диагностики социальной адаптации десятиклассников были выбраны следующие методики.

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации А. Роджерса, К. Даймонда [1–4]. Модель отношений человека с социальной средой и с самим собой, которая лежит в основе этого инструмента, исходит из понятия человека как субъекта своего собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Критерии социально-психологической адаптации индивида в некотором смысле совпадают с критериями личной зрелости, включая чувство собственного достоинства и способность уважать других, открытость деятельности и отношениям, понимание своих проблем и желание справляться с ними самостоятельно. Критерии дезадаптации предполагают отказ от себя и других, наличие защитных барьеров в понимании реального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость психических процессов.

Методика А. Роджерса, К. Даймонда позволяет оценить уровень социально-психологической адаптации на основе диагностики следующих показателей: адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию.

2. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [5]. В соответствии с концепцией Спилбергера различается тревога как состояние и тревога как личностное качество. В первом случае это реакция на реальную или мнимую опасность, эмоциональное состояние необъективного страха. Тревога как личностное качество – это психологическая особенность индивида, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать тревогу в разных жизненных ситуациях, включая те, которые не предрасполагают к ней.

Данной методикой измеряются различия между двумя названными типами психических проявлений – между временными переходными характеристиками и относительно постоянной предрасположенностью.

3. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [6, 7]. Жизнестойкость как личностная характеристика – это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три относительно автономных компонента: вовлечение, контроль, принятие риска. Сформированность этих компонентов в целом предотвращает возникновение внутреннего дискомфорта в стрессовых ситуациях из-за трудности преодоления препятствий, позволяет воспринимать их как менее значимые.

Вовлеченность определяется как убежденность в необходимости участия в происходящих событиях, способность получать удовольствие от собственной деятельности. Контроль позволяет человеку чувствовать, что именно он выбирает свою собственную деятельность, свой собственный путь, и влиять на результат происходящих событий. Принятие риска – характеристика, свидетельствующая о том, что человек рассматривает жизнь как способ накопления опыта, знаний – как положительных, так и отрицательных, готов брать на себя ответственность за свою жизнь и деятельность.

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [5]. Эта многоуровневая персональная анкета предназначена для изучения адаптационной способности человека на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития: адаптивных способностей, нейропсихической устойчивости, коммуникативных способностей, нравственной нормативности. Нейропсихическая устойчивость проявляется у личности как высокая способность к регуляции поведения, адекватной самооценке, адекватному восприятию действительности. В контексте адаптивности коммуникативные способности характеризуются легкостью установления контактов с окружающими людьми. Моральная нормативность выступает как способность реально оценивать свою роль в социуме, ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов исследования показал ряд значимых различий в проявлении социальной адаптации у десятиклассников, обучающихся в университетских классах и в общеобразовательной школе. Каковы же эти различия?

По шкале социальной адаптации Реймонда–Даймонда обнаружено, что принятие других в большей степени выражено у учащихся экспериментальной группы, чем у учащихся контрольной группы (U=233; p=0,040). Это говорит о том, что учащиеся университетских классов более толерантно относятся к окружающим людям, склонны в большей степени положительно оценивать людей и принимать их такими, какие они есть. Такие характеристики испытуемых позволяют им легче устанавливать контакт с окружающими и поддерживать связи с людьми, обладающими разными способностями, то есть быть более толерантными в отношении человеческих особенностей. Испытуемые из общеобразовательных классов склонны более оценочно и критично относиться к другим людям, менее терпимо принимают особенности других людей.

Способность принимать людей такими, какие они есть, – важный коммуникативный навык, который позволяет человеку более эффективно адаптироваться к окружающей социальной ситуации. Соответственно, как показывают результаты диагностики, эта способность в большей степени представлена у учащихся университетских классов.

 Причиной этих различий, на наш взгляд, могут выступать социальные условия, в которых находятся испытуемые из двух групп. Старшеклассники, обучающиеся в университетских классах, «вписаны» в более широкий социальный круг, поскольку взаимодействуют не только с близким социальным окружением, но в целом с университетской средой. Причем эта среда может выступать довольно значимой для них, так как профессиональное самоопределение является одной из основных проблем, которую решает молодой человек в данном возрасте.

Следующий показатель из шкалы социальной адаптации, по которому были обнаружены различия, – это эмоциональный комфорт (U=210,5; p=0,027). В данном случае более высокие показатели были обнаружены у учащихся общеобразовательных классов, чем у старшеклассников из университетских классов. Десятиклассники, обучающиеся в школах, чувствуют себя более стабильно в эмоциональном плане. Для них менее характерны чрезмерные переживания, тревожность, подавленность. Ученики университетских классов испытывают эмоциональный дискомфорт, нестабильность. Они в большей степени подвержены негативным эмоциям, переживанию, испытывают тревогу, эмоциональный стресс. Причиной таких различий могут выступать опять же условия, в которых находятся испытуемые. Учащиеся университетских классов испытывают более высокие учебные нагрузки, которые сопряжены с большей ответственностью. Повышенный эмоциональный дискомфорт является одним из проявлений снижения социальной адаптации.

Следующие различия получены по шкале интернальности (U=228; p=0,034). Интернальность более выражена у испытуемых экспериментальной группы – учеников университетских классов. Интернальность проявляется как склонность индивида брать ответственность за происходящие события на себя, при этом человек ощущает себя способным управлять событиями своей жизни и самому строить ее траекторию. Ученики общеобразовательной школы более склонны к экстернальности как стремлению приписывать причины происходящих событий внешним факторам, стечению обстоятельств. Индивиды, характеризующиеся экстернальностью, чувствуют себя менее способными управлять событиями своей жизни, порой полагаются на случай или судьбу. Возможно, более высокий уровень интернальности формируется у учеников университетских классов благодаря высокому уровню ответственности, с которым они столкнулись, и более сложному уровню задач, которые им приходится решать в условиях университетской среды. Склонность к интернальности характеризуется как стратегия поведения, способствующая более эффективной социальной адаптации.

Другие статистически значимые различия были получены по шкале «ситуативная тревожность» (U=206,5; p=0,025). Ситуативная тревожность как временное переживание тревоги, связанное с актуальной для субъекта на момент исследования ситуацией, более выражена у учеников университетских классов, чем у учащихся школ. Полученные данные согласуются с описанными ранее различиями по шкале «эмоциональный комфорт», где у учеников университетских классов были получены более низкие показатели. В целом названные характеристики выступают как индикаторы недостаточной эффективности социально-психологической адаптации.

Следующий показатель, указывающий на различия в социальной адаптации десятиклассников из двух исследуемых групп, – это вовлеченность в деятельность (U=219; p=0,029), более выраженная у учащихся университетских классов. Большая вовлеченность в свою деятельность, большая заинтересованность в ее содержании может являться причиной повышения социальной адаптации, поскольку именно благодаря вовлеченности человек способен противостоять многим трудностям и придавать меньшее значение воздействующим негативным факторам.

По показателю контроля (U=231,5; p=0,038) более высокие значения также получены у десятиклассников университетских классов. Они показали более высокую склонность к контролю за ситуацией, способность управлять ею, понимание того, что ее разрешение во многом зависит от усилий и решений самого человека. На наш взгляд, ощущение контроля также связано с показателем интернальности и может свидетельствовать об успешной социальной адаптации личности.

Обратимся к различиям по показателю жизнестойкости (U=241; p=0,047). Большие значения были обнаружены у испытуемых экспериментальной группы. Такие подростки в большей степени стрессоустойчивы, способны противостоять трудностям и проявляют в своем поведении более сформированные стратегии совладания с неблагоприятными ситуациями, чем ученики общеобразовательных школ. Способность противостоять стрессам и эффективно действовать в неблагоприятных ситуациях является признаком высокой социально-психологической адаптированности личности.

Еще одной характеристикой, по которой были обнаружены значимые различия, являются коммуникативные способности (U=208,5; p=0,017). Более выраженная коммуникативность как способность налаживать контакты с окружающими и быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, умение соблюдать нормы и правила поведения в обществе, ориентироваться и выбирать новые стратегии поведения в проблемных ситуациях выявлены у испытуемых из университетских классов.

Отметим, что по показателям адаптивных способностей (U=245,5; p=0,052) также были обнаружены различия на уровне статистической тенденции, а потому невозможно однозначно утверждать, что адаптивные способности более выражены у учащихся университетских классов, однако тенденция к этому присутствует.

Заключение

Подтвердилась гипотеза исследования о том, что у десятиклассников, обучающихся в университетских классах, существуют особенности в проявлении социальной адаптации по сравнению с десятиклассниками, обучающимися в общеобразовательной школе. Значимые различия обнаружены по таким параметрам, как коммуникативные способности, оценочное отношение к другим людям, характеристики эмоциональной комфортности, жизнестойкости, интернальности – экстернальности, вовлеченности в деятельность.

Анализ результатов диагностики свидетельствует как о положительных, так и об отрицательных аспектах обучения в университетских классах, влияющих на успешность социальной адаптации старшеклассников. Учащиеся таких классов рано интегрируются в университетскую среду, расширяют круг своих социальных контактов, проявляют более высокую мотивацию и уровень притязаний. Однако те же самые факторы могут оказать и обратное, отрицательное влияние на адаптационные процессы, поскольку связаны с высоким уровнем напряжения и стресса.

На основании полученных результатов нельзя однозначно утверждать, что в целом социальная адаптация более эффективна у учеников университетских классов, чем у учащихся общеобразовательных школ, хотя такая тенденция по ряду диагностируемых позиций выявлена.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И., Семенова И.А., Истомина А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28686 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674