Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ WEB-ПОРТФОЛИО В УСЛОВИЯХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Гайдамак Е.С. 1 Котенко В.В. 1 Федорова Г.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
В статье представлен опыт Омского государственного педагогического университета по реализации телекоммуникационного проекта с целью подготовки педагогов к разработке web-портфолио. Исследование проводилось на базе онлайн-ресурса Омского государственного педагогического университета - портале «Школа», где был размещен сайт проекта. Актуальность исследования обусловлена недостаточной готовностью учителей г. Омска и Омской области к представлению итогов своей профессиональной деятельности в виде современной разновидности портфолио педагога – web-портфолио. Результатом участия в проекте является создание или доработка имеющегося web-портфолио с использованием интернет-сервисов для повышения эргономичности, информативности и интерактивности портфолио педагога. Телекоммуникационный проект «Разработка web-портфолио» позволяет создать условия, при которых педагог осваивает современные инструменты интернет-технологий, собственно образовательную технологию портфолио и учится их применять для отслеживания и дальнейшего проектирования своего профессионального развития. В исследовании приняли участие учителя, педагоги г. Омска и Омской области, а также студенты - будущие учителя Омского государственного педагогического университета. В ходе исследования рассмотрена возможность и доказана эффективность осуществления такой формы подготовки педагогов к разработке собственного web-портфолио, как телекоммуникационный проект.
телекоммуникационный проект
web-портфолио педагога
Интернет-сервисы
moodle
1. Красильникова В.А., Запорожко В.В. Использование электронного портфеля при подготовке будущего учителя информатики // Информатика и образование. 2007. № 12. С. 99-100.
2. Смолянинова О.Г. Метод электронного портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров педагогики // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 11-16.
3. Смирнова И.Н. Электронный портфолио как дидактическое средство проектного обучения педагогов в системе постдипломного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-1. С. 253-257.
4. Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М.П. Лапчик. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. 404 с.
5. Портал «Школа». Проект для педагогов и студентов «Web-портфолио учителя». [Электронный ресурс]. URL:  https://school.omgpu.ru/course/view.php?id=1181 (дата обращения: 25.02.2019).
6. Гирба Е.Ю. Подготовка к конкурсу профессионального мастерства. УМЦ Серпухов, 2012. 150 с.

Интернет стал неотъемлемой частью профессиональной жизни современного педагога. В Сети имеется возможность представить коллегам результаты своей профессиональной педагогической деятельности с помощью web-портфолио. Web-портфолио является разновидностью электронного портфолио, представленного в виде веб-сайта, блога, wiki-страницы. Основная направленность данного ресурса заключается в систематизации педагогом авторских учебно-методических материалов, в анализе и оценке продуктивности педагогической деятельности. Данная форма представления результатов профессиональных достижений обеспечивает накопление информации, необходимой для повышения квалификации, создает условия для реализации индивидуальной стратегии профессионального развития педагогов и позволяет представить достижения педагога широкой общественности. На современном этапе информатизации образования владение технологией создания и сопровождения web-портфолио педагога является важным  направлением профессионального развития [1].

Спектр современных средств создания web-портфолио достаточно широк (социальные сервисы, системы управления контентом и др.), они позволяют не только повысить наглядность и эстетическую привлекательность информации, представленной в портфолио, но и применять новые способы обработки, систематизации информации, включать интерактивные элементы, такие как форумы, чаты, системы голосований, взаимное рецензирование и др. Необходимо создание условий для освоения педагогом всего спектра современных инструментов, представленных в сети Интернет. Такие условия могут быть эффективно созданы с помощью погружения педагога в среду телекоммуникационного проекта.

Целью исследования является развитие компетентности педагогов в аспекте разработки и сопровождения web-портфолио в условиях телекоммуникационного проекта, включающего обучающий компонент, активное взаимодействие участников проекта в интернет-среде. Результат работы в проекте – web-портфолио, характеризующийся высокой степенью интерактивности, информативности, эргономичности.

Форма телекоммуникационного проекта позволяет поставить педагога в позицию активного освоения, переосмысления собственного опыта и организовать среду для взаимного оценивания, взаимообогащения, акцентирования внимания на информативности, интерактивности и эргономичности web-портфолио. Телекоммуникационный проект ориентирует педагога на систематизацию, обобщение и расширение знаний об информационной образовательной технологии представления результатов профессионального развития в виде web-портфолио. В качестве среды для проведения проекта был выбран функционал системы дистанционного обучения MOODLE, дополненный использованием социальных интернет-сервисов для расширения возможностей интерактивного взаимодействия, коммуникации и организации групповой работы участников. Интернет-сервисы выступают в проекте, с одной стороны, в виде удобных инструментов, средств обучения, с другой – объекта изучения, что позволяет учителям на практике продемонстрировать преимущества тех или иных сервисов.

Материал и методы исследования

Основные методы, которые использовались при проведении исследования: анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы, статистическая обработка экспериментальных данных.

На первом этапе исследования проводился сбор и анализ информации по проблеме готовности педагогов, как практикующих так и будущих, к использованию технологии web-портфолио в своей профессиональной деятельности, с одной стороны, с другой -  систематизация информации по использованию интернет-сервисов в образовании. Изучался опыт освоения технологии web-портфолио в системе вузовского обучения [1; 2] и постдипломного образования [3]. Далее были выявлены условия и выдвинута гипотеза относительно эффективности телекоммуникационного проекта для подготовки педагогов к разработке web-портфолио, разработана структура и содержание проекта, реализован электронный контент проекта. Проект проводится Омским государственным педагогическим университетом ежегодно с 2015 г., продолжительность – 2 месяца. Ежегодно в проекте принимают участие около 100 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось на базе ресурса Омского государственного педагогического университета - портале «Школа», созданного для развития социального партнерства педагогов, методистов, обучающихся ОмГПУ и образовательных организаций г. Омска и Омской области [4, c. 308]. Телекоммуникационный проект был разработан авторами, в поддержку подготовлен сайт проекта [5], а также созданы интерактивные элементы контента, необходимые заготовки ресурсов для организации групповой работы, взаимодействия участников проекта в социальных интернет-сервисах.

Задачи проекта:

· изучение теоретических основ web-портфолио (понятие, назначение и функции, принципы создания, компонентный состав, типология);

· освоение практических умений и навыков разработки информативных, интерактивных, дизайн-эргономичных web-портфолио с применением интернет-сервисов.

В результате изучения материалов проекта участник должен:

знать: определение понятия «портфолио», специфику электронного и web-портфолио; типологию и компонентный состав электронного портфолио учителя; основные интернет-сервисы для размещения материалов портфолио; специализированные сайты и среды для создания web-портфолио;

уметь: ориентироваться в основных характеристиках интернет-сервисов для представления материалов портфолио и повышения его коммуникативности и интерактивности; выбирать оптимальный набор интернет-сервисов с целью улучшения наглядных, презентационных качеств информации, размещенной в портфолио; разрабатывать сайт в поддержку web-портфолио и размещать его в Сети;

владеть: технологиями представления индивидуальных профессиональных достижений с помощью web-портфолио; навыками сопровождения работы творческой группы педагогов по проектированию и разработке web-портфолио.

Участниками проекта могут быть студенты педагогических вузов, учителя, преподаватели, при этом отсутствуют ограничения по возрастному критерию и стажу профессиональной деятельности. В ходе проекта участникам предлагается самостоятельно изучить теоретический материал, представленный в виде интерактивных лекций, обучающих электронных образовательных ресурсов, выполнить практические задания (индивидуальные и групповые) и разработать (или доработать) web-портфолио.

На первом этапе после изучения теоретического материала, представленного в виде гипертекстового ресурса «Web-портфолио в профессиональном развитии учителя», участники выполняют рефлексивное задание: в виде синквейна представить ключевые характеристики понятия «web-портфолио», разместить синквейн на коллективной онлайн-доске и прокомментировать ответы других участников. Для организации совместной работы использованы интернет-сервисы, которые относятся к типу онлайн-доски (lino.it), документы Google. Для закрепления знаний теоретического материала участникам предлагается выполнить интерактивные задания, реализованные с помощью стандартных ресурсов системы MOODLE: тест с автоматизированной проверкой ответов, база данных для размещения работ. Специально для проекта также были разработаны интерактивные задания, созданные в learningapps.org, позволяющие оптимизировать процесс усвоения теоретического материала (рисунок 1).

Рис. 1. Пример интерактивного задания в learningapps.org

 

С целью обобщения результатов первого этапа проекта используется технология создания облака тегов, которое размещается на центральной странице сайта проекта. Этот прием позволяет систематизировать информацию, собранную участниками, и акцентировать еще раз внимание на важных моментах. Далее участникам необходимо принять участие в дискуссии, организованной в виде форума на тему «Какую роль портфолио Вы считаете основной?».

На втором этапе проекта участникам предлагается познакомиться с инструментальными средствами и средами для разработки web-портфолио учителя с помощью специально созданного на сайте проекта навигатора ресурсов. Далее необходимо сформулировать направления использования интернет-сервисов для представления материалов портфолио педагога в процессе проведения мозгового штурма с помощью сервиса для построения ментальных карт MindMeister. Для систематизации полученных знаний участникам проекта  предлагается выполнить два практических задания: «Анализ web-портфолио учителя» по предложенным критериям и анализ сред для разработки web-портфолио на основе заполнения интерактивной анкеты. Авторами проведен мониторинг инструментальных сред создания web-портфолио учителя и отобраны примеры эффективных портфолио учителей, представленных в сети Интернет, разработанных с помощью данных средств: cоциальные сети для учителей - Openclass, Nsportal и др.; конструкторы сайтов: Wix, Nethouse, GoogleSites; специальные среды 4portfolio, Uchportfolio; с помощью блогов, в wiki-средах. Аналитическая работа, предложенная авторами проекта, позволяет учителю глубже понять и на практике применить  полученные знания и умения, познакомиться с примерами реализации эффективных портфолио педагогов, представленных на разных сайтах и средах в сети Интернет, оценить их преимущества и недостатки.

Третий этап проекта посвящен моделированию структуры собственного web-портфолио, представлению его с помощью схемы, выполненной в интернет-сервисе cacoo.com, и реализации портфолио педагога в одной из изученных в проекте сред. Обязательным условием является использование сервисов Web 2.0 для представления материалов портфолио. Далее участникам необходимо обменяться ссылками на созданные web-портфолио и принять участие в групповом рецензировании полученных продуктов (рисунок 2).

Рис. 2. Организация взаимного оценивания работ участников

 

В проведенном исследовании вывод об эффективности предложенного подхода позволил сделать анализ мотивации участников проекта к использованию web-портфолио и образовательных продуктов в виде разработанных сайтов-портфолио. Для оценки основных продуктов проекта использовались критерии, представленные в работе Е.Ю. Гирба [6]:  

· информативность (логичность структуры сайта, понятность навигации, соответствие содержания страниц их заголовкам, достоверное и наглядное представление основных результатов деятельности педагога и др.);

· интерактивность (применение интернет-сервисов для презентации контента портфолио, организации обратной связи, учета активности пользователей, взаимодействия и др.);

·  дизайн-эргономичность (оптимальное сочетание текста и графики, гармоничный подбор цвета, шрифтов, корректный выбор стиля оформления и макетов страницы, наличие содержательных заголовков, достаточная степень наглядности в представлении материалов и др.).

По итогам оценки образовательных продуктов, разработанных участниками проекта в 2018 г., были получены следующие результаты (рисунок 3).

Рис. 3. Результаты оценки web-портфолио учителей до начала и после окончания проекта

В исследовании в 2018 г. приняли участие 86 человек (27 студентов ОмГПУ и 59 педагогов). Среди студентов web-портфолио не было ни у одного участника, среди педагогов электронный портфолио имели 40% (электронные папки документов на диске или в облачном хранилище), у 20% педагогов на момент проведения проекта были собственные сайты. Предварительный анализ сайтов педагогов, на которых были размещены портфолио участников проекта, показал низкий уровень коммуникативности, наглядности и информативности материалов. Кроме того, подавляющее большинство сайтов характеризовалось низким уровнем дизайн-эргономических характеристик (беспорядочный выбор цвета, шрифта, отсутствие единого стиля, хаотичное размещение графических элементов). По результатам анализа в проект была добавлена еще одна теоретическая тема, связанная с дизайн-эргономикой web-ресурсов.

Анализ представленных результатов исследования (рисунок 3) свидетельствует о возросшем общем качестве web-портфолио участников проекта, а также о положительной динамике соответствующих компонентов профессиональной компетентности участников.

Выводы. Телекоммуникационный проект выступает эффективной формой развития профессиональной компетентности педагогов, так как позволяет поставить учителя в активную позицию освоения нового материала, практического применения умений; за счет использования различных интернет-инструментов позволяет реализовать интерактивную среду, в которой происходит эффективное дистанционное сотрудничество участников (учителей, студентов, преподавателей), в процессе чего происходит взаимное обогащение новой информацией, обсуждение педагогического опыта, взаимное оценивание, консультирование по проблемным вопросам.


Библиографическая ссылка

Гайдамак Е.С., Котенко В.В., Федорова Г.А. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ WEB-ПОРТФОЛИО В УСЛОВИЯХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28691 (дата обращения: 29.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074