Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

Шуиншина Ш.М. 1 Альпеисов Е.А. 1 Ахметова Б.С. 1 Туяков Е.А. 2 Адамова М.Е. 1
1 НАО им. И.Алтынсарина
2 Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Годы независимости Казахстана ознаменовались планомерной и системной модернизацией системы образования на основе международного и отечественного опыта. Это, в первую очередь, касается нормативной и правовой базы её функционирования (Закон РК «Об образовании», государственные общеобязательные стандарты всех уровней образования, модульные образовательные программы, типовые и рабочие учебные программы и другие нормативные правовые документы в области образования). В настоящее время осуществляется обновление системы общего среднего образования с учетом международного опыта и опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Принятые в 2018 году стандарты обновленного содержания образования существенным образом отличаются от предыдущих тем, что в них установлены ожидаемые результаты на «выходе» из школы в виде навыков широкого спектра. Учебные достижения оцениваются с помощью критериев оценки знаний обучающихся, разрабатываемых согласно целям обучения по каждой учебной программе, при этом принимаются во внимание индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся. Модернизация системы высшего и послевузовского образования осуществляется на основе принципов Лиссабонской конвенции и Болонской декларации, в соответствии с которыми высшим учебным заведениям предоставляется больше академической свободы за счет снижения объема общеобязательного компонента и увеличения доли компонента по выбору. Вместе с тем в стране законодательно закреплена необходимость соблюдения преемственности в образовательных программах всех уровней образования. Изучение разработанных педагогическими вузами модульных образовательных программ по педагогическим специальностям, в том числе естественно-научного направления, показывает, что они не в полной мере учитывают происходящие обновления общего школьного образования. Таким образом, допускаются недоработки в вопросе соблюдения преемственности в системе «школа – вуз», что непосредственно отражается на качестве подготовки будущих учителей для средних школ. Для совершенствования модульных образовательных программ педагогических вузов необходимо дальнейшее исследование для выработки соответствующих рекомендаций.
школьное среднее образование
высшее и послевузовское образование
государственный общеобязательный стандарт образования
образовательные программы
преемственность образовательных программ
качество образования.
1. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года). Астана: АО «ИАЦ», 2018. 434 с.
2. Государственные общеобязательные стандарты образования. Утверждены Постановлением Правительства Республики казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=58838 (дата обращения: 20.02.2019).
3. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33329539 (дата обращения: 20.02.2019).
4. Высшее образование в Казахстане 2017. Обзор национальной политики в области образования. 2017 АО «Информационно-аналитический центр». [Электронный ресурс]. URL: http://iac.kz/ru/analytics/vysshee-obrazovanie-v-kazahstane-2017 (дата обращения: 22.02.2019).
5. Абылкасымова А.Е. Совершенствование методико-математической подготовки будущего учителя в условиях реализации обновленного содержания школьного образования Известия Межд. казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави. 2018. Т. 1, №1 (4). С. 5-8.
6. Shuinshina S., Tuyakov Y., Alpeissov Y., L.Zhanseitova L., Ardabayeva А. Modernization of the system of continuous natural science education in the Republic of Kazakhstan. AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. 2018. vol. 8. Issue 1. Special issue IV. P. 86-93.
7. Шуиншина Ш.М., Альпеисов Е.А., Бурунбетова К.К., Жакупов А.А. Преемственность содержания учебных программ при изучении естественнонаучных дисциплин // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 4. С. 2265-2275.

Одним из главных условий формирования системы непрерывного образования является следование принципу преемственности его уровней, в частности общего среднего и высшего образования.

Наличие преемственности позволяет на основе полученных ранее базовых знаний постепенно наращивать их на последующих уровнях образования без возникновения каких-либо противоречий в освоении знаний из-за логической непрерывной связи.

Концепция «образование через всю жизнь» предопределяет общее среднее образование как неотъемлемую часть всей системы непрерывного образования. Соответственно меняются сущность и функции высшего и послевузовского образования, они также выстраиваются в общую сквозную линию, проходящую через всю жизнь человека.

В настоящее время в стране происходит модернизация системы образования: обновление содержания общего среднего образования, обеспечение его деятельного и развивающего характера.

Разработаны новые государственные общеобязательные стандарты школьного образования, типовые учебные планы, учебные программы.

Изучение модульных образовательных программ высшего и послевузовского образования показало недостаток учета в них изменений учебных образовательных программ среднего образования.

В связи с недостатком преемственности в содержании учебных образовательных программ общего среднего образования и образовательных программ высшего и послевузовского образования по подготовке педагогических кадров высшей квалификации возникают проблемы, сказывающиеся на качестве всей системы образования.

Эти проблемы требуют дальнейшего исследования для выработки рекомендаций по совершенствованию модульных образовательных программ педагогических вузов.

Цель исследования: изучение обеспечения преемственности и непрерывности образовательных программ педагогических вузов и средних школ в условиях обновленного содержания общего среднего образования.

Материал и методы исследования. При модернизации системы образования соблюдение преемственности образовательных программ на разных уровнях является важнейшей составляющей повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

В целях выявления соблюдения преемственности был проведен анализ модульных образовательных программ педагогических специальностей вузов на соответствие обновленному содержанию образовательных программ школьного среднего образования. Анализу были подвергнуты модульные образовательные программы 18 вузов с описанием ожидаемых результатов обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Со дня обретения независимости одним из главных приоритетов государственной политики Казахстана стало формирование национальной модели развития образования. Для всех уровней образования ключевая роль отводилась разработке государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО), что обеспечивало равную возможность получения знаний, умений и навыков обучающимися независимо от типов и видов школ, их расположения и др.

Для среднего школьного образования первый ГОСО был разработан в 1998 году, в дальнейшем (1998, 2002 и 2010 гг.) социально-экономическая ситуация в стране неоднократно требовала его доработки, разработки типовых учебных программ и учебно-методических комплексов (УМК), что дало возможность предотвратить появление некачественных учебных курсов и снизить учебные нагрузки. При этом данные стандарты были основаны на предметном подходе и «знаниецентрической» ориентации учебных предметов [1].

ГОСО 2012 года стал переходным стандартом от 11-летней школы к 12-летней модели среднего образования. В нем впервые был обозначен ориентир на развитие функциональной грамотности учащихся [2].

Принятые в 2016 году стандарты обновленного содержания образования существенным образом отличаются от предыдущих тем, что в них установлены ожидаемые результаты на «выходе» из школы в виде навыков широкого спектра. Учебные достижения обучающихся оцениваются с помощью критериев оценки знаний, при этом принимаются во внимание особые образовательные потребности и индивидуальные возможности обучающихся [3].

С принятием новых стандартов с 2016 года начался поэтапный переход всех классов на обновленное содержание образования. В 2016-2017 учебном году по единому базовому учебнику начали заниматься только первоклассники, в 2017-2018 гг. - 2, 5 и 7-е классы.

В 2018/2019 году к ним присоединились 3, 6, 8-е классы. Также начнется апробация новой программы для 4, 9, 10-х классов.

С 2019 года для учащихся старших классов планируется начать внедрение преподавания предметов естественно-математического направления на трех языках.

Для уровня высшего и послевузовского образования необходимо отметить, что в соответствии с Болонскими принципами с 2000 года начался постепенный переход со специалитета на бакалавриат (за исключением медицинских специальностей). Магистратура и докторантура PhD впервые были введены в 2004 году. До 2012 года обучение по программам магистратуры проводилось в основном по гуманитарным дисциплинам. С реализацией программы индустриализации госзаказ был переориентирован на технические специальности. Количество обучающихся в магистратуре и докторантуре PhD за последние годы значительно выросло.

В годы независимости модернизация высшей школы Казахстана велась в следующих направлениях:

- интеграция в Европейское образовательное пространство высшего образования (подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции, присоединение Казахстана в 2010 году к Болонской декларации, развитие академической мобильности студентов и ППС);

- открытие университета мирового уровня (Назарбаев Университет) и совместных международных университетов (Международный Казахстанско-Турецкий Университет им. Ходжа Ахмеда Яссави, Казахстанско-Британский Технический Университет, филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова).

За годы суверенитета в Казахстане был сформирован частный сектор, принята институциональная и нормативно-правовая база высшего и послевузовского образования. Активно внедряются новые формы управления вузами в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Все вышеуказанные меры оказали положительное влияние на развитие казахстанской модели высшего и послевузовского образования. Qacquarelli Symonds (QS) известен как один из признанных международным сообществом рейтингов лучших университетов мира. Казахстанские вузы принимают участие в указанном рейтинге с 2011 года. Их количество увеличилось: если на начальном этапе Казахстан в международном рейтинге QS представляли только 2 вуза (2011 г.в.), то в 2018 их насчитывается уже 8.

Казахстан в марте 2010 года первым среди стран СНГ официально присоединился к Болонской декларации, став 47-м членом Европейской зоны высшего образования. Реализация принципов Болонского процесса требует в первую очередь перехода на трехуровневую модель обучения (бакалавриат-магистратура-докторантура PhD). Выполнение принятых обязательств было обозначено в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы.

В 2016 году в Государственный общеобязательный стандарт докторантуры внесены изменения и дополнения в части включения понятия постдокторантуры (мотивация научного карьерного роста). В этом же году была предоставлена возможность получить степень доктора PhD на платной основе.

С 2015 года законодательно закреплены нормы обязательного прохождения студентами профессиональной практики начиная со второго курса обучения. Обязательна также отработка по специальности студентов, обучившихся по госзаказу.

Выполнение основных параметров Болонского процесса включает также развитие полиязычного образования. На стадии становления полиязычного образования находится и Высшая школа Казахстана. В 2018 году по сравнению с 2012 годом количество вузов, предоставляющих обучение на английском языке, увеличилось значительно, в настоящее время в 42 вузах функционируют специальные отделения, где обучение ведется на английском языке.

Вместе с тем результаты исследования в 17 вузах страны показали, что «97% студентов, обучающихся в полиязычных группах, владеют английским языком на элементарном уровне А1 и А2 и не достигают ожидаемого порога программы средней школы В1. Возможными причинами отсутствия прогресса у студентов в уровне владения английским языком были названы: неэффективные методы преподавания, отсутствие четких критериев отбора в полиязычные группы и отсутствие языковой среды». Остается актуальным вопрос уровня языковой компетенции ППС вузов: «только 12% ППС владеют английским языком на продвинутом уровне (С1 и С2), 57% - на среднем уровне (В1 и В2), 31% - находятся на начальном этапе (А1 и А2)». «Успешные полиязычные страны имеют многолетний опыт реализации обучения языкам (Люксембург с 1912 года, Страна Басков – 1982, Финляндия – с 1987, Швейцария – с 1996 и Нидерланды - с 1997). За эти годы они смогли выработать модель, наиболее подходящую для их контекста путем проб и ошибок» [4].

Для оказания научно-методической помощи в вузах функционируют специализированные языковые Центры. Совершенствуется научно-педагогическая база, апробируются модели обучения на трех языках и др.

Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего образования 2004 года содержал компетентностную модель подготовки кадров. Внедрение европейской системы трансферта кредитов (ECTS) начато с 2009 года. Для обеспечения преемственности программ бакалавриата и магистратуры в 2009 году принят действующий Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования.

ГОСО высшего и послевузовского образования разрабатывались в контексте расширения академической свободы вузов. Пересматривалось соотношение дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору в сторону постепенного уменьшения обязательного компонента.

Высшая школа Казахстана разрабатывала образовательные программы с учетом потенциала ППС и учебно-лабораторной базы, потребностей рынка труда. Результаты обучения на выходе разрабатывались в соответствии с Дублинскими дескрипторами. В ГОСО высшего образования академическая самостоятельность вузов расширена до 65%, магистратуре – 70%, докторантуре – 90%.

В 2012 году принята Национальная рамка квалификаций (НРК). Она создала основу для признания квалификаций на рынке труда и реализации стратегии обучения в течение всей жизни. В 2013 году разработан План поэтапной разработки национальной системы квалификаций. В последующие годы в НРК были внесены соответствующие изменения. На основе 13 профстандартов разработана 131 образовательная программа. Унифицирован стандарт по циклам социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Это развивает академическую мобильность и технологичность учебного процесса.

Разработка типовых учебных планов, образовательных программ, рабочих учебных планов специальностей, индивидуальных учебных планов студентов и учебных программ по дисциплинам должна в обязательном порядке соответствовать требованиям ГОСО высшего образования.

Содержание образовательных программ профильной и научно-педагогической магистратуры определяется требованиями ГОСО послевузовского образования. Этим же документом обозначены требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD.

Стратегия вхождения Казахстана в 30-ку конкурентоспособных стран мира предоставила уникальную возможность вузам страны интегрироваться в мировое образовательное пространство.

В вопросе обеспечения качества образовательных услуг вузами в последние годы акцент смещен с государственного контроля в сторону аккредитации (институциональной и специализированной). Она осуществляется на добровольной основе, вузы самостоятельно выбирают аккредитационный орган, внесенный в реестр МОН РК. В 2012 году (сентябрь) Казахстан вошел в Европейский реестр обеспечения качества образования. Национальный реестр включает 10 аккредитационных агентств, из них 2 казахстанских (НКАОКО и НААР).

На основе анализа было отмечено следующее (выводы по всем пунктам касаются в т.ч. естественно-научного направления):

- наименование отдельных модулей не отражает обновленное содержание среднего образования;

- ожидаемые результаты обучения не соотносимы с содержанием модуля или дисциплины;

- в ожидаемых результатах обучения отсутствует наличие знаний концепции обновленного содержания среднего образования, новой системы оценивания, нормативных документов и порядка ведения школьной документации;

- ожидаемые результаты обучения в большей степени отражают академические знания, нежели практические умения и навыки будущих педагогов, а также их личностные и профессиональные компетенции, т.е. не соответствуют дескрипторам профессионального стандарта «Педагог»;

- имеются случаи, когда ожидаемые результаты обучения выражены в цифровых показателях;

- одни и те же ожидаемые результаты обучения прописаны для всех специальностей без учета их специфики;

- отсутствует единый подход при формировании модулей образовательных программ с учетом обновления содержания среднего образования.

Для объективного изучения образовательных программ был проведен повторный анализ модульных образовательных программ по подготовке педагогов 16 вузов по педагогическим специальностям [5-7], который показал, что вузы не готовят будущих педагогов к работе в новых условиях.

Образовательные программы вузов разработаны без учета обновления содержания образования в средней школе и не могут обеспечить готовность будущих педагогов, выпускников вузов, работать по обновленным учебным программам в организациях образования страны.

В связи с этим было рекомендовано:

  - предусмотреть проведение семинаров по вопросам обновленного содержания образования и критериального оценивания для разработчиков образовательных программ с привлечением экспертов;

   - разработчикам программ педагогических специальностей расширить содержание дисциплины по критериальному оцениванию с включением концепции обновленного содержания образования (новых стандартов, учебных программ среднего образования).

Заключение. За годы независимости Казахстана в стране поэтапно проводится совершенствование всей системы образования на основе международного и отечественного опыта. Обновляются законодательные базы, государственные общеобязательные стандарты всех уровней образования, модульные образовательные программы, учебные программы.

При этом соблюдение принципов преемственности между образовательными программами на разных уровнях образования закреплено законодательно.

С целью выполнения этих принципов был осуществлен анализ модульных образовательных программ педагогических специальностей вузов на соответствие обновленному содержанию образовательных программ школьного среднего образования.

Исследование выявило существенные расхождения между образовательными программами школы и вузов, требующие пересмотра модульных образовательных программ вузов на основе обновленного содержания школьных программ.

Для разработчиков образовательных программ необходимо провести семинары с привлечением экспертов по вопросам обновленного содержания образования и критериального оценивания. Кроме того, разработчикам программ педагогических специальностей требуется расширить содержание дисциплины по критериальному оцениванию с включением концепции обновленного содержания образования (новых стандартов, учебных программ среднего образования).


Библиографическая ссылка

Шуиншина Ш.М., Альпеисов Е.А., Ахметова Б.С., Туяков Е.А., Адамова М.Е. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28692 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674