Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ

Каримова Л.Н. 1 Сарваров Н.С. 1 Каримов М.А. 1 Абдульманов Р.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
В процессе освоения программы бакалавриата педагогического образования музыкального и художественного профиля особую значимость приобретает овладение студентами психолого-педагогическими методами и приемами использования различных видов искусств в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями, с применением искусствотворчества как обучающего и реабилитационного средства (арт-терапия). Статья посвящена проблеме поиска подходов к подготовке студентов педагогического вуза к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с особенностями развития в условиях специализированных центров. Представлен анализ основных понятий исследования исходя из психологических, педагогических, медицинских и социальных аспектов. Аргументируется невозможность массовой школы в настоящее время удовлетворить особые образовательные потребности детей с ОВЗ в полном объеме, что актуализирует рассмотрение решения этих вопросов в услових специализированных центров. На основе анализа специфических особенностей организации коррекционно-развивающих мероприятий в специализированных центрах обосновывается необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода к подготовке студентов педагогического вуза к организации арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ, осуществляемого на когнитивном, эмоционально-мотивационном, операционно-деятельностном и оценочно-рефлексивном уровнях. Многоуровневую подготовку будущих специалистов по арт-терапии на основе комплексного междисциплинарного подхода предлагается реализовывать в рамках дисциплин по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования и профильных дисциплин музыкально-художественной направленности через корректировку и внесение в их содержание рассмотрения вопросов по особенностям организации искусствотворческих занятий с детьми с ОВЗ.
подготовка студентов педагогического вуза
арт-терапевтические занятия
дети с овз
специализированные центры.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/902122269 (дата обращения: 18.03.2019).
2. ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 18.03.2019).
3. Арт-терапия: разнообразие методов и техник индивидуальной и групповой работы: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 146 с.
4. Гайдаров Л.Ф., Лазарева Г.Ю. Реабилитация после заболевания. Полный справочник. М.: Эксмо, 2008. 704 с.
5. Копытин А.И., Свитовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2014. 197 с.
6. Каримова Л.Н., Мухаметдинова Г.А. Факторы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования // Образование в условиях социальных изменений: материалы Международной молодежной научно-практической конференции (Уфа, 19 апреля 2017 г.). Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2017. С. 58-60.
7. Левина И.Р., Каримова Л.Н., Политаева Т.И. Развитие социального интеллекта будущего педагога-музыканта в процессе хормейстерской подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27672 (дата обращения: 20.03.2019).
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.03.2019).
9. Долов А.А., Лупанова Н.А., Симакова О.С. Внедрение ФГОС для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений: Пенза, ПГУ, 2018. 110 с.
10. Тимохина Т.В. Модель профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТГУ. 2015. Вып. 9 (149). С. 57-62.
11. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник – 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013. 400 с.
12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Спб.: Речь, 2007. 392 с.
13. Бибикова Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14301 (дата обращения: 27.03.2019).

За последние несколько лет в результате воздействия различных неблагоприятных факторов в нашей стране резко возросло число детей с особыми потребностями, с особенностями развития, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которым согласно российскому законодательству необходимо обеспечить реализацию их прав на получение образования в условиях общего, интегрированного образования, оказание им психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Данное положение «рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» [1].

В связи с этим возросли требования к организации образовательного процесса по подготовке педагогических кадров в системе высшего образования в рамках освоения программы бакалавриата, нашедшие отражение в новых ФГОС [2] в части требований к выпускникам по решению задач профессиональной деятельности, претерпевших существенное расширение за счет включения методических, организационно-управленческих задач и задач сопровождения. Одной из актуальных задач в рамках нашего исследования представляется готовность и способность выпускника педагогического вуза к созданию адекватного образовательного процесса для детей с особыми потребностями и организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в учебном процессе с целью приобретения ими образовательного и социального опыта совместно со сверстниками.

Выросли требования и к результатам освоения программы бакалавриата. Появились четкие формулировки сформированных в процессе обучения в педагогическом вузе общепрофессиональных компетенций выпускников, способных к «организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» (ОПК-3) и готовых «использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями» (ОПК-6) [2].

При освоении программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование профиля музыкальное и художественное образование» особую значимость приобретает овладение студентами психолого-педагогическими методами и приемами воздействия и применения различных видов искусств в процессе воспитания и обучения детей, в том числе и с особенностями развития. Использование музыки, пластических движений, хореографии как обучающего, а, возможно, и как реабилитационного средства в широком социальном контексте принимаемых мер обозначилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике благодаря лечебному и коррекционному свойству искусствотворчества и получило название «арт-терапия».

Цель исследования заключается в поиске подходов к решению проблемы подготовки студентов педагогического вуза к организации арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ в условиях специализированных центров.

Материал и методы исследования. В процессе исследования были проведены анализ медико-психолого-педагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме, метод прогнозирования, систематизация, обощение фактов/концепций.

Понятие «арт-терапия» происходит от английского art – «искусство» и греческого therapeia – «лечение». На основе обобщенного анализа исследований отечественных и зарубежных ученых [3, 4, 5], а также публикаций современных авторов [6, 7], отражающих научную интерпретацию понятия «арт-терапия», авторы статьи рассматривают арт-терапевтические занятия как специально организованную деятельность, включающую совокупность психологических и музыкально-художественных методов воздействия на психоэмоциональное состояние детей с особенностями развития в процессе искусствотворчества, применяемых с целью их психофизической адаптации и социализации.

Современная педагогика и специальная психология в большей степени ориентированы на применение коррекционной практики искусства как значительного средства воспитания гармоничной личности ребенка, в том числе и с особенностями развития. Согласно Федеральному закону об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (дети-инвалиды); либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [8]. Организация их обучения в условиях массовой школы значительно усложняется ввиду чрезвычайной неоднородности групп нарушений и отклонений в развитии детей (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др.).

Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ должны быть обеспечены специальными условиями, т.е. специально разработанными образовательными программами, методами обучения и воспитания, для них должны быть предусмотрены групповые и индивидуальные коррекционные занятия и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ» [8]. Однако, по мнению ряда исследователей, «стандарт общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи» [ 9, с. 4; 10].

Решение этой задачи, т.е. оказание специализированной помощи детям с нарушениями психофизического развития и их подготовку к нормальной личной и общественной жизни, берет на себя созданная в Российской Федерации система специальных коррекционно-реабилитационных образовательных учреждений, осуществляющих абилитационно-реабилитационную, корригирующую, компенсирующую и социально-бытовую функции. Коррекционно-развивающие мероприятия, включающие обучение, воспитание и лечение детей с ОВЗ, осуществляют дома ребенка, детские дома, дома-интернаты для инвалидов, специальные детские сады и группы, специальные классы и логопедические пункты в общеобразовательных школах, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты, диагностические/психологические/психолого-педагогические и медико-социальные центры, реабилитационные центры. Работа данных учреждений, осуществляющих комплексную социально-медицинскую, психологическую, педагогическую помощь, направлена на компенсацию того или иного отклонения организма детей с ограниченными возможностями и стимуляцию их потенциальных возможностей, формирование навыков для социальной адаптации, коммуникации с другими людьми и жизнедеятельности.

Особый интерес в рамках нашего исследования вызывает организация коррекционно-развивающих мероприятий в центрах абилитации и реабилитации. Несмотря на схожесть работы данных учреждений, у каждого из них есть своя специфика. Абилитация подразумевает лечебно-педагогические мероприятия, направленные на предупреждение и лечение патологических состояний у детей начиная с младенческого возраста, когда у ребенка еще не сформированы двигательные и речевые навыки, с целью дальнейшей адаптации к социуму, обучению, труду [11]. По мнению Д.Н. Исаева, абилитация стимулирует потенциальные возможности психики детей, рожденных при определенных патологических факторах (при поражении нервной системы в утробе матери, родовых/черепно-мозговых травмах, инфекционно-воспалительных заболеваниях и других отклонениях), развивает их моторику, исправляет дефекты в их развитии, лечит сопутствующие сомато-неврологические нарушения, корректирует эмоционально-волевые отклонения с целью формирования оптимальных навыков социальной адаптации [12]. Коррекционно-развивающие мероприятия в центрах абилитации, как правило, связаны с назначением массажа, лечебной физической культуры, физиотерапевтических и ортопедических процедур, квалифицированной логопедической помощи и коррекционно-воспитательной работы, в том числе арт-терапии.

В свою очередь в понятие «реабилитация» (от лат. re – «возвращение», halibis – «способность») исходя из юридических, психологических, педагогических, медицинских и социальных аспектов входит восстановительный физиологический процесс после полученной травмы [4, с. 7]. Реабилитация подразумевает лечебно-психолого-педагогические мероприятия, нацеленные на восстановление или компенсацию нормальных психических и физиологических функций организма, нарушенных или потерянных вследствие болезни или полученной травмы, препятствующих человеку временно или постоянно осуществлять трудовую деятельность. Для организации реабилитации должно быть обустроено специальное пространство, включающее все необходимое для осуществления медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, основанное на многомерном, полифункциональном образовании, подразумевающем оказание образовательных, оздоровительных, информационных, психологических, социальных услуг в условиях реабилитационных центров.

Специфические особенности организации коррекционно-развивающих мероприятий в специализированных центрах актуализируют необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода при подготовке студентов педагогического вуза к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ, предусматривающего когнитивный, эмоционально-мотивационный, операционно-деятельностный и оценочно-рефлексивный уровни. Так, на когнитивном уровне подготовка студентов педагогического вуза творческих профилей к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ в специализированных центрах должна включать изучение перечня и основных положений нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с особыми образовательными потребностями и защищающих их права на доступное и качественное образование; рассмотрение общих и специфических особенностей психофизического развития детей с ОВЗ; анализ функциональных обязанностей арт-терапевта в рамках осуществляемой профессиональной деятельности в специализированных центрах при учете междисциплинарного подхода в процессе многопрофильного комплексного воздействия на детей с особенностями развития.

Эмоционально-мотивационный уровень подготовки студентов к организации арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ предполагает формирование у будущих педагогов позитивного отношения и положительной мотивации к организации и проведению занятий с данной категорией детей; опору на принцип педагогического оптимизма, базирующегося, с одной стороны, на высоком научном и практическом знаниевом уровне о потенциальных возможностях и характерных особенностях детей с ОВЗ, с другой – на понимании и выборе наиболее эффективных методов и форм воздействия при организации арт-терапевтических занятий; увлеченность деятельностью и общением с подобными детьми при создании доброжелательной и доверительной среды для достижения максимальных эффектов от занятий.

Операционно-деятельностный уровень подготовки студентов педагогического вуза творческих профилей к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ в специализированных центрах подразумевает овладение будущими специалистами совокупностью психологических и музыкально-художественных методов воздействия на психоэмоциональное состояние детей с особенностями развития в процессе искусствотворчества с целью их психофизической адаптации и социализации. Совокупность методов включает четыре основных направления – воздействие на психоэмоциональное состояние и поведение; воздействие на формирование коммуникативных способностей и овладение навыками межличностного общения; воздействие на психосоматическое состояние и работу вегетативной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем; воздействие на активизацию творческих процессов за счет повышения эстетических потребностей.

Оценочно-рефлексивный уровень подготовки студентов к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с ОВЗ предполагает овладение будущими педагогами диагностическим инструментарием для отслеживания эффективности применяемых методов и форм психологического и музыкально-художественного воздействия на детей, возможности внесения коррективов в процесс искусствотворчества и подведения промежуточных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования профиля «Музыкальное и художественное образование» (44.03.05 и 44.03.01) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы не подразумевает изучение отдельных дисциплин, направленных на овладение студентами психологическими и музыкально-художественными методами воздействия на психоэмоциональное состояние детей с особыми образовательными потребностями в процессе занятий различными видами искусства с целью их психофизической адаптации и социализации, составляющих основу арт-терапии. В вариативной части учебных планов предусмотрены дисциплины по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования, в содержание которых необходимо включить рассмотрение вопросов проектирования также и арт-терапевтических мероприятий в специализированных центрах. На наш взгляд, это позволит осуществить подготовку студентов на когнитивном и эмоционально-мотивационном уровнях за счет изучения ряда вопросов по организации воспитания и обучения детей с ОВЗ, в том числе и в специальных коррекционно-реабилитационных образовательных учреждениях.

Мы считаем, что реализация операционно-деятельностного и оценочно-рефлексивного уровней подготовки студентов с учетом комплексного междисциплинарного подхода в большей степени должна осуществляться в рамках профильных дисциплин через корректировку и внесение в их содержание рассмотрения вопросов по особенностям организации искусствотворческих занятий с детьми с ОВЗ. При этом необходимо акцентировать внимание будущих специалистов на следование специфическим принципам проектирования арт-терапевтических занятий, выступающих в качестве обязательных установок-ориентиров: центром творческой деятельности является ребенок с его психофизиологическими особенностями, а не продукт (результат) искусствотворчества; свободное самовыражение ребенка (т.е. выражение своих чувств, мыслей, эмоций и т.п.) посредством творческой деятельности (художественной, музыкальной, пластической, танцевальной), при этом наличие или отсутствие специальных способностей/навыков в этих сферах не имеет значения, так же как и не имеет значения эстетическая сторона полученного в результате искусствотворчества продукта [5]; запрет любых форм критики и оценочных суждений; «целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье» [13].

Выводы. Проблема подготовки студентов педагогического вуза к проектированию арт-терапевтических занятий для детей с особенностями развития в условиях специализированных центров обусловлена современными требованиями к будущему педагогу по решению задач профессиональной деятельности. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы актуализировал необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода, предусматривающего многоуровневую подготовку студентов, осуществляемую на когнитивном, эмоционально-мотивационном, операционно-деятельностном и оценочно-рефлексивном уровнях. Многоуровневая подготовка будущих специалистов по арт-терапии на основе комплексного междисциплинарного подхода реализуется в рамках дисциплин психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и профильных дисциплин музыкально-художественной направленности через корректировку и внесение в их содержание рассмотрения специальных вопросов по организации искусствотворческих арт-терапевтических занятий с детьми с ОВЗ.


Библиографическая ссылка

Каримова Л.Н., Сарваров Н.С., Каримов М.А., Абдульманов Р.С. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28723 (дата обращения: 02.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074